Учебное пособие для аспирантов и соискателей учёной степени по подготовке к вступительному экзамену в аспирантуру и к экзамену кандидатского минимума в медицинском университете Курск 2007

IV. История философии науки

14. Классический позитивизм о феномене научного знания

Социокультурные и теоретические предпосылки формирования позитивистской методологии науки. Дж. Ст. Милль, О. Конт, Г. Спенсер о природе, основаниях и функциях научного знания. Отрицание познавательного статуса философии и отказ от метафизики как поиска первопричин и сущностей. Закон трех стадий исторического развития мышления и идея “позитивной философии” в концепции О. Конта. Эволюционистский позитивизм Г. Спенсера: философия как унифицированное познание.

Эпистемологическая проблематика в эмпириокритицизме и махизме. Анализ “чистого опыта” в концепции Р. Авенариуса, его критика интроекции и учение л “принципиальной координации” субъекта и объекта. Э. Мах об источнике познания, задачах науки и ее методах; принцип экономии мышления. Релятивность научной истины в конвенционализме А. Пуанкаре.

Место классического позитивизма в философии науки и теории медицины.

15. Аналитическая философия науки

Логико-лингвистический анализ языка как основная задача методологии науки в логическом эмпиризме Венского кружка. Абсолютизация чувственного опыта, “атомарные” факты и предложения, редукция теоретического знания к эмпирическому. Дискредитация метафизики и проблема демаркации научного и философского знания. Процедура верификации научных теорий и требование актуальной верифицируемости. Индукция как основной метод науки; принцип терпимости (Р. Карнап). Кумулятивная модель развития научного знания.

Поворот логического позитивизма к семантическим проблемам. Логический анализ языка науки — сердцевина ее аналитической философии. Эволюция философских взглядов Л. Витгенштейна от идеи “идеального языка” к анализу языка обыденного. “Языковые игры” и необходимость “логической терапии” науки с помощью философии.

16. Модели развития науки в критическом рационализме

К.Р. Поппер и его философия критического рационализма. Критика логического эмпиризма, отказ от верификации и реабилитация метафизики. Антиметод проб и ошибок. Фальсификационизм как принцип эмпирической опровергаемости теорий и критерий демаркации научных и псевдонаучных проблем. Релятивность научной истины, критика индукции, апология гипотетико-дедуктивного метода. “Эпистемология без познающего субъекта” К. Поппера: идея “третьего мира”. Антикумулятивизм концепции роста научного знания. Модель развития знания: проблема — теория — опровержение — новая проблема…

Посткритический рационализм М. Полани: эпистемология неявного знания и механизм его трансляции. Типология центрального и периферического видов знания. Понятие эвристической интуиции; гносеологический статус категории веры в научном познании. Концепция личностного знания, его структура и элементы.

17. Историческая школа в философии науки

Построение динамической картины научного знания в философии науки постпозитивизма. Концепция научной революции и некумулятивного знания Т. Куна; парадигма и ее дисциплинарная матрица; понятия научного сообщества, нормальной науки, аномальных фактов и научной революции. Идея о несоизмеримости фундаментальных научных теорий. Изменение вместо прогресса.

И. Лакатос о внешней и внутренней истории научного познания. Критика индуктивизма, конвенционализма и фальсификационизма как критериев рациональности. Понятие научно-исследовательской программы и ее структуры (“твердое ядро”, основные “исследовательские правила”, “защитный пояс” теории). Конкуренция научно-исследовательских программ как главный источник роста знания. Прогресс и регресс в создании научных программ.

Методологический анархизм П. Фейерабенда: отказ от рационализма и универсализма в науке. Критика принципов дедуцируемости теорий и инвариантности терминов. Пролиферация как основа “роста” знания. Контриндукция. Наука и вненаучные формы знания: скользящая граница. Наука — очередной миф человечества?

18. Проблемы методологии науки в постструктурализме

Структурный метод и его основные процедуры. Отрицание понятия концептуальности и критика логоцентризма в постструктурализме. “Археология знания” М. Фуко: концепция эпистемы и понятие научного дискурса; анализ комплексов “власти-знания”; проблема социальной обусловленности науки и медицинской практики.

Философия гуманитарного знания и генезис гуманитарных наук.

V. Философские вопросы современного естествознания

19. Хаос и порядок.

