Рекомендации по подготовке рефератов, курсовых и дипломных работ. Рефераты

Рекомендации по подготовке рефератов, курсовых и дипломных работ.

Рефераты.

Реферат – это краткое изложение содержания документа или его части, включающее основные фактические сведения и выводы, необходимые для первоначального ознакомления с документом и определения целесообразности обращения к нему. Понятием «реферат» охватывается также краткое изложение неопубликованной работы.

Современные требования к реферату – точность и объективность в передаче сведений, полнота отображения основных элементов содержания, доступность восприятия текста реферата, как по содержанию, так и по форме.

В реферате указываются пути и методы исследования вопроса, приводятся основные фактические данные, излагаются выводы автора, показывается, что нового вносит реферируемый материал в теорию или практику.

Цель реферата не только сообщить о содержании реферируемой работы, но и дать представление о вновь возникших проблемах в соответствующей отрасли науки или производства. Объектом реферирования является только научная или производственная литература.

Существуют требования и к объёму реферата. Например, в Реферативном журнале средний объём реферата – 1000 печатных знаков, в области естественных и технических наук – от 500 до 2500 знаков.

Иногда реферат публикуется вместе с реферируемым текстом. Но чаще всего – отдельно от него. В этом случае реферат сопровождается библиографическим описанием реферируемого документа.

В учебном процессе реферат понимается в несколько ином, более широком смысле: это – краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада содержания книги, учения, научной проблемы, результатов научного исследования и т.п.

Иначе говоря, это доклад на определённую тему, освещающий её вопросы на основе обзора литературы и других источников. Следовательно, главное, что должен показать студент, - это умение работать с литературой, начиная с её поиска и кончая оформлением списка использованных источников.

Основные этапы работы над рефератом.

Все этапы работы могут быть сгруппированы в три основные: подготовительный, исполнительский и заключительный.

Подготовительный этап включает в себя поиски литературы по определенной теме с использованием различных библиографических источников; выбор литературы в конкретной библиотеке; определение круга справочных пособий для последующей работы по теме.

Исполнительский этап включает в себя чтение книг (других источников), ведение записей прочитанного.

Заключительный этап включает в себя обработку имеющихся материалов и написание реферата; составление списка использованной литературы.

Написание реферата. Первоначальная задача данного этапа – систематизация и переработка знаний. Систематизировать полученный материал – значит привести его в определенный порядок, который соответствовал бы намеченному вами плану работы (реферата, доклада).

Что касается переработки знаний, психология различает репродуктивную (воссоздающую) и продуктивную (творческую) переработку знаний. При репродуктивной переработке часть материалов воспроизводится точно, буквально, часть – видоизменено, своими словами. Репродуктивная переработка требуется прежде всего для подготовки выступлений по отдельным вопросам на семинарских занятиях, собеседованиях, при сдаче зачетов, экзаменов.

В продуктивной (творческой) переработке главное внимание уделяется новизне содержания, анализу его социальной ценности с учётом уже имеющихся достижений в определённой области знаний, практической деятельности людей. В условиях самообучения и самообразования она требуется при подготовке теоретических докладов, рефератов, курсовых и дипломных работ.

При индуктивном построении реферата (доклада) сначала называют факты, затем делают из них выводы, а обобщая выводы, приходят к формулировке тезиса.

При дедуктивном построении поступают наоборот – сначала формулируют тезис, потом приводят факты, его подтверждающие, а затем делают частные выводы.

Ясно, что рефераты (доклады) по праву, психологии и философии, мировой культуре или истории предпринимательства будут разными не только по содержанию, но и по построению (композиции), и по стилю изложения. Конкретные рекомендации и советы даст вам преподаватель, под руководством которого вы пишете реферат (доклад).

Составление списка использованной литературы. В соответствии с требованиями, предъявляемыми к реферату, необходимо составить список литературы, которую вы использовали в работе над ним.

Структура реферата.

Титульный лист.

Титульный лист – первая страница реферата, которая должна содержать основные сведения о работе и её авторе.

