Календарно-тематическое планирование уроков русской литературы 5 класс

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

УРОКОВ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 5 КЛАСС

у

р

о

к

а

Тема урока

Тип урока. Методы обучения

Задачи

Элементы содержания

(проверяемый материал)

Элементы дополнительного образования

(внутри-

предмет

ные связи, межпредметные связи, НРК)

Требования к уровню подготовки

(Планируемые умения и навыки)

Вид контроля

Измерители

Домашнее задание

дата проведения

При

меча

ние

план

факт

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

1

Введение. Книга в жизни человека.

Урок-беседа.

1. Познакомить со спецификой нового учебного предмета и соответствующего учебника.

2. Дать представление о том, как устроение книга.

3. Помочь осмыслить духовную значимость слова, осознать его роль в жизни человека.

4. Воспитать интерес к чтению.

Выявление уровня читательского интереса учащихся.

Впечатления о прочитанных летом книгах.

Выявление знания произведений литературы и поэтов родного края.

1.Работа с текстом.

2. Письменная творческая работа.

3. «Как вы понимаете слова «труд писателя» и «труд читателя»?

1. Устные ответы на вопросы.

2. Беседа.

Подготовить обзор учебника.

2

УНТ. Малые жанры фольклора. Детский фольклор: загадки, частушки, поговорки, скороговорки, колыбельные песни. Обучение сочинению загадки, частушки, колыбельной песни.

Синтетический урок с элементами викторины и интеграции знаний по истории, этнографии, географии и литературе, слово учителя, беседа.

1. Познакомить уч-ся с понятием «фольклор».

2. Раскрыть его художественные особенности, показать его роль в жизни и культуре человека.

3. Закрепить знания уч-ся о художественных отличиях жанра фольклора.

4. Углубить представления уч-ся о национальном своеобразии и общечеловеческом значении фольклора.

Жанры УНТ, известные ученикам.

Художественные отличия жанра фольклора. Понимание уч-ся воспитательной и образовательной функции фольклора.

Фольклор народов мира.

Фольклор народов, проживающих на территории РТ.

Работа в группах:

Пересказ эпизодов с использованием системы худ. средств, характерных произведениям фольклора (зачины, концовки, постоянные эпитеты, повторы).

Викторина на проверку знаний отличительных особенностей жанров УНТ.

Устные ответы на вопросы.

1. Подготовить пословицы, поговорки.

2. подготовить обзор схемы.

3

Сказка как вид народной прозы. Виды сказок. «Царевна-лягушка». Высокий нравственный облик волшебницы Василисы Премудрой.

Синтетический урок с элементами путешествия игры. Обучение чтению. Беседа.

1. Ввести учащихся в сказочный контекст.

2. Продолжить знакомство со сказкой как фольклорным жанром.

3. Дать представление о том, как пересказывается народная сказка.

4. Закрепить знания уч-ся об основных жанровых признаках сказки, ее художественных особенностях.

Знания учащихся о волшебных, бытовых и сказках о животных.

Отражение в народной сказке мечты народа.

Сравнительная характеристика женского образа в сказках разных народов.

Формировать умения четко, логично и обоснованно отвечать на поставленные вопросы. Формировать умения выразительно читать, пересказывать текст.

Творческое задание:

1 – Чем отличается Иван-царевич от своих братьев.

2 – Расскажите о добрых и злых, умных и глупых героях сказки.

Составление плана пересказа.

Художественный пересказ понравившегося эпизода.

Cоставление памятки «Как рассказывать сказку». (письм.)

4

«Иван – крестьянский сын и чудо-юдо» - волшебная сказка героического содержания. Система образов сказки. Образ главного героя. Особенности сюжета сказки. Герои сказки в оценке автора- народа.

Урок комментированного чтения с элементами слова учителя. Обучение чтению. Беседа.

  1. Познакомить учащихся с волшебной и героической сказкой.

  2. Развивать умения видеть жанровые признаки волшебной сказки и пересказывать ее фрагменты.

  3. Познакомить с своеобразным национальным колоритом и типичными для волшебных сказок чертами.

  4. Дать представление о том, как пересказывается народная сказка.

1. Умение выделять центральные события сказки.

2. Умение пересказывать фрагмент сказки.

Татарский фольклор, татарские народные сказки.

Выделение композиционных особенностей сказки. Особенности речи Ивана. Характеристика главного героя.

Вопросы учителя. Работа над вопросами. Коллективное обсуждение.

Подготовить небольшое высказывание и ответить на вопрос: Какие жанры устного народного творчества мне особенно близки?

5.

Татарский и чувашский народный фольклор.

Урок-игра «Отгадай пословицу»

1. Продолжить ознакомление учащихся с произведениями УНТ.

2. Научить находить общие и отличительные признаки пословиц русского и татарского народа.

3. Развивать творческие способности.

Знание пословиц и поговорок.

Русский и татарский Фольклор.

Сопоставительный анализ идейного содержания пословиц и поговорок.

Письменный ответ на вопрос. Фронтальный опрос.

Прочитать татарскую народную сказку. Составить краткий письменный план пересказ.

6.

Р.Р.Татарские народные сказки. «Во всех сказках добро побеждает, а зло наказывается.

Урок доказательство

1. Помочь учащимися осмыслить идейное содержание сказки.

2. Продолжить работу по совершенствованию умений анализировать сказку.

3. Формировать умения сравнительно-сопоставительного анализа.

4. Воспитывать чувство любви и уважения к матери.

Знание композиционных элементов сказки.

Связь с историей татарского народа.

Работа с текстом сказки. Формирование умений аргументировать свои ответы, текст произведения.

Составление плана. Ответы на вопросы по знанию основного содержания. Контроль записей в тетрадях.

Написать продолжение сказки по заданному началу. Подготовиться к сочинению.

7.

Вн чт. Мои любимые народные сказки.

Урок развития речи. Обучение домашнему сочинению.

1. Подготовка к сочинению.

2. Развитие устной и письменной речи учащихся.

3. Формирование умений писать сочинение на заданную тему.

Знание народных сказок, материалов, необходимых для раскрытия темы сочинения. План.

Идейно-тематическая близость произведений УНТ татарского и русского народа.

Понимание темы сочинения; умение доказывать, делать выводы, обобщения; умение выстраивать композицию сочинения, логично и последовательно излагать мысли.

Индивидуальная. Коллективная.

Дописать сочинение.

8.

Общее представление о древнерусской литературе.

Объяснение нового материала. Рассказ учителя с элементами беседы. Творческое чтение.

  1. Познакомить с обстоятельствами возникновения древнерусской литературы и ее идейно-художественными своеобразием.

  2. Формировать у детей интерес к истории родной страны и истории развития русской литературы.

  3. Формировать устойчивое представление учащихся о поступательном развитии истории и литературы, об их взаимосвязи в контексте мирового исторического развития.

  4. Воспитывать уважительное отношение к культуре народа и его прошлому.

Знание содержания статьи учебника.

Связь литературы с историей и живописью.

Чтение и анализ фрагментов из «Повести временных лет».

Проверка письменного задания. Составление хронологической таблицы.

Подготовить пересказ статьи учебника стр. 39.

9.

Жанр летописи. Русское летописание. «Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича».

Урок-исследование

1. Дать представление о жанре летописи

2. Познакомить с отрывком из повести временных лет.

