Учебное пособие для аспирантов и соискателей учёной степени по подготовке к вступительному экзамену в аспирантуру и к экзамену кандидатского минимума в медицинском университете Курск 2007

Этические принципы научного исследования.

Далее, наука может быть рассмотрена как особый вид деятельности, как целая профессия.

Наука как профессия. Мотивация деятельности ученого. Личностные качества (этос) ученого: уровень интеллекта и ощущение его самоценности, любознательность, творческий скептицизм, честолюбие (вера в себя), контактность, вкус к дискуссиям, свободное время, доля аскетизма. Образы учёных в литературе, кинематографе, изобразительном искусстве. Типы деятелей науки и аспекты их взаимодействия. Симпатии и антипатии между учеными. «Невидимый колледж» работников науки. Соотношение индивидуализма и коллективизма в научно-исследовательской деятельности. Роли членов научного коллектива. Карьера учёного и его престиж в академическом сообществе. Космополитизм и национальные традиции развития науки. Научные школы в эпохи голубиной почты, телеграфа и в эпоху Интернета. Технологии трансляции научных идей и достижений в истории знания и техники. Дисциплинарные и социальные последствия компьютеризации работы ученых.

Наконец, наука представляет собой целый общественный институт, особую социальную организацию. У неё есть свои органы управления и контроля, свои «генералы», «офицеры» и «солдаты».

Понятие этоса науки. Его расширение в наши дни.

Наука как социальная организация. Функции науки в современном обществе:

 первая и основная — когнитивная (познавательная);

мировоззренческая — обоснование реалистичной картины мира и места человека в нём;

педагогико-дидактическая — преподавание основ научных знаний в средней и высшей школах;

идеологическая — участие в выработке и экспертизе разного рода общественно-политических программ и проектов;

праксеологическая — технико-технологические разработки на основе научных открытий.

Университетская и академическая наука. Источники и формы финансирования. Ученые степени и звания (западные и отечественные ранги). Болонский процесс; достижения и трудности на пути всеевропейской интеграции науки и образования.

Образы науки в общественном мнении: сциентизм, наукофобия, научно-популярная литература. Наука, идеология, политика. Автономия науки в демократических условиях; ее достижения и профанация в условиях тоталитаризма и авторитаризма. Ученые и властители: уроки исторического опыта их взаимодействия. Возможности пределы государственного и общественного регулирования науки.

Особенности развития науки на рубеже XX–XXI вв. Дифференциация и интеграция наук сегодня. Ультимативность гуманитарной экспертизы развития науки наших дней. Формы общественного контроля в науке и высоких технологиях. Проблемы идеологизации науки, соотношения ее автономии и социальной ответственности. Публичность и секретность в работе ученого и жизни науки.

Экологические идеи в этосе современной науки, их достоинства и недостатки. Глубокий и соразмерный типы экологизма в политике и общественной жизни. Спор вокруг заветов русского космизма, идей биосферы, техносферы и ноосферы. Пессимисты, оптимисты и прагматики в отношении научных прогнозов цивилизационного роста человечества. Роль науки в прогнозах и профилактике глобальных кризисов.

4. Дисциплинарное строение науки.

Классификация наук, ее критерии. Науки о материи и науки о духе; науки о природе и науки о культуре; науки об идеях и науки о практике. Естественные, общественные (социальные и гуманитарные) и технические дисциплины.

Фундаментальная и прикладная наука. Наука и технология. Вопрос о прогностической функции науки. Научное изучение прошлого, настоящего и будущего (должного?).

Условность рубрик науковедческой классификации. Западная номенклатура отраслей знания (“science”-“науки”; “humanities”-“гуманистики”; “ars”-“искусства”; “techne”-“техники”; “lettres”-”словесности”). Отечественная матрица ветвей знания (по отделениям РАН и отраслевым академиям, факультетам высшей школы).

Примерная группировка направлений научного познания.

Интеллектуалистика (математика, логика, философия, богословие) как изучение чистых идей и упражнение метафизического разума. Частичное отождествление субъекта и объекта.

Естествознание (природоведение) как опыт умственного и приборного испытания природы как априорной данности (физика, химия, биология). Отчуждение субъекта и объекта. “Аллергия” на ценности и артефакты. Объект как безгласная вещь.

Социальное познание как объективизированная реконструкция явлений общественной жизни (экономика, история, археология, социология, др.). Сближение субъекта и объекта, нарастание диалогизма. Переход от объяснения к пониманию. Погружение в мир чужих смыслов, их освоение. По М.М. Бахтину, «встреча двух текстов: готового и создаваемого реагирующего текста; следовательно, встреча двух субъектов». И включить эти тексты в контекст культуры, их объединяющей. Т.е. в идеале реконструкция гипертекста культуры. Изучается не сама по себе вещь, не ее свойства и отношения, а способ осмысления вещи в чужом сознании. Мысль о мыслях — рефлексивность. Дискурс дополняется рефлексией.

Гуманитарное исследование и моделирование внутреннего cубъективного мира человека (психология, лингвистика) и его системы ценностей (этика, правоведение, политология). Диалог субъекта и субъекта. Диалог превращает субъект изучения из «вещи в себе» в партнера по воссозданию культурных ценностей.