  1. Надзаголовочные данные, (т.е. данные, стоящие выше заголовка – имени автора). В учебных рефератах они обозначают учебное заведение, где обучается студент, и кафедру, на которой этот реферат выполняется. При этом название вуза пишут прописными буквами, название кафедры – строчными.

  2. Заголовок (это фамилия автора). Указывается фамилия, инициал имени (без отчества), а также индекс группы, в которой студент обучается. Фамилия – с прописной буквы, слова «студент группы…» - строчными.

  3. Заглавие (название темы реферата). Пишется всегда прописными буквами. Обратите внимание: слова «тема» или «на тему» не пишутся.

  4. Позаголовочные данные. Это сведения, относящиеся к заглавию, уточняющие его, называющие вид работы и т.п.

Вид работы (доклад, реферат, курсовая работа, дипломная работа, диссертация) указывается ниже наименования темы строчными буквами.

  1. Сведения об ответственности. Здесь указывается фамилия (фамилии) руководителя (руководителей). При этом указывают ученую степень, ученое звание руководителя (если они имеются).

  2. Выходные данные. В нижней части титульного листа пишут название города. Здесь же указывается год написания реферата. При этом ни слово «год», ни даже буква «г» не пишутся.

Аннотация.

Аннотация – это краткая характеристика документа, его части или группы документов с точки зрения названия, содержания, формы и других особенностей. Обычно она пишется в 5-7 строк, реже – в большом объёме.

В аннотации могут содержаться сведения об авторе. Но основное назначение аннотации – указать важнейшие внутренние признаки, отличающие данное произведение от других аналогичных по теме или содержанию. Аннотация помещается на обратной стороне титульного листа.

Введение.

Введение – это вступительная часть реферата, помещаемая перед основным текстом.

Оно должно содержать следующие элементы:

а) очень краткий анализ научных, экспериментальных или практических достижений в той области, которой посвящен реферат;

б) общий обзор опубликованных работ, рассматриваемых в реферате;

в) цель данной работы;

г) принципы, положенные в основу работы.

Объём введения при объёме реферата, который мы определили (10 – 15 страниц), - 1 – 2 страницы.

Содержание (текстовая часть).

В текст реферата включаются все заголовки, приведённые вами на странице, следующей сразу за титульным листом. Фактически – это план реферата, но именовать его следует «Содержание». Все разделы этого «Содержания», написанные прописными буквами, и в тексте пишутся прописными буквами, а подраздел – строчными.

Разделы «Содержания» нумеруются арабскими цифрами; состоят из номера раздела и подраздела, разделённых точкой. Если будут более дробные деления, они дописываются к разделу справа и разделяются точкой (например: 3.1; 3.1.1 и т. д.).

Титульный лист и «Содержание» не нумеруются. Нумерация начинается с третьей страницы и является сквозной, т.е. начиная с третьей до последней страницы работы, не обращая внимания на то, сколько страниц в каждом разделе или подразделе. Номер страницы проставляется арабскими цифрами в центре верхнего поля.

Рисунки, таблицы, схемы и т.п., расположенные на отдельных листах (формата А4 и больше), включаются в общую нумерацию, считаются за одну страницу, а номер страницы допускается не проставлять. Список использованной литературы и приложения включаются в общую сквозную нумерацию.

Что касается языка, здесь важно не повторять, не копировать стиль источников, с которыми вы работали, а выработать свой собственный, который по вашему мнению, соответствует характеру реферируемого материала.

Безусловно, что грамотность – важная черта каждой работы.

Оформление реферата.

Текст должен быть напечатан на однотипных листах бумаги (предпочтительно формата А 4). Поля должны оставаться по всем четырем сторонам листа : верхнее поле – 15 мм, нижнее – 20 мм, левое – 25 мм, правое – 10 мм.

Заключение.

Заключение может содержать повтор основных тезисов работы, чтобы акцентировать на них внимание читателей (слушателей), общий вывод, к которому пришёл автор реферата, предложения по дальнейшей научной разработке вопроса и т.п. Здесь никакие конкретные случаи, факты, цифры не анализируются.

Заключение по объёму всегда должно быть меньше введения.

Список использованных источников.

