Программа дополнительного образования «Занимательная математика»

Комитет образования администрации Тамбова

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЛИЦЕЙ №29

ПРОГРАММА

дополнительного образования

«Занимательная математика»

Тамбов

2008

Допущено

комитетом образования

администрации города Тамбова

Авторы: КЛОЧКОВА ИРАИДА ИВАНОВНА, учитель математики, МОУ лицей № 29;

КОБЗАРЬ ОКСАНА ПЕТРОВНА, учитель математики, МОУ лицей № 29;

ЧИЖУНОВА МАРИНА НИКОЛАЕВНА , учитель математики, МОУ лицей № 29

Рецензенты:

  1. Бражникова Ирина Митрофановна, методист Центра МОУДПО оценки качества образования

  2. Швецова Ольга Алексеевна, учитель математики МОУ лицея № 6

Пояснительная записка

Математика занимает особое место в образовании человека, что определяется безусловной практической значимостью математики, её возможностями в развитии и формировании мышления человека, её вкладом в создание представлений о научных методах познания действительности. Являясь частью общего образования, среди предметов, формирующих интеллект, математика находится на первом месте.

Первоначальные математические познания должны входить с самых ранних лет в наше образование и воспитание. Результаты надёжны лишь тогда, когда введение в область математических знаний совершается в лёгкой и приятной форме, на предметах обыденной и повседневной обстановки, подобранных с надлежащим остроумием и занимательностью.

Дополнительная образовательная программа «Занимательная математика» рассчитана на учащихся пятых классов (10-11 лет), склонных к занятиям математикой и желающих повысить свой математический уровень. Именно в этом возрасте формируются математические способности и устойчивый интерес к математике.

Программа «Занимательная математика» является частью интеллектуально-познавательного направления дополнительного образования и расширяет содержание программ общего образования.

Цель программы – способствовать воспитанию интереса учащихся к математике и развитию их математических способностей.

Образовательные задачи:

  • углубление и расширение знаний учащихся по математике

  • привитие интереса учащимся к математике

  • активизировать познавательную деятельность

  • показать универсальность математики и её место среди других наук.

Воспитательные задачи:

  • воспитание культуры личности

  • воспитание отношения к математике как к части общечеловеческой культуры

  • воспитание понимания значимости математики для научно – технического прогресса

  • воспитание настойчивости, инициативы, чувства ответственности, самодисциплину.

Развивающие задачи:

  • развитие ясности и точности мысли, критичность мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;

  • формирование математического кругозора, исследовательских умений учащихся.

Программа содержит материал, как занимательного характера, так и дополняющий, расширяющий программу общеобразовательной школы по математике. Большое внимание в программе уделяется исто­рии математики и рассказам, каким-то образом связанным с математикой (задача «о кенигсбергских мостах», запись цифр и чисел у других народов, математические фокусы, ребусы и др.), выполнению самостоятельных заданий творческого характера (составить рассказ, фокус, задачу с использованием изученных матема­тических свойств), изучению раз­личных арифметических методов решения задач (метод ре­шения «с конца», составление графов и др.). Уделяется внимание рассмотрению геометрического ма­териала, развитию пространственного воображения.

Новизна данной программы заключается в ее четкой логической структуре, гармоничном сочетании строгих математических фактов и занимательности. Программа дополнительного образования «Занимательная математика» для пятиклассников является частью общего курса для 5-11 классов дополнительного математического лицейского образования. В тоже время данная программа является самостоятельным курсом, отличительной особенностью которого является универсальность знаний, умений и навыков, полученных в результате ее прохождения.

Программа «Занимательная математика» рассчитана на один год обучения (72 часа).

Курс является открытым. В него можно добавлять новые фрагменты, развивать тематику или заменять какие-либо разделы другими. Главное, чтобы они были небольшими по объёму, интересными для учащихся, соответствовали их возможностям.

