Создать учебное пособие о выразительности русской речи. Задачи проекта





/beta3/html/1/21986/22016/

  • Литота

Литота (греч. "простота, малость, умеренность") - образное выражение, в котором содержится преднамеренное преуменьшение величины, силы, значения изображаемого предмета или явления. Литота обратна гиперболе. Литота встречается в народных сказках: "мальчик с пальчик", "Дюймовочка", "избушка на курьих ножках".



Учимся у мастеров слова







/beta3/html/1/21986/22016/

  • Эпитет

Эпитет (др.-греч. «приложенное») – это образное, необычное определение, обычно выраженное прилагательным или наречием образа действия. В научной литературе обычно выделяют три типа эпитетов: общеязыковые (постоянно употребляются в литературном языке, имеют устойчивые связи с определяемым словом: трескучий мороз, тихий вечер); народно-поэтические (употребляются в устном народном творчестве: красная девица, серый волк, добрый молодец); индивидуально-авторские (созданы авторами: мармеладное настроение (А.П.Чехов), чурбанное равнодушие (Д.Писарев).

Учимся у мастеров слова



/beta3/html/1/21986/22016/

(Фигуры речи)

Выразительные возможности синтаксиса связаны прежде всего с использованием стилистических фигур (оборотов речи, синтаксических построений): анафоры, эпифоры, антитезы, градации, инверсии, параллелизма, эллипсиса, умолчания, бессоюзия, многосоюзия и др.

Синтаксические средства



  • Антитеза

Антитеза - стилистическая фигура контраста, заключающаяся в резком противопоставлении понятий, положений, образов, состояний, связанных между собой общей конструкцией или внутренним смыслом. Оформляет антитезу пара (или несколько) антонимов, языковых или контекстных.

Пример использования антитезы





/beta3/html/1/21986/22016/

  • Градация

Градация - стилистическая фигура, суть которой состоит в расположении перечисляемых элементов (слов, словосочетаний, фраз) в порядке возрастания их значения (“восходящей градации”) или в порядке убывания значений (“нисходящей градации”).

Пример использования градации





/appearance/app_faciliti.htm

  • Повтор

Повтор используется для усиления высказывания, придания речи динамичности, определенного ритма.

Пример использования повтора

  • Лексический повтор

Лексический повтор — повторение одного и того же слова или словосочетания с небольшим вариациями.

Пример использования лексического повтора





/appearance/app_faciliti.htm

  • Анафора

Анафора — разновидность повтора: одно и то же слово, несколько слов, повторяются в начале нескольких фраз, следующих одна за другой. Анафора придает ритм речи.

Пример использования анафоры



  • Эпифора

Эпифора – повторение одних и тех же элементов в конце каждого параллельного ряда.

Пример использования эпифоры





/appearance/app_faciliti.htm

  • Синтаксический параллелизм

Синтаксический параллелизм - повтор синтаксических конструкций, особое устройство следующих друг за другом фраз с одной и той же синтаксической структурой, с однотипным порядком слов, однотипными сказуемыми.

Пример использования синтаксического параллелизма



  • Период

Период - это способ синтаксического оформления сложного предложения, который соединяет в себе анафору и синтаксический параллелизм.

Пример использования периода



/appearance/app_faciliti.htm

  • Риторическое восклицание

Риторическое восклицание отмечает эмоциональную смысловую кульминацию отрезка (части) речи.

Пример использования риторического восклицания



  • Риторический вопрос

Риторический вопрос служит для эмоционального выделения смысловых центров текста, для формирования эмоционально-оценочного отношения адресата к предмету речи.

Пример использования риторического вопроса





/appearance/app_faciliti.htm

  • Введение чужой речи

Введение чужой речи - (вымышленной). Автор текста (речи) выступает как драматург, создающий предполагаемые реплики слушателей, с которыми он или соглашается, или спорит. Кроме голоса самого говорящего, в его речи начинают звучать другие голоса, выступающие с других позиций (мнение оппонента); рассуждение превращается в обсуждение.

