Программа дисциплины «Деловые культуры мира» для специальности 080102. 65 «Мировая экономика»

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Программа дисциплины «Деловые культуры мира» для специальности 080102.65 «Мировая экономика» подготовки специалиста.

Правительство Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Национальный исследовательский университет

«Высшая школа экономики»

Факультет мировой экономики и мировой политики

Программа дисциплины

Деловые культуры мира

для специальности 080102.65 «Мировая экономика»

подготовки специалиста,

специализация «Международный бизнес»

Автор программы:

д.э.н., проф. Философова Т.Г., tphil@mail.ru

доцент, к.с.н. Гавриленко О.В.

Одобрена на заседании кафедры Международного бизнеса

« 13 » декабря 2011г.

Зав. кафедрой С.Н. Лавров

Рекомендована секцией УМС «Мировая экономика и мировая политика»

«___»____________ 20 г.

Председатель И.Д. Иванов

Утверждена УС факультета Мировой экономики и мировой политики

«___»_____________20 г.

Ученый секретарь А.И. Суздальцев ________________________ [подпись]

Москва, 2011

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы

1Область применения и нормативные ссылки

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов специальности 080102.65 «Мировая экономика», по специализации «Международный бизнес», изучающих дисциплину «Деловые культуры мира».

Программа разработана в соответствии с:

  • ГОС;

  • Образовательной программой 080102.65 «Мировая экономика», «Международный бизнес».

  • Рабочим учебным планом университета по направлению 080102.65 «Мировая экономика» подготовки специалистов в рамках специализации «Международный бизнес», утвержденным 2011 г.

2Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины «Деловые культуры мира» являются: формирование у студентов знаний о природе деловой культуры, ее связи с основными константами и переменными культуры, развитие представлений о существующих различиях в организации экономической жизни и деловом поведении разных народов, а также о формах и методах управления персоналом мультинациональных компаний, организаций, проектов.

3Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины студент должен:

  • изучить проблемы деловой культуры как предмета теоретических исследований;

  • изучить основные факторы и векторы кросс-культурных различий формы и методы конкурентной борьбы на международных рынках;

  • изучить национально-культурные особенности стран мира и влияния на них глобализации;

  • приобрести практические навыки менеджмента в поликультурном бизнесе;

  • овладеть основами методов кросс-культурного взаимодействия.

По завершении курса студенты должны продемонстрировать знание исторических основ формирования деловой культуры, а также современных проблем, противоречий и перспектив развития кросс-культурных отношений в контексте глобализации мировой экономики и политики, владение методами анализа культурных особенностей делового поведения представителей разных стран и народов и кросс-культурного менеджмента.

4Место дисциплины в структуре образовательной программы

Курс «Деловые культуры мира» является обязательной дисциплиной, изучаемой на пятом курсе студентами, обучающимися на факультете Мировой экономики и мировой политики по специализации «Международный бизнес».

Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:

«Мировая экономика», «Международные экономические отношений», «Основы международного бизнеса», «Международный маркетинг», «Культурология» и др.

Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:

понимание природы взаимодействия различных культурных систем и их представителей,

грамотное управление кросс-культурными процессами и коллективами,

знание культурной составляющей бизнес-процессов и бизнес-коммуникации.

5Тематический план учебной дисциплины

Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоя­тельная работа

Лекции

Семинары

Практические занятия

1

Деловая культура, как объект изучения. Основные термины и определения

10

4

6

2

Разнообразие деловых культур

14

8

6

3

Кросс-культурное поведение в международном бизнесе

14

8

6

4

Особенности деловой культуры стран Европы

10

4

6

5

Особенности деловой культуры стран Северной Америки

10

4

6

6

Особенности деловой культуры России и стран постсоветского пространства

16

8

8

7

«Сильные» игроки в пространстве деловых культур

20

12

8

8

Особенности кросс-культурного управления международными компаниями

14

8

6

ИТОГО:

108

56

52

6Формы контроля знаний студентов

Тип контроля

Форма контроля

5 год

Параметры **

3

4

Промежу­точный

Реферат

+

+

Письменная работа

Степень активности студентов

+

+

Разбор практических заданий по изучаемым темам в аудитории (40 мин.)