3. Развивать эмоциональную отзывчивость учащихся на содержание прочитанного произведения литературы.

Восприятие сведений исторического прошлого Родины

Связь литературы с историей и живописью (иллюстрация картины художника А.Иванова «Подвиг молодого киевлянина»).

Сопоставление плана, осмысление содержания материала, индивидуальная и групповая работа.

Фронтальный опрос, выборочный пересказ.

Письменно ответить на вопрос №2 на стр. 43

10.

Из русской литературы XVIII века. М.В. Ломоносов. «Случились вместе два астронома в пиру…» как юмористическое нравоучение. Роды и жанры литературы.

Обучение чтению. Беседа. Анализ стихотворения.

1. Познакомить учащихся с детством, с годами учения и литературной деятельностью м.В. Ломоносова, с его юмористическим стихотворением.

2. Познакомить с понятием юмор как одной из форм смешного в произведении.

3. Воспитывать интерес к личности Ломоносова.

Выразительное чтение стихотворения. Биографический очерк. Приемы юмористического изображения.

Связь с историей, механикой, химией, минералогией, с изобразительным искусством.

Энциклопедические справки о Копернике и Птолемее.

Хронологическая таблица. Рассказ учителя.

Задание №2 стр. 46 учебника хрестоматии ( подготовить небольшое высказывание)

11.

Вн.чт. Басня как литературный жанр. Истоки басенного жанра

Урок внеклассного чтения

1. Познакомить с предшественниками и последователями Крылова в басне.

2. Дать понятие о басне как об одном из старейших литературных жанров.

3. Введение понятия аллегория как литературного приема.

Умение составлять опорный конспект. Выразительное чтение басни.

Связь с историей. К. Насыри, А.Алиша. Басни Крылова в переводах на татарский и чувашский язык и

Запись опорного конспекта. Сообщения учащихся о баснописцах прошлого

Викторина по проверке знаний басен

Подготовить выразительное чтение басни. Составить речевую характеристику героев этой басни.

12.

И.А. Крылов. Слово о баснописце. Обличение человеческих пороков в баснях «Волк и Ягненок», «Ворона и Лисица», «Свинья под дубом». Понятие об аллегории и морали.

Беседа с элементами чтения, викторины, творческой работы

1. Знакомство с биографией Крылова, с жанровыми признаками басни.

2. Своеобразие басен Крылова

Выразительное чтение басен . Понятия: аллегория, мораль, басенный стих.

Связь с историей и живописью. Крылов и Пушкин.

Знакомство с биографией Крылова по вопросам. Формирование умения выделять главное.

Викторина на распознавание басен Крылова. Подбор речевых характеристик героев басен

Составить список героев Крылова из тех басен, которые прочитали учащиеся. Нарисовать одного из них.

13.

Р.Р.Аллегорическое отражение исторических событий в баснях. «Волк на псарне» как басня о войне 1812 года. Понятие об эзоповом языке. Обучение выразительному чтению басни.

Беседа с элементами чтения, творческая и письменная работа

1. Осмыслить конфликтные ситуации, лежащие в основе басен.

2. Проанализировать образы героев, роль диалогов, речевых характеристик в создании образов.

3. Углубить представление учащихся о поэтике жанра басни.

Знание идейного содержания басни. Выразительное чтение басни по ролям.

Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Два великана», исторический факт – взятие Наполеоном Москвы.

Письменная работа – раскрыть смысл аллегории в этой басне.

Умение определять мораль басни и сформулировать основную идею произведения.

Сочинить басню.

14.

В.А. Жуковский. Слово о поэте. «Кубок». Понятие о балладе. Герои баллады. Нравственно-психологические проблемы баллады

Рассказ учителя. Беседа. Обучение чтению.

1. Познакомить с личностью и творчеством В.А. Жуковского.

2. Познакомить учащихся с новым жанром – балладой, ее художественными особенностями.

3. Закрепить знания и представления о сюжете литературного произведения.

4. Вызвать интерес к творчеству В.А. Жуковского, воспитывать эмоциональную отзывчивость.

Биография поэта. Определение основных черт баллады.

История дружбы поэтов В.А. Жуковского и А.С. Пушкина. Суть спора – «рождение сказок». Н.Даули «Три сосны». М.Джалиль «Соловей и козлик»

Составление плана «основные события баллады»

Чтение и комментирование баллады. Нахождение примеров звукописи, устаревших слов и выражений книжной лексике.

Прочитать очерк «Василий Андреевич Жуковский».

Найти материал и подготовить рассказ о жизни В.А. Жуковского.

Прочитать сказку «Спящая царевна».

15.

Жуковский-сказочник. Сказка «Спящая царевна». Сюжет и герои. Черты литературной и народной сказки.

Синтетический урок, включающий в себя слово учителя, рассказы учащихся.

1. Продолжить формирование представления детей о творческой интерпретации известных сюжетов.

2. Развитие навыков сопоставительного анализа, художественного пересказа фрагментов сказки с сочетанием элементов повествования, описания и рассуждения.

3. Закрепить знания и представления о литературной сказке.

4. Воспитывать эмоциональную отзывчивость детей.

Черты, которые роднят сказки: зачины, концовка, формулы, постоянные эпитеты, сюжет, чудесные приметы, числа, победы добра над злом в финале.

Сопоставление «Спящей царевны» Жуковского и «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина.

Работа со статьей учебника «Повествование , описание, рассуждение

Художественный пересказ сказки

Подготовить пересказ фрагмента сказки «Спасение царевны», используя элементы повествования и рассуждения.

Ответить на вопрос: «Каким рассуждением можно закончить пересказ?»

16.

А.С. Пушкин. Рассказ учителя о детских и лицейских годах жизни поэта. «Няне» как поэтизация образа Арины Родионовны.

Пролог о поэме «Руслан и Людмила» как собирательная картина народных сказок.

Рассказ учителя. Беседа.

1. Познакомить учащихся с фактами биографии юного Пушкина.

2. Показать влияние народного творчества на будущего поэта.

3. Ввести в мир Пушкинской сказки.

4. Развивать речь и воображение учащихся.

Выразительное чтение пролога учащимися.

Связь с живописью историей. Портреты Пушкина разных художников.

Составление плана основных этапов жизни и творчества А.С. Пушкина.

Художественный пересказ с элементами повествования и описания. Ответы на вопросы.

Выучить наизусть «Пролог» к поэме.

Прочитать сказку «Шурале» Г.Тукая.

17.

Р.Р. Сопоставительное изучение поэм «Руслан и Людмила» (пролога) А.С. Пушкина и «Шурале» Г.Тукая.

Сопоставительный анализ

1. Продолжить обучение основам анализа поэтического произведения.

2. Познакомить с сюжетами и героями двух сказок.

3. Показать нравственную красоту героев, стремление к добру, патриотизму.

Знание основного содержания поэм

Репродукция картины И.Н. Крамского «У лукоморья», иллюстрация к поэмам. Запись фрагментов оперы М.Глинки.

Словесное рисование. Работа с кроссвордом. Навыки выразительного чтения, умения проводить аналогии.

Сопоставительный анализ. Умение формулировать выводы урока.

Составить планы понравившихся сходных эпизодов поэм.

18.

Р.Р. Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, строфа.