В каком порядке, в какой системе расположить в списке источники, библиографическое описание которых вы уже подготовили? Вообще таких систем существует несколько, но применительно к реферату можно рекомендовать только одну – алфавит.

При этом в строго алфавитном порядке размещаются все источники, независимо от формы и содержания. И нужно не забывать: описывается вначале материал из книги (глава, раздел), а затем – сама книга; статья из газеты – затем сама газета; материал из справочника – затем сам справочник.

Если источник, например, книга, имеет фамилию автора, то вначале указывают его фамилию, затем данные о книге. Если в источнике не указана фамилия автора, он ставится в алфавитном порядке по заглавию (названию) независимо от языка оригинала. Если в двух источниках совпадают первые буквы, учитывается вторая буква в слове.

Курсовые работы.

Курсовая работа – это самостоятельное творческое исследование научно – практического характера, позволяющее судить о приобретенных студентом знаниях и умении применять их на практике.

Курсовая работа должна базироваться на теоретических и методических положениях науки, содержать элементы новизны. В ней должна быть проведена хотя бы одна, пусть самая простая, но самостоятельная идея, а также предложения автора по более эффективному решению данного вопроса о сравнению с существующим положением.

Она базируется на изучении законов, постановлений правительства, нормативных и методических материалов, литературных источников, а также на практическом материале предприятия, экспериментальных и статистических данных.

Её выполнение требует от студента не только знаний общей и специальной литературы по теме, но и умение проводить экономико – математические, экспертные и другие исследования, увязывать вопросы теории с практикой хозяйствования, делать обобщения, выводы и предложения по улучшению производства.

Студенты заочного отделения выполняют работу на материалах предприятий, где они работают или проходят практику; студенты дневного обучения используют материалы, собранные по предприятию, в период практики.

Написание курсовой работы осуществляется под руководством преподавателя – руководителя работы.

Содержание работы следует иллюстрировать схемами, таблицами, диаграммами, графиками, фотографиями, рисунками и т.д. Графическому материалу по тексту необходимо давать пояснения.

Определение цели и задач работы.

Цель и задачи курсовой определяются «Методическими указаниями», которые разрабатывает преподаватель и утверждает кафедра.

Порядок подготовки курсовой работы в основном соответствует содержанию типовой технологии подготовки письменных работ и включает:

  • подготовительную работу;

  • поиск и обработку источников информации;

  • компиляцию рабочего варианта текста;

  • обработку скомпилированного теста;

  • оформление письменной работы.

Содержание курсовой работы должно раскрывать суть обозначенной темы. Точно такой же подход должен применяться и при определении состава и структуры работы.

В структуру курсовой работы входят :

  • титульный лист;

  • задание на выполнение работы;

  • содержание (оглавление);

  • введение;

  • основной текст;

  • заключение;

  • список использованных источников.

Выбор темы и составление плана работы.

Темы курсовых работ утверждаются кафедрой. Если курсовая связана с прохождением практики, студент должен избрать тему работы из предложенного кафедрой списка задолго до начала практики.

Если работа не связана с практикой, то время на её выполнение также отводится достаточно много: в начале семестра студент должен определиться с темой работы, её защита происходит в конце семестра. Студент может предложить свою тему, аргументировав свой выбор, и после утверждения кафедрой она закрепляется за ним.

При выборе темы нужно исходить из возможности использования материалов курсовой для дальнейшего развития, расширения и углубления выбранной темы в последующих научно – исследовательских работах и дипломной работе студента.

Тема должна быть актуальной, иметь теоретическое и практическое значение для сегодняшнего дня.

Разработка избранной темы должна носить исследовательский характер и предусматривать всестороннюю характеристику объекта исследования, оценку существующего положения и состояния объекта исследования, раскрытие взаимосвязи между политическими, экономическими, социальными, культурными и другими явлениями, показ формы и силы этой взаимосвязи.

Необходимо не только найти закономерности, но дать их количественную и качественную характеристику и на этой базе спрогнозировать развитие явления или процесса в будущем.

Чтобы выполнить такую задачу, работу нужно тщательно спланировать. План – это структурная разработка курсовой. Все вопросы плана должны быть логически связаны ив совокупности давать ответ на поставленный вопрос, т.е. раскрывать суть темы.

