Отчет о Тунисском этапе Всемирной встречи на высшем уровне по вопросам информационного общества

Круглый стол II ВВУИО

"От обязательства к действию: выполнение решений после Туниса"

Второй круглый стол ВВУИО по теме "От обязательства к действию: выполнение решений после Туниса" прошел в Тунисе во второй половине дня 17 ноября 2005 года. Мероприятие было организовано в форме открытого диалога, подкрепляемого национальным опытом и практическими предложениями. Вел обсуждение г‑н Иосинори Имаи, Исполнительный редактор, NHK (Японская радиовещательная корпорация). В круглом столе приняли участие 10 глав государств и правительств и министров, 4 представителя международных организаций, 2 представителя торгово-промышленного сектора и 4 представителя гражданского общества.

На втором круглом столе прошло обсуждение достижений и проблем при достижении целей и задач Женевского плана действий. Участники подчеркивали, что реализация стратегий и направлений политики в сфере ИКТ, в том числе либерализация и приватизация государственных компаний – операторов электросвязи, при разнообразии технологий и наличии партнерских отношений, не может следовать одной модели. Вместе с тем, в ходе дискуссии участники согласились, что странам следует разрабатывать стратегии и варианты действий, которые учитывали бы наличие в их странах конкретных особенностей и ресурсов.

Отмечалось, что правительства могут усматривать в ИКТ различные виды потенциала и поэтому придавать различное значение конкретным вопросам, таким как разнообразные технологии подключения (проводные и беспроводные технологии, узко- или широкополосные) и различные приложения (электронное государственное управление, электронное здравоохранение, электронное обучение, электронное сельское хозяйство). В частности, представители развивающихся стран заявляли, что ввиду ограниченности финансовых ресурсов и других связанных с развитием проблем им приходится определять приоритетность задач.

В числе основных проблем, возникающих при построении действительно открытого для всех информационного общества, участники упоминали те, которые связаны с развертыванием инфраструктуры, повышением доступности ИКТ и их приемлемости в ценовом отношении, а также наличием или отсутствием финансовых ресурсов для реализации национальных планов. Также отмечалось, что эффективность стратегий в сфере ИКТ возрастает, когда они тесно увязываются с национальными планами развития, в том числе в областях образования, здравоохранения, научных исследований и торговли. Представители торгово-промышленного сектора подчеркивали достижения в сокращении расходов на доступ к имеющим ключевое значение технологиям, таким как подвижная связь. Они также отмечали, что правительства играют основополагающую роль в создании благоприятной среды, которая способствовала бы росту в секторе электросвязи.

Участники подчеркивали, что в ходе процесса ВВУИО удалось достичь существенного прогресса в отношении развития информационного общества. Вместе с тем, многие вопросы остаются нерешенными. Указывалось, что для построения устойчивого информационного общества государствам следует создать прочные институциональные рамки, которые способствовали бы развитию поощряющей конкуренцию и благоприятной обстановки в секторе ИКТ. Многие страны пока не смогли выбрать наиболее эффективную модель регламентации. Высоко оценивалась помощь, оказываемая международными организациями и учреждениями, занимающимися вопросами развития. Сектор ИКТ развивается очень быстро, и его природа меняется в соответствии с темпами технологического прогресса. Органы, отвечающие за разработку политики, как и регламентарные органы, сталкиваются со множеством новых проблем, для решения которых необходимо международное сотрудничество, по меньшей мере в виде обмена передовым опытом.

Все выступавшие соглашались с тем, что ИКТ благотворно влияют на состояние экономики. Эти технологии повышают производительность, а также открывают доступ к новым рынкам. Для многих структур они создают уникальную возможность вывода их деятельности на международный уровень. Участники также подчеркивали, что ИКТ позволяют существенно повысить эффективность и самим государствам. Благодаря инновационным электронным приложениям правительственные учреждения способны предлагать все более широкий диапазон услуг с помощью ИКТ. Вместе с тем, успех электронного государственного управления определяется не только инфраструктурой доступа. Чтобы пользоваться преимуществами этого приложения, страны должны вкладывать средства и в развитие человеческого потенциала. Одной из наиболее важных задач является обеспечение грамотности в сфере ИКТ.