Урок развития речи

  1. Познакомить с различиями стихотворной и прозаической речи.

  2. Дать определение понятий «ритм», «рифма», «стопа».

Знание отличительных особенностей, признаков прозаической и стихотворной речи.

Произведения Н. Носова «Приключения Незнайки». Эпизод о том, как Цветик учит Незнайку сочинять стихи.

Пересказ статьи на стр. 95. Умения иллюстрировать свои ответы примерами.

Эвристическая беседа. Выявление особенностей стихотворного и прозаического теста.

Конкурс на лучшего сочинителя. «Вспомнить игру «Буриме». Подготовка к контрольной работе.

19.

Русская литературная сказка .Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители» как литературная сказка.

Урок изучения нового материала. Рассказ учителя.

1. Дать представление о творчестве А. Погорельского.

2. Помочь увидеть в сказке нравоучительное содержание и причудливый сюжет. Учить выделять основную идею произведения.

3. Воспитывать чувство ответственности за свои слова и поступки.

Биографический очерк. Выразительное чтение отрывка из текста. Осмысление прочитанного материала. Художественны пересказ.

Сходство с другими литературными сказками В.А. Жуковского и А.С. Пушкина. Литературная сказка Яруллина «Пятно на солнце». Прочитать сказку и сопоставить по следующим аспектам: «Уроки нравственности в сказках» или «Волшебное и реалистическое в сказках».

Записать тезисно информацию о писателе. Записать в тетради выводы по сказке. Умение сопоставлять характеристику героя. Выразительное чтение сказки.

Индивидуальные задания о писателе и о создании сказки. Беседа по сказке.

Составить рассказ о том, что нового узнал на уроке.

Придумать продолжение сказки А. Погорельского «Черная курица…»

20.

Каюм Насыри. Поучения. Сказки.

Урок изучения нового материала . Беседа по двум предметам.

Самостоятельный анализ произведения.

  1. Познакомить с личностью К. Насыри.

  2. Сравнительный анализ лит. Сказки Погорельского и поучений К. Насыри.

  3. Воспитание учащихся на традициях татарского народа.

Биографический очерк. Выразительное чтение поучений. Осмысление прочитанного материала.

Сходство с литературной сказкой А. Погорельского «Черная курица…»

Умения найти сходства и различия в произведениях А. Погорельского и К. Насыри. Запись в тетради основных тезисов поучений К. Насыри.

Рассказ учителя. Индивидуальное задание о просветителе татарского народа. Работа с текстом поучений. Беседа.

Напишите поучение в духе К. Насыри.

Прочитать литературные сказки К.Насыри и пересказать одну из них.

Мини-сочинение «С кого я беру пример».

21.

М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. Историческая основа патриотический пафос стихотворения «Бородино».

Изучение нового материала с использованием ТСО. Рассказ учителя.

1. Познакомить с жизнью и творчеством М.Ю. Лермонтова, с композицией стихотворения «Бородино» и особенностями повествования.

2. Развивать умения и навыки восприятия поэтического текста, выразительного чтения стиха.

3. Воспитание уважения к великому прошлому России.

Биография поэта. Знание литературных терминов, умение применять их при анализ поэтического текста: завязка, кульминация, развязка. Особенности повествования.

Связь с историей России 19 века (Отечественная война 1812-1814г.г.). Связь с искусством. Репродукции картин П.Заболоцкого «Старый солдат», С.Герасимова «М.И. Кутузов под Бородином»,А. Тубо «Бородинская битва».

Самостоятельные наблюдения над развитием логики сюжета. Выразительное чтение стихотворения.

Устный. Обучение анализу литературного произведения.

Выразительное чтение стихотворения.

Составить цитатный план эпизодов

22.

М.Ю.Лермонтов «Бородино».

(2 урок) Анализ стихотворения

Урок закрепления, углубления и осмысливания знаний.

Практический анализ поэтического текста.

  1. Осмысление содержания, художественный анализ текста.

  2. Наблюдение за развитием сюжета и поведением героя.

  3. Воспитание патриотического чувства гордости, верности Родине.

Проверка цитатного плана д/з, в ходе которого проверяется сюжет. Художественный анализ Бородинского сражения. Знания и умения находить художественные приемы (сравнения, гиперболы, эпитеты).

Наблюдение за речью главного героя.

Связь с риторикой.

Сходство патриотизма народа во время войны с французами в произведении Лермонтова «Бородино» и в исторических событиях.

Выразительное чтение отрывков стихотворения. Умение анализировать поэтический Развитие представлений о звукописи текст.

Фронтальный. Проверка цитатного плана. Повторение пройденного материала. Художественный анализ сцены Бородинского боя. Беседа по вопросам.

1.Выучить наизусть отрывок из стихотворения.

2.Выписать изобразительно-выразительные средства языка.

3. Написать сочинение « Защитники Родины в изображении М.Ю.Лермонтова и в исторических событиях.

23.

Анализ стихотворения А.В.Кольцова «Косарь».

Урок изучения нового материала. Обучение чтению поэтического текста. Совершенствование ЗУН.

  1. Познакомить учащихся с жизнью Кольцова.

  2. Развивать умения и навыки литературоведческого анализа поэтического текста.

  3. Привитие любви к труду и

природе главного героя

стихотворения.

Понимание темы стихотворения, ее раскрытие на основе конкретного материала. Знание основных принципов характеристики литературного героя.

ИЗО репродукции картин известных художников с изображением крестьян-тружеников. Поговорки и пословицы русского, чувашского и татарского народов о труде.

Найти изобразительно-выразительные средства языка стихотворения. Групповая работа (самостоятельно).

1 гр.- выписать слова, относящиеся к разговорному стилю

2 гр. - выписать пословицы о труде.

3 гр. - привести примеры цветового изображения природы.

4 гр. - найти олицетворения, эпитеты, сравнения.

Индивидуальное выразительное чтение стихотворения. Коллективная работа в группах.

Составление характеристики литературного героя по плану.

Написать размышление на одну из тем: «Отношение мужика к земле в стихотворении А.В.Кольцова «Косарь»,

« Чувство родимой земли – неотъемлемая часть души человека».

24.

Н.В.Гоголь. Анализ повести «Вечера на хуторе близ Диканьки».

Повесть «Заколдованное место»

Изучение нового материала. Комбинированный урок. Анализ художественного текста. Рассказ. учителя. Беседа.

  1. Дать представление о личности Н.В.Гоголя, обзор его произведений.

  2. Познакомить учащихся с первым произведением Н.В.Гоголя, принесшим ему большую славу.

  3. Словарная работа

Чтение художественного текста

Связь со сказками, мифами, легендами русского, татарского, чувашского народов. Татарский баит «Сак-Сок». Предания народные. Реальное и фантастическое.

Индивидуальные задания. Запись в тетрадях опорных сведений об авторе. Самостоятельный анализ эпизодов повести. Запись и объяснение новых слов.

Составление плана –лекции учителя. письменная работа по учебнику, карточкам. Художественный пересказ. Ответы на вопросы.

Придумать фантастические истории в духе Н.В.гоголя (инд.)

Прочитать повесть «Заколдованное место»

Прочитать татарский баит «Сак-Сок»

25.

