Культура и будущее России. Новый взгляд. Доклад председателя Комиссии Общественной палаты по вопросам развития культуры А. А. Калягина

Таблица 5

ПРОЦЕНТ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ, НЕ БЫВАЮЩИХ НА ТЕАТРАЛЬНЫХ СПЕКТАКЛЯХ, МУЗЫКАЛЬНЫХ КОНЦЕРТАХ, В ХУДОЖЕСТВЕННЫХ МУЗЕЯХ И НА ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ВЫСТАВКАХ

1/ ЦЕНТРАЛЬНЫЕ ГОРОДА РЕГИОНОВ.

Население

Спектакли

Концерты

Музеи и выставки

Дети 10-17 лет

27

49

52

Взрослые от 18 лет

55

57

76

2/ ГОРОДА РЕГИОНАЛЬНОГО ПОДЧИНЕНИЯ.

Население

Спектакли

Концерты

Музеи и выставки

Дети 10-17 лет

66

68

56

Взрослые от 18 лет

87

83

86

3/ СЕЛА.

Население

Спектакли

Концерты

Музеи и выставки

Дети 10-17 лет

91

68

87

Взрослые от 18 лет

93

88

93

Даже в крупных городах более половины взрослого населения не бывает в театрах и на музыкальных концертах, а в музеях и на выставках − три четверти. В городах же небольших и в селах положение отчаянное: подавляющая часть жителей остается вне театров, концертов, музеев и выставок, то есть обречено оставаться в дремучей темноте по отношению к искусству. Полноценно приобщенными к искусству мы можем сегодня назвать 26% школьников в крупных городах, 12% в городах небольших и 6% в селах.

Юная часть населения, хотя в силу молодости и обгоняет взрослых, но тоже в большинстве своем остается на голодном пайке искусства: в крупных городах половина не бывает на концертах, в музеях, на выставках, а в небольших городах и в селах около двух третей или вовсе 90% лишены общения с искусством.

Сеть учреждений культуры надо существенно и продуманно увеличивать, но все равно никогда не удастся создать такую сеть, которая бы полностью обеспечивала потребности всех населенных пунктов страны. А потому требуются решительные шаги еще в одном направлении.

2) Необходима специальная программа государственной поддержки гастролей и передвижной выставочной деятельности.

Программа эта потребует отдельного финансирования. Только с помощью такой государственной программы можно обеспечить все населенные пункты живым искусством, а не его суррогатом, взращенным массовой культурой.

В последние годы из-за финансовых проблем гастроли стали редкостью. Так, театры в 1985 году 46% своих спектаклей играли на гастролях, в 1995 году − уже только 20%, а в 2006 − и вовсе 7%. Причем, те немногие гастроли, что еще бывают, отправляются по маршрутам, исходя больше из интересов гастролеров, а не населения. План же должен быть ориентирован прежде всего на районы и населенные пункты с особенно бедной системой учреждений культуры, в силу чего люди там лишены возможности сколько-нибудь полноценно приобщаться к искусству.

Надо трезво отдавать себе отчет в том, что сложившаяся в государстве ситуация разделила страну на две России: одна Россия – это столицы Москва и Санкт-Петербург, а все остальное – это другая Россия. «Две России» разительно отличаются и по достатку населения, и по условиям жизни, и по образу мыслей. Возникшее социальное неравенство «двух Россий» чревато опасными социальными взрывами.

Отличаются «две России» и по возможностям приобщения людей к художественной культуре. Особенно больно это бьет по молодому поколению. В Санкт-Петербурге школьники 10-17 лет за год бывают на спектаклях в среднем 3,42 раза, на музыкальных концертах − 2,86 раза, в художественных музеях и на художественных выставках − 2,66. В центральных городах регионов соответственно − 3,32; 1,62; 1,71. В городах регионального подчинения − 0,64; 0,61; 0,85. В селах − 0,16; 0,73; 0,21. Чем дальше от столицы, тем стремительнее беднеет художественная жизнь ребят. Сельский школьник бывает в музеях и на выставках 1 раз в 5 лет, на спектаклях и того реже − 1 раз в 6 лет.

Эти катастрофические средние показатели означают, что подавляющая часть сельских школьников вообще не бывает на спектаклях и художественных выставках, а средняя величина возникает за счет очень небольшой части ребят, время от времени получающих возможность приобщиться к живому искусству.

Раннее приобщение ребенка к искусству имеет огромное значение не только для личностного развития людей, но и для формирования устойчивых художественных интересов взрослого человека [см. таблицу 6].

Таблица 6

СРЕДНЯЯ ПОСЕЩАЕМОСТЬ В ГОД ВЗРОСЛЫМ ЧЕЛОВЕКОМ (от 18 лет) ТЕАТРОВ, МУЗЫКАЛЬНЫХ КОНЦЕРТОВ, ХУДОЖЕСТВЕННЫХ МУЗЕЕВ И ВЫСТАВОК В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ВОЗРАСТА ПЕРВОГО ПОСЕЩЕНИЯ.

