Создать учебное пособие о выразительности русской речи. Задачи проекта
/beta3/html/1/21986/22016/
Литота
Литота (греч. "простота, малость, умеренность") - образное выражение, в котором содержится преднамеренное преуменьшение величины, силы, значения изображаемого предмета или явления. Литота обратна гиперболе. Литота встречается в народных сказках: "мальчик с пальчик", "Дюймовочка", "избушка на курьих ножках".
Учимся у мастеров слова
/beta3/html/1/21986/22016/
Эпитет
Эпитет (др.-греч. «приложенное») – это образное, необычное определение, обычно выраженное прилагательным или наречием образа действия. В научной литературе обычно выделяют три типа эпитетов: общеязыковые (постоянно употребляются в литературном языке, имеют устойчивые связи с определяемым словом: трескучий мороз, тихий вечер); народно-поэтические (употребляются в устном народном творчестве: красная девица, серый волк, добрый молодец); индивидуально-авторские (созданы авторами: мармеладное настроение (А.П.Чехов), чурбанное равнодушие (Д.Писарев).
Учимся у мастеров слова
/beta3/html/1/21986/22016/
(Фигуры речи)
Выразительные возможности синтаксиса связаны прежде всего с использованием стилистических фигур (оборотов речи, синтаксических построений): анафоры, эпифоры, антитезы, градации, инверсии, параллелизма, эллипсиса, умолчания, бессоюзия, многосоюзия и др.
Синтаксические средства
Антитеза
Антитеза - стилистическая фигура контраста, заключающаяся в резком противопоставлении понятий, положений, образов, состояний, связанных между собой общей конструкцией или внутренним смыслом. Оформляет антитезу пара (или несколько) антонимов, языковых или контекстных.
Пример использования антитезы
/beta3/html/1/21986/22016/
Градация
Градация - стилистическая фигура, суть которой состоит в расположении перечисляемых элементов (слов, словосочетаний, фраз) в порядке возрастания их значения (“восходящей градации”) или в порядке убывания значений (“нисходящей градации”).
Пример использования градации
/appearance/app_faciliti.htm
Повтор
Повтор используется для усиления высказывания, придания речи динамичности, определенного ритма.
Пример использования повтора
Лексический повтор
Лексический повтор — повторение одного и того же слова или словосочетания с небольшим вариациями.
Пример использования лексического повтора
/appearance/app_faciliti.htm
Анафора
Анафора — разновидность повтора: одно и то же слово, несколько слов, повторяются в начале нескольких фраз, следующих одна за другой. Анафора придает ритм речи.
Пример использования анафоры
Эпифора
Эпифора – повторение одних и тех же элементов в конце каждого параллельного ряда.
Пример использования эпифоры
/appearance/app_faciliti.htm
Синтаксический параллелизм
Синтаксический параллелизм - повтор синтаксических конструкций, особое устройство следующих друг за другом фраз с одной и той же синтаксической структурой, с однотипным порядком слов, однотипными сказуемыми.
Пример использования синтаксического параллелизма
Период
Период - это способ синтаксического оформления сложного предложения, который соединяет в себе анафору и синтаксический параллелизм.
Пример использования периода
/appearance/app_faciliti.htm
Риторическое восклицание
Риторическое восклицание отмечает эмоциональную смысловую кульминацию отрезка (части) речи.
Пример использования риторического восклицания
Риторический вопрос
Риторический вопрос служит для эмоционального выделения смысловых центров текста, для формирования эмоционально-оценочного отношения адресата к предмету речи.
Пример использования риторического вопроса
/appearance/app_faciliti.htm
Введение чужой речи
Введение чужой речи - (вымышленной). Автор текста (речи) выступает как драматург, создающий предполагаемые реплики слушателей, с которыми он или соглашается, или спорит. Кроме голоса самого говорящего, в его речи начинают звучать другие голоса, выступающие с других позиций (мнение оппонента); рассуждение превращается в обсуждение.
Пример использования введения чужой речи
Гипофора
Гипофора - это вопросно-ответный ход, это отрезок монологической речи, объединяющий риторический вопрос (или серию вопросов) и ответ на них; вопрос-раздумье. Вопросно-ответный ход заключается в том, что говорящий, как бы предвидя возражения слушателей, угадывая их возможные вопросы, сам такие вопросы формулирует, сам на них отвечает. Вопросно-ответный ход вовлекает адресата в диалог, делает участником поиска истины.
Пример использования гипофоры
/appearance/app_faciliti.htm
Риторическое обращение или восклицание
Риторическое обращение или восклицание используется не столько для называния адресата, сколько для привлечения внимания.
Пример использования риторического обращения
Аллегория
Аллегория - иносказание, в искусстве - развернутое уподобление, подробности которого складываются в систему намеков; причем прямой смысл изображения не теряется, но дополняется возможностью его переносного истолкования. В баснях и сказках хитрость показывается в образе лисы, жадность – в обличии волка, коварство – в виде змеи.