Н.В.Гоголь. Реальность и фантастика повести «Заколдованное место». Истинная веселость «Вечеров…»

(2 урок)

Комбинированный урок. Беседа на знание художественного текста.

Закрепление материала в форме игры

1. Показать особенности повествования и описания.

2. Знакомство с героями.

3. Выявить знание текста в игровой форме.

Знание художественного текста.

Пересказ художественных эпизодов.

Знание новых слов (из словарика с прошлого урока).

Содержание татарского баита «Сак-Сок».

Критическая литература. Музыкальность гоголевских строк. В основу опер Чайковского, Мусоргского, Римского-Корскакова легли

Повести из этой книги Гоголя. Мифы, легенды, предания русского, чувашского, татарского народов.

Развитие устной речи. Работа над анализом текста. знание поэтических средств.

Беседа по повести (на знание текста). Игра брейн –ринг. Вопросы командам (участники – все учащиеся)

1. Рассказать о национальных праздниках (Масленица, Троица, Рождество – инд.) по плану

- из истории праздника

- как его проводят у нас.

2. Выучить отрывок наизусть .

26

Н.А.Некрасов. Слово о поэте. Раздумья поэта о судьбе народа в стихотворении «На Волге»

Урок изучения нового материала. Рассказ учителя. метод эмоционально-образного постижения слова.

1. Познакомить с биографией и чертами личности поэта, нашедшими отражение в стихотворении «На Волге».

2. Углубить навыки анализа лирического произведения.

3. Формировать читателя, способного к восприятию поэтических текстов в контексте духовной культуры народа.

Выразительное чтение стихотворения. Лирический монолог.

Репродукция картины И.репина «Бурлаки на Волге». Образ реки Волги в литературе и искусстве татарского и чувашского народа. Татарские и чувашские песни о Волге.

Индивидуальное задание. Составление плана по стихотворению. (возможно цитатный)

Беседа по плану. Обобщение. Выделение стержневой мысли поэзии Некрасова. Выразительное чтение поэтического текста.

1.Письменно ответить на вопрос №4 стр. 167 учебника

2.Составить обращение к реке в духе Некрасова о Волге, используя эпитеты, сравнения, олицетворения – инд.

27.

Вн.чт. Н. А. Некрасов «Есть женщины в русских селеньях…».

Урок закрепления, углубления знаний.

Продолжение знакомства с творчеством Некрасова. Выразительное чтение стихотворения поэта

Чтение отрывка из поэмы «мороз, красный нос». Знакомство с поэтическим образом русской женщины.

Проверка д/з. выделение учащимися тех строчек стихотворения, в которых выражена главная мысль.

Понятие рифмы и способов рифмовки.

Репродукция картин. Портреты женщин-тружениц.

Составление характеристики литературного героя по плану. Формирование самостоятельности и мыслительной деятельности учащихся.

Беседа по тексту на восприятие. Словарная работа обобщение материала.

1.Выучить отрывок наизусть.

2.Найти примеры создания поэтического образа женщины в произведениях татарских и чувашских писателей и поэтов.

3. Прочитать произведение Г.тукая «Дочь бакенщика».

28.

И.С.Тургенев. Слово о писателе. «Муму». Протест Герасима против барыни и ее челяди.

Урок изучения новой темы.

1.Познакомить биографическими данными писателя.

2. Помочь учащимся войти в художественный мир писателя.

3. Выработать навыки анализа художественного произведения.

4. Выявить своеобразие героев.

Знают ли писателя?

Поняли ли содержание предыдущих событий.

Связь с историей (крепостное право)

Участие в беседе, ответы на вопросы.

Пересказ содержания, участие в беседе, выборочное чтение, выразительное чтение.

Совершенствовать технику чтения; умение анализировать произведение и делать выводы.

Вопросно-ответная работа. Знать биографические данные писателя; совершенствовать технику чтения. Оценка ответов учащихся по д/з.

1. Содержание понравившегося отрывка (стр. 171-196).

2.Подготовить иллюстрацию по рассказу.

29.

Тургенев – мастер портрета и пейзажа.

Урок совершенствования и углубления знаний. Урок развития речи. Поисковый метод.

1. Совершенствовать умения обобщить и систематизировать полученные знания.

2. Познакомить с художественным своеобразием писателя.

3. Дать понятие о гиперболе.

Понятие о портрете, о пейзаже.

Связь с изобразительным искусством (картины с портретом и пейзажем)

Нахождение описания портрета и пейзажа из других произведений Тургенева; записи в тетрадях.

Оценка ответов учащихся по вопросам д/з; фронтальный опрос.

Составить устный рассказ: «Чувства глухонемого человека».

30.

А.А.Фет. «Весенний дождь»

Урок изучения нового материала. Комбинированный метод (слово учителя, индивидуальные сообщения учащихся).

1. Познакомить с творчеством А.А.Фета.

2.Выявить связь природы и души человека.

3. Воспитывать бережное отношение к природе.

Понятие об эпитете.

НРК – стихи Баратынского о природе.

Чтение учащихся вслух, про себя; выразительное чтение: ответы на вопросы, нахождение эпитетов.

Вопросно-ответная работа.

Подготовить выразительное чтение или выучить стихотворение ; стр. 240

31.

Урок –викторина по творчеству М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, Н.А.Некрасова, И.С.Тургенева.

Урок совершенствования и углубления знаний. Репродуктивный

1. Совершенствовать умения обобщать и систематизировать полученные знания.

2. Формировать умения сравнивать факты, события, явления.

3.Воспитывать бережное отношение к природе, любовь к Родине.

Как учащиеся усвоили творчество этих писателей?

Какие произведения особенно понравились?

Внутрипредметная связь: тема Родины в произведениях.

Отгадывание названий стихотворений по отрывку, отгадывание автора стихотворения; чтение наизусть ; выразительное чтение; умение узнавать поэта по отрывку; умение выразительно читать

Форма организации – урок-игра; оценка деятельности учащихся на уроке.

Составить кроссворд по творчеству этих писателей.

32.

Л.Н.Толстой «Кавказский пленник»

Урок изучения нового материала. Урок беседа

1. Познакомить с биографическими данными писателя

2. Познакомить с историей создания рассказа.

3. Воспитывать толерантность (уважение к другим народам).

4. дать понятие о рассказе, сюжете, идее.

Что знают дети о писателе?

Война с горцами в прошлом и сегодня.

Записи в тетрадях; чтение текста. Уметь вести беседу; ответить на вопросы; найти нужное место в произведении; уметь выразительно читать.

Ответы на вопросы

1. Содержание понравившегося отрывка.

2. Рассказать содержание от 1 лица.

33.

Жилин и Костылин. Сравнительная характеристика героев. Обучение домашнему сочинение по рассказу.

Совершенствование и углубление знаний, умений и навыков. Поисковый метод.

1. Научить сравнивать факты, события, явления.

2. Совершенствовать умения писать сочинение на основе сравнительной характеристики.

3. Воспитывать внимательного читателя.

Содержание рассказа; сравнение

Умение давать характеристику герою произведения; уметь сравнивать портреты и характерные черты героев.

Вопросно- ответная работа; выборочное чтение; подбор материала.

Написать сочинение по предложенному плану.

34.

А.П.Чехов. слово о писателе. «Хирургия» как юмористический рассказ.

Урок изучения нового материала.