Возраст первого посещения

Театры

Музыкальные концерты

Художественные музеи и выставки

Не позднее 5 лет

4,45

3,88

3,42

6-17 лет

2,25

1,26

0,91

Старше 17 лет

1,24

0,87

0,52

Значительно чаще посещают театры, концерты, музеи и выставки те взрослые, которые уже в раннем возрасте бывали здесь. Приобщенные к искусству дети, став взрослыми, значительно увеличат аудиторию учреждений культуры. Таким образом, все тут начинается с детства. Поэтому особую роль в развитии художественной культуры людей играет общеобразовательная школа.

3) Надо основательно расширить и укрепить позиции искусства в общеобразовательной школе, восстановить в былых правах урок литературы, систематически урезавшийся в последние десятилетия, и ввести урок «Искусство» в программу с первого по выпускной класс.

В самом деле, огромная роль детства требует самого повышенно­го внимания государства к художественно-педагогической работе с детьми. Тут, помимо учреждений культуры, очевидны еще три канала, по которым должна идти эта работа: средства массовой коммуникации, школа, семья.

Средства массовой коммуникации, несмотря на их широчайшее распространение, пока не стали фактором всеобщего худо­жественного воспитания. Самое влиятельное из них – телевидение, и к его передачам обращаются почти все школьники. При этом подавляющее большинство из них смотрит по телевидению прежде всего кинофильмы. Пользуются высокой популярностью также музыкальные передачи за счет концертов эстрадной музыки, рок-музыки и т. п. Интерес к передачам о других видах искусства совсем невелик, и таких передач на телевидении мало. Об ужасающей пошлости многих передач бесконечно говорят, но ничего не меняется. То, что произошло за последние годы с художественным телевидением для подрастающего поколения, иначе, чем крахом, назвать нельзя. Раньше школьники чаще взрослых смотрели телевизионные передачи, посвященные искусству, сейчас − меньше, хотя и старшие поколения основательно утратили к ним интерес.

Многое здесь зависит от родителей, которые могут сильней­шим образом повлиять на художественное развитие ребят либо, напротив, затормозить его. Однако сегодня приходится говорить об ограниченных возможностях семьи, и связано это прежде всего с тем, что огромная часть родителей находится на невысоком уровне личностного развития. При достаточно либеральном измерении оказалось, что лишь около 40% семей в крупных городах способны более или менее успешно заниматься личностным развитием детей, в небольших городах – 30%, в селах – 25%. Дети из остальных семей, то есть подавляющее большинство, будут предоставлены самим себе, если о них не побеспокоится школа. Не случайно резкий рост числа ребят, организованно посещающих театры, концерты, музеи, падает именно на школьные годы.

Общеобразовательная школа, при всех ее недостатках, в принципе остается главной силой художественного образования, так как она единственная способна охватить всех ребят и придать художественному образованию не только всеобщий, но и систематический характер.

Однако сегодня в общеобразовательной школе неуклонно идет опасный процесс свертывания художественно-педагогической работы; искусства становится в ней все меньше и меньше, и его воспитательная роль катастрофически снижается. Сегодня школа уделяет преимущественное внимание изучению основ естественных наук – химии, физики, биологии, географии – за счет социальных дисциплин, иностранных языков, искусства, технологий и практических навыков. В учебных планах российских школ искусство представлено в два с лишним раза скромнее, чем в школах развитых стран.

Главную роль в развитии художественной культуры в школе всегда играло преподавание литературы, и сегодня она остается главным предметом искусства в школе. Музыка и изобразительное искусство имеют слишком мало учебных часов и занятия ими заканчиваются в неполной средней школе; предмету «Мировая художественная культура» тоже отведено скромное место в учебных планах. Однако и школьный курс литературы сокращается, несмотря на протесты и учителей, и деятелей искусства, и ученых. Только в двух старших классах за последние тридцать лет количество часов на литературу уменьшилось чуть ли не вдвое.

В сфере художественных интересов детей и юношества абсолютно господствует кино. Количество фильмов, которые школьники смотрят по телевидению, на видео, в кинотеатрах, выглядит чем-то невероятным, далеко оставляющим позади объемы потребления продукции всех остальных видов искусства. И в городах, и в селах ребята смотрят в среднем на человека свыше 400 фильмов в год, то есть более одного фильма ежедневно.

