Учебное пособие для аспирантов и соискателей учёной степени по подготовке к вступительному экзамену в аспирантуру и к экзамену кандидатского минимума в медицинском университете Курск 2007

Курский государственный медицинский университет

Кафедра философии

ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ

Учебное пособие для аспирантов

и соискателей учёной степени

по подготовке к вступительному экзамену в аспирантуру

и к экзамену кандидатского минимума

в медицинском университете

Курск 2007

Рецензенты:

докт. филос. н., проф. А.А. Баталов

(Уральская мед. академия);

докт. филос. н., член-корр. РАН И.Т. Касавин (Институт философии РАН);

докт. мед. наук, проф. Г.А. Сидоров (Курский гос. мед. ун-т)

Научный редактор:

докт. мед. н., проф. В.А. Лазаренко (КГМУ)

Авторы-составители:

канд. филос. н., доц. Е.Б. Зыкина;

канд. филос. н., доц. В.Ю. Крамаренко;

канд. филос. н., доц. Д.П. Кузнецов;

докт. филос. н., докт. ист. н., проф. С.П. Щавелёв

Учебное пособие (рабочие программы и методические указания по их реализации) соответствует вводимому с 2005 г. Высшей аттестационной комиссией Министерства образования и науки РФ экзамену кандидатского минимума по истории и философии науки, соответствующим типовым программам (М., 2004). Формулировка общих проблем и основных концепций философии науки сочетается в пособии с теоретико-методологическими вопросами фундаментального и прикладного естествознания и медицины, перечнем их основных исторических форм — в соответствии с задачами подготовки аспирантов и соискателей ученой степени в многопрофильном медицинском университете, где преподают авторы-составители пособия.

 Текст — авторы-составители;

 Оригинал макет — КГМУ

СОДЕРЖАНИЕ

Методические указания для подготовки к экзамену по философии (вступительному в аспирантуру) ………………………………………………......................

Университетское положение о кандидатском экзамене по курсу «История и философия науки» …………………………………………………………………….

Программа учебного курса «История и философия науки» .........................

I. Теория науки. Наука как социальный феномен и ее место

в культуре ……………………………………………………………….........

1. Общее понятие науки ..................................................................................

2. Этапы становления современной науки .....................................................

3. Наука и общество. Этические принципы научного исследования ............

4. Дисциплинарное строение науки ................................................................

5. Наука и паранаука ........................................................................................

II. Эпистемология науки. Научное исследование и другие типы

рациональности .........................................................................................

6. Наука и вненаучные формы освоения мира и самопознания

человека …………........................................................................................

7. Наука и мифология ……...............................................................................

8. Наука и религия ............................................................................................

9. Наука и философия ......................................................................................

10. Наука и искусство ......................................................................................

III. Методология науки. Познавательный инструментарий ученого.........

11. Теория и метод в научном исследовании …….........................................

12. Формы и методы эмпирического познания ..............................................

13. Формы и методы теоретического познания ..............................................

IV. История философии науки (новейшие периоды и направления) ….

14. Классический позитивизм о феномене научного знания ..............

15. Аналитическая философия науки ..................................................

16. Модели развития науки в критическом рационализме .................

17. Историческая школа в философии науки .....................................

18. Проблемы методологии науки в постструктурализме .................

V. Философские вопросы современного естествознания ...................

19. Хаос и порядок. Концепции детерминизма и их философские

основы ................................................................................................

20. Проблема происхождения и существования живого .....................

21. Информация и моделирование в науке и на практике ....................

22. Интеллект человека и его ресурсы .................................................

23. Возможности искусственного интеллекта .....................................

VI. Философские аспекты современной медицины ……......................

24. Философия и медицина: пути взаимодействия …………………….

25. Феномен биоэтики …………………………………………………..

26. Мировоззренческие основания клинической медицины …………

Вопросы для повторения курса «История и философия науки» .........

Рекомендуемая литература ....................................................................

Советы по оформлению реферата ………………………………..……..