Слово учителя., сообщения учащихся

1. Дать обзор жизненного и творческого пути писателя

2.Помочь учащимся войти в художественный мир писателя.

3. Воспитывать чувство юмора у учащихся.

Какие произведения писателя знают?

Записи в тетрадях; выборочное и выразительное чтение. Уметь переделать рассказ как инсценирование.

Ответы на вопросы.

Подготовить выступление по теме «Речь фельдшера»

стр. 232-236. – инд.

35.

Вн.чт. Рассказы .Антоши Чехонте. «Лошадиная фамилия», «Пересолил».

Урок внеклассного чтения.

1. Дать понятие о псевдониме.

2. Продолжить формирование у учащихся представления о юморе в литературном произведении.

Знание понятия о юморе в литературе.

Умение выделять приемы юмористического образа.

Юмористические произведения писателей родного края.

Углубить знания учащихся о юморе, о юмористических чертах художественной изобразительности

Устные ответы на вопросы.

Оценка индивидуальных д/з.

Написать рассказ на тему «Смешной случай»

36.

Русские поэты 19 века о Родине и родной природе.

Урок изучения нового материала. Урок-практикум.

1. Выработать навыки анализа стихотворного произведения.

2. Формировать умения сравнивать произведения разных поэтов.

3. Пробудить интерес к поэзии.

Какие произведения знают о Родине, о родной природе?

Стихи татарских и чувашских поэтов о природе

Чтение наизусть, чтение выразительное; умение выразительно читать стихотворение; определить его тему, идею; связь природы и души человека.

Оценка ответов учащихся по вопросам д/з; ответы на вопросы.

1. Подготовить иллюстрации;

2. Подготовить выразительное чтение.

3. Выучить одно стихотворение наизусть.

37.

И.А.Бунин. «Косцы».

Урок изучения нового материала. Беседа.

1.Научить анализировать художественное произведение.

2. Воспитывать художественный вкус у учащихся

Эпитет, сравнение (выразительные средства).

Сопоставление с отрывком из рассказа Абрамова «Две зимы и три лета» (отрывок о сенокосе)

Самостоятельное чтение рассказа; записи в читательских дневниках.

Ответы на вопросы.

Написать отзыв о рассказе- инд.

Ответить на вопросы стр. 4-9

38.

В.Г.Короленко «В дурном обществе»

Урок изучения нового материала. Беседа с элементами диалога.

1. Дать обзор жизненного и творческого пути писателя.

2. Выработать навыки анализа художественного произведения.

Что знают о писателе?

Произведения татарских и чувашских писателей о тяжелом детстве; произведения русских писателей по теме (Г.Ибрагимов «Пастухи», И.Гази «Незабываемые годы».)

Записи в тетрадях; чтение выборочное; уметь выразительно читать; уметь анализировать художественное произведение.

Ответы на вопросы

Содержание понравившегося отрывка. 11-26 стр.

39.

Жизнь в дурном обществе.

Совершенствование и углубление знаний, умений, навыков. Беседа

1.Выработать навыки анализа художественного произведения.

2.Воспитывать у учащихся чувства сострадания и человечности.

3. Дать понятие о повести.

Содержание предыдущих глав.

Произведения татарских и чувашских писателей о тяжелом детстве;

Пересказ содержания; чтение про себя, вслух; выборочное чтение; записи в тетрадях. Уметь осмыслить прочитанное, делать выводы.

Фронтальный опрос; оценка ответов учащихся.

Подготовить содержание понравившегося отрывка. (стр. 26-41).

Дать характеристику героев (инд.)

40.

Р.Р.Обучение домашнему сочинению на тему «Маруся и Соня: два детства».

Совершенствование и углубление знаний, умений, навыков. Беседа

1. Формировать умения анализировать, сравнивать, обобщать.

2. Совершенствовать умения писать сочинение на основе сравнения.

3. Воспитание человечности

Содержание прочитанного текста; сравнительная характеристика

Сравнительная характеристика Жилина и Костылина.

Пересказ содержания; выборочное чтение; записи в тетрадях; работа с индивидуальными карточками.

Оценка ответов учащихся по индивидуальным карточкам.

Написать сочинение.

41.

Проблемы взаимоотношений детей и взрослых в рассказе А.Куприна «Тапер». Талант и труд. Музыка в рассказе. Особое восприятие прекрасного.

Урок изучения нового материала.

1.Познакомить учащихся с рассказом А.Куприна «Тапер».

2.Раскрыть характер взаимоотношений детей и взрослых, показать его проблемы.

Ответы на вопросы, чтение отрывков, пересказ эпизода.

Композиция, сюжет художественного произведения, система образов, музыка и искусство.

Ответы на вопросы учителя, пересказ эпизода

Цитатный план по рассказу (проверка содержания текста).

1.Выучить понравившийся отрывок.

2. Дать характеристику героям.

3. Нарисовать иллюстрацию к рассказу.

4. Сообщение о Есенине – инд.

42.

С.Есенин. Слово о поэте. Поэтическое изображение родной природы в стихотворении С.А.Есенина «Синий май. Зоревая теплынь…»,. Своеобразие языка стихотворения.

Урок-практикум

1. Познакомить учащихся со стихотворением С.Есенина «Синий май. Зоревая теплынь…»

2. Показать средства поэтического изображения родной природы в стихотворениях поэта

3. Раскрыть своеобразие языка стихотворения поэта.

Поэтические средства языка в стихах Есенина; стихосложение; выразительное чтение стихов.

Жанр стихотворения в литературе. Портрет Есенина, иллюстрации «по есенинским местам».

Ответы на вопросы, выразительное чтение стихотворения, подбор примеров, умение анализировать стихи, навыки определения средств выразительности.

Групповая работа по поэтическим средствам выразительности; выразительное чтение стихов - инд .; оценка устных ответов учащихся

Выучить стихотворение наизусть (по выбору). Стр. 154

Определить размеры стиха. Прочитать сказ П.П.Бажова «Медной горы Хозяйка».

43.

П.П. Бажов. Слово о писателе. «Медной горы Хозяйка». Трудолюбие и талант Данилы-мастера. Образ Хозяйки медной горы в сказе П.П.Бажова. Понятие о сказе. Сказ и сказка.

Урок-беседа

1. Познакомить учащихся со сказом П.П.Бажова «Медной горы Хозяйка».

2. Дать понятие о сказе.

3. Составить характеристику героя.

Ответы на вопросы, чтение эпизодов из произведения

Жанр сказа в литературе. Иллюстрации к сказу, портрет писателя, параллель из татарской литературы.

Пересказ эпизодов, составление плана характеристики Данилы-мастера; умение анализировать, аргументировать свою точку зрения, составлять план.

Оценка ответов учащихся по плану характеристики героя, анализ эпизода.

1. Выучить понравившийся отрывок наизусть.

2. Конспект статья о сказе.

3. Прочитать рассказ К.Г.Паустовского «Теплый хлеб».

44.

К.Г.Паустовский. Слово о писателе. Герои и их поступки в сказке «Теплый хлеб».

Рассказ учителя. Беседа

1. Познакомить учащихся со сказкой Паустовского.

2. Дать характеристику героям и их поступкам в сказке.

Чтение отдельных отрывков, ответы на вопросы

Типы речи, сюжет, портрет писателя

Подбор материала по вопросам учителя, пересказ эпизода. Умение характеризовать героев, анализировать их поступки.

