«Культурология»

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Уфимский государственный авиационный технический университет

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Рекомендовано Редакционно-издательским советом УГАТУ

в качестве учебного пособия

Уфа 2006

Коллектив авторов: А. М. Кадыров, С. В. Коровина, О. Б. Феклина,

А. М. Шаяхметова

УДК 008 (07)

ББК 71 (я7)

К90

Рецензенты: д-р истор. наук, проф. Верещагин А.С.;

канд. истор. наук, доц. Алдашова Е.Н.

Культурология: учебное пособие / под ред. О. Б. Феклиной; Уфимск. К90 гос. авиац. техн. ун-т. – Уфа: УГАТУ, 2006. – 123 с.

ISBN 5-86911-644-9

Учебное пособие разработано на основе учебной программы «Культурология», соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Растет роль культуры в регулировании поведения человека. Культура определяет его цели, идеалы, образ жизни, решает проблемы культурной идентичности, исторической преемственности, выявляет более тонкие механизмы общественного движения и становится основным условием прогресса общества. В пособии даны тематика изучаемых проблем, планы семинаров, рекомендуемая к ним литература, темы докладов, требования к публичному выступлению на семинаре, вопросы для самопроверки, справочные статьи, словарь важнейших терминов и понятий по культурологии.

Предназначено для всех студентов УГАТУ, изучающих дисциплину «Культурология».

Библиогр.: 94 назв.

Научный редактор канд. истор. наук, доцент Конюков Т. С.

Рекомендовано Редакционно-издательским советом Уфимского государственного авиационного технического университета.

УДК 008 (07)

ББК 71 (я7)

ISBN 5-86911-644-9 © Коллектив авторов, 2006

© Уфимский государственный

авиационный технический университет, 2006

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 5

1. ТЕМАТИКА ИЗУЧАЕМЫХ ПРОБЛЕМ И ПЛАНЫ СЕМИНАРОВ ПО КУРСУ «КУЛЬТУРОЛОГИЯ» 8

СЕМИНАР 1 8

1.1. Введение. Предмет культурологии. Культура как социально-историческое явление 8

1.2. Темы докладов 9

1.3. Вопросы для самопроверки 9

1.4. Справочные статьи и основные понятия 9

2. СЕМИНАР 2 22

2.1. Развитие представлений о культуре в отечественной

и зарубежной культурологии…………………………………….22

2.2. Темы докладов 23

2.3. Вопросы для самопроверки 24

2.4. Справочные статьи и основные понятия 24

3. СЕМИНАР 3 33

3.1. Мировая культура 33

3.2. Темы докладов 35

3.3. Вопросы для самопроверки 36

3.4. Справочные статьи и основные понятия 37

4. СЕМИНАР 4 58

4.1. Отечественная культура 58

4.2. Темы докладов 61

4.3. Вопросы для самопроверки 61

4.4. Справочные статьи и основные понятия 62

5. СЕМИНАР 5 78

5.1. Религия и культура 78

5.2. Темы докладов 80

5.3. Вопросы для самопроверки 80

5.4. Справочные статьи и основные понятия 81

6. ИТОГОВОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ 103

7. ТРЕБОВАНИЯ К ПУБЛИЧНОМУ ВЫСТУПЛЕНИЮ
НА СЕМИНАРЕ 107

7.1. Рекомендации для докладчика 107

7.2. Правила произнесения речи перед публикой 108

8. ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ ПО КУРСУ
«КУЛЬТУРОЛОГИЯ» 112

8.1. Требования к реферату 114

8.2. Оформление реферата 114

8.3. Рекомендации по структуре реферата 115

9. КЛЮЧ К ИТОГОВОМУ ТЕСТИРОВАНИЮ 116

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 116

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ПО КУРСУ "КУЛЬТУРОЛОГИЯ" 117

ВВЕДЕНИЕ

В соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования студенты изучают учебную дисциплину «Культурология». Термин «культурология» вошел в научный оборот в первой половине ХХ в. Его возникновение связано с именем американского культурантрополога Л. Уайта. Он считал, что это наука, имеющая самостоятельное значение, не совпадающая ни с социологией, ни с психологией.

Культурология отличается от других дисциплин, во-первых, синтетическим характером, она, как и философия, охватывает всю совокупность выработанного человечеством духовного опыта и актуализирует его в соответствии с потребностями и интересами сменяющих друг друга поколений; во-вторых, культурология характеризуется непосредственной гуманистической направленностью, она обращена к внутреннему миру личности, испытывающей потребность в духовном совершенствовании.

Культурологический подход в настоящее время становится одним из наиболее перспективных при изучении общества. Он дает системный взгляд на социум, его главную движущую силу и конечный продукт – личность, позволяет комплексно и c гуманистических позиций оценить различные стороны общественной жизни: экономику, общественное сознание и психологию, социальную организацию, коммуникативную и нормативную сферы. Именно недооценка культуры, гипертрофия «объективных» экономических, социально-классовых, технократических подходов и соответствующая политика с дополняющим идеологическим обеспечением в огромной (возможно, решающей) степени явились причиной краха СССР и всеобъемлющего кризиса современной России.