Концепции детерминизма и их философские основы

Основные понятия нелинейной динамики: бифуркация, фазовое пространство, аттракторы, фракталы. Концепции детерминизма в истории естественных наук. Подходы П. Лапласа и А. Пуанкаре. Основные причины и условия хаотического поведения систем. Понятие детерминированного хаоса. Случайные и случайно-подобные процессы. Представления о структурной устойчивости и концепция бифуркаций. Типологический подход Х. Утни. Р. Том: применение теории динамических систем к к анализу метаморфоз в явлениях природы. Канонические формы элементарных катастроф: «складка», «сборка», «ласточкин хвост», «бабочка», эллиптическая, гиперболическая и параболические омбилики. Теория катастроф и ее мировоззренческое и общенаучное значение.

Синергетика как новая концепция развития в природе, обществе, технике, духовной культуре. Синергетика и диалектика. Неравновесность, диссипация и диссипативные структуры. Условия возникновения порядка из хаоса и обратного обрушения системы в хаос.

20. Проблема происхождения и существования живого

Концепции происхождения жизни на Земле: космический занос и естественное самозарождение. Представления С. Аррениуса о панспермии. Мера сложности живой системы. Вероятностная оценка возникновения живого из неживой материи. Идея космического происхождения жизни на Земле, аргументы в ее пользу. Эксперименты Опарина и их современная интерпретация. Учение В.И. Вернадского о системной организации биосферы. Распределение живого вещества; роль воды; газовые и минеральные циклы в биосфере.

Проблема эволюции живой материи. Случайное или управляемое мутирование? Катастрофы в биосфере. Пять великих катастроф в истории нашей планеты. Астероидная и кометная угрозы для человеческой цивилизации и для существования жизни на Земле. Понятие ноосферы. Интеллект человека — главный ресурс ноосферных процессов. Космопланетарное будущее человечества.

Современные концепции антропосоциогенеза.

Основные идеи и проблемы этологии и социобиологии как новых наук о природе и поведении человека.

21. Информация и моделирование в науке и на практике

Современные теоретические подходы к пониманию информации. Идеи К. Шеннона, Р. Хартли о связи информации с вероятностными состояниями. Априорная и апостериорная информация. Трактовка феномена информации в рамках конструктивной математики. Алгоритмическое определение информации, данное А.Н. Колмогоровым. Семантический подход Ю.А. Шрейдера. Введение субъективной вероятности в общую теорию информации.

Кибернетический подход к пониманию информации, предложенный Н. Винером. Инвариантность информации относительно физического носителя и сигнальная форма ее представления. Понятие кода, кодирования и декодирования информации. Информационная интерпретация высших психических процессов.

Вычислительный эксперимент и компьютерное моделирование — новые возможности в познании. Структура и основные фазы вычислительного эксперимента.

22. Интеллект человека и его ресурсы.

Интеллект как проблема философского знания. Интеллект и мышление. Структурные уровни интеллекта: здравый смысл, рассудок, разум. Отличительные черты и возможности здравого смысла. Рассудок — базовая способность человеческого ума. Творческий, концептуальный потенциал человеческого разума. Структура интеллекта и межполушарная, функциональная асимметрия головного мозга. Сущность интуиции.

Исследования размеров интеллекта в психологии. Подход А. Бине и Т. Симона. Развитие представлений об интеллекте Л. Терменом. Понятие коэффициента интеллекта (IQ). Биогенетическая концепция человеческого интеллекта и методы оценки интеллектуального потенциала. Наследственность и интеллект. Гипотеза А. Торенса о пороговом уровне коэффициента интеллекта, необходимом для активной и независимой творческой деятельности. Суперинтеллект и творческая одаренность.

23. Проблема искусственного интеллекта

Специфика информационной техники. Информационный подход к деятельности мозга. Структура и принципы функционирования нейрона. Нейронная теория информационных процессов. Мозг и компьютер. Понятие искусственного интеллекта. История и современное состояние проблемы искусственного интеллекта. Основные направления в сфере искусственного интеллекта: доказательства теорем, распознавание образов, перевод с одного языка на другой, теория игр, экспертные системы, инженерия знаний, виртуальная реальность.

Возможности экспертных систем в клинической медицине. Искусственные нейронные сети и нейрокомпьютеры. Разработка квантовых компьютеров. Когерентность квантовых состояний, используемых в вычислительном процессе. Эффект Эйнштейна, подольского, Розена и телепортация информации. Гносеологические и социальные последствия возникновения и использования квантовых компьютеров. Квантовые компьютеры и медицина. Взаимоотношения естественного и искусственного интеллектов: перспективы развития.