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ ПО ФИЛОСОФИИ

(ВСТУПИТЕЛЬНОМУ В АСПИРАНТУРУ)

Человек, поступающий в аспирантуру или же планирующий выполнение диссертации как соискатель учёной степени, по идее выбирает целью своей жизни труд учёного, педагога. Философская — мировоззренческая и методологическая подготовка во все времена, во всех цивилизованных странах считалась необходимой при этом — научно-педагогическом виде творческой деятельности. Поэтому поступающие в аспирантуру высших учебных заведений России, наряду с проверкой их знаний по специальности и по иностранному языку, подвергаются также экзамену по философии (в объёме её университетского курса).

На вступительном (в очную и заочную аспирантуру) экзамене по философии претенденту необходимо продемонстрировать:

 твёрдые знания основ философии (в пределах действующего Государственного образовательного стандарта для высшей школы по данной дисциплине);

 владение основными понятиями теоретической философии;

 способность рассуждать на языке философских терминов и размышлять, вести диалог по основным философским вопросам;

 представление об исторической и концептуально-логической взаимосвязи избранной отрасли науки (биологии, химии, медицины, фармации т.д.) с философией.

Организация экзамена

Список лиц, поступающих в аспирантуру, очную и заочную, со-ставляется в отделе аспирантуры университета и передается на кафедру философии не позднее дня первой консультации к этому экзамену.

В состав экзаменационной комиссии входят: проректор по научной работе университета (председатель комиссии); заведующий кафедрой философии, профессор, доктор философских наук (заместитель председателя комиссии для данного экзамена); профессора и доценты (кандидаты наук) кафедры философии (не менее трёх).

Консультации к данному экзамену проводятся:

а) во время летних каникул (до 25 августа) — по программе экзамена и литературе к нему — лаборантами кафедры философии (ауд. № 362 Гуманитарного учебного корпуса, телефон: 50-01-02); библиотекарями читального зала Гуманитарного учебного корпуса;

б) непосредственно перед экзаменом (за 1–3 дня до него) — заместителем председателя и членами экзаменационной комиссии, согласно расписанию этих консультаций (представленному на стендах объявлений отдела аспирантуры и кафедры философии); в объёме 2-х часов на группу.

Проведение вступительного экзамена осуществляется в учебной аудитории кафедры философии; согласно расписанию данного экзамена, представленного на стендах объявлений отдела аспирантуры и кафедры философии. Экзаменационные листы оформляются отделом аспирантуры и предоставляются на кафедру философии не позднее 9 часов дня экзамена. Вопросы для экзаменационной беседы (по два из представленного выше их списка) даются заместителем председателя экзаменационной комиссии (виде экзаменационных билетов). На подготовку к ответу даётся по 1 часу. На ответ и опрос каждого сдающего экзамен отводится до 0, 5 часа.

Знания поступающих в аспирантуру лиц оцениваются по четырёхбалльной шкале: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». Полученные поступающими оценки объявляются председателем комиссии или его заместителем после опроса всех экзаменующихся в этот день лиц; после закрытого совещания членов экзаменационной комиссии; оформленные экзаменационные листы возвращаются в отдел аспирантуры не позднее следующего после экзамена рабочего дня.

Вопросы для экзаменационной беседы

1. Предмет философии, её роль в жизни общества и личности. Палитра универсальных проблем человеческого существования.

2. Мера научности и вненаучности философии. Варианты соотношения философии и науки.

3. Философия и медицина: исторические формы и современный уровень взаимодействия.

4. Бытие и материя как онтологические понятия, их развитие в истории естествознания и философии. Естественнонаучная картина мира.

5. Природа и экология. Этапы развития экологической тематики и практики. Экологические факторы медицины.

6. Глобальные проблемы современного человечества, вклад медицины и здравоохранения в их разрешение.

7. Пространство и время (на разных уровнях организации материи).

8. Движение и развитие как атрибуты материи. Синергетика, ее тематика. Детерминизм и его эволюция с развитием естествознания, соответствующие модели медицинской диагностики.