Итоговый

Зачет

+

устный

**Основные требования к реферату и зачету изложены в соответствующих методических рекомендациях (см. сайт НИУ ВШЭ)

7Содержание дисциплины

Тема 1. Деловая культура, как объект изучения. Основные термины и определения

Повышение роли деловой культуры. Понятие деловой культуры. Этническая культура. Межкультурные коммуникации. Культурный шок. Три типа проявления этноцентризма руководителя. Культурный релятивизм. Межличностные коммуникации.

Тема 2.Разнообразие деловых культур.

Многообразие деловых культур. Основные предпосылки многообразия деловых культур. Концепция культурных измерений Г. Хофстеде. Теория моноактивных, полиактивных и реактивных культур Р.Льюиса. Представления о высоко- и низкоконтекстуальных культурах Э.Холла. Формирование командной культуры. Множественность аспектов корпоративной культуры. Теория национально-культурных различий Тромпенаарса Ф. и Хампден-Тернера Ч. Управление организационной культурой. Классификация корпоративных культур.

Тема 3. Кросс-культурное поведение в международном бизнесе

Переменные кросс-культурных проблем в международном бизнесе. Модели кросс-культурного поведения в бизнесе. Формальные против неформальных. Время, графики. Невербальное поведение в бизнесе. Бизнес-протокол и этикет. Коррупция. Особенности маркетинга в различных культурах.

Тема 4. Основные особенности деловой культуры стран Европы.

Традиционные европейские ценности и деловое поведение. Основные особенности деловых культур Европы, влияние глобализации. Научно-технический прогресс и европейская деловая культура. Европейские ценности и деловое поведение. Деловая культура Великобритании. Немецкая деловая культура. Деловая культура Франции. Деловая культура Северной Европы (скандинавские страны).

Тема 5. Особенности деловой культуры стран Северной Америки.

Исторические корни деловой культуры северо-американского континента. Особенности развития деловой культуры в XIX и XX веках. Влияние глобализации на распространение американской модели ведения бизнеса. Механизмы влияния в контексте глобализации.

Тема 6. Основные особенности деловой культуры России и стран постсоветского пространства.

Исторические корни деловой культуры России. Особенности развития деловой культуры в XIX и XX веках. Пути, проблемы и перспективы современной трансформации. Современные тенденции развития российской деловой культуры. Восприятие российской деловой культуры иностранными деловыми партнерами. Исследования российской деловой культуры.

Тема 7. «Сильные» игроки в пространстве деловых культур.

Особенности «сильных игроков». Особенности ведения бизнеса в азиатском регионе. Деловая культура Японии; Деловая культура Китая; Деловая культура Индии; Деловая культура стран Юго-Восточной Азии; Деловая культура стран Ближнего Востока; Деловая культура стран Латинской Америки.

Тема 8. Особенности кросс-культурного управления международными компаниями.

Методы формирования многонациональных команд и коллективов. Пути использования культурных различий. Формирование доверия. Управление ожиданиями. Управление коммуникацией. Переговоры. Требования к руководству многонациональными командами и коллективами.

8Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента

8.1Тематика заданий текущего контроля

Темы рефератов

  1. Понятие и сущность деловой культуры.

  2. Истоки формирования деловой культуры.

  3. Деловая культура как предмет теоретических исследований.

  4. Основные факторы и векторы кросс-культурных различий.

  5. Глобализация и национально-культурные особенности стран мира.

  6. Глобализация и локализация деловых культур.

  7. Деловые культуры ведущих стран мира.

  8. Менеджмент в поликультурном бизнесе.

  9. Соотношение сил и влияния различных моделей в пространстве деловых культур мира.

  10. Особенности деловой культуры стран Северной Америки.

  11. Особенности деловой культуры стран Западной Европы.

  12. Особенности деловой культуры стран Ближнего Востока.

  13. Особенности деловой культуры стран Юго-Восточной Азии.

  14. Особенности деловой культуры Китая.

  15. Особенности деловой культуры стран Латинской Америки.

  16. Управление многонациональными компаниями.

  17. Искусство кросс-культурных коммуникаций.

  18. Лидерство в многонациональных компаниях.

  19. Проблема устойчивого развития в глобальной экономике.

  20. Эволюция ценностей и моделей делового поведения.

  21. Деловая культура и корпоративная дипломатия.

  22. Портрет успешного руководителя мультинациональной компанией.

  23. Глобализация и будущее цивилизаций.

Тема реферата для каждого студента утверждается преподавателем в индивидуальном порядке.

8.2Вопросы для оценки качества освоения дисциплины

  1. Понятие культуры. Экономическое поведение и культура.