Пример использования введения чужой речи



  • Гипофора

Гипофора - это вопросно-ответный ход, это отрезок монологической речи, объединяющий риторический вопрос (или серию вопросов) и ответ на них; вопрос-раздумье. Вопросно-ответный ход заключается в том, что говорящий, как бы предвидя возражения слушателей, угадывая их возможные вопросы, сам такие вопросы формулирует, сам на них отвечает. Вопросно-ответный ход вовлекает адресата в диалог, делает участником поиска истины.

Пример использования гипофоры

/appearance/app_faciliti.htm

  • Риторическое обращение или восклицание

Риторическое обращение или восклицание используется не столько для называния адресата, сколько для привлечения внимания.

Пример использования риторического обращения



  • Аллегория

Аллегория - иносказание, в искусстве - развернутое уподобление, подробности которого складываются в систему намеков; причем прямой смысл изображения не теряется, но дополняется возможностью его переносного истолкования. В баснях и сказках хитрость показывается в образе лисы, жадность – в обличии волка, коварство – в виде змеи.

Пример использования аллегории





/appearance/app_faciliti.htm

  • Парцелляция

Парцелляция - такое членение предложения, при котором содержание высказывания реализуется не в одной, а в двух или нескольких интонационно-смысловых речевых единиц, следующих одна за другой после разделительной паузы.

Пример использования парцелляции



  • Эллипсис

Эллипсис - пропуск элемента высказывания, легко восстанавливаемого в данном контексте или ситуации.

Пример использования эллипсиса





/appearance/app_faciliti.htm

  • Полисиндетон

Полисиндетон - многосоюзие.

Пример использования полисиндетона



  • Асиндетон

Асиндетон - бессоюзие.

Пример использования асиндетона





/appearance/app_faciliti.htm

  • Умолчание

Умолчание - оборот речи, заключающийся в том, что автор не до конца выражает мысль, предоставляя читателю самому, что именно осталось невысказанным.

Пример использования умолчания



  • Гротеск

Гротеск - изображение действительности в преувеличенном, уродливо-комическом виде, переплетение реального с фантастическим, страшного со смешным.

Пример использования гротеска





/appearance/app_faciliti.htm

  • Памфлет

Памфлет – злободневная сатира, обычно политического характера.

Пример использования памфлета



  • Пафос

Пафос (чувство, страсть) - страстное воодушевление, подъем.

Пример использования пафоса

/appearance/app_faciliti.htm

III

Подробно изучив средства выразительности русского языка, мне захотелось применить полученные знания на практике. Я проанализировала с точки зрения выразительности стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу…» известного и горячо любимого мной поэта С.А.Есенина.

Не жалею, не зову, не плачу,

Все пройдет, как с белых яблонь дым.

Увяданья золотом охваченный,

Я не буду больше молодым.

Ты теперь не так уж будешь биться,

Сердце, тронутое холодком,

И страна березового ситца

Не заманит шляться босиком.

Дух бродяжий! ты все реже, реже

Расшевеливаешь пламень уст

О, моя утраченная свежесть,

Буйство глаз и половодье чувств!

Я теперь скупее стал в желаньях,

Жизнь моя, иль ты приснилась мне?

Словно я весенней гулкой ранью

Проскакал на розовом коне.

Все мы, все мы в этом мире тленны,

Тихо льется с кленов листьев медь...

Будь же ты вовек благословенно,

Что пришло процвесть и умереть.

Анализ

Все пройдет, как с белых яблонь дым - сравнение (тема неизбежности конца человеческой жизни)

Увяданья золотом – метафора (выражает грустные думы о будущем, передача цвета)

Сердце, тронутое холодком – метафора

Страна березового ситца – метафора (выражает прошлое, передача цвета)

Страна березового ситца не заманит – олицетворение

Пламень уст - метафора

Буйство глаз – метафора выражают молодое прошлое

Половодье чувств - метафора

Листьев медь – метафора (передача цвета)

  • Жизнь моя, иль ты приснилась мне? – риторический вопрос (Автор прислушивается к себе с тревогой, смятением, неуверенностью и беспокойством).