Отсюда возникают задачи образования – обеспечить преемственность в преподавании гуманитарных наук с пониманием решающей роли культуры в социуме, имея в виду, что для мировых центров образования характерен именно культурологический (антропологический) подход к изучению общества. Решение проблем демократизации жизни, подъема материальной и духовной культуры, нравственности, развития личности и реализация ее творческого потенциала, преодоление ограниченности, да и просто невежества людей, воспитание в человеке ответственного отношения к труду, воспитание умения общаться – невозможно вне русла общечеловеческой культуры, мирового цивилизационного процесса.

В настоящее время культурологическая подготовка призвана, по мере возможности, восполнять недостаточность школьного обучения и отсутствие традиций классического гуманитарного образования. Культурологическое образование призвано готовить молодежь к целостному пониманию мира, активному его преобразованию, способствовать осмыслению его как совокупности культурных достижений человечества, помогать взаимопониманию, общению представителей различных культур.

В изучении культурологии выделяются следующие блоки:

1. Теоретический. В ходе его освоения студенты должны получить представление об основных теориях культуры (предмет, основные понятия, структура и функции культуры), а также о главных школах, направлениях, концепциях в культурологии.

2. Исторический. Он включает два раздела – историю мировой и отечественной культуры, в том числе и своего края. В изучении первого раздела главное внимание уделяется европейской культуре. Вместе с тем студенту важно увидеть многообразие, «полифонизм» мировых культур. Отсюда возникает необходимость реконструкции многовариантного генезиса культуры, рассмотрение основных типов древних культур. На этом фоне становится возможным выявление своеобразия и уникальности европейской (античной) культуры. В изучении второго раздела важно выявить собственную логику развития российской культуры, ее самобытность, разумеется, в сравнении с западной.

Задача исторического блока – обогащение внутреннего мира студента как личности историко-культурными ценностями, достижение более высокого уровня развития его творческих сил. Поэтому предполагается давать материал наиболее полно характеризующий творческую ценность человека в социокультурном процессе.

Наиболее перспективным для достижения этой цели представляется обращение к художественной культуре. Художественная культура открывает широкие возможности понимания студентами универсальных проблем, имеющих непосредственное отношение к каждому человеку, таких как смысл жизни и счастья, добро и зло, любовь и ненависть, честь и достоинство и т. п. Они являются вечными для любого этапа истории и для каждого человека. Также важно раскрытие закономерностей становления культурно-творческих характеристик личности, акцентирование внимания на духовном творчестве человека в области науки, техники.

Проблемный. В этот блок включены актуальные проблемы развития культуры ХХ века. Среди них выделены культурологические аспекты глобальных проблем современности, социально-культурных последствий НТР, изменения места и роли культуры в развитии человечества, проблемы взаимодействия массовой и элитарной культуры.

При изучении культурологии главной целью является изучение студентами теории и истории культуры. Для достижения этой цели предполагается решение следующих задач: знать место культурологии в системе гуманитарных дисциплин, специфику ее объекта и предмета, основные разделы культурологии, историю ее формирования как научной дисциплины; иметь представление об основных современных культурологических школах, направлениях; уметь охарактеризовать формы и типы культур и цивилизаций, основные этапы развития мировой культуры; знать историю культуры России, понимать и уметь объяснить ее место в системе мировой культуры и цивилизации; приобрести опыт использования культурного наследия в республике, крае, области, районе и уметь ориентироваться в культурологической художественно-эстетической и нравственной проблематике, вести себя в жизни в соответствии с требованиями, предъявляемыми к интеллигентной и профессионально грамотной личности.

Кафедра истории Отечества и культурологии УГАТУ подготовила учебное пособие, которое включает в себя планы семинаров, справочные статьи и основные понятия, темы докладов. Для самостоятельной работы студентов к семинарам предложена литература, которая имеется в библиотеке УГАТУ в Уфе и в филиалах. Учебное пособие позволит студентам глубже осмыслить теоретические и исторические проблемы культуры, расширить их кругозор, поможет выработать у студентов исследовательские навыки и повысить культуру мышления.

1.ТЕМАТИКА ИЗУЧАЕМЫХ ПРОБЛЕМ
И ПЛАНЫ СЕМИНАРОВ ПО КУРСУ «КУЛЬТУРОЛОГИЯ»

СЕМИНАР 1

1.1.Введение. Предмет культурологии. Культура как социально- историческое явление

Вопрос 1. Специфика культурологического знания. Возрастание роли культурологического знания и мышления в жизни общества и личности.

Список литературы

1) Гуревич, П. С. Культурология. – М.: Гардарики, 2003. (Введение).

2) Культурология в вопросах и ответах / под ред. проф.
Г. В. Драча. – М.: Гардарики, 2003. (Вопрос 1).