  2. Понятие и сущность деловой культуры.

  3. Язык как носитель культуры. Трансляция культурных ценностей и опыта через языковые средства выражения.

  4. Многообразие культур. Современные подходы к классификации культур.

  5. Уровень развития общества и деловая культура.

  6. Деловые культуры в условиях глобализации.

  7. История культурных взаимодействий и конфликтов. Истоки близости и противостояния культур.

  8. Глобализация и локализация деловых культур.

  9. Глобализация и новая экономика глазами представителей различных культур.

  10. Типы деловых культур мира.

  11. Соотношение сил и влияния и прогнозы развития в пространстве деловых культур мира.

  12. Актуальность широкого подхода к проблемам кросс-культурных различий.

  13. Константы и переменные деловой культуры.

  14. Анализ культурных различий в кросс-культурном управлении.

  15. Видение устройства мира представителями разных культур.

  16. Понятие жизни в различных культурах.

  17. Самостоятельный выбор vs предопределение.

  18. Восприятие и использование времени представителями различных культур. Монохрнизм vs. полихронизм.

  19. Поли- и моноактивность.

  20. Чувства и эмоции в деловом поведении.

  21. Коллективизм vs Индивидуализм.

  22. Стабильность vs Турбулентность.

  23. Статус и лидерство.

  24. Гендерные установки.

  25. Адаптивность и способность к заимствованию.

  26. Роль религии в деловом поведении.

  27. Традиционные европейские ценности и деловое поведение.

  28. Общее и особенное деловых культур стран Европы.

  29. Влияние глобализация на европейскую деловую культуру.

  30. Исторические корни деловой культуры северо-американского континента.

  31. Особенности развития деловой культуры США в XIX и XX веках.

  32. Глобальные механизмы влияния американской деловой культуры.

  33. Исторические корни деловой культуры России.

  34. Особенности развития российской деловой культуры в XIX и XX веках.

  35. Пути, проблемы и перспективы современной трансформации российской деловой культуры.

  36. Россия и постсоветсткое пространство: тенденции экономического и социо-культурного развития и взаимодействия.

  37. Эволюция восприятия России в мире: от XX к XXI веку.

  38. Деловая культура Японии.

  39. Деловая культура Китая.

  40. Деловая культура Индии.

  41. Деловая культура стран Юго-Восточной Азии.

  42. Деловая культура стран Ближнего Востока.

  43. Деловая культура стран Латинской Америки.

  44. Роль кросс-культурного управления международными компаниями.

  45. Методы формирования многонациональных команд и коллективов.

  46. Пути использования культурных различий.

  47. Формирование доверия и управление ожиданиями.

  48. Особенности кросс-культурной коммуникации: вербальные и невербальные формы.

  49. Технологии результативных переговоров.

  50. Требования к руководству многонациональными командами и коллективами.

9Порядок формирования оценок по дисциплине

Промежуточный контроль включает оценку качества выполнения студентом реферата, а также степень активности работы студентами при разборе практических заданий по изучаемым темам в аудитории (40 мин.)

Итоговый контроль знаний проводится в форме устного зачета.

Итоговая оценка знаний складывается из вышеназванных элементов контроля и их весовых коэффициентов:

работа в аудитории (доклады, обсуждения) – 0,3

реферат – 0,3

зачет – 0,4

Основные требования к реферату и зачету изложены в соответствующих методических рекомендациях (см. сайт НИУ ВШЭ)

Оценки за работу на семинарских и практических занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Результирующая оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских и практических занятиях определяется перед промежуточным или итоговым контролем - Оаудиторная.

Результирующая оценка за текущий контроль учитывает результаты студента по текущему контролю следующим образом:

Отекущий = n1·Ореф + n2·Оаудиторная;

Результирующая оценка за итоговый контроль в форме зачета выставляется по следующей формуле, где Озачет – оценка за работу непосредственно на зачете:

Оитоговый = k1·Озачет + k2·Отекущий

10Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

10.1Базовый учебник

Базовый учебник отсутствует

10.2Основная литература

1. Льюис Р.Д. Деловые культуры в международном бизнесе. От столкновения к взаимопониманию: Пер. с англ. М.: Дело, 1999.

2. Тромпенаарс Ф., Хампден-Тернер Ч. Национально - культурные различия в контексте глобального бизнеса: Пер. с англ. М.: Попурри, 2004.