Итогом реализации программы «Занимательная математика» могут служить: успешные выступления кружковцев в городском конкурсе «Математическая регата», международной математической игре-конкурсе «Кенгуру», создание предпосылок для успешных выступлений кружковцев на олимпиадах всех уровней.

Учебно-тематический план

Раздел

Тема

Кол-во часов

Теория

Практика

Всего

1

Занимательная арифметика

Тема1. Запись цифр и чисел у других народов

Тема 2. Числа- великаны и числа- малютки

Тема3. Упражнения на быстрый счёт

Тема 4. Решение задач на множестве натуральных чисел

1

1

1

1

1

1

2

2

2

2

3

3

2

Логические задачи

Тема 1. Задачи, решаемые с конца

Тема 2. Принцип Дирихле

Тема 3. Логические задачи

Тема 4. Задачи на переливания

Тема 5. Взвешивания

Тема 6. Задачи на движение

1

1

3

3

4

4

4

5

3

4

5

4

4

5

3

Геометрические задачи

Тема 1. Задачи на разрезание и переклеивание

Тема 2. Задачи со спичками

Тема 3. Геометрические головоломки

Тема 4. Построение фигур одним росчерком карандаша. Простейшие графы

Тема 5. Задачи на развитие пространственного мышления

1

1

1

1

3

2

2

2

3

4

2

3

3

4

4

Занимательные задачи

Тема 1. Математические фокусы

Тема 2. Математические ребусы

Тема 3. Занимательные задачи на проценты

Тема 4. Лабиринты

Тема 5. Софизмы

1

1

1

1

1

2

5

1

1

2

2

6

2

2

5

Математические соревнования

Тема 1. Решение задач международной математической игры-конкурса « Кенгуру»

Тема 2. Математическая «Регата» для пятиклассников

5

2

5

2

ИТОГО:

14

58

72

Краткое содержание разделов

I. Занимательная арифметика

Тема 1. Запись цифр и чисел у других народов

Как люди научились считать. Старинные системы записи чисел. Цифры у разных народов.

Тема 2. Числа- великаны и числа- малютки

Открытие нуля. Мы живём в мире больших чисел. Числа-великаны. Названия больших чисел. Числа – малютки. Решение задач с большими и малыми числами.

Тема3. Упражнения на быстрый счёт

Некоторые приёмы быстрого счёта. Умножение на 11, умножение двузначных чисел, близких к 100, деление и умножение на 5, 50, 25, 250.Из истории математики: биографии математиков, проявивших математические способности в раннем возрасте ( К. Гаусс, Б. Паскаль, А. Клеро, Э.Галуа, Пуассон, С. Ковалевская).

Тема 4. Решение задач на множестве натуральных чисел

Числа натурального ряда. Решение задач на множестве натуральных чисел.

II. Логические задачи

Тема 1. Задачи, решаемые с конца.

Решение сюжетных, текстовых задач методом «с конца».

Тема 2. Принцип Дирихле.

Принцип Дирихле и его применение для решения задач.

Тема 3. Логические задачи.

Понятие высказывания. Построение отрицаний высказывания. Методы решения логических задач: с использованием таблиц, с помощью рассуждения.

Тема 4. Задачи на переливания.

Решение текстовых задач на переливание.

Тема 5. Взвешивания.

Решение задач на определение фальшивых монет или предметов разного веса с помощью нескольких взвешиваний на чашечных весах без гирь.

Тема 6. Задачи на движение.

Решение текстовых задач на движение: на сближение, на удаление, движение в одном направлении, движение по реке.

III. Геометрические задачи

Тема 1. Задачи на разрезания и переклеивание.

Геометрия вокруг нас. Геометрия на клетчатой бумаге. Игра «Пентамино».

Тема 2. Задачи со спичками.

Решение занимательных задач со спичками.

Из истории геометрии: Архимед.

Тема 3. Геометрические головоломки.

«Танграм», «Стомахион».

Тема 4. Построение фигур одним росчерком карандаша.