Культурология как вариант синтеза социального и гуманитарного знания.

5. Наука и паранаука

Общее понятие паранауки. Ее генеалогия — алхимия, астрология, хиромантия и прочие варианты донаучных познаний.

Примерная группировка паранаучных претензий. Причины появления и роста популярности паранаучных увлечений. Иррациональные элементы обыденного сознания и ограниченность здравого смысла. Эстетическая сторона модернизированного фольклора. Экономические ресурсы паранаучной продукции. Опасность коррупции в паранаучных проектах. Пробелы и недостатки среднего и высшего образования.

Польза и вред от паранауки. Меры самозащиты академической общественности от паранауки. Разные позиции в отношении паранауки со стороны ученых: защита, терпимость и воинствующее неприятие (профетическое, либеральное и критическое отношение к паранауке).

Паранаучные версии медицины и здравоохранения. Оценка медицинского оккультизма. Знахарь и врач: общее и особенное. Народная и официальная медицина, их историческое соотношение.

II. Эпистемология науки.

Научное исследование и другие типы рациональности

6. Наука и вненаучные формы освоения мира

и самопознания человека

Преимущества и пределы научного познания мира и человека. Общее и частное, необходимое и случайное, объективное и субъективное, личностное и социализированное в составе человеческого познания. Достижения и опасности в историческом развитии науки. Аксиологические (этические и другие) проблемы научно-технического прогресса. Фатальные угрозы природе, телу и духу человека в эпоху научно-технической революции (оружие массового поражения; экологическая ситуация; болезни ураганного распространения; демографические сдвиги; вторжение в геном).

Донаучное (обыденное) познание мира и его структура: трудовой опыт, народная мудрость (“этнонауки”), магия.

Вненаучное освоение мира: миф, религия, искусство, философия.

Роль до- и вненаучного знания в становлении науки. Процедуры наблюдения, сравнения, измерения, группировки, выдвижения и проверки гипотез, умозаключения. Общечеловеческие механизмы интуиции. Превосходство научной рациональности над обыденным рассудком (“здравым смыслом”) и практическим разумом.

Вера в изначальный и всеобщий порядок мира — предпосылка классической науки. Божественный промысел и закон природы. Абсурдизм буддийской философии — аналог постклассической науки. Подчинение науки богословию в эпоху Средневековья. Отделение науки от религии в Новое время.

Конфликты и диалог между представителями науки и вненаучного опыта. Обезличенность научных выводов, их принудительный характер (“Платон мне друг, но истина дороже”). Пафос познания истины и преодоления незнания, заблуждений в науке.

7. Наука и мифология

Миф: основные значения термина. Мифология как способ мышления и мировоззрение первобытного и архаичного общества.

Наследники и союзники мифологии: а) эпос; б) сказка; в) бытовые суеверия; былички о чудесах как жанр городского фольклора; г) мифологизм в литературе и искусстве; д) новейшие мифы идеологии и политики.

Польза и вред от мифологизации действительности. Сравнение логики мифа и логики научного исследования. «Внутренняя мифология» науки. Наукообразные формы модернизированных суеверий. Магия как суррогат науки в донаучных социумах, вненаучных слоях индустриального общества.

Медицинский оккультизм. Шаман как знахарь и пророк.

8. Наука и религия

Разные определения религии. Атеистические и богословские догмы о сущности и назначении религии. Принципиальная дополнительность науки и религии.

Происхождение и ранние формы религии. Структура и функции религии. Палитра отношений людей к Богу и церкви. Роль монотеистических религий в генезисе классического естествознания.

Вклад церкви в развитие науки и образования. Моменты конфронтации науки и церкви в истории культуры. Ученые верующие и неверующие.

Религия, общество, политика.

Церковь и образование.

9. Наука и философия

Обыденные и обывательские взгляды на философию.

Происхождение философии в древнем мире. Этапы её исторического самоопределения и соотношения с наукой.

Объект и предмет изучения философии, её дисциплинарный состав.

Особенности философского знания. Общее и особенное у философии и науки. Философские вопросы специальных наук. Философские аспекты медицины. Роль философских идей и принципов в обосновании научного знания. Эвристичность философских идей и категорий для работы ученого. Философия как посредник науки и культуры.

10. Наука и искусство

Происхождение искусства и его значение для жизни людей.

Морфология художественной деятельности:

а) народное, профессиональное, самодеятельное искусство;

б) главные виды эстетического творчества (архитектура, музыка, живопись, скульптура, театр, литература, кино и др.);

в) “алхимия” искусства: творец — художественное произведение — публика.

Художественный образ и стиль — способы бытия искусства. Вклад науки в искусствоведение. Эстетические предпочтения ученых.

Эстетические стороны научного исследования. Знаки и образы в составе научного знания. Роль метафоры в научном познании.

Личность и мир художника.

III. Методология науки. Структура научного знания

11. Теория и метод в научном исследовании

Определения научного метода и логической формы знания. Понятия методологии и методики. Метод и творчество.

