Методические рекомендации и планы семинарских занятий по курсу отечественной истории второй половины

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ВОЛОГОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Методические рекомендации

и планы семинарских занятий

ПО КУРСУ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ

ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX – НАЧАЛА ХХ ВЕКОВ

для студентов очного и заочного

отделений исторического факультета

ВОЛОГДА

2003

С о с т а в и т е л и

кандидат исторических наук, доцент Голикова Н.И.

Ответственный за выпуск:

Рецензент: старший преподаватель кафедры отечественной истории ВГПУ

Е.Р. Дружинин

Аудиторные занятия по курсу Отечественной истории второй половины Х1Х века \ 1861 – 1895 гг. \ будут проходить в форме лекций и семинарских занятий. Цель лекционного курса заключается в том, чтобы на уровне современной исторической науки дать студентам основы знаний по всем основным вопросам программы, а так же направление для дальнейшего самостоятельного изучения материала. Часть вопросов программы выносится для углубленного изучения на семинарах, в ходе которых также закрепляются необходимые студентам умения и навыки работы с литературой и источниками, подготовки сообщений и докладов, логического и аргументированного изложения материала, умения выступать, вести дискуссию, давать оценку выступлений.

Данные методические рекомендации рассчитаны на студентов очного и заочного отделений. В основу пособия положен проблемно- тематический принцип изучения истории. Первая тема посвящена истории крестьянской реформы 19 февраля 1861 года, которая явилась центральным событием в истории России второй половины Х1Х века. Положив начало периоду активного развития российского капитализма, она вызвала коренные изменения в экономической структуре страны, во многом определила дальнейшее направление ее политического и социально-экономического развития на более чем полувековой период. Особое значение в условиях аграрной страны приобретает изучение процессов, происходивших в ходе отмены крепостного права, процессов многообразных, сложных, протекавших в трудных для развития новых отношений условиях. В продолжение политики реформ во второй теме рассматриваются судебная и земская реформы 1860 – х годов, в ходе которых в России возникла новая судебная система и появились всесословные выборные органы местного самоуправления, что открывало путь к созданию основ гражданского общества.

В третьей теме рассматриваются вопросы общественного движения в пореформенной России. Главная задача темы – раскрыть становление конституционных устремлений либерального дворянства с одной стороны, а с другой стороны- поиски русскими революционерами новых путей и средств борьбы для переустройства общества на социалистических началах. Четвертая тема включает изучение вопросов истории культуры как целостной, качественно определенной системы в структуре общественной жизни, которая является одним из показателей общественного прогресса.

При подготовке к семинарам студенту необходимо внимательно ознакомиться с методическими рекомендациями по каждой теме.. Они содержат или краткий план ответа по тому или иному вопросу, или обращают внимание студента на те моменты, которые ему необходимо учесть при подготовке ответа. Планы семинарских занятий сопровождаются перечнем возможных сообщений по проблеме, списком основных источников и литературы, с которыми студент должен ознакомиться. Для всех тем семинарских занятий указан минимум исторических понятий в соответствии с требованиями стандарта по историческому образованию в высшей школе.

В связи с тем, что для студентов дневного и заочного отделений отводится разное количество часов для семинарских занятий, поэтому в методических рекомендациях не указано количество часов на ту или иную тему.

В данном методическом пособии приведена тематика спецвопросов, которые выбираются студентами для самостоятельной подготовки с целью проверки овладения навыками и приемами работы с литературой и источниками по какой либо проблеме, умений структуризации материала. аргументации выводов и обобщения. Тематика спецвопросов сопровождается списком рекомендуемой литературы и источников. Выбор темы спецвопроса осуществляется студентом по согласованию с преподавателем.

Тема 1. Отмена крепостного права в России

План:

  1. Причины отмены крепостного права в России.

  2. Подготовка реформы и борьба вокруг ее проектов.

  3. Содержание Манифеста и Положений 19 февраля 1861 года.

  4. Выкупная операция и ее сущность.

  5. Оценка современниками реформы 1861 года и реакция на нее крестьянства.

  6. Современная историческая наука о реформе 1861 года.

Методические рекомендации.

По первому вопросу следует охарактеризовать экономическое и политическое состояние России в середине XIX века и рассмотреть реакцию общества на поражение в Крымской войне.

Для подготовки ответа на второй вопрос необходимо ознакомиться с точками зрения представителей различных общественных течений на отмену крепостного права и уяснить место и значение тех или иных учреждений в ее подготовке.

