Учебное пособие для аспирантов и соискателей учёной степени по подготовке к вступительному экзамену в аспирантуру и к экзамену кандидатского минимума в медицинском университете Курск 2007

УНИВЕРСИТЕТСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ О КАНДИДАТСКОМ

ЭКЗАМЕНЕ ПО КУРСУ «ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ»

Юридический и профессиональный статус экзамена

Законодательство СССР, а затем и Российской Федерации относительно высшей школы и аттестации научно-педагогических работников предусматривало для лиц, претендующих на учёную степень кандидат наук, сдачу экзаменов кандидатского минимума не только по специальности и иностранному языку, но и по философии. Эта давняя традиция завершения учебной подготовки молодых учёных и начинающих педагогов высшей школы; она восходит к практике магистерских экзаменов в дореволюционной России; аналогична первой ученой степени западной высшей школы (степень «доктора философии»). В 2003 г. Высшая аттестационная комиссия Министерства образования Российской Федерации своим постановлением решила заменить кандидатский экзамен по философии на кандидатский экзамен по курсу «История и философия науки». С 1 июля 2005 г. вступает в силу соответствующий приказ Министерства образования и науки РФ № 696 «Об утверждении перечня кандидатских экзаменов» 1

В современных условиях экзамены по философии (вступительный в аспирантуру) и по истории и философии науки (кандидатский) имеют целью дополнить и уравновесить узкопрофессиональное образование претендентов на первую учёную степень по медицине, биологии, химии и всем прочим специальностям элементами гуманитарного знания, способствовать формированию их мировоззренческой и методологической культуры.

Студенты высших учебных заведений имеют дело с элементарными основами философских знаний. На их повторение и закрепление рассчитан экзамен по философии, сдающийся при поступлении в аспирантуру. На этапе послевузовского образования философская подготовка продолжается уже на качественно новом уровне проблемности и систематичности. С целью её приближения к задачам научно-учебной специализации претендентов на учёную степень эта подготовка ведётся по такому разделу философского знания, как философия науки и история соответствующего раздела естествознания, социально-гуманитарного, либо технического знания.

Организация подготовки к экзамену

Организация, подготовка и проведение экзамена кандидатского минимума по «Истории и философии науки» поручается, согласно циркуляру Министерства образования и науки РФ, кафедрам философии.

Полномочия КГМУ по приему экзамена соответствуют предложенным Министерством образования и науки критериям, а именно:

 университет имеет лицензию на право ведения послевузовского профессионального образования;

 в составе университета имеется кафедра философии;

 в штате кафедры философии есть доктор философских и доктор исторических наук (по истории соответствующих профилю университета отраслей наук); 4 кандидата философских наук, доцента той же кафедры прошли повышение квалификации по философии и методологии науки; также в составе вуза имеется курс истории медицины.

Группы подготовки формируются отделом аспирантуры и согласуются с кафедрой философии не позднее, чем через неделю после приказа о зачислении поступивших в очную и заочную аспирантуру университета лиц. Состав каждой группы — до 5 человек. После составления учебных групп отдел аспирантуры готовит распоряжение проректора об организации их занятий, а кафедра философии начинает занятия с ними — согласно расписанию, представленному на стендах объявлений отдела аспирантуры и кафедры философии.

Структура учебного курса для аспирантов и соискателей ученой степени содержит три базовые блока:

философия науки (общие проблемы) (42 часа);

философские проблемы профильных для медицинского университета 2отраслей знания, в первую очередь физики, химии, биологии; медицины, фармации; информатики, техники и технологии; психологии; экономики (26 часов);

история медицины и фармации, ее важнейших этапов, идей и методов, актуальных проблем и перспектив развития (32 часа).

Общий объём академических часов на одну группу — 100. Распределение этих часов следующее:

 лекции — 28 + 16 + 16 = 60;

 коллоквиумы — 14 + 10 + 16 = 40;

Контроль хода и результатов самостоятельной работы аспирантов и соискателейпреподавателями кафедры философии (в составе их плановой учебной нагрузки):

 индивидуальные консультации по реферату — 2;

 проверка и рецензирование реферата — 3;

 консультации к экзамену — 4 (на группу);

 кандидатский экзамен — 1 (на одного экзаменующегося).

Тематика рефератов относится к истории и актуальным теоретико-методологическим, социокультурным вопросам избранной автором отрасли науки (соответствующей двум первым цифрам шифра специальности запланированной им диссертации). За формулировку тем рефератов и их распределение для курации по преподавателям отвечает заведующий кафедрой философии; тема реферата согласуется с научным руководителем диссертации; при необходимости организуются консультации с другими специалистами профильных кафедр факультетов, компетентных в истории и концептуальных основах развития данной отрасли наук.

