Программа дисциплины Введение в историю и философию научного эксперимента для для направления 030100. 62 «Философия» подготовки бакалавра Авторы: Дроздова Д. Н., Столярова О. Е

26

Правительство Российской Федерации

Государственное образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального образования

«Государственный университет - Высшая школа экономики»

Факультет философии

Программа дисциплины

Введение в историю и философию научного эксперимента

для для направления 030100.62 «Философия» подготовки бакалавра

Авторы: Дроздова Д.Н., Столярова О.Е.

Рекомендована секцией УМС Одобрена на заседании кафедры

_____________________________ ________________________________

Председатель Зав. кафедрой

_____________________________ ________________________________

«_____» __________________ 2010 г. «____»_____________________ 2010 г

Утверждена УС факультета

_________________________________

Ученый секретарь

_________________________________

« ____» ___________________2010 г.

Москва 2010

Пояснительная записка

Спецкурс представляет собой введение в дисциплину История и философия науки (HPS), и, в более узком ракурсе, в ее подрубрику – историю и философию научного эксперимента.

Соединение исторической и философской перспектив в трактовке научного познания доказало в последние десятилетия свою плодотворность. Новый взгляд на науку как на «практику и культуру» приходит на смену господствующему до недавнего времени представлению о науке как о наборе универсальных правил метода – формально-логических процедур. Историческая изменчивость научного познания, взаимодействие общества и науки, взаимодействие науки и технологии, влияние онтологических концепций на методологию науки, нелинейная динамика науки, антропологическое и культурное измерение научной практики и научных результатов – вот лишь некоторые из исследовательских проблем, возникающих на пересечении истории и философии науки.

Изучение и анализ физического эксперимента как модели и способа существования научного познания несомненно занимает одно из центральных мест в контексте новой повестки дня. Термин экспериментально-математическое естествознание указывает на принципиальную значимость эксперимента для научной методологии. При этом эксперимент фактически оказывается «местом встречи» теории и практики, «естественного» и «искусственного», науки и культуры, технологии и социума, «материального» и «идеального», философии науки и философии технологии. Внимание к гетерогенной, многоуровневой структуре научного эксперимента позволяет оценить роль так называемых «вненаучных» факторов в формировании научных теорий, что, в конечном счете, делает науку, и, следовательно, «природу» открытыми для диалога, соразмерными человеку.

Предлагаемый курс рассчитан на студентов второго года бакалавриата и носит пропедевтический характер. Поддерживая и реализуя общую идею сочетания исторического и философского анализа научной практики, авторы курса, тем не менее, считают целесообразным, исходя из вводного характера данного курса, несколько увеличить исторический материал по отношению к философской проблематике (в пропорции приблизительно 70% и 30 %) с тем, чтобы создать образовательный базис для последующего, более углубленного лекционного курса, в котором намерены усилить философскую компоненту.

Целью курса является знакомство студентов с феноменом научного (физического) экспериментирования как имеющим общекультурное значение. Стратегия и задачи курса: отобрать интересные и значимые, с точки зрения авторов курса, научные эксперименты, представить их в исторической последовательности, и при этом:

a) проанализировать в популярной форме технические принципы их осуществления;

b) включить их в контекст научной теории;

c) выявить социо-культурный контекст их разработки и реализации;

d) проанализировать роль того или иного эксперимента в истории развития научной мысли, показать влияние экспериментальных результатов на формирование научных теорий;

e) раскрыть содержащуюся в том или ином эксперименте философию – онтологию и эпистемологию;

f) наметить перспективы философского обсуждения экспериментальной практики и ее результатов, то есть поставить проблемы:

- достоверности научного знания;

- конструируемого характера научного объекта;

- специфики научного метода;

- демаркации науки и не-науки

- роста научного знания;

- взаимозависимости теории и эксперимента, онтологии и эпистемологии;

- второго уровня рефлексии, т.е. истории философии научного эксперимента;

В ходе курса студенты должны познакомиться с:

- принципами физического эксперимента;

- историческим развитием принципов физического эксперимента;

- философскими проблемами физического эксперимента;

- философскими проблемами исторической изменчивости научного знания;

Предполагается, что студенты получат представление о роли науки в культуре и обратном влиянии культуры на науку, о взаимопроникновении естественнонаучной и гуманитарной познавательных моделей, о междисциплинарном характере современной академии. По окончании курса студенты должны ориентироваться в дисциплинарной традиции Истории и философии науки (HPS), а также демонстрировать умение применять методологию и язык HPS при анализе науки и технологии.

Авторы курса намерены в большом объеме использовать иллюстративный материал.

Курс рассчитан на преподавание в течение одного учебного семестра (аудиторных часов — 36, из них 12 семинарских).

Курс базируется на следующих дисциплинах: история философии, онтология, концепции современного естествознания, английский язык.

Преподаватели: доцент Кафедры онтологии, логики и теории познания к. филос.н. О.Е. Столярова, аспирант первого года обучения Кафедры истории философии Д.Н. Дроздова.

Тематический план учебной дисциплины

Название

Темы

Всего

Часов

Аудиторные часы

Самостоятельная работа

Лекции

Сем. и практ. занятия

1.

Современный взгляд на мир. Экспериментально-математическое естествознание и его роль в культуре.

6

2

4

2.

Физический эксперимент в Древней Греции: опыт Эратосфена по определению радиуса Земли.

10

2

2

6

3.

Становление классической механики: опыт Галилея с наклонной плоскостью.

6

2

4

4.

Учение о свете в классическом естествознании: эксперименты Ньютона с призмой.

10

2

2

6

5.

Учение об электричестве в классическом естествознании: опыты Кулона по определению закона взаимодействия заряженных тел.

6

2

4

6.

Спор волновой и корпускулярной моделей света в классическом естествознании: опыты Т.Юнга и О.Френеля по установлению интерференции света.

10

2

2

6

7.

Классическая термодинамика и работа тепловых машин: опыты Джоуля по установлению механического эквивалента теплоты.

6

2

4

8.

Геоцентрическая и гелиоцентрическая картины мира: маятник Фуко.

10

2

2

6

9.

Теория эфира и ее кризис: интерферометр Майкельсона и Морли и попытки измерить скорость Земли относительно эфира.

6

2

4

10.

Рождение атомной теории: опыты Резерфорда и определение внутренней структуры атома.

10

2

2

6

11.

Первые шаги физики элементарных частиц. Опыт Р. Милликена по определению заряда электрона.

10

2

2

6

12.

Философские проблемы эксперимента: подведение итогов и набросок перспектив.

6

2

4

Итого:

96

24

12

60

Формы рубежного контроля и структура итоговой оценки

1. Текущий контроль: участие в семинарах.

2. Промежуточный контроль: эссе.

3. Итоговая оценка по учебной дисциплине складывается из следующих элементов:

  • Посещение лекций (не менее 70 %) (30 % оценки)

  • Работа на семинарских занятиях (20 % оценки)

  • 1 эссе 2 тыс. слов (20 % оценки)

  • Устный экзамен (30 % оценки)