3) Культурология / отв. редактор А. А. Радугин. – М.: Центр, 1999; М.: Библионика, 2005. (Гл. 1§2).

Вопрос 2. Сущность культуры. Культура как целостность.

Список литературы

1) Кадыров, А. М. Культурология. Теория и история культуры: учеб. пособие. – Уфа: УГАТУ, 2004. С. 8–14.

2) Культурология: учебник для студ. техн. вузов / под ред.
Н. Г. Багдасарьян. – М.: Высшая школа, 1998; М.: Высшая школа, 2005. (Тема 2).

3) Культурология в вопросах и ответах / под ред. проф.
Г. В. Драча. – М.: Гардарики, 2003. (Вопросы 2, 3, 18, 28).

Вопрос 3. Структура культуры.

Список литературы

1) Кадыров, А. М. Культурология. Теория и история культуры: учеб. пособие. – Уфа: УГАТУ, 2004. С. 14–21.

2) Культурология: учеб. для студ. техн. вузов / под ред.
Н. Г. Багдасарьян. – М.: Высшая школа, 1998; М.: Высшая школа, 2005. (Тема 2 §5, тема 3).

3) Культурология: учебник / под ред. Ю. Н. Солонина,
М. С. Кагана. – М: Высшее образование, 2005. (Раздел IV).

Вопрос 4. Основные функции культуры.

Список литературы

1) Кадыров, А. М. Культурология. Теория и история культуры: учеб. пособие. – Уфа: УГАТУ, 2004. С. 21–23.

2) Культурология в вопросах и ответах / под ред. проф.
Г. В. Драча. – М.: Гардарики, 2003. (Вопрос 19).

3) Культурология. XX век. Энциклопедия. Т.1,2. – СПб.: Университетская книга, 2001.

1.2.Темы докладов

1. Культурология как интегративная наука.

2. Культура и природа.

3. Культура и цивилизация.

4. Искусство как феномен культуры.

5. Техника как социокультурное явление.

6. Массовая и элитарная культура.

7. Культура инженера.

1.3.Вопросы для самопроверки

1. Кто ввел в научный оборот термин «культурология»?

2. В чем состоит специфика культурологии как науки?

3. Каков объект культурологии?

4. Каков предмет культурологии?

5. В чем состоит сущность культуры?

6. Какие существуют типы культур?

7. Назовите основные функции культуры.

8. Какую роль играет техника в культуре?

9. Каково значение искусства в культуре?

10. Объясните значение науки в культуре.

11. Назовите негативные стороны массовой культуры.

  1. Культурология (1)

    Литература
    Цель курса дать общее представление о динамике развития культуры (европейской по преимуществу), о ее основных этапах, закономерностях смены эпох, о типах культурной деятельности и характере системы духовных ценностей той или иной эпохи.
  2. Культурология (5)

    Статья
    Армейсков Сергей Анатольевич, аспирант кафедра истории и теории культуры факультет истории искусства Российский государственный гуманитарный университет
  3. Культурология. Антропологические теории культур www lekcii at ua

    Документ
    СЛОВО cultura (лат.) означает "обработка", "земледелие", иначе говоря - это возделывание, очеловечивание, изменение природы как среды обитания.
  4. Культурология как наука. Структура и состав современного культурологического знания. Теоретическая и прикладная культурология. Методы культурологических исследо

    Документ
    Культурология как наука. Структура и состав современного культурологического знания. Теоретическая и прикладная культурология. Методы культурологических исследований.
  5. Культурология как интегративная наука о культуре

    Документ
    Понятие культуры восходит к античным временам. Первоначально культурным считался человек, который знал, как возделывать землю. От возделывания почвы человек поднимается к возделыванию своего разума.
  6. Культурология рекомендации студентам заочной формы обучения. Продолжительность курса один семестр. Курс «Культурология» реализуется на Iкурсе заочной формы обучения. Отчетность : контрольная работа (реферат)

    Содержательный отчет
    1. Выбрать тему реферата. В одной академической группе выбранные студентами темы не должны повторяться. Студент выполняет ту тему, порядковый номер которой совпадает с его порядковым номером в списке группы.
  7. Культурология. Экзаменационные вопросы что изучает культурология, её место в системе гуманитарного знания

    Экзаменационные вопросы
    . Культура Древней Греции классического периода и времени упадка. . Содержание и структура экономической культуры.
  8. Культурология. Преподаватель Андреева И. А

    Документ
    Слово культура возникло от слова культ (лат. Почитание) – один из основных эл-тов религии, это могут быть действия, пение, чтение, пляска, имеющие целью дать видимое выражение религиозному поклону или привлечь божественные силы.
  9. «Культурология» (1)

    Учебное пособие
    Горбунова, Л.И. Культурология. Человек - Общество - Культура: учеб. пособие по дисциплине «Культурология» для вузов / Л.И. Горбунова, Г.С. Келлер; МГТУ.

Другие похожие документы..