10.3Дополнительная литература

  1. Аксаков И.С. Отчего так нелегко живется в России? М.: Российская политическая экономия, 2002.

  2. Бердяев Н.А. Судьба России. Авторский сборник. М.: Эксмо – Пресс. 2004.

  3. Бьюкенен П. Смерть Запада. Пер. с англ. М.: АСТ, 2007.

  4. Гестеланд Р.. Кросс-культурное поведение в бизнесе. Баланс-Клуб, 2003.

  5. Емельянов С.В. США: международная конкурентоспособность национальной промышленности. 90-е годы XX века. М.: Международные отношения, 2001.

  6. Иноземцев В.Л. Авторский сборник. На рубеже эпох. Экономические тенденции и их неэкономические следствия. М.: Экономика 2003.

  7. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура: Пер. с англ./ Под науч. ред. О.И. Шкаратана. М.: ГУ ВШЭ, 2000.

  8. Кондрашова Т.В. Восприятие российской деловой культуры французскими и российскими менеджерами // Вестник Московского университета. Серия 24. Менеджмент. № 1 , 2010. С. 26-60.

  9. Криппендолф К. 36 стратегий для победы в эпоху конкуренции. М.: Питер, 2005

  10. Культурология: История мировой культуры (под ред. Маркова А.Н.). М.: ЮНИТИ, 2006.

  11. Куликов Г. Японский менеджмент и теория международной конкурентоспособности. М.: Экономика, 2001

  12. Лал Д. Непреднамеренные последствия: Пер. с англ. М.: ИРИСЭН, 2007.

  13. Либин А.В. Дифференциальная психология. На пересечении европейских, российских и американских традиций. М.: Смысл, 1999.

  14. Макализ Д. Экономика бизнеса. Конкуренция, макростабильность и глобализация. М.: Бином Лаборатория знаний, 2008

  15. Макаров Д.В. США и Россия. Новая парадигма неправительственной дипломатии. Российско-американские отношения с точки зрения гражданского общества. М.: российская энциклопедия, 2006.

  16. Мясоедов С.П., Колесникова И.В., Борисова Л.Г. Российская деловая культура: воздействие на модель управления: Учебное пособие. М.: Дело АНХ, 2010.

  17. Мясоедов С.П. Основы кросскультурного менеджмента: как вести бизнес с представителями других стран и культур: учебное пособие. М.: Дело АНХ, 2008.

  18. Нисберт Р. Прогресс: история идеи: Пер. с англ. М.: ИРИСЭН, 2007.

  19. Нуруллина Г. Исламская этика бизнеса. М.: УММА, 2004.

  20. О’Шонесси Дж. Конкурентный маркетинг. СПб., Питер, 2002.

  21. Портер М., Такеути Х., Сакакибара М. Японская экономическая модель. Может ли Япония конкурировать? Пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005.

  22. Проблемы американистики. Выпуск 10. Либеральная традиция в США и ее творцы. М.: МГУ, 1997.

  23. Сканави А.А. Бизнес-этикет в арабских странах. М.: КНОРУС, 2010.

  24. Смирнов М.Ю.. Российское общество между мифом и религией. СПбГУП, 2006.

  25. Соколов А.В. Интеллигенты и интеллектуалы в российской истории. СПбГУП, 2007.

  26. Тычинина Л.В. Россия и мир. Вчера, сегодня, завтра. Государство и общество в условиях глобализации. М.: МГУ им. Дашковой Е.Р. 2004.

  27. Спасский А.А. Лекции по истории западно-европейского средневековья в общедоступном изложении. М.: Изд-во Олега Абышко, 2006.

  28. Субботин А.К. Границы рынка глобальных компаний. М.: Едиториал УРСС, 2004.

  29. Тоффлер Э. Третья волна. М.: АСТ, 2004Сравнительное изучение цивилизаций. Антология. М.: Аспект Пресс, 1999.

  30. Хангтингтон С. Столкновение цивилизаций. Пер. с англ. М.: АСТ, 2003

  31. Холден Н. Кросс-культурный менеджмент. Концепция когнитивного менеджмента. Пер. с англ. М.: Юнити-Дана, 2005.

  32. Чен Минг-Джер. Китайский бизнес изнутри: практическое пособие по выстраиванию деловых отношений с китайскими партнерами. М.: 2009.