Участники пришли к единому мнению относительно того, что преодоление "цифрового разрыва" невозможно без вкладов всех заинтересованных сторон. В связи с этим представители гражданского общества призвали правительства и международные организации расширять участие гражданского общества в реализации последующих мер по итогам Встречи на высшем уровне и содействовать включению в эту деятельность групп с особыми потребностями, в том числе людей с ограниченными возможностями. Выступавшие подчеркивали, что следует распространять открытые стандарты для сохранения открытости информационного общества для всех. Вместе с тем, они отмечали, что для создания устойчивого информационного общества необходимо больше внимания уделять вопросам контента.

Подчеркивалась особая роль частного сектора в развитии информационного общества. Высокие темпы инноваций в секторе ИКТ означают, что значительные средства направляются на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Частный сектор прилагает большие усилия, чтобы обеспечить возможность подключений по приемлемым ценам, недорогие технологии и соответствующие приложения. Для частного сектора важен подход с участием многочисленных заинтересованных сторон. Налаживание сотрудничества с правительствами и с объединениями гражданского общества на различных уровнях позволит выполнить задачи в отношении подключения к 2015 году. Отмечалось, что частный сектор верит в возможность преодоления "цифрового разрыва". К 2010 году во всем мире соединениями будет обеспечен еще один миллиард пользователей подвижной связи.

Вместе с тем, указывалось, что в процессе развития доступ к ИКТ следует понимать не только как использование технологии, но и как способность применять ее для производства продуктов ИКТ, проведения собственных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и участия в информационном обществе на стороне глобального предложения таких продуктов, а не только глобального спроса на них. В качестве примера упоминалась Синяя книга, где излагаются направления политики в области электросвязи в Латинской Америке.

Участники отмечали, что международные организации и учреждения, занимающиеся вопросами развития, составляют неотъемлемую часть сил, преодолевающих "цифровой разрыв". За последние годы, осуществляя множество разнообразных проектов, они накопили большой опыт, который будет полезен на этапе выполнения решений. Подчеркивалось, что роль международных организаций и занимающихся вопросами развития учреждений в создании партнерств с участием многих заинтересованных сторон чрезвычайно важна для будущего информационного общества. Велика ценность таких инициатив, как "Соединим мир", способствующих диалогу с участием многих заинтересованных сторон.

Участники:

Ведущий:г‑н Иосинори ИМАИ, Исполнительный редактор, NHK (Японская радиовещательная корпорация)

Секретарь: г-н Абделькарим АБУСАИД, Международный союз электросвязи

Главы государств и правительств и министры (в алфавитном порядке)

Е.П. г-н АЛВАРЕС ОТ, заместитель Министра связи, Мексика

Е.П. г‑н Абсалом Темба ДЛАМИНИ, Премьер-министр, Свазиленд

Е.П. г-н Игнасио ГОНСАЛЕС ПЛАНАС, Министр информации и связи, Куба

Е.П. г-жа Дьялло ХАДЖА АЙСАТУ БЕЛЛА, Министр информации, Республика Гвинея

Е.П. Посол Масуд ХАН, Постоянный представитель при Организации Объединенных Наций и других международных организациях в Женеве, Пакистан

Е.П. г-н Сора-ат КЛИНПРАТУМ, Министр информации и связи, Таиланд

Е.П. г‑н Мориц ЛОЙЕНБЕРГЕР, Вице-президент Швейцарской Конфедерации

Е.П. г-н Марио Гильермо МОРЕНО, Министр связи, Аргентина

Е.П. г-н Пакалита МОСИСИЛИ, Премьер-министр, Лесото

Е.П. г-н Филип ПОЛВЕЛ, Министр торговли, науки и техники, Ямайка

Международные организации (в алфавитном порядке)

Г‑н Роберто БЛУА, заместитель Генерального секретаря Международного союза электросвязи (МСЭ)

Г‑н Хосе Луис МАЧИНЕА, Исполнительный секретарь Экономической комиссии ООН для Латинской Америки и Карибского бассейна (ЭКЛАК)

Г‑н Хосе Антонио ОКАМПО, заместитель Генерального секретаря Организации Объединенных Наций по экономическим и социальным вопросам

Г-жа Мерват М. ТАЛЛАВИ, Исполнительный секретарь, Экономическая и социальная комиссия ООН для Западной Азии (ЭСКЗА)

Деловые круги (в алфавитном порядке)

Г-н Ивон ЛЕРУ, Вице-президент, Cisco Systems

Г-н Вели СУНДБЕК, Исполнительный вице-президент, Nokia

Гражданское общество (в алфавитном порядке)