Оценка устных групповых индивидуальных ответов учащихся.

Выучить наизусть понравившийся отрывок из сказки.

Пересказ одного эпизода.

45.

Вн. чт. К.Г.Паустовский. «Заячьи лапы». Природа и человек в произведении К.Г.Паустовского.

Урок внеклассного чтения

1.Познакомить учащихся с рассказом Паустовского.

2. Определить роль природы и человека в рассказе.

Чтение отрывка рассказа, ответы на вопросы

Изобразительно выразительные средства, цветные иллюстрации

Пересказ эпизода. Составление плана ответа. Умение анализировать, систематизировать, рассуждать.

Оценка устных ответов учащихся, групповая и индивидуальная работа.

Написать отзыв о прочитанной книге. Сообщение о С.Я.Маршаке – инд.

Прочитать сказку «Двенадцать месяцев».

46.

С.Я.Маршак. Слово о писателе. Сказки С.Я.Маршака. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев». Драма как род литературы. Положительные и отрицательные герои пьесы «Двенадцать месяцев». Столкновение добра и зла.

Урок -размышление

1. Познакомить учащихся с драмой в литературе.

2. Выявить основные проблемы в пьесе С.Маршака «12месяцев».

3. вырабатывать умение размышлять о положительных и отрицательных героях, о добре и зле, высказывать свои суждения по проблемам.

Ответы рна вопросы, чтение фрагментов пьесы.

Литературоведение ( род драмы), иллюстрации к сказке, портрет писателя.

Татарская литература: сказки А.Алиша.

Чтение по ролям фрагментов пьесы, ответы на вопросы.

Умение размышлять, рассуждать по проблемам, систематизировать, выделять главное.

Составление плана-характеристики.

Оценка устных ответов учащихся, выступлений (коллективная, групповая, индивидуальная работа).

1. Словарная работа.

2. Дать характеристику героям – инд. (письм.)

47.

Р.Р.Художественные особенности пьесы-сказки. Юмор в сказке. Традиции народных сказок в пьесе С.Я. Маршака

Урок развития речи

1. Выявить художественные способности пьесы

2. Определить роль юмора в пьесе

3. Подготовить учащихся к домашнему сочинению: «Добро и зло в сказке С. Маршака «12 месяцев».

Изобразительно выразительные средства языка пьесы, ответы на вопросы

Литературоведение, цветные иллюстрации к сказке, тат. народные сказке, русские народные сказки, японские народные сказки.

Составление плана сочинения, чтение по ролям фрагментов пьесы, ответы на вопросы, умение подбирать материалам по художественным средствам языка, анализировать сказку.

Оценка устных ответов учащихся, работа по группам, индивидуальная работа.

1. Домашнему сочинению: «Добро и зло в сказке С. Маршака «12 месяцев».

2. Сообщение о АП. Платонове.

3. Прочитать рассказ «Никита»

48.

А.П. Платонов. Слово о писателе. «Никита». Душевный мир героя рассказа. Оптимистическое восприятие окружающего мира..

Рассказ учителя. Обучение чтению. Беседа.

1. Познакомить учащихся с рассказом

2. Раскрыть духовный мир героя.

3. Показать быль и фантастику в рассказе.

Художественное чтение отрывков рассказа.

Понятие «быль» и «фантастика», цветные иллюстрации к рассказу.

Подбор материала для характеристики героя, ответы на вопросы, умение подбирать изобразительно-художественные средства языка.

Оценка устных и письменных ответов.

Конспект статьи о были и фантастике.

Характеристика Никиты.

Написать фантастический рассказ о друге.

49.

Контрольная работа по литературе или тестирование

Урок контроля

Проверить знания, умения и навыки учащихся за 3 четверть.

Материалы текста

Литературоведение, портреты писателей.

Письменные ответы на вопросы теста.

Оценка тестового задания, умение сосредоточиться, выбрать правильный ответ, логически мыслить.

Сообщение об Астафьеве.

50.

В.П. Асафьев. Слово о писателе. «Васюткино озеро». Черты характера героя и его поведение в лесу

Урок -презентация

1. Познакомить с творчеством В. Астафьева, с его рассказом.

2. Определить основные черты характера главного героя.

3. Дать понятие об автобиографическом произведении. Беседа.

Чтение глав рассказа, ответы на вопросы

Литературоведение, портреты писателей, иллюстрации к рассказу

Ответы на вопросы, конспект статьи об автобиографическом произведении

Оценка устных, умение законспектировать статью, анализировать поступки героя, поведение в лесу.

1. Подготовиться к презентации произведения «Васюткино озеро».

2. Нарисовать обложку к произведению.

51.

«Открытие» Васюткой нового озера. Понятие об автобиографическом произведении.

Беседа

1. Способствовать развитию эстетического восприятия учащимися рассказа.

2. расширение знаний учащихся по творчеству В.Астафьева.

3. Способствовать умению учащихся выступать перед зрителями, анализировать поступки героя.

Построение рассказа.

Сценическое мастерство.

Чтение по ролям.

Литературоведение (презентация).

Сюжет, построение.

Инсценировка.

Ответы на вопросы. Инсценировка фрагмента.

Умение выступать, иллюстрировать, аргументировать.

Оценка устных ответов, выступлений учащихся.

1. Подготовить письменный рассказа «Какие черты характера Васютки привлекают меня?»

52.

Р.Р.Классное сочинение «Поэтизация русской природы в литературе 20 века: С.А.Есенин, П.П.Бажов, К.Г. Паустовский, В.П.Астафьев (по одному произведению)». «Какие поступки сверстников вызывают мое восхищение?» (По произведениям К.Г.Паустовского, А.П.

Платонова, В.П.Астафьева).

Урок развития речи

1.По произведениям К.Паустовского, А.Платонова, В.Астафьева подготовить учащихся к написанию сочинения:»Какие поступки сверстников вызывают мое восхищение?»

2. Составить план сочинения.

Основные этапы сочинения, образы главных героев произведений писателей, анализ эпизодов, связанных с этими героями.

Связь с теорией литературы, с языковыми средствами, с типом речи –рассуждением.

Активизация мыслительных способностей учащихся на основе вопросов учителя; умение анализировать, рассуждать, ответы на вопросы, составлять план.

Ответы на вопросы плана сочинения, пересказ по плану сочинения, устное изложение учащихся по теме сочинения, работа по составлению устного пересказа учащихся.

Написать сочинение.

53.

Русские поэты 20 века о Родине и родной природе; И.А.Бунин, Дон Аминадо. Поэтическое восприятие окружающего мира природы и своего места в нем. Русские поэты 20 века о Родине и родной природе: А.А.Прокофьев, Д.Б. Кедрин, Н.М.рубцов. Образ Родины в стихах о природе.

Урок-концерт.

1. Познакомить учащихся с произведениями поэтов 20 века.

2. Содействовать поэтическому восприятию окружающего мира.

Поэтическое восприятие окружающего мира и своего места в нем, образ Родины в стихах о природе.

С теорией литературы, с языковыми средствами, со стихосложением, с историей (образ Родины), с природоведением (окружающий мир), стихи М. Скороходова о природе.