  • Буйство глаз и половодье чувств! – риторическое восклицание

  • Дух бродяжий! – риторическое обращение

  • О, моя утраченная свежесть – риторическое обращение

Используются для передачи эмоциональности

Не жалею, не зову, не плачу – асиндетон (Выражает идею смирения).

Ты все реже, реже – лексический повтор (подчеркивается напевность, лиричность)

Все мы, все мы в этом мире тленны – лексический повтор (подчеркивается напевность, лиричность)

О, моя утраченная свежесть - пафос

Словно я весенней гулкой ранью проскакал на розовом коне - развернутое сравнение

Гулкая рань - эпитет

Розовый конь – эпитет (слово “розовый” создает и усиливает ощущение прошедшей юности, красоты, свежести)

Дух бродяжий! Ты все реже, реже расшевеливаешь пламень уст – выражает настоящее

Весенних яблонь и осеннего золота увядания – антитеза

Используются просторечия «шляться», «буйство».

Выразительные языковые средства в стихотворении С.А.Есенина «Не жалею, не зову, не плачу…» существуют не сами по себе, ради красоты формы, а для передачи чувств, эмоционального состояния поэта. Благодаря эпитетам, метафорам, сравнениям читатель яснее представляет себе картины образов, задуманные автором, его мысли и душевные волнения. Для передачи эмоциональности в стихотворении используются восклицания, вопросы, частые обращения (“Ты теперь не так уж станешь биться, сердце”, “дух бродяжий”, “жизнь моя” и так далее). Для этой же цели в первой строке представлен подбор близких по смыслу глаголов (“Не жалею, не зову, не плачу”), которые служат названием стихотворению. Для передачи смысла использована антитеза весенних яблонь и осеннего золота увядания. Передача цвета в произведении отличается особой яркостью — белый дым яблонь, золото увяданья, медь листьев. Стихотворение богато различными выразительными средствами, и именно из-за них оно остается в наших сердцах!

IV

В ходе работы над промежуточной аттестацией я проанализировала учебную литературу, отобранную по данной тематике. Доказала важность применения выразительных средств фонетики, лексики, фразеологии, грамматики. Увеличились знания о тропах речи, их основных видах, также о фигурах речи и их основных видах. Я проанализировала с точки зрения выразительности русского языка стихотворение С.А.Есенина, проделав небольшую исследовательскую работу. Итогом работы стало готовое к использованию учебное пособие о выразительности русской речи.

V

Работа над рефератом «Выразительность русской речи» стала для меня увлекательным занятием. Для меня открылось множество нового, я обогатила свою «копилку знаний», расширила кругозор. Границы моего мира стали ещё шире, глубже, а значит, жизнь стала еще удивительнее. Шаг за шагом, продвигаясь всё дальше в стране Русского языка, я ощутила на себе всю сложность создания научной работы. Но чем больше труда и усидчивости требовал от меня процесс её создания, тем интереснее он становился. В итоге у меня получилось учебное пособие о выразительности русской речи. Им могут пользоваться выпускники 9-х и 11-х классов для подготовки к экзаменам, а также учащиеся среднего звена, желающие углубить свои знания о русском языке. Думаю, в следующем году эта работа поможет мне и другим ученикам нынешних 8-х классов успешно сдать Государственную Итоговую Аттестацию.

VI

Тема «Выразительности русской речи» вызвала интерес у моих одноклассников. Они подготовили интерактивные материалы, презентации, о некоторых видах тропов и фигур речи.