Г-н Мохам ед Эли БЕН МАРЗУК, Председатель, Тунисская организация "Молодые врачи без границ"

Г-н Монтьян БУНТАН, Председатель, Таиландская ассоциация слепых

Всемирный союз слепых

Г-жа Татьяна ЕРШОВА, Генеральный директор, Институт информационного общества

Глобальное партнерство в области знаний

Г-жа Анриет ЭСТЕРХУЗЕН, Исполнительный директор, Ассоциация прогрессивных коммуникаций

ПРИЛОЖЕНИЕ 2С

Группа высокого уровня ВВУИО: "ИКТ для развития"

Отчет Группы высокого уровня ВВУИО

Заседание Группы высокого уровня ВВУИО по ИКТ для развития прошло 16 ноября 2005 года в Тунисе во время Всемирной встречи на высшем уровне по вопросам информационного общества. Заседание Группы было проведено в динамичном формате, способствовавшем открытому диалогу между членами Группы и аудиторией. Вел дискуссию профессор Элай Ноам из Колумбийского университета. Членами Группы были, в алфавитном порядке:

  • Е.П. г‑н Лоренс-Ян БРИНКХОРСТ, заместитель Премьер-министра и Министр экономики Нидерландов

  • Д-р Пап ДИУФ, Президент "Африканской диаспоры для информационного общества" (DAPSI)

  • Е.П. г-н Филип ПОЛВЕЛ, Министр торговли, науки и техники Ямайки

  • Г-н Ноа САМАРА, Исполнительный директор WorldSpace

  • Г-н Иошио УТСУМИ, Генеральный секретарь Международного союза электросвязи

Члены Группы заявили, что задачей Всемирной встречи на высшем уровне по вопросам информационного общества является повышение информированности о значении ИКТ и содействие оптимальному использованию возможностей, которые ИКТ предлагают всем людям. Заключая политическое соглашение о необходимости распространения информационного общества, государства подтверждают, что устойчивое развитие без ИКТ недостижимо. ИКТ также служат важными инструментами в борьбе за искоренение нищеты, что является одной из задач Целей в области развития Декларации тысячелетия (ЦРДТ), выполнение которой должно быть осуществлено к 2015 году. Уделяемое на Тунисском этапе ВВУИО внимание механизму реализации открывает новые перспективы ускоренного распространения информационного общества в будущем.

Члены Группы и аудитория подчеркивали необходимость продолжать глобальный диалог с участием многих заинтересованных сторон, начатый в ходе процесса ВВУИО. Отмечалось, что важнейшую роль в успехе ВВУИО сыграло участие в ее процессе гражданского общества и частного сектора. Эти заинтересованные стороны обладают способностью повысить информированность населения и выявить его потребности, одновременно предлагая наилучшие варианты их удовлетворения. Невзирая на многочисленные проблемы, с которыми они сталкиваются в своей повседневной деятельности, они в состоянии работать в сетевом режиме и определить надлежащие стратегии для многих целей в области развития, в том числе для всего спектра ЦРДТ, действуя совместно с частным сектором и правительствами.

Члены Группы подчеркнули, что "цифровой разрыв" создает проблемы для всех заинтересованных сторон. Для сокращения "цифрового разрыва" применяются самые разнообразные подходы, зависящие от особенностей каждой страны. Члены Группы заявили, что продолжающаяся дискуссия о "цифровом разрыве" не должна ограничиваться вопросами доступа. Ввиду технологического прогресса и изменения среды ИКТ информационный разрыв следует рассматривать в более широком плане. Для многих развивающихся стран большое значение имеет доступ к информации, и любые ИКТ, способствующие установлению связи, играют решающую роль в дальнейшем развитии глобального информационного общества. Участники дискуссии подчеркнули, что для преодоления "цифрового разрыва" могут применяться любые средства связи. Если принять во внимание значительный спрос на ИКТ в развивающихся странах и ограниченность их финансовых ресурсов, новые перспективы для этих стран может открыть вторичное использование аппаратного обеспечения из развитых стран. Стремясь преодолеть "цифровой разрыв", заинтересованные стороны должны также способствовать демократизации информации, что также поможет сокращению разрыва в знаниях.