Задача « о кенигсбергских мостах». Задачи на построение фигур одним росчерком карандаша. Простейшие графы. Из истории математики: Л. Эйлер.

Тема 5. Задачи на развитие пространственного мышления.

Пространство и размерность. Куб и его свойства. Прямоугольный параллелепипед. Пирамида. Правильнее многогранники. Геометрические иллюзии.

IV. Занимательные задачи

Тема 1. Математические фокусы.

Математические фокусы с «угадыванием чисел». Примеры математических фокусов.

Тема 2. Математические ребусы.

Решение заданий на восстановление записей вычислений.

Тема 3. Занимательные задачи на проценты.

Из истории математики. Проценты в прошлом и настоящем. Решение занимательных задач на проценты

Тема 4. Лабиринты.

Из истории лабиринтов. Методы решения лабиринтов: метод проб и ошибок, метод зачёркивания тупиков, правило одной руки.

Тема 5. Софизмы.

Понятие софизма. Примеры софизмов.

V. Математические соревнования

Тема 1. Решение задач международной математической игры-конкурса

« Кенгуру».

Тема 2. « Математическая регата» для пятиклассников.

Предполагаемые результаты обучения

знать

    • старинные системы записи чисел, записи цифр и чисел у других народов;

    • названия больших чисел;

    • свойства чисел натурального ряда, арифметические действия над натуральными числами и нулём и их свойства, понятие квадрата и куба числа;

    • приёмы быстрого счёта;

    • принцип Дирихле;

    • методы решения логических задач;

    • свойства простейших геометрических фигур на плоскости;

    • понятие графа;

    • основные тела в пространстве;

    • понятие процента;

    • понятие софизма.

уметь

    • читать и записывать римские числа;

    • читать и записывать большие числа;

    • пользоваться приёмами быстрого счёта;

    • решать текстовые задачи на движение, на взвешивание, на переливание;

    • использовать различные приёмы при решении логических задач;

    • решать геометрические задачи на разрезание и переклеивание, задачи со спичками, геометрические головоломки, простейшие задачи на графы;

    • решать задачи на проценты;

    • решать простейшие комбинаторные задачи;

    • решать математические ребусы, лабиринты, софизмы, показывать математические фокусы;

    • решать задачи международной математической игры-конкурса

« Кенгуру».

Для реализации программы «Занимательная математика» необходимо:

Материально-техническое обеспечение

Методическое и дидактическое обеспечение

Учебный кабинет, учебные столы, стулья, компьютеры, принтер, сканер, интерактивная доска, медиапроектор, классная доска, мел.

-Подборка информационной и справочной литературы;

-Обучающие и справочные электронные издания;

- Доступ в Интернет

Методическое обеспечение программы

Название раздела

Формы занятий

Методы и приемы

Дидактический материал, техническое оснащение

Формы подведения итогов

1

Занимательная арифметика

Комбинированные тематические занятия

Практикумы по решению задач

Конкурсы по решению математических задач

Рассказ,

объяснение,

беседа,

создание ситуации новизны,

актуальности, успеха,

решение задач,

доклады,

самостоятельная работа,

проведение конкурсов,

мозговой штурм

Конспект занятия,

презентация,

компьютер,

интерактивная доска,

медиапроектор

Устный опрос

Разбор задач, заданных на дом

Составление задач по теме «Числа-великаны и числа-малютки»