Пример использования аллегории
/appearance/app_faciliti.htm
Парцелляция
Парцелляция - такое членение предложения, при котором содержание высказывания реализуется не в одной, а в двух или нескольких интонационно-смысловых речевых единиц, следующих одна за другой после разделительной паузы.
Пример использования парцелляции
Эллипсис
Эллипсис - пропуск элемента высказывания, легко восстанавливаемого в данном контексте или ситуации.
Пример использования эллипсиса
/appearance/app_faciliti.htm
Полисиндетон
Полисиндетон - многосоюзие.
Пример использования полисиндетона
Асиндетон
Асиндетон - бессоюзие.
Пример использования асиндетона
/appearance/app_faciliti.htm
Умолчание
Умолчание - оборот речи, заключающийся в том, что автор не до конца выражает мысль, предоставляя читателю самому, что именно осталось невысказанным.
Пример использования умолчания
Гротеск
Гротеск - изображение действительности в преувеличенном, уродливо-комическом виде, переплетение реального с фантастическим, страшного со смешным.
Пример использования гротеска
/appearance/app_faciliti.htm
Памфлет
Памфлет – злободневная сатира, обычно политического характера.
Пример использования памфлета
Пафос
Пафос (чувство, страсть) - страстное воодушевление, подъем.
Пример использования пафоса
/appearance/app_faciliti.htm
III
Подробно изучив средства выразительности русского языка, мне захотелось применить полученные знания на практике. Я проанализировала с точки зрения выразительности стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу…» известного и горячо любимого мной поэта С.А.Есенина.
Не жалею, не зову, не плачу,
Все пройдет, как с белых яблонь дым.
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым.
Ты теперь не так уж будешь биться,
Сердце, тронутое холодком,
И страна березового ситца
Не заманит шляться босиком.
Дух бродяжий! ты все реже, реже
Расшевеливаешь пламень уст
О, моя утраченная свежесть,
Буйство глаз и половодье чувств!
Я теперь скупее стал в желаньях,
Жизнь моя, иль ты приснилась мне?
Словно я весенней гулкой ранью
Проскакал на розовом коне.
Все мы, все мы в этом мире тленны,
Тихо льется с кленов листьев медь...
Будь же ты вовек благословенно,
Что пришло процвесть и умереть.
Анализ
Все пройдет, как с белых яблонь дым - сравнение (тема неизбежности конца человеческой жизни)
Увяданья золотом – метафора (выражает грустные думы о будущем, передача цвета)
Сердце, тронутое холодком – метафора
Страна березового ситца – метафора (выражает прошлое, передача цвета)
Страна березового ситца не заманит – олицетворение
Пламень уст - метафора
Буйство глаз – метафора выражают молодое прошлое
Половодье чувств - метафора
Листьев медь – метафора (передача цвета)
Жизнь моя, иль ты приснилась мне? – риторический вопрос (Автор прислушивается к себе с тревогой, смятением, неуверенностью и беспокойством).
Буйство глаз и половодье чувств! – риторическое восклицание
Дух бродяжий! – риторическое обращение
О, моя утраченная свежесть – риторическое обращение
Используются для передачи эмоциональности
Не жалею, не зову, не плачу – асиндетон (Выражает идею смирения).
Ты все реже, реже – лексический повтор (подчеркивается напевность, лиричность)
Все мы, все мы в этом мире тленны – лексический повтор (подчеркивается напевность, лиричность)
О, моя утраченная свежесть - пафос
Словно я весенней гулкой ранью проскакал на розовом коне - развернутое сравнение
Гулкая рань - эпитет
Розовый конь – эпитет (слово “розовый” создает и усиливает ощущение прошедшей юности, красоты, свежести)
Дух бродяжий! Ты все реже, реже расшевеливаешь пламень уст – выражает настоящее
Весенних яблонь и осеннего золота увядания – антитеза
Используются просторечия «шляться», «буйство».
Выразительные языковые средства в стихотворении С.А.Есенина «Не жалею, не зову, не плачу…» существуют не сами по себе, ради красоты формы, а для передачи чувств, эмоционального состояния поэта. Благодаря эпитетам, метафорам, сравнениям читатель яснее представляет себе картины образов, задуманные автором, его мысли и душевные волнения. Для передачи эмоциональности в стихотворении используются восклицания, вопросы, частые обращения (“Ты теперь не так уж станешь биться, сердце”, “дух бродяжий”, “жизнь моя” и так далее). Для этой же цели в первой строке представлен подбор близких по смыслу глаголов (“Не жалею, не зову, не плачу”), которые служат названием стихотворению. Для передачи смысла использована антитеза весенних яблонь и осеннего золота увядания. Передача цвета в произведении отличается особой яркостью — белый дым яблонь, золото увяданья, медь листьев. Стихотворение богато различными выразительными средствами, и именно из-за них оно остается в наших сердцах!
IV
В ходе работы над промежуточной аттестацией я проанализировала учебную литературу, отобранную по данной тематике. Доказала важность применения выразительных средств фонетики, лексики, фразеологии, грамматики. Увеличились знания о тропах речи, их основных видах, также о фигурах речи и их основных видах. Я проанализировала с точки зрения выразительности русского языка стихотворение С.А.Есенина, проделав небольшую исследовательскую работу. Итогом работы стало готовое к использованию учебное пособие о выразительности русской речи.