График консультаций для аспирантов и соискателей на каждый семестр представляется на стенде объявлений кафедры философии.

Пополнение состава учебных групп допускается не ранее начала очередного семестра. Общий цикл подготовки к экзамену включает в себя два семестра. Решение о допуске каждого аспиранта (соискателя) к экзамену принимается кафедрой философии по согласованию с отделом аспирантуры после:

 получения слушателем зачёта по циклу лекций и коллоквиумов на кафедре философии;

 сдачи им реферата и получения за него положительной оценки.

Экзамен по курсу «Истории и философии науки» рекомендуется сдавать не ранее конца первого года обучения в аспирантуре (или же прикрепления к кафедре в качестве соискателя ученой степени).

Список допущенных к экзамену аспирантов и соискателей предо-ставляется кафедрой в отдел аспирантуры не позднее, чем через неделю после завершения годичного цикла занятий с ними по программе кандидатского минимума.

Проведение экзамена

Сроки проведения экзамена — дважды в календарном году; после завершения учебных занятий с аспирантами в весеннем и осеннем семестрах.

Список лиц, сдающих кандидатский экзамен в данную сессию, со-ставляется кафедрой философии и согласуется с отделом аспирантуры университета. Этот список представляется на стендах объявлений отдела аспирантуры и кафедры философии не менее чем за неделю до дня экзамена.

В состав экзаменационной комиссии входят: проректор по научной работе университета (председатель комиссии); заведующий кафедрой философии, доктор философских, доктор исторических наук, профессор (заместитель председателя комиссии для данного экзамена); профессора и доценты кафедры философии, которые вели занятия по программе кандидатского минимума (не менее трёх). Состав экзаменационной комиссии утверждается приказом ректора университета.

Расписание консультаций и экзаменов вывешиваются на стендах кафедры философии и отдела аспирантуры не менее, чем за 3 дня до первой консультации.

Этапы проведения экзамена:

 проверка подготовленного реферата, которую осуществляют преподаватели кафедры философии, специалисты по истории и теории науки, с учетом отзыва научного руководителя диссертации; при наличии положительной оценки (которую выставляют преподаватели кафедры философии, вместе с краткой рецензией на реферат) аспирант (соискатель) допускается к сдаче экзамена по философской части курса;

 устный экзамен по философии науки и философским проблема соответствующей отрасли знаний, сдаваемый экзаменационной комиссии.

 оценка за экзамен складывается как результирующая из отметок за реферат и устный ответ.

Проведение кандидатского экзамена осуществляется в учебной аудитории кафедры философии; согласно его расписанию. Экзаменационные листы оформляются отделом аспирантуры и предоставляются на кафедру философии не позднее 9 часов дня экзамена. Вопросы для экзаменационной беседы (по три — в соответствии с разделами рабочей программы курса; в качестве четвертого вопроса записывается тема подготовленного реферата) даются заместителем председателя экзаменационной комиссии в виде билетов. На подготовку к ответу предоставляется по 1 часу. На ответ и опрос каждого сдающего кандидатский экзамен отводится до 1 часа.

Оформление результатов экзамена. Знания оцениваются по четырёхбалльной шкале: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». Полученные оценки объявляются и мотивируются председателем комиссии или его заместителем после опроса всех экзаменующихся в этот день лиц и закрытого совещания членов экзаменационной комиссии.

Документом, завершающим процедуру сдачи экзамена, является итоговый протокол (экзаменационный лист), включающий в себя:

 наименование и шифр специальности запланированной диссертации аспиранта (соискателя);

 состав экзаменационной комиссии с указанием шифров специальностей и ученых степеней членов комиссии;

 перечень заданных вопросов (включая тему подготовленного реферата);

 результирующую оценку, заверенную собственноручными подписями всех членов экзаменационной комиссии.

Оформленные экзаменационные листы возвращаются в отдел аспирантуры не позднее следующего после экзамена рабочего дня. Результаты экзамена заносятся отделом аспирантуры в форму 2.2, выдаваемую аспиранту (соискателю) для представления в Диссертационный совет.

Факультативные дисциплины по истории и методологии науки

для аспирантов, получающих квалификацию

«Преподаватель высшей школы»

Кроме подготовки и приема кандидатского экзамена, кафедра философии предлагает на выбор аспирантам и соискателям факультативные дисциплины по истории и методология науки. Эти факультативы не дублируют, а дополняют общекафедральный курс подготовки аспирантов и соискателей по истории и философии науки.

Тематика факультативов

по истории и методологии науки для аспирантов

1. Проф. С.П. Щавелёв. Методологический инструментарий учёного (формы и методы научного познания в теории и на практике). 36 часов (28 — лекции; 8 — коллоквиумы).