Для преодоления "цифрового разрыва" разработаны и реализуются многочисленные разнообразные стратегии. Члены Группы и аудитория подчеркивали, что различия в характеристиках развивающихся и развитых стран не позволяют первым в их конкретных обстоятельствах применять передовой опыт развитых стран. Так, поскольку для развивающихся стран стоимость подключения имеет огромное значение в отношении темпов распространения ИКТ, подключение общин для этих стран может быть более приемлемым вариантом преодоления "цифрового разрыва". Развертывание в масштабах страны центров электросвязи создает новую инфраструктуру ИКТ, которая может обрести устойчивость благодаря сотрудничеству правительств, местных НПО и частных предпринимателей. В настоящее время такая модель внедряется во многих странах.

В результате обсуждения других возможных способов преодоления "цифрового разрыва" был сделан вывод, что партнерские отношения являются ключевым фактором достижения успеха в этой области. Для ускорения темпов подключения общин все заинтересованные стороны должны действовать сообща. Ввиду этого следует далее распространять подход с участием многих заинтересованных сторон как одну из отличительных особенностей процесса ВВУИО. Приблизительные расчеты показывают, что стоимость подключения к услугам электросвязи еще одного миллиарда людей не превысит одного процента ежегодных общемировых инвестиций. Это свидетельствует о потенциале сектора ИКТ и создает стимулы для создания новых успешных партнерств, которые будут способствовать сокращению "цифрового разрыва". Высокой оценки заслуживают такие инициативы, как "Соединим мир", которые содействуют формированию устойчивых партнерств с участием многих заинтересованных сторон. Дополнительного внимания требует также разработка инновационных механизмов финансирования. Развивающиеся страны совместно с новыми партнерами могут выработать эффективные бизнес-модели, которые послужат стимулами для частных инвестиций. В качестве примера упоминалась модель микрофинансирования Фонда Grameen. Участники дискуссии обсуждали ценность новых международных инициатив, в том числе Фонда цифровой солидарности, и отметили, что хотя он очень важен для сокращения разрыва, необходимо увеличивать число его участников.

Остается нерешенным вопрос о том, сколько времени потребуется для охвата еще одного миллиарда пользователей ИКТ. Участники дискуссии отметили, что для преодоления разрыва потребуются масштабные программы инвестиций, а также создание благоприятной среды. Заинтересованные стороны должны рассмотреть вопрос о том, как создать дополнительные стимулы с целью мобилизации надлежащих участников для развития сетей и привлечения новых пользователей ИКТ. Это особенно важно для отдаленных районов, где традиционные бизнес-модели не обеспечивают высокой прибыли от капиталовложений. Беспроводные технологии открывают новые перспективы обеспечения подключений по приемлемым ценам; тем не менее, их развертывание требует времени и финансовых ресурсов. За последние годы во многих странах были созданы фонды универсального обслуживания для поддержки развития инфраструктуры; вместе с тем, остается желательным создание дополнительных механизмов финансирования.

Очень важна роль правительств как разработчиков институциональных рамок. Распространение ИКТ остановить невозможно, а чтобы придать их распространению должное направление в соответствии с национальными планами развития, требуется комплексная политика, а также благоприятные регламентарные основы. Технологическая революция делает настоятельной необходимостью создание новой институциональной среды, которая способствовала бы развитию рынка и достижению в ближайшем будущем целей, касающихся подключения. Поскольку схожие задачи стоят перед всеми правительствами, участники дискуссии подчеркивали важность поддержки со стороны существующих многосторонних организаций для достижения этих целей. В частности, они отмечали, что необходимо способствовать обмену передовым опытом в этом отношении. Пример Индии и реализуемой в ней стратегии подключения отдаленных районов показывает, что создание благоприятной среды зачастую может стать более эффективной и результативной стратегией, чем использование лишь традиционных механизмов финансирования. По мере распространения электронных СМИ внимание широкой публики все чаще обращается к вопросу многоязычия. Перед ответственными за разработку политики и перед регламентарными органами встает новая задача – содействовать развитию контента на местных языках.

Участники дискуссии подчеркивали, что ИКТ открывают множество новых перспектив перед развивающимися и развитыми странами. Нарастает глобализация мира, и ИКТ способствуют этому процессу. Благодаря ИКТ многие страны могут добиться доступа на новые рынки. Для многих объединений становится значительно легче найти новые рыночные ниши или вывести свое производство на международный уровень для предоставления товаров и услуг.

Участники дискуссии отмечали, что ИКТ открывают новые перспективы для ускорения развития, но и создают новые угрозы. Все большее значение для всех заинтересованных сторон приобретают такие проблемы, как обеспечение кибербезопасности, неприкосновенности частной жизни и борьба со спамом. Бороться с новыми опасностями должны помочь тесное сотрудничество между заинтересованными сторонами и участие международных организаций.

