Рабочая программа по литературе 5 класс

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 9 П. СИБИРЦЕВО

Обсуждена и согласована на «УТВЕРЖДАЮ»

Методическом объединении ____________ ( В.П. Колмакова)

Протокол №____________от директор МОУ СОШ № 9

«___»_____________20___г. «___»__________________20__г.

Рабочая программа

по литературе

5 класс

уровень - базовый

Принята на

методическом совете

Протокол №_______________от

«____»_______________20____г.

2010

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004) и примерной программы основного общего образования по литературе для образовательных учреждений с русским языком обучения. Данная программа соответствует Госстандарту (его федеральному компоненту), кроме этого в нее включены произведения, не предусмотренные Госстандартом для изучения в 5 классе.

Учитывая рекомендации, изложенные в «Методическом письме о преподавании учебного предмета "Литература" в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования», в рабочей программе выделены часы на развитие речи.

Данная рабочая программа рассчитана на 70 часов ( 2 часа в неделю).

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРЕДМЕТА

ЛИТЕРАТУРА

Класс: 5

Категория слушателей: обучающиеся школы

Срок обучения: 70 часов

Форма обучения: очная

Режим занятий: 2 часа в неделю

Используемый методический комплекс:

1. Коровина В.Я. «Литература. 5 класс»: учебник-хрестоматия для учащихся в двух

частях.

2. Коровина В.Я. «Читаем, думаем, спорим…»: дидактические материалы по лите-

ратуре для 5 класса.

3. Ерёмина О.А. «Поурочное планирование по литературе. 5 класс»: учебно- методи-

ческое пособие для учителя.

4. Тищенко О.А. «Дидактические материалы по литературе. 5 класс»: учебно- мете-

дическое.

5. Ерёмина О.А.«Древнерусская литература в школе. Поурочное планирование»:

Методическое пособие для учителя.

6. Егорова Н.В. «Поурочные разработки по зарубежной литературе». Методическое

пособие для учителя.

7. Тищенко О.А. "Домашняя работа по литературе. 5 класс". Учебно-методическое

пособие.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ОБУЧЕНИЯ ПО КОЛИЧЕСТВУ ЧАСОВ

Разделы

Материал

Стандарта

(часы)

Материал

Резерва

(часы)

Развитие

Речи

(часы)

Всего

(часов)

1

Литература как искусство слова

1

-

-

1

2

Русский фольклор

3

2

1

6

3

Литературная сказка

4

2

1

7

4

Древнерусская литература

3

-

-

3

5

Литература 18 века

-

1

-

1

6

Литература 19 века

23

7

1

31

7

Литература 20 века

8

1

1

10

8

Зарубежная литература

9

-

-

10

9

Резерв

2

10

Итого

51

13

4

70

СОДЕРЖАНИЕ

(70 часов)

ЛИТЕРАТУРА КАК ИСКУССТВО СЛОВА (1 час)

Художественная литература как одна из форм освоения мира, отражения богатства и многообразия духовного мира человека. Происхождение литературы. Миф.

РУССКИЙ ФОЛЬКЛОР (5 часов )

Коллективность творческого процесса в фольклоре. Жанры фольклора. Отражение в русском фольклоре народных традиций, представлений о добре и зле.

Сказки «Царевна-лягушка», «Солдатская шинель», « Журавль и цапля».

"Иван крестьянский сын и чудо-юдо".

Миф и сказка. Виды сказок: волшебные, бытовые, сказки о животных. Народная мудрость сказок. Соотношение реального и фантастического в сказочных сюжетах.

Литературная сказка (6 часов )

Фольклорная и литературная сказка. Понятие об эпосе.

Х.К. Андерсен (4 часа)

Слово о писателе. Сказка "Снежная королева"

Борьба добра и зла в сказках Андерсена. Мастерство писателя в построении сюжета и создании характеров.

В.М. Гаршин (2 часа)

Сказка "Attaleaprinceps"

ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА (3 часа)

Связь литературы с фольклором.

«Повесть временных лет». Образно-стилистические особенности жанра летописи. "Подвиг отрока-Киевлянина и хитрость воеводы Претича"

Зарубежная литература

Д.Дефо (3 часа)

Слово о писателе. Роман «Робинзон Крузо». История освоения мира человеком. Природа и цивилизация. Мужество и разум как средство выживания в суровых жизненных обстоятельствах. Образ главного героя.

ЛИТЕРАТУРА 18 ВЕКА (1 час)

М.Ломоносов. "Случилось вместе два Астронома в пиру"

ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА ( 30 ЧАСОВ)

Классическая литература как образец нравственного и художественного совершенства. Вечность и актуальность проблем, поставленных русскими писателями XIX века. Изображение человеческих чувств и взаимоотношений в литературе «золотого» века.

И.А. Крылов (2 часа)

Слово о писателе. Басни: “Квартет", "Волк и ягненок», "Свинья под Дубом", "Волк на псарне", "Ворона и лисица".

Жанр басни, история его развития. Басня и сказка. Образы животных и их роль в басне. Мораль басен и способы ее выражения. Аллегория как основа художественного мира басни.

В.А. Жуковский (3 часа)

Слово о поэте. Баллада «Кубок». Талант В.А. Жуковского-переводчика.

Сказка "Спящая царевна".

А.С. Пушкин (5 часа)

Слово о поэте. Стихотворения: «Няне», "У Лукоморья".

Лирика как род литературы. Лирический герой, его чувства, мысли, настроение.

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Фольклорные традиции в сказке Пушкина. Утверждение высоких нравственных ценностей. Борьба добрых и злых сил; закономерность победы добра. Понятие о стихотворной сказке.