VI. Философские аспекты современной медицины

24. Философия и медицина: пути взаимодействия

Философия как система сверхописания и предмет философии медицины. Элементы схоластичности в академическом и университетском изложении философских сторон медицины. «Атавизмы» марксистко-ленинского диктата в отношении теории и методологии медицины. Проблематичность теоретической составляющей медицинского знания. Аспекты медицины, доступные философскому анализу: «культурология» медицины; место медицины в системе наук и профессиональных практик; базовые понятия медицины. Элементы науки и практики, науки и искусства в составе медицины.

Традиционная медицина различных культурных регионов: многообразие подходов к человеку и его болезням. «Организмический натурализм» Китая; «адваитизм» Индии. Исторический путь новоевропейской медицины: от анатомии к трансплантологии. Смыслообразующие основы западной медицины.

25. Феномен биоэтики

Биоэтика: неравновесность феномена и его осмысления. Социальные корни биоэтики. А. Тоффлер и “powershift”; Ж.-Ф. Лиотар и «смерть метанарративов»; постиндустриальное общество и развитие систем информации; дефрагментация современного социума; новые черты знания.

Этические основания биоэтики: трансформация позиции врача. Биоэтика как предчувствие изменений культуры. Генетические эксперименты и трасформация идеи личности. Появление новых инфекций и кризис идеи человека как «суперсущества». Проблемы новых технологий деторождения и изменение статуса женщины. Эвтаназия и эксплуатация.

26. Мировоззренческие основания клинической медицины

Основные установки постструктуралистского изучения медицины: власть, болезнь, смерть, человек. Нозологическая и клиническая медицина. Интенции клинической медицины: открытость взгляду, элиминирование индивидуальности, человек как естественнонаучный объект. Великая Французская революция и реформа медицинских учреждений. Интеграция патологической анатомии и клиники. Норма, патология, власть как социальная и научная проблема.

Вопросы для повторения курса “История и философия науки”

1. Общее понятие науки как особого типа знания, общественного института и как профессии. Социальные функции и образы науки.

2. Отличия научного познания от иных типов рациональности, его преимущества и пределы. Этические принципы науки.

3. Этапы становления современной науки и её исторические формы.

4. Классификации наук, её принципыи её основные направления. Дисциплинарное строение современной науки. Междисциплинарные исследования.

5. Паранаука, ее когнитивные и социальные основания. Медицинский оккультизм вчера и сегодня.

6. Мифология и наука в составе культуры: исторические взаимосвязи и теоретическое сравнение. Религия и наука: диалог о мире и человеке. Конфликты и сотрудничество ученых и богословов. Верующие и неверующие ученые.

7. Философия и наука: общее и особенное в истории и современности.

8. Искусство, его роли в культуре, вклад в познание мира. Образ и знак в структуре мышления.

9. Научный метод и логическая форма знания. Многообразие и классификация методов и форм научного исследования.

10. Формы и методы эмпирического познания, их применение в медицине и фармации.

11. Формы и методы теоретического познания. Возможности теоретизации в медицине и фармации.

12. Феномен научного знания в философии классического позитивизма.

13. Гносеологическая проблематика вэмпириокритицизме и махизме («втором позитивизме»).

14. Логический позитивизм о проблеме демаркации научного и философского знания.Аналитическая философия науки.

15. Модель развития науки и принцип фальсификации в критическомрационализме К.Р. Поппера.

16. Историческая школа в западной философии науки. Концепция научной революции и некумулятивного развития знания Т. Куна. КонтраргументыИ. Лакатоса.

17. Методологический анархизм П. Фейерабенда.

18. Постструктурализм и модернизм в философии о возможностях научного познания.

19. Концепции детерминизма в философии и естествознании.

20. Теория катастроф, ее философское и общенаучное значение.

21. Синергетика и ее основные категории.

22. Происхождение и существование живой природы как проблема современной философии и науки. Модели антропогенеза.

23. Основные идеи и вопросы этологии и социобиологии.

24.Информация и ее основные концепции.

25. Компьютерное моделирование, его возможности и перспективы в развитии науки и практики.

26. Интеллект человека и уровни его развития

27. Возможности искусственного интеллекта.