Работа по выявлению изобразительно-выразительных средств стиха, определение размера стихов, умение воспринимать поэзию о природе, навыки анализа стиха.

Письменные ответы на вопросы по выразительным средствам стиха, работа в группах по стихосложению.

1. Выучить одно стихотворение наизусть (по выбору ученика).

2. Анализ данного стихотворения.

3. Нарисовать иллюстрации к стихотворению.

4. Подготовить сообщение о М. Скороходове – инд.

54.

Р.Р.Образ Родины и родной природы в произведениях поэтов нашего края.

Обучение домашнему сочинению по анализу лирического произведения (на материале стихотворений русских поэтов 20 века).

Урок развития речи.

Практикум.

1. Познакомить учащихся с произведениями о природе поэтов нашего края.

2. Расширить и углубить знания учащихся о природе и поэтах своего края.

3.Содействовать развитию устной и письменной речи учащихся.

4. Работа над выразительностью и интонацией стиха.

Изобразительно-выразительные средства стиха.

Анализ стихотворения.

Связь с теорией литературы, с географией (города Татарии – Казань, Чистополь, река Кама, деревня Красная Гора).

Активизация мыслительной деятельности учащихся на основе вопросов учителя, навыки анализа стихотворения.

Письменный ответ учащихся по выявлению изобразительно-выразительных средств стиха (в группах). Выразительное чтение стихотворения (индивидуальное).

1. Выучить стихотворение «Родная сторона» наизусть.

2.Сообщение о Саше Черном.

3. Прочитать рассказы «Кавказский пленник», «Игорь Робинзон». (стр. 162-175).

55.

Саша Черный. Слово о писателе. Образы детей в рассказах «Кавказский пленник», «Игорь Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики в произведениях Саши Черного. Юмор в его рассказах.

Урок-беседа

1. Познакомить учащихся с произведениями Саши Черного.

2. Дать характеристику образам детей в рассказах «Кавказский пленник», «Игорь Робинзон».

3. Познакомить с теорией литературы – с юмором.

Образы и сюжеты литературной классики в произведениях Саши Черного. Юмор в его рассказах.

С теорией литературы –юмор –с татарской литературой –Н. Мадьяров (юмористические рассказы о детях). «Бедная овца», «Встреча на дороге» Ш.Галиев (юмористические рассказы о детях).

Пересказ эпизодов, связанных с характеристикой детских образов, конспект статьи о юморе, умение работать с текстом, отвечать на вопросы.

Ответы на вопросы по характеристике образов основных героев рассказов (в группах).

1. Написать небольшое сочинение «Что мне показалось смешным в рассказах С. Черного.

2. Индивидуальное –подготовить сообщение о К.Симонове.

56.

Война и дети. Рассказ К.Симонова «Майор привез мальчишку на лафете».

А.Твардовский. Слово о поэте. «Рассказ танкиста». Патриотические подвиги детей в годы В.О.войны.

Урок-беседа

1. Сформировать знания учащихся о произведениях на тему патриотических подвигов детей в годы В.О.войны.

План. Характеристика героев.

С теорией литературы (композиция, тема, идея). Связь с историей – ВОВ, с татарской литературой. Р.Кутуй «Мальчишки»

Активизация мыслительной деятельности учащихся на основе ответов на вопросы учителя, умение составлять сжатое изложение о подвигах детей, навыки работы с текстом.

Ответы на вопросы учебника в конце рассказов, составление плана характеристик героев (в группах), устный пересказ эпизодов подвигах детей.

1. Характеристика героев по рассказам.

2. Сообщение о Р.Кутуе.

3. Прочитать повесть-поэму «Мальчишки.

57.

Кленовый лист детства. Дети войны по повести-новелле Р.Кутуя «Мальчишки».

Урок-размышление

1. Расширение знаний учащихся о тяжелых военных годах своего края.

2. Сформировать умения размышлять, рассуждать, исследовать, высказывать свою точку зрения по теме.

3. Содействовать воспитанию у учащихся чувства сопереживания, сострадания к судьбам детей войны.

Произведения русских писателей о военном детстве.

Связь с теорией литературы (композиция, повесть-новелла), связь с историей своей страны (горячие точки страны Чечня, Иран, Ирак).

Ответы на вопросы учителя, пересказ эпизода по повести, умение работать с текстом произведения, умение отобрать материал по теме, анализировать художественное произведение.

Устное изложение, характеристика героев (работа в группах).

1. Написать небольшой рассказ на тему «Что запомнилось о войне?»

2. Отзыв о прочитанной книге.

3. Прочитать балладу «Вересковый мед». (стр.178-179)

58.

Бережное отношение к традициям предков по балладе Р.Стивенсона «Вересковый мед».

Урок-беседа

1.Сформировать знание учащихся о балладе

2. Познакомить с балладой Р.Стивенсона «Вересковый мед».

3. Содействовать воспитанию бережного отношения к традициям предков.

Поэтические жанры произведений

Связь с теорией литературы –баллада.

Связь с культурой предков. Е Евтушенко «Мед» (о меде в Чистополе в холодную военную зиму).

Конспект статьи о балладе, рассказ о традициях предков. Умение выразительно читать балладу, анализировать произведение.

Ответы на вопросы по языковым средствам ( в группах), пересказ эпизодов, связанных с темой произведения.

1. Выучить наизусть отрывок.

2. Нарисовать иллюстрацию к произведению

3. Сообщение о Дефо – инд.

59.

Вн.чт. Сила человеческого духа. Гимн неисчерпаемым возможностям человека по произведению Д.Дефо «Необычайные приключения Робинзона Крузо».

Урок внеклассного чтения.

1. Познакомить учащихся с произведением зарубежной литературы Д.Дефо «Необычайные приключения Р.Крузо».

Выборочный пересказ эпизода

Зарубежная литература, иллюстрации худ. Я.Шанцгера «Герда и маленькая разбойница», «Снежная королева увозит Кая».

Выступления учащихся

Оценка выступлений учащихся

1. Написать небольшой рассказ о понравившемся эпизоде.

2. Сообщение о Х.К.Андерсене – инд. (192-193 стр.)

60.

Реальное и фантастическое в сказке Х.К. Андерсена «Снежная королева». Кай и Герда .

Урок-изучение нового материала

1. Познакомить учащихся с фантастической сказкой Х.К.Андерсена «Снежная королева».

2.ДатьхарактеристикуКаю и Герде.

Кай и Герда. Роль деталей

Изображение Кая и Герды в цветных иллюстрациях. Художественный и мультипликационный фильм по сказке.

Анализ эпизода- задание по группам. Характеристика героев, обосновать свою точку зрения

План характеристики героев

Написать характеристику героев.

61.

В поисках Кая. Друзья и враги Герды. Внутренняя красота героини.

Урок-беседа

1.Сгруппировать друзей и врагов Герды.

2. Раскрыть внутреннюю красоту героини.

Чтение глав,

ответы на вопросы, анализ эпизодов.

Иллюстрация к сказке разных художников.

Сравнить эпизоды произведения, выявить авторскую позицию, развернуто ответить на вопросы.

Характеристика героини. Используемые художественные средства.

Прочитать остальные сказки героев.

62.

Р.Р.Наши любимые сказки Х.К. Андерсена.

Подготовка к домашнему сочинению по сказкам Х.К.Андерсена на тему «Какие поступки героев сказок Андерсена я считаю благородными?»