М.Ю. Лермонтов (2 часа)

Слово о поэте. Стихотворение: «Бородино». История Отечества как источник поэтического вдохновения и национальной гордости. Образ простого солдата – защитника родины.

Н.В. Гоголь (2 часа)

Слово о писателе. Повесть "Заколдованное место" ( из цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки»). Реальное и фантастическое в сюжете произведения. Яркость характеров. Сочетание лиризма и юмора

в повести. Живописность языка гоголевской прозы.

Русские поэты 19 века о Родине, родной природе и о себе (1 час).

Ф.И. Тютчев

Слово о поэте. Стихотворения «Есть в осени первоначальной…», "Как весел грохот летних бурь...", "Зима недаром злится...", "Весенние воды". Картины русской природы в изображении Тютчева. Пейзаж как средство создания настроения.

А.Н. Плещёв. "Весна" (отрывок).

И.С. Никитин. "Утро", "Зимняя ночь в деревне".

А.Н. Майков. "Ласточки".

И.З. Суриков. "Зима" (отрывок).

И.С. Тургенев (4 часа)

Слово о писателе. Повесть «Муму». Реальная основа повести. Изображение быта и нравов крепостнической России. Нравственное преображение Герасима. Сострадание и жестокость. Авторская позиция и способы ее проявления.

Л.Н. Толстой (3 часа)

Слово о поэте. Рассказ "Кавказский пленник".

Н.А. Некрасов (4 час)

Слово о поэте. Стихотворение «Крестьянские дети». Образы крестьянских детей. Речевая характеристика героев. Тема крестьянской доли. Внимание Некрасова к жизни простого народа.

Поэма «Мороз, Красный Нос» (отрывок). Фольклорные традиции в поэме. Образ русской женщины. Трагическое и лирическое звучание произведения. Голос автора в поэме.

А.П. Чехов (1 час)

Слово о писателе. Рассказ «Хирургия». Сатира и юмор в чеховских рассказах.

В.Г. Короленко (3 час)

Слово о писателе. Повесть «В дурном обществе» («Дети подземелья»).

Гуманистический смысл произведения. Мир детей и мир взрослых. Контрасты судеб героев. Особенности портрета и пейзажа в повести.

Зарубежной литература

М. Твен (3 часа) (возможен выбор другого зарубежного писателя).

Слово о писателе. Повесть "Приключения Тома Сойера". Герои и события повести. Тема дружбы и мечты. Мастерство писателя в построении занимательного сюжета и в создании характеров.

ЛИТЕРАТУРА ХХ ВЕКА ( 9 ЧАСОВ)

Развитие классических традиций в литературе ХХ века. Нравственные ориентиры в человеческой жизни. Человек и природа в произведениях писателей ХХ века.

С.А. Есенин (1 час)

Слово о поэте. Стихотворение «Песнь о собаке», "Низкий дом с голубыми ставнями...", "Я покинул родимый дом...". Сострадание ко всему живому как основа есенинского творчества.

Зарубежная литература

Д. Лондон (3 час).

Слово о писателе. Повесть “Сказание о Кише”. Мир человека и мир природы в повести Лондона.

А.П. Платонов (2 час)

Слово о писателе. Рассказ "Никита". Вопрос о нравственном содержании человеческой жизни. Приемы раскрытия характеров. Своеобразие стилистики платоновской прозы.

К.Г. Паустовский (2 час)

Слово о писателе. Рассказ «Тёплый хлеб». Тематика и проблематика произведения.

Писатели и поэты 20 века о Родине, родной природе и о себе (1 часа)

Н.М. Рубцов "Родная деревня"

И.А. Бунин "Помню - долгий зимний вечер..."

А.А. Прокофьев "Алёнушка"

Д.Б. Кедрин "Алёнушка".

  1. Рабочая программа по литературе 6 класс (1)

    Рабочая программа
    Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004) и Программы по литературе 5-11 классы (авторы В.
  2. Рабочая программа по литературе 7 класс

    Рабочая программа
    Рабочая программа соответствует Госстандарту (его федеральному компоненту), кроме этого в нее включены для изучения произведения, не предусмотренные Госстандартом:
  3. Рабочая программа по литературе 8 класс (1)

    Рабочая программа
    Программа нацелена на формирование общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций; направлена на реализацию деятельностного, практикоорентированного и личностно ориентированного подходов; на
  4. Рабочая программа по литературе 9 класс (1)

    Рабочая программа
    Данная программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературе и программы по литературе для образовательных учреждений (V – XI классы) .
  5. Рабочая программа по литературе 10 класс

    Рабочая программа
    Данная программа создана на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) образования (приказ МО №1089 от 05.03.2004), Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов (приказ МО № 1312 от 09.
  6. Рабочая программа по литературе 8 класс (5)

    Рабочая программа
    Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания
  7. Рабочая программа по литературе. 11 класс

    Рабочая программа
    Рабочая программа по литературе составлена на основе федерального компонента госу­дарственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне.
  8. Рабочая программа по литературе. 7 Класс пояснительная записка

    Рабочая программа
    Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004 год) и Программы по литературе для 5-11 классов (авторы В.
  9. Рабочая программа по литературе. 7 класс Количество часов в год 68 ч в неделю 2 ч

    Рабочая программа
    2) Планирование составлено на основе «Программы для общеобразовательных учреждений Министерства общего и профессионального образования РФ. Литература(1-11 кл.
  10. Рабочая программа по литературе 9 класс Количество часов в году 102 ч

    Рабочая программа
    Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания

Другие похожие документы..