28. Философия и медицина: пути взаимодействия.

29. Исторический путь новоевропейской медицины и его смыслообразующие основы.

30. Социальные и культурные корни биоэтики. Биоэтика как предчувствие изменений культуры.

31. Проблема «норма, патология, власть» в истории европейской культуры.

32. Нозологическая и клиническая медицина.

33. Основные принципы и проблемы современной биомедицинской этики.

Основная литература

Курс лекций для аспирантов и соискателей ученой степени в 2004–2005 академическом году (проф. С.П. Щавелёв; доц. Е.Б. Зыкина; доц. Д.П. Кузнецов; доц. В.Ю. Крамаренко).

Лекции по философии проф. С.П. Щавелева (электронный вариант). Темы: 1. «Мифология»; 2. «Религия»; 3. «Философия»; 9 «Жизнь и смерть»; 13. «Поведение»; 14. «Познание и мышление»; 19. «Искусство»; 23 «Наука»; 24. Метод: эмпирия» 25. «Метод: теория»; 27. «Паранаука».

Асеева И.А., Никитин В.Ю. Биомедицинская этика. Курск, 2002.

Зыкина Е.Б. Основы культурологии. Курск, 2003.

Касавин И.Т., Щавелёв С.П. Анализ повседневности. М., 2004.

Крамаренко В.Ю., Никитин В.Е. Интеллект человека. Воронеж, 1991.

Щавелев С.П. Практическое познание. Философско-методологические очерки. Воронеж, 1994.

Дополнительная литература

Баженов Л.Б. Строение и функции естественнонаучной теории. М., 1978.

Башляр Г. Избранное. Т. I. Научный рационализм. М.–СПб., 2000.

Белл Д. Социальные рамки информационного общества // Новая технократическая волна на Западе. М., 1986.

Бернал Дж. Наука в истории общества. М., 1956.

Быков В.В. Методы науки. М., 1974.

Ван-дер-Варден Б. Пробуждающаяся наука. М., 1991.

Вебер М. Избр. произв. М., 1990.

Венцковский Л.Э. Философские проблемы развития науки. Современные исследования. М., 1982.

Вернадский В.И. Размышления натуралиста. Научная мысль как планетарное явление. М., 1978.

В поисках теории развития науки. М., 1982.

Гайденко П.П. Эволюция понятия науки (XVII–XVIII вв.). Формирование научных прграмм Нового времени. М., 1987.

Гайденко П.П. Эволюция понятия науки. Становление и развитие первых научных программ. М., 1988.

Дзюн Т. Теория науки. М., 1983.

Злобин Н. Культурные смыслы науки. М., 1997.

Карнап Р. Философские основания физики. Введение в философию науки. М., 1971.

Карцев В.П. Социальная психология науки и проблемы историко-научных исследований. М., 1984.

Кирсанов В.С. Научная революция XVII века. М., 1987.

Киссель М.А. Христианская метафизика как фактор становления и прогресса науки Нового времени // Философско-религиозные истоки науки / Отв. ред. П.П. Гайденко. М., 1997.

Койре А. Очерки истории философской мысли. О влиянии философских концепций на развитие научных теорий. М., 1985.

Косарева Л.М. Предмет науки. М., 1977.

Кравец А.С. Наука как феномен культуры. Воронеж, 1998.

Кузнецов Н.И. Наука в ее истории. М., 1982.

Кун Т. Структура научных революций. М., 1998.

Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ. М., 1985.

Лебедев С.А. Индукция как метод научного познания. М., 1980.

Леже Ж.-М. Кого страшит развитие науки? (Научные работники, политика, общество). М., 1988.

Лекторский В.А. Эпистемология классическая неклассическая. М., 2000

Малкей М. Наука и социология знания. М., 1983.

Маркова Л.А. Наука: история и историография XIX–XX вв. Новосибирск, 1987.

Меркулов И.П. Гипотетико-дедуктивная модель и развитие научного знания. М., 1980.

Наука в культуре / Под ред. В.Н. Поруса. М., 1998.

Наука в социальных, гносеологических и ценностных аспектах. М., 1980.

Наука и альтернативные формы знания / Под ред. Б.В. Маркова. СПб., 1995.

Наука в России: современное состояние и стратегии возрождения. М., 2004.

Науковедение и новые тенденции в развитии российской науки. М., 2004.