9. Происхождение человека и общества: факты и теории движущих сил антропогенеза.

10. Сознание, мозг и поведение. Философские аспекты нейробиологии.

11. Идеальность сознания, его структура и функции. Психосоматические эффекты в медицине.

12. Техника и информация в современном мире. Достижения и перспективы компьютеризации медицины.

13. Бессознательная психика. Учение З. Фрейда о психоанализе и современные достижения психоаналитической терапии.

14. Язык, речь и мышление. Культура речи медика. Ятрогения и её профилактика.

15. Понятие интеллекта, его критерии, этапы становления, методики измерения.

16. Познание, его основные формы и уровни. Роль практики в познании. Особенности практического познания (включая врачебную диагностику).

17. Истина и заблуждение в познании. Врачебная (профессиональная) тайна и ее границы применительно к модели информированного согласия на медицинскую помощь.

18. Познавательная специфика медицинской диагностики. Типы и профилактика врачебных ошибок.

19. Природа и роль интуиции в познании.

20. Наука и этапы ее становления.

21. Понятия метода и методологии. Классификация методов и форм научного познания.

22. Формы и методы эмпирического исследования, их применение в области экспериментальной медицины.

23. Формы и методы теоретического познания. Возможности теоретизации медицинского знания.

24. Формальная логика и её законы.

25. Философское понятие культуры и ее морфология. Культурный контекст медицины и здравоохранения.

26. Мифология и её модификации в истории культуры. Медицинский оккультизм и его разновидности.

27. Религия в прошлом и настоящем культуры. Религия, церковь и медицина. Вера и разум. Традиции свободомыслия, скептицизма и агностицизма.

28. Искусство и его предназначение в культуре. Эстетическая сторона медицины.

29. Смысл жизни человека. Здоровье и болезнь как экзистенциалы людского бытия.

30. Биомедицинская этика и её основные темы (эвтаназия, генетическая экспертиза, клонирование и др.).

Понятия теоретической философии

(для краткого определения)

1. Природа. 26. Факт.

2. Бытие. 27. Теория.

3. Материя. 28. Логика.

4. Пространство. 29. Миф.

5. Время. 30. Вера.

6. Движение. 31. Эстетика.

7. Развитие. 32. Аксиология.

8. Бесконечность. 33. Культура.

9. Отражение. 34. Детерминизм.

10. Информация. 35. Система.

11. Психика. 36. Закон.

12. Сознание. 37. Понятие.

13. Идеальное. 38. Категория.

14. Бессознательное. 39. Болезнь.

15. Психоанализ. 40. Здоровье.

16. Личность. 42. Норма.

17. Человек. 43. Биоэтика.

18. Душа. 44. Язык.

19. Интеллект. 45. Эксперимент.

20. Истина. 46. Моделирование.

21. Интуиция. 47. Гипотеза.

22. Практика. 48. Проблема.

23. Наука. 49. Разум.

24. Метод. 50. Философия.

25. Методология.

Рекомендуемая (в первую очередь, на выбор) учебная литература

Философия. Курс лекций профессора С.П. Щавелёва (электронный вариант).

* * *

Алексеев П.В., Панин А.В. Философский словарь. М., 1997.

Краткая философская энциклопедия. М., 1994.

Новая философская энциклопедия. В 4-х тт. М., 2002.

* * *

Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. М., 1999.

Введение в философию. Учебное пособие для вузов / Авт. колл. И.Т. Фролов и др. Изд-е. 3-е. М., 2003.

Марков Б.В. Философия. Учебное пособие. СПб., 2003.

Спиркин А.Г. Философия. Учебник для студентов высших учебных заведений. М., 1999.

Хрусталёв Ю.М. Общий курс философии. Учебник для студентов медицинских и фармацевтических вузов. В 2-х тт. М., 2003.

Философия и медицина. Л., 1986.