С родной литературой школьники знакомятся все меньше, зато в невероятных объемах поглощают худшие образцы американской кинопродукции, которая заполонила наши экраны. 78% ребят предпочитают смотреть американские фильмы, причем 29% с удовольствием смотрят только американские фильмы и вовсе не хотят видеть сделанные в России. Большинство демонстрируемых у нас американских фильмов, лишенных глубокой мысли, но изобилующих сценами насилия, секса, кровавой жестокости, торжества грубой силы, определенным образом влияют на зрителя и формируют идеалы, чуждые традиционному российскому менталитету и духу отечественного искусства в его величайших творениях. Веру заменяет волчья хватка и презрение к слабым, надежда оборачивается мечтой о власти и богатстве, любовь сводится к изощренной эротике. Отсутствие прочного духовного фундамента, которым для человека должна быть его родная культура в лучших ее проявлениях, ведет к выхолащиванию и легковесности личности.

Отношение школьников к кино требует особого педагогического внимания – и потому, что оно объект громадного интереса ребят, и потому, что в сложившейся ныне ситуации оно оказывает скорее неблагоприятное влияние на становление личности молодого человека. Но именно отношением ребят к кино школа и внешкольные учреждения по сути совсем не занимаются, бросив учащихся на произвол судьбы в той пучине пошлости и дурного примитива, который сегодня обрушивает кино на молодое поколение.

Итак, надо основательно укрепить позиции искусства в школе. Это касается не только литературы, но и излишне скромно представленными в нынешней учебной программе музыке и изобразительному искусству, а также полностью отсутствующим в ней театру и кино.

Необходимость искусства с неизбежностью предполагает разработку обоснованной стратегии художественного воспитания и образования. Несмотря на ведущую роль школы в реализации этой задачи, она не может решать ее в одиночку. Выработка такой стратегии должна стать плодом коллективных усилий людей искусства, педагогов, философов, социологов, психологов.

Действовать нужно сообща и поэтому нужен специальный государственно-общественный орган, координирующий деятельность всех, кто занят формированием художественной культуры детей и юношества. Это мог бы быть межведомственный комитет, объединяющий представителей искусства и педагогики, ведомств образования и культуры.

  1. Культура и будущее России. Новый взгляд. Доклад председателя Комиссии Общественной палаты по вопросам развития культуры А. А. Калягина (2)

    Доклад
    Цель этого доклада не в том, чтобы равномерно описать сферу культуры России, отметить достижения и выявить недостатки. Наверное настанет время, когда люди культуры и искусства, думая о своем деле, будут испытывать только гордость и
  2. «Культура и будущее России. Новый взгляд»

    Доклад
    Заместитель председателя Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по вопросам сохранения культурного и духовного наследия, президент Славянского фонда России
  3. Доклад Общественной палаты Российской Федерации по вопросу: «Культура и будущее России. Новый взгляд»

    Доклад
    Цель этого доклада не в том, чтобы равномерно описать сферу культуры России, отметить достижения и выявить недостатки. Наверное настанет время, когда люди культуры и искусства, думая о своем деле, будут испытывать только гордость и
  4. Мониторинг сообщений сми об Общественной палате РФ за январь-февраль 2011 года

    Документ
    12.Поездка Рабочей группы по развитию общественного диалога и институтов гражданского общества на Кавказе в Дагестан в рамках проекта «Мир Кавказу»……….
  5. Мониторинг сообщений сми об Общественной палате РФ за март 2011 года

    Документ
    5.Заключение Общественной палаты на проект приказа Министерства регионального развития «Об утверждении перечня подготовительных работ для строительства,
  6. Отчет о работе Общественной палаты Российской Федерации за 2010 год подготовлен на основе информации и материалов, представленных комиссиями, межкомиссионными рабочими группами и подразделениями аппарата Общественной палаты Российской Федерации

    Содержательный отчет
    Отчет о работе Общественной палаты Российской Федерации за 2010 год подготовлен на основе информации и материалов, представленных комиссиями, межкомиссионными рабочими группами и подразделениями аппарата Общественной палаты Российской Федерации.
  7. Общественная палата российской федерации (6)

    Реферат
    Цель этого доклада не в том, чтобы равномерно описать сферу культуры России, отметить достижения и выявить недостатки. Наверное настанет время, когда люди культуры и искусства, думая о своем деле, будут испытывать только гордость и
  8. Федерального закона от 4 апреля 2005 Г. N 32-фз

    Закон
    Представленный Комментарий к Федеральному закону "Об Общественной палате Российской Федерации" является одной из первых работ, посвященных юридическому анализу реальной работы Общественной палаты России.
  9. Госдума РФ мониторинг сми 30 июня 2006 г

    Документ
    ГОСДУМА РАССМОТРИТ В ПЯТНИЦУ ЗАКОНОПРОЕКТЫ, ОГРАНИЧИВАЮЩИЕ УПОТРЕБЛЕНИЕ ЧИНОВНИКАМИ НАИМЕНОВАНИЙ ИНОСТРАННЫХ ВАЛЮТ, НО УЖЕ В "СМЯГЧЕННОМ" ВАРИАНТЕ.

Другие похожие документы..