2

Логические задачи

Комбинированные тематические занятия

Практикумы по решению задач

Конкурсы по решению математических задач

Рассказ,

объяснение,

беседа,

создание ситуации новизны,

актуальности, успеха, эвристический метод,

решение задач,

самостоятельная работа,

проведение конкурсов, мозговой штурм

Конспект занятия,

презентация,

компьютер,

интерактивная доска,

медиапроектор

Устный опрос

Разбор задач, заданных на дом

3

Геометрические задачи

Комбинированные тематические занятия

Практикумы по решению задач

Конкурсы по решению математических задач

Практическое занятие по изготовлению моделей пространственных фигур

Рассказ,

объяснение,

беседа,

создание ситуации новизны,

актуальности, успеха, эвристический метод,

решение задач,

доклады,

самостоятельная работа,

проведение конкурсов практическая деятельность групповая работа

Конспект занятия,

модели геометрических фигур

презентация,

компьютер,

интерактивная доска,

медиапроектор

Устный опрос

Разбор задач, заданных на дом

Изготовление моделей пространственных фигур

4

Занимательные задачи

Комбинированные тематические занятия

Практикумы по решению задач

Конкурсы по решению математических задач

Рассказ,

объяснение,

беседа,

создание ситуации новизны,

актуальности, успеха,

решение задач,

доклады,

самостоятельная работа,

проведение конкурсов

Конспект занятий,

компьютер,

медиапроектор

интерактивная доска.

Защита

творческих заданий

5

Математические соревнования

Комбинированные тематические занятия

Практикум по решению задач

Конкурс «Математическая регата»

Проведение конкурсов

Конспект занятий,

компьютеры,

медиапроектор

интерактивная доска

Участие кружковцев в лицейской олимпиаде, «Математической регате» международной математической игре-конкурсе «Кенгуру»

Литература для учителя:

1. Гусев В.А., Орлов А.И., Розенталь А.Л. Внеклассная работа с учениками 5-6 классов. - М.: Просвещение,2005 .

2. Журналы «Квант», 1976-2008 гг.

3. Журналы «Математика в школе», 1980-2008.

4. Кордемский Б.А. Увлечь школьников математикой. - М.: Просвещение, 1981.

5. Мерлин А.В., Мерлина Н.И. Задачи для внеклассной работы по мате­матике (5-11 классы): Учеб. пособие, 2-е изд., испр. и доп. Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 2002.

6. Пчелинцев ФА., Чулков П.В. Математика. 5-6 классы. Уроки мате­матического мышления с решениями и ответами. 2-е изд., испр. М.: Издат-школа, 2000. .

7. Руденко В.Н., Бахурин ГЛ., Захарова ГЛ. Занятия математического кружка в 5-м классе. М.: Издательский дом «Искатель», 1999.

8. Смыкалова Е.В. Дополнительные главы по математике для учащихся 6 класса. СПб.: СМИО Пресс, 2001.

9. СпивакА.В. Математический кружок. 6-7 классы. М.: Посев, 2003.

10. Степанов В.Д. Активизация внеурочной работы по матема­тике в средней школе. - М.: Просвещение, 2001.

11. Чименгирова Л., Спиридонова Б. Играя, учимся математике. - М.: Просвещение, 1993.

12. Фарков А.В. Математические кружки в школе. – М. Айрис-пресс, 2007

13.Фарков А.В. Математические олимпиады в школе. 5-11 классы. 3-е изд., испр. и доп. М.:.Айрис-пресс, 2004.

14.Фарков А.В. Олимпиадные задачи по математике и методы их решения. М.: Народное образование, 2003.

15. Шейнина О.С., Соловьева Г.М. Математика. Занятия школьного круж­ка. 5-6 кл. М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2003.

16. Шуба М.Ю. Занимательные задания в обучении математике. -М.: Просвещение, 1996.

17. Шустеф Ф.М. Материал для внеклассной работы по матема­тике. - Минск, 1968.

18. Яковлев А.Я. Леонард Эйлер. - М.: Просвещение, 1983.

Литература для учащихся:

1. Абдрашитов Б.М., Абдрашитов Т.М., Шлихунов В.Н. Учи­тесь мыслить нестандартно. - М.: Просвещение, 1996.

2. Алееницкий Н.Н., Сахаров И.П. Забавная арифметика. - М., 2005.

3. Асарина Е.Ю., Фрид М.Е. Математика выводит из лабирин­та. - М.: Контекст, 1997.