Вопросы третий и четвертый нужно раскрывать путем анализа Положений 1861 года и Положений о выкупе, принципиально изменивших экономическое и правовое состояние двух основных сословий в России – крестьянства и дворянства, что открывало путь к созданию основ гражданского общества и вызывало необходимость проведения других социально-политических реформ. В то же время реформа 1861 года сохранила общину в деревне и следует обратить внимание на ее функции по Положениям 19 февраля: управленческую, производственную, финансово-податную, правотворческую и судебную, полицейскую, представительскую перед внешним миром, социальную и культурно-воспитательную.

По пятому вопросу следует выяснить отношение к реформе представителей различных направлений общественного движения (А. И. Герцена, Н. П. Огарева, Н. Г. Чернышевского, К. Д. Кавелина), а также рассмотреть реакцию крестьянства на реформу: причины недовольства, основные требования крестьян, этапы и формы движения.

Оценки современных историков (Н.М. Дружинина, П.Г, Рындзюнского, А.М. Анфимова, Н.Я. Эйдельмана, Б.Г. Литвака) реформы 1861 года (шестой вопрос) целесообразно рассматривать преимущественно с точки зрения ее влияния на последующее экономическое развитие России. Для подготовки этого вопроса студенты разделяются на подгруппы по 4-5 человек, каждая из которых знакомится с позицией одного из историков и, соответственно, излагает ее на семинаре.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ТЕМЫ: мировой посредник, уставная грамота, сельское общество, община, волость, отработочная система, отрезки, чересполосица, временнообязанные отношения.

КОНТРОЛЬНЫЙ ВОПРОС. Сравнить степень зависимости крестьян от помещика и общины до и после отмены крепостного права.

Источники и литература:

  1. Российское законодательство Х –ХХ вв.Т.7. С. 27-31; 35- 105; 118-182; Хрестоматия по истории СССР (1861-1917 гг.). М., 1990.

  2. Материалы по истории освободительного движения и освободительной мысли в России XIX в. Для семинарских и практических занятий. М.,1991.

  3. Анфимов А. М. Крестьянское хозяйство Европейской России. М., 1980.

  4. Великая реформа. Т. 1-6. М., 1911.

  5. Власть и реформы // Под. ред. Б. В. Ананьича. СПб., 1996.

  6. Дружинин Н. М. Русская деревня на переломе: 1861-1880. М., 1978.

  7. Долбилов М.Д. Проекты выкупной операции 1857-1861 гг.: к оценке творчества реформаторской команды \\ Отечественная история. 2000. №2. 8.Жук С.И., Брукс Д. Современная американская историография о крестьянстве пореформенной России \\ Вопросы истории. 2001, № 1. 8 Зайончковский П. А. Отмена крепостного права в России. М., 1968.

  8. Захарова Л. Г. Александр II // Вопросы истории. 1992. № 6-7.

  9. Захарова Л. Г. Освободительные реформы в России (1861-1881 гг.) // Знание – сила. 1992. № 2.

  10. Захарова Л.Г. Россия на переломе. (Самодержавие и реформы 1861-1874 гг.) / История Отечества: люди, идеи, решения. М., 1991.

  11. Захарова Л. Г. Самодержавие, бюрократия и реформы 60-х годов XIX в. в России // Вопросы истории. 1989. № 10.

  12. Захарова Л. Г. Самодержавие и отмена крепостного права в России. 1856-1861. М., 1984.

  13. Искендеров А. А. Российская монархия: реформы и революция // Вопросы истории. 1993. № 3, 5, 7.

  14. Ковальченко И. Д. Консерватизм, либерализм и радикализм в России в период подготовки крестьянской реформы 1861 года // Отечественная история. 1994. № 2.

  15. Корнилов А. А. Курс истории России XIX века. М., 1993.

  16. Крестьянское движение в России в 1857 – мае 1861 г. М., 1963.

  17. Ленин В. И. ПО поводу юбилея // Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 20.

  18. Ленин В. И. Пятидесятилетие падения крепостного права в России // Там же. Т. 20.

  19. Литвак Б. Г. Опыт статистического изучения крестьянского движения в России XIX в. М., 1967.

  20. Литвак Б. Г. Переворот 1861 года в России: почему не реализовалась реформаторская альтернатива. М., 1991.

  21. Литвак Б. Г. Реформы и революции в России // Отечественная история. 1991. № 2. Литвак Б.Г. –рец. В.Чернышов. А.М.Унковский. Жизнь и судьба тверского реформатора \\ Отечественная история. 2001. № 4.

  22. Ляшенко Л. М. Царь – освободитель. Жизнь и деяния Александра II. М., 1994.

