С. Р. Петросян Культура безумия

палитру восприятия, но в то же время, токсичное и малопригодное для

терапевтической работы. Это вещество вызывает яркий психоделический

эффект, который длится от 8 до 12.часов. В свое время Олдос Хаксли,

отведав мескалин. посвятил немало восторженных строк его описанию ("Врата

Восприятия"). У.Джеймс, первые опыты которого были связаны с закисью

азота, также пробовал бутоны знаменитого кактуса, но пережил неудачный

опыт, после чего не возобновлял эксперименты с мескалином. Пейот,

содержащий этот галлюциноген, до сих пор используется в Центральной и

Южной Америке несколькими легальными религиозными общинами в ритуальных н

лечебных целях.

МДМА (метилен-диоксиметиламфетамин), или "Экстази", как уже упоминалось,

помимо общего возбуждающего действия, свойственного препаратам этой

группы, оказывает мягкий психоделический эффект, стимулирующий философское

мышление, способствующий яркому переживанию произведений искусства.

"Экстази" вызывает незначительные изменения восприятия (оживление цветовой

и световой палитры), увеличивая эмоциональную реакцию.

В период легального существования МДМА использовали многие психологи при

консультировании супругов и в семейной терапии, а также как средство

восстановления доверия к людям у пациентов, подвергшихся сильным

психологическим травмам. Действию ; препарата сопутствуют спокойствие и

симпатия к окружающим, поэтому "Экстази" еще называют эмпатогеном

("эмпатия" - сопереживание).

Психоделик 2СБ сочетает общее эмпатогенное действие с богатыми визуальными

изменениями, что позволяет поместить этот препарат между ЛСД и МДМА: 10

мг. вызывают эффект "Экстази", выше 15 мг - эффект ЛСД.

Препараты типа ДОМ (СТП) действуют значительно дольше обычных

психоделиков. Их воздействие напоминает передозировку ЛСД, только эффект

длится не 8-12 часов, а двое суток...

Гроф также упоминает кетамин (кеталар, калипсол) - вещество, химически

родственное известному анестетику - фенциклидину. Кетамин охарактеризован

исследователем как наименее интересный с терапевтической точки зрения,

поскольку под его действием человек в значительной степени теряет

координацию, испытывает трудности вербального выражения, а также

последующего вспоминания своих переживаний. Эффект препарата в большей

степени визуален, чем аналитичен. Это позволяет некоторым людям

использовать кетамин в качестве средства для ухода от реальности, а не в

качестве инструмента для ее изучения. В нескольких зарубежных и

отечественных клиниках кетамин используют для лечения тяжелых форм

алкоголизма.

Марихуана и другие психоактивные продукты конопли являются широко

распространенными и хорошо изученными психоделиками слабого действия

{малые психоделики). Однако, как мы уже упоминали, при сверхвысокой

концентрации ТГК (активные компоненты конопли - тетра-гидро-каннабинолы)

проявляются типичные галлюциногенные свойства этих соединений.

Классический гашиш (желе из очищенной смолы растения), гашишное масло или

"молочко", которое получают, вываривая большой объем конопли в небольшом

количестве молока, при употреблении способны вызывать значительные

изменения восприятия и сильные эмоциональные реакции, сравнимые с ЛСД и

другими галлюциногенами. Марихуана (сушеные соцветия или листья конопли),

а также твердый гашиш, который смешивают с табаком или курят через кальян,

подобный эффект не вызывают.

По мнению Т. Маккенны, среди психоделических растений наиболее

перспективны для изучения и использования те, которые содержат индольный

тип галлюциногенных химических соединений. А именно:

1) Соединения типа ЛСД обнаружены в трех родственных видах вьюнков и

спорынье. По силе галлюциногенного действия ЛСД уступает ДМТ и

псилоцибину. Но многие исследователи подчеркивают важность

негаллюциногенных эффектов ЛСД: ощущение раскрытия ума, увеличение

скорости мышления, способность понимать и разрешать сложные вопросы

поведения и структурирования жизни.

2) Триптаминовые соединения: ДМТ, псилоцин и псилоцибин. Эти галлюциногены

широко распространены в семействах высших растений (в бобовых), а псилоцин

и псилоцибин встречаются в грибах. Действие ДМТ является самым глубоким,

визуально эффектным и в то же время кратким и нетоксичным, сообщает Т.

Маккенна. ДМТ - популярный галлюциноген, употребляемый в ритуальных и

целительских целях среди некоторых племен бассейна Амазонки. Его получают

из сока деревьев Virola (родственных мускатному ореху) или же из молотых и

поджаренных семян стручкового дерева Anadenanthera peregrina.