V
Работа над рефератом «Выразительность русской речи» стала для меня увлекательным занятием. Для меня открылось множество нового, я обогатила свою «копилку знаний», расширила кругозор. Границы моего мира стали ещё шире, глубже, а значит, жизнь стала еще удивительнее. Шаг за шагом, продвигаясь всё дальше в стране Русского языка, я ощутила на себе всю сложность создания научной работы. Но чем больше труда и усидчивости требовал от меня процесс её создания, тем интереснее он становился. В итоге у меня получилось учебное пособие о выразительности русской речи. Им могут пользоваться выпускники 9-х и 11-х классов для подготовки к экзаменам, а также учащиеся среднего звена, желающие углубить свои знания о русском языке. Думаю, в следующем году эта работа поможет мне и другим ученикам нынешних 8-х классов успешно сдать Государственную Итоговую Аттестацию.
VI
Тема «Выразительности русской речи» вызвала интерес у моих одноклассников. Они подготовили интерактивные материалы, презентации, о некоторых видах тропов и фигур речи.
Чумакова Елизавета – презентация на тему «Градация»
Сумин Владислав – презентация на тему «Метонимия»
Макарова Ксения – презентация на тему «Синекдоха»
Список используемой литературы:
/biblio/archive/kultura_rehti/09.aspx
/beta3/html/1/21986/22016/
/appearance/app_faciliti.htm
/
Архарова Д.И., Долинина Т.А., Чудинов А.А. Русский язык. ЕГЭ. Анализ текста и написание рецензии. М.: АЙРИС ПРЕСС, 2006г.
А.И.Ефимов Стилистика русского языка Москва, «Просвещение»,1969
Е.С.Симакова Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ «Выразительность русской речи» Москва, АСТ, 2008
С.А. Есенин Не жалею, не зову не плачу Москва, «Эксмо», 2005
Учебное пособие по курсу «Русский язык и культура речи» для отделения «Международный туризм» географического факультета мгу
Учебное пособиеТеоретические знания: понятие о языке как о средстве создания, хранения, передачи информации и культуры и об универсальном средстве коммуникации; причины коммуникативных неудач; роль составляющих коммуникативного акта - говорящего/пишущего,Учебное пособие по курсу «Русский язык и культура речи» для студентов специальности 230500 «Социально-культурный сервис и туризм» (1)
Учебное пособиеСЕРВИС И ТУРИЗМ: ПРОФЕССИОНАЛЬНО-РЕЧЕВАЯ КОММУНИКАЦИЯ: Учебное пособие по курсу «Русский язык и культура речи» для студентов специальности 230500 «Социально-культурный сервис и туризм» / Под ред.Учебное пособие по курсу «Русский язык и культура речи» для студентов специальности 230500 «Социально-культурный сервис и туризм» (2)
Учебное пособиеУчебное пособие содержит краткое изложение теоретических основ курса «Русский язык и культура речи», а также систему заданий разных типов (аналитических, репродуктивных, творческих, семинарских и иных), позволяющих учащимся овладетьУчебное пособие для вузов (11)
Учебное пособиеции социальной работы не только как важнейшего условия высокого профессионализма, но и как условия систематизации практического опыта и его ускоренной передачи новым поколениям специалистов, которые находятся пока на студенческой скамье.Учебное пособие предназначено для преподавателей, студентов и аспирантов университетов и всех, интересующихся гендерной проблематикой. Ocr: Ихтик (г. Уфа)
Учебное пособиеВ 24 Введение в гендерные исследования. Ч. I: Учебное пособие/ Под ред. И. А. Жеребкиной — Харьков: ХЦГИ, 2001; СПб.: Але-тейя, 2001. — 708 с. ISBN 5-89329-397-5Учебное пособие для студентов вузов. Под общей редакцией проф. П. П. Шубы
Учебное пособиеОсновы стилистики и культуры речи — сравнительно новая дисциплина на филологических факультетах вузов. Данная книга является первой попыткой создания систематизирующего пособия для студентов-русистов на высшем этапе обучения русскому языку.Учебное пособие для вузов (12)
Учебное пособиеВ учебнике рассматриваются предмет, метод и функции культуры, основные школы культурологии, освещаются проблемы структуры и динамики культуры, межкультурного общения, развития и формирования субкультур, виды и формы культуры (народная,Учебное пособие Томск 2008 г. Введение
Учебное пособиеЗадача формирования речевых навыков устного творчества стала особенно актуальной для системы образования в последние десятилетия. Это связано с резким изменением коммуникационной, и, соответственно, языковой ситуации в обществе, сУчебное пособие для вузов Федоров А. В. Медиаобразование и медиаграмотность. Таганрог: Изд-во Кучма, 2004. 340 c
Учебное пособиеВ учебном пособии рассматриваются вопросы истории, теории и методики медиаобразования (то есть образования на материале средств массовой коммуникации – телевидения, прессы, радио, кинематографа, видео, Интернета и т.