4. Бабинская И.Л. Задачи математических олимпиад. - М.: Наука, 2006.

5. Баврин И.И., Фрибус Е.А. Старинные задачи. - М.: Просвещение, 1994.

6. Белл Э.Т. Творцы математики. - М.: Просвещение, 1979.

7. Беррондо М. Занимательные задачи. - М.: Мир, 1971.

8. Екимова МЛ., Кукин Г.П. Задачи на разрезание. М.: МЦНМО, 2002.

9. Игнатьев Е.И. В царстве смекалки. М.: Наука, Главная редакция физико-математической литературы, 1979.

10. Клименко Д.В. Задачи по математике для любознательных. -М.: Просвещение, 1991.

11. Кордемский Б.А. Великие жизни в математике. - М.: Про­свещение, 1995.

12. Леман И. Увлекательная математика. - М.: Знание, 1985.

13. Лоповок Л.М. Математика на досуге: Кн. для учащихся средн. школь­ного возраста. М.: Просвещение, 1981.

14. Минковский В.Л. За страницами учебника математики. - М.: Просвещение, 2005.

15. Нагибин Ф.Ф., Канин E.G. Математическая шкатулка. - М.: Просвещение, 1988.

16. Семенов Е.Е. Изучаем геометрию. - М.: Просвещение, 1987.

17. СпивакА.В. Тысяча и одна задача по математике: Кн. для учащихся 5-7 кл. М.: Просвещение, 2002.

18. Чистяков В.Д. Исторические задачи. - М: Просвещение, 2002.

19. Чистяков В.Д. Рассказы о математике. -. М: Просвещение, 2001.

ШарыгинИ.Ф. Уроки дедушки Гаврилы, или Развивающие каникулы. М.: Дрофа, 2003.

  1. Программа дополнительного образования «Живая математика»

    Программа
    Математика- это язык, на котором говорят не только наука и техника, математика – это язык человеческой цивилизации. Она практически проникла во все сферы человеческой жизни.
  2. Рабочая программа по «Занимательной математике» Степень обучения начальное общее, 1-а, б классы

    Рабочая программа
    В наше время система общего образования детей подчинена глобальной задаче – интеллектуальному развитию личности. Психолог Л.С.Выготский отмечал интенсивное развитие интеллекта в младшем школьном возрасте.
  3. Программа дополнительного образования детей Детское объединение «математика» (1)

    Программа
    Исторически сложились две стороны назначения математического образования: практическая, связанная с созданием и применением инструментария, необходимого человеку в его продуктивной деятельности, и духовная, связанная с мышлением человека,
  4. Программа дополнительного образования детей дошкольного возраста (1)

    Программа
    Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром.
  5. Программа дополнительного образования детей дошкольного возраста (3)

    Программа
    Как показывают педагогические исследования, большинство родителей не могут своими силами обеспечить систематическое, полноценное развитие своих детей в этом возрасте, поэтому, всё более привлекательными для родителей становятся школы
  6. Программа дополнительного образования детей, возраст участников 4-6 лет, дошкольники

    Программа
    Каков он, мир, в котором мы живём? Как сделать этот мир уютнее и добрее? Попробуем внимательнее присмотреться к тому миру, который сотворён руками человека и для человека.
  7. Программа разработана на основе программы факультативного курса «Занимательная математика»

    Программа
    способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения.
  8. Образовательная программа дополнительного образования детей (адаптированная)

    Образовательная программа
    Одним из важнейших принципов системы образования в сегодняшней России, начиная с первой ступени начальной школы, является вариативность. Усложнение задач, стоящих перед школой, предполагает определенный, порой высокий, уровень развития
  9. Образовательная программа дополнительного образования детей «игровые конструкторы»

    Образовательная программа
    Основное предназначение настоящей программы – формирование математических понятий, представлений и развитие способностей у дошкольников и младших школьников при помощи игровых методик, основанных на конвергенции различных предметно-игровых

Другие похожие документы..