Научные теории: структура и развитие. М., 1978.

Никифоров А.Л. Философия науки: история и методология. М., 1998.

Огурцов А.П. Дисциплинарная структура науки. М., 1988.

Подкорытов Г.А. О природе научного метода. М., 1987.

Полани М. Личностное знание. М., 1986.

Поппер К.Р. Логика и рост научного знания. М., 1983.

Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М., 1986.

Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. М., 1991.

Рожанский И.Д. Античная наука. М., 1980.

Рузавин Г.И. Научная теория. Логико-методологический анализ. М., 1978.

Соврменная философия науки. Хрестоматия / Сост. А.А. Печёнкин. М., 1996.

Соколов Э.В. Четыре “науки” XXI века // Человек. 2002. № 1.

Сорокина Т.С. История медицины. М., 1994.

Социальные проблемы науки / Отв. ред. В.Л. Макаров. Новосибирск, 1983.

Стёпин В.С. Философская антропология и философия науки. М., 1992.

Стёпин В.С. Теоретическое знание. Мструктура, историческая эволюция. М., 2000.

Стёпин В.С. Философия науки. Общие проблемы. М., 2004.

Стёпин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. М., 1995.

Структура и развитие науки. М., 1978.

Традиции и революции в развитии науки. М., 1991.

Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М., 1986.

Философия и медицина / Под ред. В.Ф. Сержантова, А.А. Королькова. Л., 1986.

Философия науки. Вып. 5. Философия науки в поискх новых путей / Отв. ред. И.Т. Касавин, В.Н. Порус. М., 1999.

Фуко М. Археология знания. Спб., 2004.

Холтон Дж. Тематический анализ науки. М., 1981.

Шалютин И.С. “Искусственный интеллект”. Гносеологический аспект. М., 1985.

Швырёв В.С. Научное познание как деятельность. М., 1984.

Швырёв В.С. Анализ научного познания: основное направления, формы, проблемы. М., 1988.

Штофф В.А. Проблемы методологии научного познания. М., 1987.

Энгст Я. Некоторые проблемы научной этики. М., 1960.

Этика и ответственность науки // Человек. 2000. № 5.

Юдин Б.Г. Методологический анализ как направление изучения науки. М., 1986.

Юдин Б.Г. О возможности этического измерения науки // Человек. 2000. № 5.

* * *

Анохин А.М. Теоретическое знание в медицине. М., 1998.

Биоэтика и деонтология в медицинском университете. Программа комплексного и поэтапного преподавания на кафедрах и факультетах многопрофильного медицинского вуза. Курск, 2004.

Лисицын Ю.П. Теория медицины на стыке веков — XX и XXI. М., 1998.

Петленко В.П. и др. Метамедицина. В 3-х тт. СПб., 1996.

Философия здоровья. М., 2001.

Фуко М. Ненормальные. Курс лекций, прочитанный в Коллеж де Франс в 1974–1975 учебном году. СПб., 2004.

Советы по оформлению реферата

Общие указания

Реферат для сдачи кандидатского экзамена по курсу «История и философия науки» должен представлять собой исследование по истории или по актуальным теоретико-методологическим, социокультурным вопросам соответствующей теме диссертации отрасли знания. Чтобы заслужить положительную оценку, реферат должен представлять собой результат самостоятельной работы аспиранта или соискателя ученой степени над достаточным кругом рекомендуемой в настоящем пособии и самостоятельно найденной автором литературы, а также Интернет-ресурсов.

Тема реферата выбираетсяиз области исторических, историографических, либо теоретико-методологических аспектов диссертационного исследования его автора, в результате консультаций с его научным руководителем и специалистов кафедры философии. Такое возможно применительно к целому ряду направлений научной работы многопрофильного медицинского университета (в первую очередь медицины и фармации, а также психологии, социологии, экономики, общей биологии и генетики, физики, математики, информатики и др.). Один из вариантов выбора темы реферата для медицинских работников связан с вопросами биомедицинской этики, которые профилированы для факультета, кафедры, лечебного или научно-исследовательского учреждения, производственного предприятия в области здравоохранения, где трудится аспирант или соискатель ученой степени. Еще один вариант состоит в освещении тех или иных методов или форм научного исследования, его социально-психологических основ и особенностей их в области биологии и медицины.

Предлагаемая тема должны быть согласована с научным руководителем аспиранта соискателя), затем заведующим кафедрой философии и утверждена им для исполнения.