В заключение участники дискуссии подчеркнули особую роль Встречи на высшем уровне как важнейшего в 2005 году всемирного мероприятия, посвященного политическим, экономическим и социальным вопросам. Признавая огромную ценность ИКТ, страны подтвердили свою готовность решать проблемы, связанные с использованием ИКТ для содействия развитию.

________________

*Для информации, пункт 16 Женевской Декларации принципов гласит:
Мы продолжаем уделятьособое внимание специфическим потребностям жителей развивающихся стран, стран с переходной экономикой, наименее развитых стран, малых островных развивающихся государств, развивающихся стран, не имеющих выхода к морю, бедных стран с крупной задолженностью, оккупированных стран и территорий, стран, преодолевающих последствия конфликтов, а также стран и регионов с особыми потребностями, равно как и представляющим серьезную угрозу для развития обстоятельствам, в том числе стихийным бедствиям.

1 Последующие ссылки во всем тексте настоящего документа на "электронные стратегии" истолковываются как включающие, в соответствующих случаях, стратегии в области ИКТ и отраслевые электронные стратегии.

*После заявления, сделанного Его Превосходительством г-ном Андраником МАРГАРЯНОМ, Премьер-министром Республики Армения, Турция воспользовалась своим правом на ответ. Греция также воспользовалась своим правом на ответ в конце шестого пленарного заседания в отношении заявления Его Превосходительства г‑на Джемали МЕХАЗИ, Министра транспорта бывшей югославской Республики Македонии.

*Тринидад и Тобаго включена вместо Сент-Люсии.

** Нигерия включена вместо Сьерра-Леоне.

t/wsis

  1. ОТчет о женевском этапе всемирной встречи на высшем уровне по вопросам информационного общества

    Содержательный отчет
    Всемирная встреча на высшем уровне по вопросам информационного общества на своем пятом пленарном заседании 12 декабря 2003 года приняла следующую Декларацию принципов (WSIS-03/GENEVA/DOC/4):
  2. Заключительный отчет Подготовительного собрания (ПодгКом-2 тунисского этапа) всемирная встреча на высшем уровне по вопросам

    Содержательный отчет
    1 В своей резолюции 56/183 от 21 декабря 2001 года Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций с удовлетворением отметила резолюцию Совета Международного союза электросвязи (МСЭ), в которой Совет одобрил предложение Генерального
  3. Отчет о процессе подготовки второго этапа встречи на высшем уровне I

    Содержательный отчет
  4. Концепция информационного общества. Понятие мирового информационного порядка

    Реферат
    С начала нашей эры для удвоения знаний потребовалось 1750 лет. Второе удвоение произошло в 1900 году – через 150 лет. Третье - к 1950 году – через 50 лет.
  5. Исполнение программ Организации Объединенных Наций в двухгодичный период 2004–2005 годов

    Доклад
    Доклад об исполнении программ содержит всеобъемлющий обзор деятельности Секретариата по реализации ожидаемых достижений в рамках 188 подпрограмм на основе выполнения утвержденных мероприятий, предусмотренных в утвержденном бюджете
  6. Введение Вмоем докладе рассматриваются следующие вопросы: Что привело к решению организовать Всемирный Саммит?

    Доклад
  7. Отчет об анализе выполнения решений ввуио содержание 1 Роль правительств и всех заинтересованных сторон в содействии применению икт в целях развития (C1) 4 2 (1)

    Содержательный отчет
    1. Анализ выполнения решений ВВУИО предназначен для выполнения двойственной задачи – подведения итогов работы, проделанной правительствами и всеми заинтересованными сторонами по выполнению решений Женевского этапа (Декларация принципов
  8. Отчет об анализе выполнения решений ввуио содержание 1 Роль правительств и всех заинтересованных сторон в содействии применению икт в целях развития (C1) 4 2 (2)

    Содержательный отчет
    1. Анализ выполнения решений ВВУИО предназначен для выполнения двойственной задачи – подведения итогов работы, проделанной правительствами и всеми заинтересованными сторонами по выполнению решений Женевского этапа (Декларация принципов
  9. Отчет о научно-исследовательской работе (57)

    Содержательный отчет
    Зам. проректора Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, член Российского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех», д-р юрид.

Другие похожие документы..