Урок развития речи

1.Подготовить учащихся к домашнему сочинению по сказкам Андерсена

2. Развивать умение слушать, выступать перед одноклассниками, аргументировать свой ответ.

3.Составить план сочинения

Ответы на вопросы, чтение отрывков из сказок.

Гуманизм в сказках Андерсена, психология; поступки людей.

Выступления учащихся, навык выразительности речи, сравнения, умение находить изобразительные средства

Индивидуальная, коллективная, групповая; план сочинения

1. Написать сочинение

2.Сообщение о М.Твене(стр. 236-237). – инд.

3. Прочитать роман (в отрывках) «Приключения Тома Сойера». (стр. 237-251)

63.

Вн.чт.Том Сойер и его друзья. Черты характера героев. Том и Гек в романе М.Твена «Приключения Т. Сойера». Внутренний мир героев.

Урок внеклассного чтения

1. Познакомить с приключенческим романом М. Твена «Приключения Тома Сойера».

2. Дать характеристику героев.

Чтение глав, ответы на вопросы.

Литература и кино, герои Т.Сойера в цветных иллюстрациях разных художников.

Развитие умения анализировать, оценивать; устное сообщение учащихся, аргументировать свою точку зрения

Оценка анализа рассказа эпизодов романа, работа в группах

Подготовить устный рассказ на тему «Что мне понравилось в поступках Т. Сойера».

64.

ТЮЗ г. Казани

Заочная экскурсия

1.Познакомить учащихся заочно с театром юного зрителя

2.Воспитание эстетических вкусов

Литературное произведение в искусстве

Литература и искусство, театр

Активное восприятие

Умение активно воспринимать увиденное

Написать небольшое сочинение об услышанном и увиденном

65,

66

Вн.чт. Дж. Лондон. Слово о писателе. «Сказание о Кише». Нравственное взросление героя рассказа. Становление его характера. Мастерство Д.Лондона в изображении жизни северного народа

Урок внеклассного чтения

1. Дать представление о творчестве американского писателя Д.Лондона.

2.Познакомить учащихся с героями произведений писателя, с «людьми Севера»

3. Дать понятие о «сказании»

4. Воспитывать стремление учащихся к добру, благородству, смелости, справедливости и мужеству.

Знание текста произведения

Знание изобретателей, деятелей родного края. Об их вкладе в развитие науки и общества.

Составление плана пересказа сказания.

Подбор слов-характеристик к героям произведений писателя.

Характеристика героя.

Финал сказания.

Его смысл. Оценка поведения героя. Комментированное чтение. Пересказ эпизода сказания.

Письменно ответить на вопросы:

1. Какие изобретения человечества в его истории - самые важные и великие?

2. Какие изобретения моих земляков прославили мою Родину?

67.

Смотр знаний по изученным в 5 классе произведениям

Урок –викторина

  1. Систематизировать и обобщить произведения и теоретические знания. изученные в 5 классе

  2. Воспитать интерес любовь к литературе

Знание текстов произведений, теоретические знания

Знание литературы родного края

Отгадывание произведений по отрывкам, характеристика героев

Пересказ эпизодов

Подготовиться к классному сочинению на тему «Мое любимое произведение, прочитанное в 5 классе»

68.

Р.Р.Классное сочинение

«Мое любимое произведение, прочитанное в 5 классе»

Урок развития речи

1.Подготовить учащихся к написанию сочинения: ««Мое любимое произведение, прочитанное в 5 классе»

2. Составить план сочинения.

Знание текстов произведений, теоретические знания

Составить кроссворд по изученным произведениям

69.

Р.Р.Литература родного края.

Урок развития речи

  1. Познакомить с творчеством писателей и поэтов родного края

  2. Привить интерес к произведениям местных писателей и поэтов

  3. Воспитать любовь к родному краю

Поэтическое восприятие окружающего мира и своего места в нем, образ Родины в стихах о природе

Деятели родного края

Ответы учащихся

Выучить любое стихотворение поэтов нашего района(по выбору)

70

Итоговый урок

Урок-беседа, обобщение

  1. Обобщение полученных знаний по литературе.

  2. Подведение итога изучения курса «Литература» в 5 классе

Ответы на вопросы, подбор материала по тексту учебника

Зарубежная литература, искусство, татарская и чувашская литература, иск-во

Ответы учащихся на вопросы, умение анализировать, обобщать, систематизировать

Тестовое задание по курсу

Список литературы по внеклассному чтению на лето

  1. Календарно-тематическое планирование по русской литературе, 12 класс

    Урок
    «Вечером», «Мне голос был », «Рыбак», «Смятение», «Я не знаю, ты жив или умер », «Смуглый отрок бродил по аллеям », «Я пришла к поэту в гости », «Муза», «Творчество» и др.
  2. Календарно-тематическое планирование уроков русской литературы в 11 классе Составитель: Ушницкая Варвара Васильевна

    Календарно-тематическое планирование
    Настоящий календарно-тематический план разработан применительно к учебной программе «Литература 5-11 классы», М., Дрофа, 2 г. Автор Т. Ф. Курдюмова. Календарно-тематический план ориентирован на использование учебника «Русская литература ХХ в.
  3. Календарно-тематическое планирование уроков русской литературы в 8 классе Составитель: Ушницкая Варвара Васильевна

    Календарно-тематическое планирование
    Настоящий календарно-тематический план разработан применительно к учебной программе по литературе для 8х классов общеобразовательных учреждений М.: Просвещение 2005.
  4. Календарно-тематическое планирование уроков русской литературы на 2010/11 учебный год IX класс

    Календарно-тематическое планирование
    Дать представление об основных этапах развития русской литературы, сформировать начальное понятие о литературном процессе, о факторах, влияющих на его формирование и развитие; на примере самостоятельно прочитанных учащимися произведений
  5. Календарно-тематическое планирование уроков русской литературы Класс 11

    Календарно-тематическое планирование
    Программа основной школы. Русский язык и литература. 5-11 классы общеобразовательных учреждений с русским (неродным) и родным (нерусским) языком обучения.
  6. Календарно- тематическое планирование уроков русской литературы в 7 классе Составлено учителем Е. Н. Корниловой

    Тематическое планирование
    2. Федерального компонента государственного стандарта и примерных программ «Русский язык и литература в образовательных учреждениях с родным (нерусским) языком обучения».
  7. Календарно- тематическое планирование уроков русской литературы в 9 классе Составлено учителем Е. Н. Корниловой (1)

    Тематическое планирование
    1. Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (приказ Минобразования Российской Федерации от 05.
  8. Календарно- тематическое планирование уроков русской литературы в 9 классе Составлено учителем Е. Н. Корниловой (2)

    Тематическое планирование
    /wiki/%D0%9B%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%B2,_%D0%9C%D0%B8%D1%85%D0%B0%D0%B8%D0%BB_%D0%92%D0%B0%D1%81%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87
  9. Календарно- тематическое планирование уроков русской литературы в 6 классе Составлено учителем Е. Н. Корниловой

    Тематическое планирование
    3. Программы основной школы для 5-9 классов общеобразовательных учреждений с русским (неродным) и родным (нерусским) языком обучения. – С.- Пб.: Просвещение, 2005 г.

Другие похожие документы..