Соотношение теории и метода в деятельности ученых.

Многообразие и классификация методов научного исследования, ее основные варианты. Эмпирический и теоретический уровни научного познания, критерии их разницы и принципы взаимосвязи.

Идейные основания науки. Идеалы и нормы научного исследования, их социокультурные факторы.

Научная картина мира (картина исследуемой реальности). Исторические формы и функции научной картины мира. Связь онтологических постулатов науки и мировоззренческих универсалий культуры социума.

12. Формы и методы эмпирического познания

Задачи и возможности эмпирического исследования.

Научное наблюдение. Случайное и систематическое наблюдение. Роль приборов в процессе научного наблюдения. Измерение.

Эксперимент и его разновидности.

Модели и моделирование в познании.

Научные факты и способы их установления, обобщения (измерение, описание, сравнение и т.д.). Факты — устойчивые и достоверные элементы научного знания. Задача теоретического истолкования фактов. Роль теории в конструировании фактов.

Особенности применения эмпирических методов исследования в области медицины.

13. Формы и методы теоретического познания

Проблема, гипотеза, теория, закон как формы научного знания. Проблемные ситуации и задачи в истории науки. Складывание и пересмотр образцов решения научных задач.

Методы обоснования научной теории: анализ и синтез, абстрагирование, идеализация. Сравнение. Классификация.

Виды научных теорий: описательные и объяснительные. Идеализированный объект теоретизации в науке. Научная идеализация и реальность. Основания научной теории: уравнения, аксиомы, постулаты. Понятия теории и логика их взаимного определения.

Функции научной теории: описание, объяснение, предсказание. Специфика понимания как метода гуманитарного познания.

Этапы становления научной теории. Подтверждение и опровержение научных теорий. Решающий эксперимент. Соотношение истинности и подтверждаемости. Эмпирические следствия теории.

Закономерности возникновения и смены научных теорий. Подтверждения и аномалии в «жизни» теории. Конкуренция теорий. Критерии выбора между ними. Варианты соотношения старой и новой теории в одной предметной области: кумулятивизм и научные революции. Возможность прогресса в научном познании.

Индукция и дедукция. Гипотетико-дедуктивная модель построения научной теории. Мысленный эксперимент. Возможности компьютерного моделирования в экспериментальной науке.

Системно-структурный подход и принцип историзма.

Формализация и математизация. «Метод» проб и ошибок.

Теоретические предпосылки и аспекты современной медицины.

  1. Ii игорь владимирович вишев.

    Документ
    Список публикаций в соответствующих рубриках после черты дополняется новыми, вышедшими после издания данной книги. Поскольку вследствие этого изначальная сквозная нумерация публикаций нарушается, то каждый раздел получает свой порядковый
  2. 1. организационно-правовое обеспечение образовательной деятельности (2)

    Реферат
    4.4.2 Внедрение новых форм и методов обучения, средств активизации познавательной деятельности студентов, организация самостоятельной и научно-исследовательской работы студентов
  3. Отчет о результатах самообследования деятельности Курского государственного университета

    Содержательный отчет
    1 сентября 1934 г. в городе Курске был открыт Педагогический институт (Постановление Совета Народных Комиссаров РСФСР от 22 июля 1934 г. № 661), затем он был переименован в Курский государственный педагогический университет (Приказ
  4. Отчет о самообследовании основной образовательной программы по специальности (направлению) 260202 Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий

    Содержательный отчет
    Специальность 260202 – Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий утверждена приказом Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию от 5.
  5. Вузовская наука программы методики Графика дизайн фото мультимедиа игры Диссертации авторефераты

    Автореферат диссертации
    мы создаем новый проект в который войдут более 500 тыс. публикаций, аналогично представленным в этом каталоге. Вы всегда можете пожертвовать на развитие некоммерческого проекта Реквизиты: Яндекс-деньги 41001185 3 89 Библиотечное дело\
  6. Отчет о работе базовых кафедр за 2007 год

    Содержательный отчет
    Кафедра гидробиологии и экотоксикологии. Ставропольского государственного университета при Южном научном центре РАН за 2007 год .….…66 Кафедра технологии перспективных химических и биологических материалов.
  7. С. П. Щавел ё в Издание второе, исправленное и дополненное

    Документ
    Словарь (первое, втрое меньшее по объёму и микроскопическое по тиражу изд. — 1997 г.) содержит основные факты биографий, перечни основных научных трудов, итоговые оценки творчества более чем 230 учёных и краеведов гуманитарного профиля
  8. Материалы (6)

    Документ
    ЛФЭИ-СПбГУФЭ – 80 лет. Взгляд на прошлое, настоящее и будущее: Материалы Международной научной конференции ученых, студентов и общественности (16-17 марта 2010 года).
  9. Отчет о результатах самообследования государственного бюджетного образовательного

    Содержательный отчет
    С целью подготовки к государственной аккредитации в первом полугодии 2012 г. в период с сентября 2011г. по декабрь 2011 г. было проведено самообследование деятельности государственного бюджетного образовательного учреждения высшего

Другие похожие документы..