  33. Фукуяма Ф. Великий разрыв. Пер. с англ. М.: АСТ, 2004

  34. Хойер В. Как делать бизнес в Европе. М.: Фонд За экономическую грамотность, 1991.

  35. Grosjian E. (1998). Forty years of cultural co-operation at the Council of Europe – Strasburg.

  36. Harve D. (1989). The Condition of Post-Modernity. Oxford

  37. Hofstede, G. (2001). Culture’s Consequences: Comparing Values, Behaviors, Institutions and Organizations across Nations: Sage Publications

  38. House R., Hanges P. (1999) Cultural Influences on Leadership and Organizations. Project GLOBE \\ Advances in Global Leadership.

  39. Kluckhon F.& Strodtbeck F. (1961) Variations in Value Orientations \ in S. Ting-Toomey.

  40. Communicating Across Cultures. (1999) .New York: Guilford Press.

  41. Lewis R. (2003). The Cultural Imperative: Global Trends in the 21st Century. Yarmouth, ME: Intercultural Press.

  42. Trompenaars, F. & Hampden-Turner, C. (1997). Riding the waves of culture. Brealey Publications.

  1. Программа дисциплины «Деловые культуры мира» для специальности 080102. 65 «Мировая экономика» (1)

    Программа дисциплины
    Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»Программа дисциплины «Деловые культуры мира» для специальности 080102.65 «Мировая экономика» подготовки специалиста.
  2. Программа дисциплины Деловые культуры мира для специальности 080102. 65 «Мировая экономика»

    Программа дисциплины
    В условиях глобализации стремительно растут масштабы, разнообразие и интенсивность взаимодействия народов мира - представителей различных национальных культур.
  3. Программа дисциплины Деловые культуры мира для специальности 080102. 65 «Мировая экономика» подготовки специалиста, специализация «Международный бизнес» (1)

    Программа дисциплины
    Общие сведения об учебном курсе: дисциплина читается студентам специальности «мировая экономика», специализация «международный бизнес» четвертого курса факультета мировой экономики и мировой политики (подготовка специалистов).
  4. Программа дисциплины Деловые культуры мира для специальности 080102. 65 «Мировая экономика» подготовки специалиста, специализация «Международный бизнес» (2)

    Программа дисциплины
    Аннотация: необходимость включения курса «Деловые культуры мира» в учебный план связана с тем, что знание культурной составляющей бизнес-процессов и бизнес-коммуникации становится все более важной частью профессиональных компетенций
  5. Программа дисциплины Деловые культуры мира для специальности 080102. 65 «Мировая экономика» подготовки специалиста, специализация «Международный бизнес» (3)

    Программа дисциплины
    Аннотация: необходимость включения курса «Деловые культуры мира» в учебный план связана с тем, что знание культурной составляющей бизнес-процессов и бизнес-коммуникации становится все более важной частью профессиональных компетенций
  6. Программа дисциплины «Стратегия международных переговоров» для специальности 080102. 65-Мировая экономика подготовки специалиста

    Программа дисциплины
    Учебный курс «Стратегия, тактика и искусство международных переговоров» входит в число специальных дисциплин, формирующих подготовку специалиста в области мировой экономики и международных экономических отношений.
  7. Программа дисциплины «Сравнительный анализ хозяйственно-политических моделей в мире» для специальности 080102. 65

    Программа дисциплины
    Дисциплина по выбору «Сравнительный анализ хозяйственно-политических моделей в мире» предназначена для изучения студентами 4-го курса Факультета мировой экономики и мировой политики, обучающихся по специальности 080102.
  8. Программа дисциплины Иностранный язык Английский язык II этап (III и IV курсы) для специальности 080102. 65 Мировая экономика для специальности 032301. 65 Регионоведение Авторы: проф. Якушева И. В., 3

    Программа дисциплины
    Авторы: проф. Якушева И.В., 3 курс: проф.Баркова Л.А. barkovala@; доц.Макарова Н.Э. natal_makarova@; доц.Пугачева Е.Ф. peflingua@rambler.ru; ст.преп. Марей М.
  9. Программа дисциплины «Конкуренция и конкурентоспособность международных компаний» для специальности 080102. 65 «Мировая экономика» подготовки специалиста, специализация «Международный бизнес» (1)

    Программа дисциплины
    Аннотация: необходимость включения курса «Конкуренция и конкурентоспособность международных компаний» в учебный план связана острой потребностью национальной экономики в высококвалифицированных специалистах, обладающих достаточными

Другие похожие документы..