Если обобщить требования, предъявляемые к плану курсовой работы, они будут выглядеть так:

  • план должен содержать вопросы, необходимые для полного и глубокого раскрытия темы, и концентрированно отражать содержание работы;

  • план должен предусматривать последовательное, логическое, взаимосвязанное раскрытие результатов исследования;

  • не должно быть вопросов, ответы на которые частично или полностью содержатся в предыдущих или последующих разделах работы;

  • нельзя вводить вопросы, детализирующие более общий вопрос без предварительного внесения в план данного общего вопроса;

  • если какой-то пункт плана должен иметь подпункты, то их (подпунктов) должно быть не менее двух;

  • план должен быть написан в форме назывных предложений, а не в форме вопросительных предложений.

При оформлении курсовой слово «план» не пишется. На странице, следующей за титульной, вверху пишут прописными буквами : «СОДЕРЖАНИЕ». А под ним – то, что собственно и составляет план работы.

План курсовой, разработанный студентом, подлежит обязательному согласованию с преподавателем – руководителем работы.

  1. Методические указания по оформлению рефератов, курсовых и выпускных квалификационных (дипломных) работ

    Методические указания
    Рефераты, курсовые и дипломные работы – это первый шаг в на­учной деятельности студента, так как написание таких ви­дов работ формирует у студента навыки самостоятельного научного творчества, способствует повышению его теорети­ческой
  2. Рекомендации для студентов кгпу по написанию и оформлению рефератов, курсовых и дипломных работ по психологии. Содержание

    Реферат
    Реферат - письменная работа, содержащая обзор и анализ литературы по определенной теме. Работая над рефератом, студент демонстрирует умение подбирать литературные источники по теме, отбирать необходимую информацию, сопоставлять и обобщать
  3. Рекомендации по подготовке и защите выпускной квалификационной работы

    Учебное пособие
    У - Методические рекомендации по подготовке и защите выпускной квалификационной работы для студентов специальности 230500 – «Социально-культурный сервис и туризм» / Коломенский государственный педагогический институт, исторический
  4. Методические рекомендации по подготовке и оформлению письменных работ Для студентов специальности (1)

    Методические рекомендации
    Составители: Л.П. Шиловская, к.э.н., доцент, зав. кафедрой финансов, денежного обращения и кредита, Е.Ю. Квасова, к.э.н., доцент, Т.Д. Маковник, к.э.н.
  5. Методические рекомендации по подготовке и оформлению письменных работ Для студентов специальности (2)

    Методические рекомендации
    Методические рекомендации предназначены в помощь студентам специальности 080105 «Финансы и кредит» для системного овладения ими навыками самостоятельной научной работы.
  6. Рекомендации по написанию и оформлению выпускной квалификационной работы Красноярск 2011

    Документ
    В соответствии с Положением об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений Российской Федерации итоговая государственная аттестация выпускников включает:
  7. И. Н. Кузнецов: «Рефераты, курсовые и дипломные работы»: методика подготовки и оформления. Учебно-методическое пособие, Москва, 2002, 351с. В. С. Голодаева: «Рекомендации по подготовке и оформлению курсовых и дипломных работ»

    Реферат
    Часть . Устная коммуникация, искусство общения Stewart L. Tubbs and Sylvia Moss: “HUMAN COMMUNICATION”, McGraw-Hill Humanities/Social Sciences/Langua, 005 Malcolm Kushner: «Avalik esinemine: käsiraamat», Koge, Tallinn, .
  8. Методические рекомендации по подготовке и защите выпускных квалификационных работ (вкр) для специальностей «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет и аудит» 4 2 Общие положения 4

    Методические рекомендации
    1 Методические рекомендации по подготовке и защите выпускных квалификационных работ (ВКР) для специальностей «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет и аудит» 4
  9. Методические указания содержат основные требования к оформлению списка литературы при написании реферата, курсовой и дипломной работы

    Методические указания
    Методические указания по составлению и оформлению списка использованных источников и литературы.- Ростов-на-Дону: Издательский центр ДГТУ, 2009.- 16с.

Другие похожие документы..