  23. Миронов Б. Н. Социальная история России периода империи (XVIII-начала XX вв.). Т. 1-2. СПб., 1999.

  24. Наше отечество: опыт политической истории. Т. 1. М., 1991.

  25. Островский А. В. Сельское хозяйство Европейского Севера России. 1861-1914. СПб., 1998.

  26. Русский консерватизм XIX столетия: Идеология и практика. // Под. Ред. В. Я. Гросула. М., 2000.

  27. Рындзюнский П. Г. Утверждение капитализма в России. М., 1978.

  28. Эйдельман Н. Я. Революция «сверху» в России. М., 1990.

Тема 2. Судебная и земская реформы 1860-х годов.

План:

  1. Судебная реформа 1864 года.

  1. основы дореформенной судебной системы;

  2. новые принципы судопроизводства и структура судебных учреждений по реформе 1864 года;

  3. «чародеи» слова (русская адвокатура).

  1. Земская реформа 1864 года:

  1. Принципы формирования земских учреждений;

  2. Структура и сфера деятельности земств;

  3. Земская интеллигенция и ее роль в общественной жизни России

Методические рекомендации.

По первому вопросу необходимо рассмотреть структуру дореформенной судебной системы, показать принцип сословности судов и роль административных органов в исполнении судебных функций. Затем анализируется «учреждения судебных установлений». Выясняются условия образования и состав волостного и мирового судов, съезда мировых судей, окружного суда, судебных департаментов и кассационных палат Сената. Важно также выяснить сферы юрисдикции каждого из судебных учреждений и принципы деятельности новых судов. В заключение рассматривается роль нового судопроизводства в создании гражданского общества в России и деятельность наиболее известных правоведов.

Для того чтобы уяснить себе принципы формирования, структуру и сферу деятельности земств (второй вопрос), необходимо проанализировать «Положение о земских учреждениях». Важно не только определить место земских учреждений в общей структуре органов власти в России, но и те изменения, которые произошли во взаимоотношениях власти и общества с появлением земств. Конкретная деятельность земств по развитию народного образования, здравоохранения, статистике, агрономии др. рассматривается по литературе. Целесообразно привлечь материалы о деятельности земских учреждений в Вологодской губернии.

КОНТРОЛЬНЫЙ ВОПРОС. Можно ли назвать реформы 1860-1870-х гг. «революцией сверху»?

Источники и литература

    1. Российское законодательство Х–ХХ вв. Судебная реформа. Т.8. М. 1991. Хрестоматия по истории СССР. 1861-1917. М. 1990.

    2. Абрамов В. Земская избирательная система // Родина. 1991. № 11-12.

    3. Абрамов В. Ф. Земство, народное образование и просвещение // Вопросы истории. 1998. № 8.

    4. Ананьич Б. В., Чернуха В. Г. Партия контрреформ. (Третье поколение русских реформаторов. 1890-1990) // Родина. 1992. № 2.

    5. Ананьич Б. В., Чернуха В. Г. Чернильные перемены. (Власть и общество: этапы расхождения) // Родина. 1991. № 11-12.

    6. Боботов С. В., Чистяков Н. Ф. Суд присяжных: история и современность. М., 1992.

    7. Гармиза В. В. Подготовка земской реформы 1864 г. М., 1957.

    8. Гетманский А.Э. Петр Александрович Валуев \\ Вопросы истории. 2002. № 6. Захарова Л. Г. Земская контрреформа 1890 г. М., 1968.

    9. Звягинцев Е. А. Полвека земской деятельности по народному образованию. М., 1915.

    10. Ерошкин Н. П. История государственных учреждений дореволюционной России. М., 1983.

    11. Ефремова Н. Н., Местное Самоуправление и юстиция в России (1864-1917 гг.) // Государство и право. 1994. № 3.

    12. Исаев И. А. История государства и права. М., 1993. Гл. 26,37.

    13. Кони А. Ф. Избранные произведения. М., 1956.

    14. Коротких М. Г. самодержавие и судебная реформа 1864 года в России. Воронеж, 1989.

    15. Лаптева Л. Е. Организация и практика земских учреждений России // Государство и право. 1993. № 8.

    16. Лаптева Л. Е. Об истории земских учреждений России // Государство и право. 1993. № 8.

    17. Ларин А. М. А. Ф. Кони – судебный деятель. М., 1988.

    18. Миронов Б. Н. Социальная история России в период империи (XVII - начала XIX века). Т. 2. СПб.1999.