Чумакова Елизавета – презентация на тему «Градация»

Сумин Владислав – презентация на тему «Метонимия»

Макарова Ксения – презентация на тему «Синекдоха»

Список используемой литературы:

  1. /biblio/archive/kultura_rehti/09.aspx

  2. /beta3/html/1/21986/22016/

  3. /appearance/app_faciliti.htm

  4. /

  5. Архарова Д.И., Долинина Т.А., Чудинов А.А. Русский язык. ЕГЭ. Анализ текста и написание рецензии. М.: АЙРИС ПРЕСС, 2006г.

  6. А.И.Ефимов Стилистика русского языка Москва, «Просвещение»,1969

  7. Е.С.Симакова Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ «Выразительность русской речи» Москва, АСТ, 2008

  8. С.А. Есенин Не жалею, не зову не плачу Москва, «Эксмо», 2005

  1. Учебное пособие по курсу «Русский язык и культура речи» для отделения «Международный туризм» географического факультета мгу

    Учебное пособие
    Теоретические знания: понятие о языке как о средстве создания, хранения, передачи информации и культуры и об универсальном средстве коммуникации; причины коммуникативных неудач; роль составляющих коммуникативного акта - говорящего/пишущего,
  2. Учебное пособие по курсу «Русский язык и культура речи» для студентов специальности 230500 «Социально-культурный сервис и туризм» (1)

    Учебное пособие
    СЕРВИС И ТУРИЗМ: ПРОФЕССИОНАЛЬНО-РЕЧЕВАЯ КОММУНИКАЦИЯ: Учебное пособие по курсу «Русский язык и культура речи» для студентов специальности 230500 «Социально-культурный сервис и туризм» / Под ред.
  3. Учебное пособие по курсу «Русский язык и культура речи» для студентов специальности 230500 «Социально-культурный сервис и туризм» (2)

    Учебное пособие
    Учебное пособие содержит краткое изложение теоретических основ курса «Русский язык и культура речи», а также систему заданий разных типов (аналитических, репродуктивных, творческих, семинарских и иных), позволяющих учащимся овладеть
  4. Учебное пособие для вузов (11)

    Учебное пособие
    ции социальной работы не только как важнейшего условия высокого профессионализма, но и как условия систематиза­ции практического опыта и его ускоренной передачи новым поколениям специалистов, которые находятся пока на студен­ческой скамье.
  5. Учебное пособие предназначено для преподавателей, студентов и аспирантов университетов и всех, интересующихся гендерной проблематикой. Ocr: Ихтик (г. Уфа)

    Учебное пособие
    В 24 Введение в гендерные исследования. Ч. I: Учебное пособие/ Под ред. И. А. Жеребкиной — Харьков: ХЦГИ, 2001; СПб.: Але-тейя, 2001. — 708 с. ISBN 5-89329-397-5
  6. Учебное пособие для студентов вузов. Под общей редакцией проф. П. П. Шубы

    Учебное пособие
    Основы стилистики и культуры речи — сравни­тельно новая дисциплина на филологических факульте­тах вузов. Данная книга является первой попыткой соз­дания систематизирующего пособия для студентов-русистов на высшем этапе обучения русскому языку.
  7. Учебное пособие для вузов (12)

    Учебное пособие
    В учебнике рассматриваются предмет, метод и функции культуры, основные школы культурологии, ос­вещаются проблемы структуры и динамики культуры, межкультурного общения, развития и формирования субкультур, виды и формы культуры (народная,
  8. Учебное пособие Томск 2008 г. Введение

    Учебное пособие
    Задача формирования речевых навыков устного творчества стала особенно актуальной для системы образования в последние десятилетия. Это связано с резким изменением коммуникационной, и, соответственно, языковой ситуации в обществе, с
  9. Учебное пособие для вузов Федоров А. В. Медиаобразование и медиаграмотность. Таганрог: Изд-во Кучма, 2004. 340 c

    Учебное пособие
    В учебном пособии рассматриваются вопросы истории, теории и методики медиаобразования (то есть образования на материале средств массовой коммуникации – телевидения, прессы, радио, кинематографа, видео, Интернета и т.

Другие похожие документы..