2. Доц. В.Ю. Крамаренко. Проблемы истории и теории фундаментального естествознания. 36 часов (28 — лекции; 8 — колоквиумы).

3. Доц. Е.Б. Зыкина. История философии науки в России и на Западе. 36 часов (28 лекции; 8 семинарские занятия).

5. Доц. А.В. Кузнецов. Философские вопросы современной медицины. 36 часов (28 — лекции; 8 — коллоквиумы).

6. Доц. В.Е. Никитин. Теория познания и медицина. 36 часов (28 — лекции; 8 — коллоквиумы).

Методическая литература, использованная составителями

Программы кандидатских экзаменов. «История и философия науки» («Философия науки»). М., 2004. 64 с.

Программы кандидатских экзаменов. «История и философия науки» («История науки»). «Науки об обществе». М., 2004. 142 с.

* * *

Программа по философии для студентов высших медицинских и фармацевтических учебных заведений. М., ГОУ ВУНМЦ, 2000.

Программа основного базового курса по философии (Госстандарт) / Под ред. А.Н. Кочергина. М., МГУ, 1994.

Философские дисциплины. Программы авторских курсов. М., РГГУ, 1998.

Программа по курсу «Философия» для аспирантов и соискателей — специалистов-медиков. М., ГОУ ВУНМЦ, 1996.

Программа кандидатских экзаменов по философии для аспирантов и соискателей нефилософских специальностей. М., Министерство общего и профессионального образования РФ, 1997.

Программы для слушателей Республиканского центра гуманитарного образования при Государственном комитете РФ по высшему образованию (научное направление — философия). М., 1993.

Современная зарубежная философия. Программа курса лекций и семинарских занятий для студентов философского факультета. СПб., СПбГУ, 1998.

Философия. Сб. программ / Отв. ред. М.И. Панов. Изд. 2-е, испр. и доп. М., «Флинта», «Наука», 2001.

Программа учебного курса «История и философия науки»

I. Философия науки (общие проблемы).

Наука как социальный феномен

  1. Ii игорь владимирович вишев.

    Документ
    Список публикаций в соответствующих рубриках после черты дополняется новыми, вышедшими после издания данной книги. Поскольку вследствие этого изначальная сквозная нумерация публикаций нарушается, то каждый раздел получает свой порядковый
  2. 1. организационно-правовое обеспечение образовательной деятельности (2)

    Реферат
    4.4.2 Внедрение новых форм и методов обучения, средств активизации познавательной деятельности студентов, организация самостоятельной и научно-исследовательской работы студентов
  3. Отчет о результатах самообследования деятельности Курского государственного университета

    Содержательный отчет
    1 сентября 1934 г. в городе Курске был открыт Педагогический институт (Постановление Совета Народных Комиссаров РСФСР от 22 июля 1934 г. № 661), затем он был переименован в Курский государственный педагогический университет (Приказ
  4. Отчет о самообследовании основной образовательной программы по специальности (направлению) 260202 Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий

    Содержательный отчет
    Специальность 260202 – Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий утверждена приказом Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию от 5.
  5. Вузовская наука программы методики Графика дизайн фото мультимедиа игры Диссертации авторефераты

    Автореферат диссертации
    мы создаем новый проект в который войдут более 500 тыс. публикаций, аналогично представленным в этом каталоге. Вы всегда можете пожертвовать на развитие некоммерческого проекта Реквизиты: Яндекс-деньги 41001185 3 89 Библиотечное дело\
  6. Отчет о работе базовых кафедр за 2007 год

    Содержательный отчет
    Кафедра гидробиологии и экотоксикологии. Ставропольского государственного университета при Южном научном центре РАН за 2007 год .….…66 Кафедра технологии перспективных химических и биологических материалов.
  7. С. П. Щавел ё в Издание второе, исправленное и дополненное

    Документ
    Словарь (первое, втрое меньшее по объёму и микроскопическое по тиражу изд. — 1997 г.) содержит основные факты биографий, перечни основных научных трудов, итоговые оценки творчества более чем 230 учёных и краеведов гуманитарного профиля
  8. Материалы (6)

    Документ
    ЛФЭИ-СПбГУФЭ – 80 лет. Взгляд на прошлое, настоящее и будущее: Материалы Международной научной конференции ученых, студентов и общественности (16-17 марта 2010 года).
  9. Отчет о результатах самообследования государственного бюджетного образовательного

    Содержательный отчет
    С целью подготовки к государственной аккредитации в первом полугодии 2012 г. в период с сентября 2011г. по декабрь 2011 г. было проведено самообследование деятельности государственного бюджетного образовательного учреждения высшего

Другие похожие документы..