Объем реферата зависит от его тематики, но в среднем должен составлять 30–40 страниц формата А 4, распечатанных 14 кеглем при одинарном межстрочном интервале. Переплетать реферат не требуется.

Структура реферата включает в себя:

 титульный лист (см. ниже его образец);

 «Содержание» с перечнем основных разделов и подразделов;

 «Введение», где ставится излагаемая проблема; кратко характеризуется ее актуальность; цель и задачи ее реферирования; использованные автором источники информации;

 изложение основных разделов текста;

 заключение, в котором резюмированы выводы;

 список использованной литературы.

Система цитирования может быть использована любая, но единообразно для всего текста реферата. В ссылках, либо в итоговой библиографии приводится полное библиографическое описание использованных изданий согласно действующему ГОСТу для работ, подготовленных к печати.

Реферат подается на кафедру не позднее, чем за неделю до дня кандидатского экзамена.

Примерный образец титульного листа

Министерство здравоохранения и социального развития РФ

Курский государственный медицинский университет

Кафедра философии

И.И. Иванов,

очный (заочный) аспирант (соискатель)

кафедры …………………………………

ИСТОРИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ГЕНЕТИКИ В СССР:

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ, ЛИДЕРЫ, СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФОН

Реферат для сдачи кандидатского экзамена

по курсу «История и философия науки»

Проверил: ________________

Оценка: _________________

Курск

2007–2008 академический год

1 См.: Российская газета. 2005. № 52 от 16 марта; № 141 от 1 июля.

2 С такими факультетами, как в КГМУ, — лечебным, фармацевтическим, биотехнологическим, клинической психологии, социальной работы, экономики здравоохранения.

  1. Ii игорь владимирович вишев.

    Документ
    Список публикаций в соответствующих рубриках после черты дополняется новыми, вышедшими после издания данной книги. Поскольку вследствие этого изначальная сквозная нумерация публикаций нарушается, то каждый раздел получает свой порядковый
  2. 1. организационно-правовое обеспечение образовательной деятельности (2)

    Реферат
    4.4.2 Внедрение новых форм и методов обучения, средств активизации познавательной деятельности студентов, организация самостоятельной и научно-исследовательской работы студентов
  3. Отчет о результатах самообследования деятельности Курского государственного университета

    Содержательный отчет
    1 сентября 1934 г. в городе Курске был открыт Педагогический институт (Постановление Совета Народных Комиссаров РСФСР от 22 июля 1934 г. № 661), затем он был переименован в Курский государственный педагогический университет (Приказ
  4. Отчет о самообследовании основной образовательной программы по специальности (направлению) 260202 Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий

    Содержательный отчет
    Специальность 260202 – Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий утверждена приказом Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию от 5.
  5. Вузовская наука программы методики Графика дизайн фото мультимедиа игры Диссертации авторефераты

    Автореферат диссертации
    мы создаем новый проект в который войдут более 500 тыс. публикаций, аналогично представленным в этом каталоге. Вы всегда можете пожертвовать на развитие некоммерческого проекта Реквизиты: Яндекс-деньги 41001185 3 89 Библиотечное дело\
  6. Отчет о работе базовых кафедр за 2007 год

    Содержательный отчет
    Кафедра гидробиологии и экотоксикологии. Ставропольского государственного университета при Южном научном центре РАН за 2007 год .….…66 Кафедра технологии перспективных химических и биологических материалов.
  7. С. П. Щавел ё в Издание второе, исправленное и дополненное

    Документ
    Словарь (первое, втрое меньшее по объёму и микроскопическое по тиражу изд. — 1997 г.) содержит основные факты биографий, перечни основных научных трудов, итоговые оценки творчества более чем 230 учёных и краеведов гуманитарного профиля
  8. Материалы (6)

    Документ
    ЛФЭИ-СПбГУФЭ – 80 лет. Взгляд на прошлое, настоящее и будущее: Материалы Международной научной конференции ученых, студентов и общественности (16-17 марта 2010 года).
  9. Отчет о результатах самообследования государственного бюджетного образовательного

    Содержательный отчет
    С целью подготовки к государственной аккредитации в первом полугодии 2012 г. в период с сентября 2011г. по декабрь 2011 г. было проведено самообследование деятельности государственного бюджетного образовательного учреждения высшего

Другие похожие документы..