Необычайная легкость, с какой ДМТ совершенно разрушает все границы и

переносит в невообразимое и неотразимое измерение Иного, - это буквально

одно из чудес самой жизни. И за этим первым чудом следует второе

необычайная легкость и простота, с какой системы ферментов человеческого

мозга опознают молекулы ДМТ в синапсах. Всего за несколько сотен секунд

эти ферменты полностью и безо всякого вреда дезактивируют ДМТ. То, что

обычные уровни аминов восстанавливаются столь быстро после приема самого

сильного из всех галлюциногенных индолов, свидетельствует о том, что

возможно, существовала давняя совместная эволюционная связь между людьми и

галлюциногенными триптаминами {5, с. 325}.

3) Бета-карболины - это гармин и гармалии (также тетрогидрогармалин),

обладающие галлюциногенным эффектом при дозе, близкой к токсичной.

Встречаются в некоторых видах дикой тропической лозы, а также в диком

табаке (из коммерческих сортов галлюциногены выводятся). Смесь

бета-карболинов с ДМТ является основой галлюциногенного снадобья

"аяхуаска" или "йяге", употребляемого в Амазонии. Народные целители -

аяхуаскеро - прекрасно прижились в современных бразильских городах, где

пользуются не меньшей популярностью, чем доктора официальной медицины.

Бета-карболины малоизученны и до сих пор не запрещены законом.

4) Ибогаиновое семейство веществ. Эти вещества встречаются в двух

родственных древесных породах Африки и Южной Америки. Tabernanthe Iboga -

куст с желтыми цветами, родственный кофе и произрастающий в тропиках

Западной Африки. Корни ибоги, употребленные в достаточных дозах, вызывают

затяжной психоделический эффект, который сопровождается значительными

изменениями восприятия и длится не менее двух суток.

Сейчас в некоторых западных странах ибогаин рассматривается как

перспективный психотерапевтический препарат. В минской энциклопедии

"Наркотики и яды" содержатся следующие сведения на этот счет:

На фармакологическом рынке США и Голландии появилось новое лекарство под

названием "ибогаин". Существуют серьезные основания предполагать, что оно

способно освобождать человека от наркотической зависимости, а также от

других видов лекарственного привыкания и вредных привычек... В начале 90-х

годов Американский Национальный Институт Лекарственной Зависимости (МОА)

разрешил ограниченные исследования реакции человеческого организма на

действие ибогаина. К концу 1994 г. в экспериментах приняли участие

шестьдесят человек, и в подавляющем большинстве случаев был достигнут

положительный результат {9, с.320}.

АНАЛИЗ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ

В стратегиях "войны с наркотиками" тесно переплелись невежество обывателей

и взвешенный политический расчет. Подобные проблемы характерны и для

западных стран. Доктор философии и медицины, профессор Калифорнийского

университета Роджер Уолш пишет об этом следующее:

В настоящее время трудно вести дискуссию о психоделиках в разумном,

выдержанном тоне - слишком велики непонимание, дезинформация и эмоции,

связанные с этими веществами. Как культура, мы невероятно амбивалентны по

отношению к психотропным веществам. Каждый год в одних только Соединенных

Штатах мы тратим миллионы долларов на транквилизаторы, наблюдаем, как

более 300 000 человек умирают от никотина и еще 100 000 - от алкоголя. Тем

не менее мы субсидируем производителей табака и сажаем в тюрьмы тех, кто

выращивает марихуану; мы не увидим абсолютно никакой разницы между

разрушительным и сакральным применением наркотиков {24, с. 166}.

Согласно официальной версии, человеческое сознание не терпит химического

вмешательства, а если это и происходит в случае приема традиционных

психоактивных веществ, то подобная практика в культурной традиции

допустима лишь в строго определенных рамках и изначально считается

опасной. Такая точка зрения дает основание для государственного контроля

над психоактивной диетой. По мнению людей, осуществляющих этот контроль, и

речи быть не может о легальности каких-либо психоактивных веществ, помимо

традиционных алкоголя и табака. К последствиям злоупотребления ими

общество, как говорится, "уже привыкло". Обсуждений не подразумевается,

так как опасность запрещенных веществ (при соответствующей цензуре

медицинских источников) для большинства очевидна. Поэтому наши

соотечественники по-прежнему крепко пьют, выкуривая па пачке сигарет в

день, а их дети все чаще обращаются к наркотикам, о которых, благодаря

государству, ничего толком не знают.