    19. Пирумова Н. М. Альтернатива // Родина. 1992. № 8-9.

    20. Пирумова Н. М. Земская интеллигенция и ее роль в общественной борьбе в начале XX в. М., 1986.

    21. Пирумова Н. М. Земское либеральное движение. М., 1977.

    22. Пирумова Н. М. Фундамент так и не заложили // Родина. 1994. № 2.

    23. Смолярчук В. И. Гиганты и чародеи слова // Русскиесудебные ораторы второй половины XIX – начала XX вв. М., 1984.

    24. Смолярчук В. И. А. Ф. Кони. М., 1985.

    1. Суд присяжных в России: громкие уголовные процессы 1864-1917 гг. / Сост. С. М. Казанцев. Л., 1991.

    1. Троицкий Н. А. Корифей отечественной адвокатуры (жизнь и судьба Н. П. Корабческого) // Вопросы истории. 1993. № 6.

    2. Троицкий Н.А. Адвокатура в России и политические процессы 1866- 1904 гг. Тула. 2000.

28. Христофоров И.А. «Аристократическая» оппозиция реформ и проблема организации местного управления в России в 50-70=е годы Х1Х в.\\ Отечественная история. 2000. № 1.

29. Черкасова Н.В. Формирование и развитие адвокатуры в России: 60-80-е гг.Х1Х в. М., 1987.

Тема 3. Общественное движение в пореформенной России.

План:

  1. Земское либеральное движение и его эволюция в пореформенный период.

  2. Революционное народничество 1870-х годов:

    1. основы народнической идеологии;

    2. «хождение в народ»: итоги и уроки;

    3. народническая организация «Земля и воля»;

    4. «Народная воля»; образование, программа, деятельность;

    5. народническое движение в Вологодской губернии.

Методические рекомендации

Первый вопрос предполагает рассмотрение истоков, организационных форм и этапов либерального движения в пореформенной России. Необходимо обратить внимание на состав и характер требований земской либеральной оппозиции.

  1. Методические рекомендации и планы семинарских занятий раскрывают содержание элективного курса «Человек в философии и культуре»

    Методические рекомендации
    Данные методические рекомендации и планы семинарских занятий раскрывают содержание элективного курса «Человек в философии и культуре». О значимости и сути этого курса свидетельствует уже его название.
  2. Вологодский государственный педагогический университет

    Методические рекомендации
    Аудиторные занятия по курсу Отечественной истории второй половины Х1Х века \ 1861 – 1895 гг. \ будут проходить в форме лекций и семинарских занятий. Цель лекционного курса заключается в том, чтобы на уровне современной исторической
  3. Планы семинарских занятий по курсу «избирательное право и избирательный процесс в российской федерации»

    Планы семинарских занятий
    Цель семинарских занятий – углубление теоретических и практических знаний студентов, изучающих данный учебный курс, выработка у них умения применять свои теоретические знания при рассмотрении и решении конкретных задач правоприменительной
  4. Методические рекомендации и планы семинарских занятий дисциплина «История экономики» Специальности

    Методические рекомендации
    Изучение истории экономики в современных условиях перехода в рыночной экономике является особенно актуальным, т.к. без знания последствий экономических реформ, проводимых в развитых странах на различных этапах исторического развития,
  5. Методические рекомендации и планы семинарских занятий дисциплина «история экономических учений» Специальности

    Методические рекомендации
    Методические рекомендации составлены в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. В тематике контрольных работ представлены все основные направления и периоды развития
  6. Рабочая программа и методические рекомендации для проведения семинарских занятий по дисциплине «история древней руси»

    Рабочая программа
    Изучение курса истории Древней Руси даёт возможность студентам рассмотреть сложнейшие социально-политические процессы, происходившие в нашей стране на протяжении её древней истории; осмыслить такие важнейшие теоретические проблемы,
  7. Методические рекомендации для проведения семинарских и практических занятий

    Методические рекомендации
    по специальности 030505.65 – правоохранительная деятельность; по специальности 080109.65 - бухгалтерский учет, анализ и аудит; по специальности 030301.
  8. Методические рекомендации к организации самостоятельной работы студентов по курсу Отечественная история

    Методические рекомендации
    Методические рекомендации призваны помочь студентам организовать самостоятельную работу при изучении курса: с материалами лекций, практических и семинарских занятий, - литературы по общим и специальным вопросам Отечественной истории
  9. Отечественная история (3)

    Учебно-методическое пособие
    Доктор исторических наук, профессор Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского, академик Международной академии наук высшей школы

Другие похожие документы..