* * *

Гурина М. Философия. Учебное пособие для выпускных классов лицеев, для поступающих в высшие классы школы и студентов первого цикла высшего образования / Пер. с франц. М., 1998.

Нагель Т. Что всё это значит. Очень краткое введение в философию / Пер. с англ. М., 2001.

Каратини Р. Введение в философию / Пер. с франц. М., 2003.

Поупкин Р., Стролл А. Философия. Вводный курс / Пер. с англ. СПб., 1997;

Рассел Б. Проблемы философии / Пер с англ. М., 2000.

Тейчман Дж., Эванс К. Философия. Руководство для начинающих / Пер. с англ. М., 1997.

Хэнкисон Дж. Философия. Притворись её знатоком / Пер. с англ. СПб., 2001.

* * *

Асеева И.А., Никитин В.Е. Биомедицинская этика. Курск, 2002.

Зыкина Е.Б. Основы культурологии. Курск, 2003.

Касавин И.Т., Щавелёв С.П. Анализ повседневности. М., 2004.

Крамаренко В.Ю., Никитин В.Е., Андреев Г.Г. Интеллект человека. Воронеж, 1989.

Формозов А.А. Рассказы об ученых. Курск, 2004.

Щавелёв С.П. Практическое познание. Философско-методологические очерки. Воронеж, 1994.

Щавелёв С.П. Метод практики: природа и структура. Курск, 1996.

  1. Ii игорь владимирович вишев.

    Документ
    Список публикаций в соответствующих рубриках после черты дополняется новыми, вышедшими после издания данной книги. Поскольку вследствие этого изначальная сквозная нумерация публикаций нарушается, то каждый раздел получает свой порядковый
  2. 1. организационно-правовое обеспечение образовательной деятельности (2)

    Реферат
    4.4.2 Внедрение новых форм и методов обучения, средств активизации познавательной деятельности студентов, организация самостоятельной и научно-исследовательской работы студентов
  3. Отчет о результатах самообследования деятельности Курского государственного университета

    Содержательный отчет
    1 сентября 1934 г. в городе Курске был открыт Педагогический институт (Постановление Совета Народных Комиссаров РСФСР от 22 июля 1934 г. № 661), затем он был переименован в Курский государственный педагогический университет (Приказ
  4. Отчет о самообследовании основной образовательной программы по специальности (направлению) 260202 Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий

    Содержательный отчет
    Специальность 260202 – Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий утверждена приказом Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию от 5.
  5. Вузовская наука программы методики Графика дизайн фото мультимедиа игры Диссертации авторефераты

    Автореферат диссертации
    мы создаем новый проект в который войдут более 500 тыс. публикаций, аналогично представленным в этом каталоге. Вы всегда можете пожертвовать на развитие некоммерческого проекта Реквизиты: Яндекс-деньги 41001185 3 89 Библиотечное дело\
  6. Отчет о работе базовых кафедр за 2007 год

    Содержательный отчет
    Кафедра гидробиологии и экотоксикологии. Ставропольского государственного университета при Южном научном центре РАН за 2007 год .….…66 Кафедра технологии перспективных химических и биологических материалов.
  7. С. П. Щавел ё в Издание второе, исправленное и дополненное

    Документ
    Словарь (первое, втрое меньшее по объёму и микроскопическое по тиражу изд. — 1997 г.) содержит основные факты биографий, перечни основных научных трудов, итоговые оценки творчества более чем 230 учёных и краеведов гуманитарного профиля
  8. Материалы (6)

    Документ
    ЛФЭИ-СПбГУФЭ – 80 лет. Взгляд на прошлое, настоящее и будущее: Материалы Международной научной конференции ученых, студентов и общественности (16-17 марта 2010 года).
  9. Отчет о результатах самообследования государственного бюджетного образовательного

    Содержательный отчет
    С целью подготовки к государственной аккредитации в первом полугодии 2012 г. в период с сентября 2011г. по декабрь 2011 г. было проведено самообследование деятельности государственного бюджетного образовательного учреждения высшего

Другие похожие документы..