Масштабы российского пьянства столь внушительны, что едва ли найдется

русская семья, которой не коснулась эта проблема. О распространенности

наркотизма можно судить по ежедневным сводкам новостей. Трудности в

статистике употребления запрещенных препаратов не позволяют правильно

оценить количество нарушителей табу. По некоторым данным, в среднем по

России на учете у наркологов находятся 5 миллионов человек (и около 20

миллионов. страдающих алкоголизмом). Хорошо известно, что в результате

сильного пристрастия, возникающего к опасным (часто кустарно

изготовленным) препаратам, множество людей гибнет от передозировок или

болезней, связанных с заражением или истощением организма.

По наблюдениям врачей, к наркотикам часто обращаются люди, когда-то

пытавшиеся свести счеты с жизнью. Регулярно или эпизодически употребляя то

или иное зелье, они редко становятся самоубийцами, но после отказа от

наркотиков суицидальные наклонности проявляются вновь. Криминогенность

наркотизма обычно не связана с убийствами или телесными повреждениями; как

правило, это кражи. Официальное мнение Американского Медицинского Общества

гласит, что "...среди наркоманов насилие встречается редко, а сексуальные

преступления наркоманов практически неизвестны". В большинстве случаев

криминальные эксцессы случаются скорее по причине недостатка наркотиков,

чем от избытка... Представления о наркомане как человеке, прежде всего

нарушающем закон, является серьезной ошибкой, которую часто совершают

средства массовой информации. Это приводит к тому, что в борьбе с

наркоманией на первое место выходят карательные и юридические санкции {9,

с. 253}. Наркотизм и пьянство - ягоды одного поля. Тем не менее, в

массовом сознании, весьма благосклонном к алкоголю, существует

определенный стереотип представления о запрещенных веществах,

сформированный тремя факторами:

1. Государственная программа, направленная на исключение подобных веществ

из жизни граждан.

2. Примеры одержимого поведения людей, пристрастившихся к запрещенным

зельям.

3. Традиционно негативное отношение к пснхоактивным растениям в

культурно-историческом наследии европейской цивилизации, берущее свое

начало со времен противостояния практики традициям умирающей языческой

духовной распространявшегося монотеизма.

В силу этих причин общественное мнение легко склоняется в пользу

репрессивной политики, оправдывая все те меры, которые предпринимаются

государством в рамках "войны с наркотиками". Bpnde бы и нет никакой

проблемы популярности психоактивных веществ, а есть лишь проблема

некоторых граждан, которые вопреки традиции и закону, на свой страх и риск

нарушают табу. Однако проблема поразительно живучая, требующая ежегодного

пополнения списка запрещенных веществ новыми препаратами, а тюрем - новыми

нарушителями закона о наркотиках. В условиях масштабных культурных

перемен, начавшихся в XX веке, потребление легальной и нелегальной

психоактивной пищи превращается в своеобразную эпидемию, демонстрирующую

непрерывный рост на протяжении всего столетия. С чем бы это ни было

связано, традиционное представление о роли этих веществ в жизни человека и

общества устарело и настойчиво требует изучения и переоценки.

Здесь следует обратиться к особенностям церковно- христианского

мировоззрения, во многом определившего развитие западноевропейской

цивилизации. Согласно этим представлениям, "Душа имеет независимый от тела

и всего материального мира статус. Душа - божественна, а тело - греховно,

через него приходит искушение" (во многих религиозных течениях, как

известно, поощряется угнетение собственной плоти ряди "очищения" души).

Возникло данное мировоззрение в противовес языческому гедонизму, который

полагал, что божественно и то, и другое. Разительное отличие египетской

аристократии от простого люда, живущего без представлений о морали,

болеющего немыслимыми заразами, слепо доверяющего корыстолюбивым волхвам,

видимо, вдохновило ветхозаветных пророков на создание подробных и строгих

законов для еврейского народа, где осуждались все плотские попущения, будь

то половые связи, личная гигиена или опьяняющие зелья. Магическая практика

язычников в свете новых представлений представала как самая сердцевина

порока.

Как известно, жрецы языческих культов держали в руках рецепты природного

волшебства, встреча с которым и по сей день никого не оставляет

равнодушным. Но поскольку эти знания к моменту распространения монотеизма

были только у "посвященных", конкурирующая мораль в дальнейшем спрятала их

окончательно. В Синайской пустыне Господь наставил Моисея строго запятить

евреям заниматься подобной практикой: "6. И если какая душа обратится к

вызывающим мертвых и к волшебникам, чтобы блудно ходить вслед их, то Я

обращу лицо Мое на ту душу м истреблю ее из народа ся {Книга Левит, 20

гл.}"

Позже монотеизм поддался влиянию дуалистических религиозных представлений:

не выдерживая требований строгого и правильного Бога, люди создавали

легенды о Падшем ангеле, который мешает людям жить праведно. Образ

духовного врага помог схоластам утвердиться в представлениях о

недопустимости физиологической стимуляции мистических переживаний.

Растения, изменяющие сознание человека, стали считаться путем познаний

дьявола.

Что же так отпугивало новую религию от языческих традиций? Почему

"волшебники" и "вызывающие мертвых" оказались вне закона? Преимущества

человека, который видит больше, чем окружающие, очевидны - это власть. И

дело не в дикости языческих нравов или ритуалов, дело в неравенстве,

которое делит людей на "посвященных" и слепо им подчиненных. Чтобы

исключить такую вероятность, можно было пойти двумя путями: либо нести

эзотерическое знание в массы (вопреки интересам "посвященных"), помогая

каждому научиться видеть ясно, либо запретить даже намек на возможность

подобной практики. История отправила нас по пути воздержания.

Мистерии древних греков, в которых принимали участие многие классики

Античного мира, к началу нашей эры уже были окружены строжайшей тайной.

Поэт Эсхил едва не поплатился жизнью за то, что перенес на театральную

сцену некоторые элементы из этих культов. Известно, что в празднествах

древнегреческой аристократии использовались напитки, приготовленные из

галлюциногенных грибов. В 268 году н. э. были пресечены Элевсинские

мистерии - последний отголосок архаичных психоделических традиций (в

течении двух тысячелетий каждый сентябрь недалеко от Афин устраивались эти

великие торжества).

В эпоху Средневековья, когда на кострах Европы горели тысячи людей,

обвиненных в колдовстве, были уничтожены последние хранители секретов

  1. Библиотека Ихтика (ihtik) Психология -2300 книг

    Документ
    - Черная автоматика (психология).pdf | Агрессия.txt | Адриан ван Каам - Психология потери веры.doc | Азбука поцелуя.doc | Акоп Назаретян - Лучшее средство от терроризма – атеистическое воспитание.
  2. Название 3игмунд фрейд зловещее

    Документ
    stout and randy a. hayes thematic apperception test. Руководство - Генри А. Мюррей thematic apperception test. РУКОВОДСТВО walters o. s. - religion and psychopathology.
  3. CD, dvd дисков; аудио и видео кассет

    Документ
    English. Курс №3 Курс для желающих улучшить свои знания. Уникальная система распознавания речи. Более 2 слов с распознаванием речи. Более 1 упражнений и обучающих игр.
  4. Психоделическая утопия

    Утопия
    Степан Романович Петросян - родился в 1968 году в Москве, закончил филологический факультет Московского Педагогического Государственного Университета им.
  5. Психоделическая утопия источники цитат

    Утопия
    Дорогой читатель! Устраивайся поудобнее, чтобы отправиться в мир опасных идей вместе с безумным писателем, который отведал запретных зелий и сошел с ума У тебя есть возможность получить почти полное представление о том, как это происходит,
  6. Информационный бюллетень октябрь 2008 год (1)

    Информационный бюллетень
    Деменев, А. Г., И. И. Мечников и Е. П. Аквилонов: проблема оптимизма (историко-философский анализ) : автореф. дис. канд. филос. наук / А. Г. Деменев.
  7. Информационный бюллетень октябрь 2008 год (2)

    Информационный бюллетень
    Иванова, Т. В., Социально-психологические проблемы городской ментальности : автореф. дис. д-ра психол. наук / Т. В. Иванова. - [Самара], 2004. - 38 с.
  8. Комунальний заклад культури Донецька обласна універсальна наукова бібліотека ім. Н. К. Крупської затверджено

    Документ
    Керуючись чинним законодавством України в сфері закупівель за державні кошти, Замовник торгів, зазначений нижче (далі – Замовник), оголошує торги (конкурсні торги) на закупівлю предмету, зазначеного нижче, на умовах, визначених у цій
  9. Книга издана по благословению

    Книга
    Преподавание учебного предмета “История Церкви” в вузах Армении требует создания Учебного пособия, составленного с евангельских позиций, не претендующего на глубокое исследование деталей и частностей.

Другие похожие документы..