С. Р. Петросян Культура безумия

регулярно достигать высоких уровней и состояний, на Земле станет проще и

радостней. Такие проблемы, как загрязнение среды, уничтожение dpschu

видов, перепроизводство, неправильное использование естественных ресурсов,

голод, болезни и войны, будут тогда разрешены {36, с. 14}".

Медицинское направление психоделических исследований представлено работами

психологов и психиатров, которые до запрещения растительных галлюциногенов

и ЛСД использовали их в качестве важного инструмента для изучения

феноменов человеческой психики и лечения различных расстройств личности.

Об исследованиях Абрахама Маслоу и Станислава Грофа я коротко расскажу в

главе "Трансперсонализм".

Психоделики "обнажают" скрытые психические травмы, открывают

бессознательное оперативным областям сознания, благодаря чему комплексы,

страхи, неосознаваемые субличности и другие источники внутреннего

психологического дискомфорта поддаются анализу и реорганизуются волевым

усилием самого наблюдателя. Присутствие специалиста подразумевает

психологическую поддержку, но при соблюдении невмешательства в переживания

пациента. Отстаивая важность возобновления исследований, создатели

психоделической терапии, известные канадские психиатры А.Хоффер и X.Осмонд

писали:

"Везде в мире, где бы ни применяли ЛСД, это вещество оказывалось

эффективным средством лечения от очень старой болезни. Ни один другой

препарат не был в состоянии побить ее рекорд по спасению жизней,

искалеченных помойкой алкоголизма {43, с. 24}".

Изучением воздействия галлюциногенов на психику человека (культурных и

социальных последствий их использования) занимались также известные

американские исследователи Роланд Фишер, Питер Форс, Лестер Гриншпун,

Джеймс Бакалар, Барри Якобс, Элизабет Джуд, Ричард Шульц, Стенли Криппнср,

Кен Уилбер, Чарльз Тарт и многие другие.

Среди ученых, отстаивавших важность возобновления психоделических

исследований, необходимо упомянуть известного российского ученого, доктора

математических наук, профессора В.В.Налимова (1910-1997), написавшего ряд

книг, посвященных философским проблемам современного научного

мировоззрения и перспективам развития человекознания. В его трудах

психоделический опыт тесно переплетается с герменевтикой - наукой о

смыслах. По Налимову, смыслы обладают кумулятивными свойствами: в

необычных состояниях сознания они "распаковываются" в новые семантические

(смысловые) структуры, что и лежит в основе феномена "трансцендентных

озарений", когда человек переживает значимое внутреннее откровение,

по-новому определяющее цели и смысл его существования. В одном из

философских очерков, написанном в соавторстве с Ж.А.Дрогалиной, Налимов

пишет: "Психоделики изменяют состояние сознания человека. Изменяют

радикально, открывая новое видение. мироздания... Наш опыт работа с

направленной медитацией (Nalimov, 1982) весьма похож на результаты,

полученные Грофом. Медитация - это тоже воздействие тела, определенным

образом тренируемого, на состояние сознания. Действие ЛСД, правда, сильнее

{19, с. 47}".

О медитации следует упомянуть отдельно. Под этим словом подразумевается

широкий выбор разнообразных техник, обеспечивающих фокусировку ума на

каком-то мысленном образе, теме, или отстраненное наблюдение за общей

картиной психической реальности, когда аналитическая работа сознания

утихает, открывая внутреннее пространство для созерцания. Различные

методики дыхания, специальные упражнения для тела, сенсорная изоляция

организма, работа со сновидениями и многое другое - все это позволяет

человеку корректировать свое душевное самочувствие и добиваться

личностного роста, не прибегая к каким-либо веществам. Рам Дасс (Ричард

Альперт - коллега Т. Лири), в настоящий момент известный учитель восточной

эзотерической практики, пишет следующее: "Будучи профессором психологии

Гарвардского университета, я вначале занялся экспериментами с ЛСД и

прочими психотропными препаратами; в конце концов искания привели меня в

Индию, в Гималаи. Именно там я понял, что единственно верный ответ на мои

вопросы я смогу получить, лишь обратившись к собственному, внутреннему

"Я", и что лучший способ добиться этого - медитация. {32, с. 11}".

Однако далеко не все готовы отнестись к подобным занятиям всерьез. Это

делает медитацию малоэффективной для тех, кто больше всего нуждается во

внутреннем росте, особенно для саморазрушительных типов личностей. Такие

люди, как правило, не читают книг, не ищут учителей и не занимаются йогой.

Им нужны более эффективные методы "растворения эго" и только в виде

развлечений. Как писал один из основателей трансперсональной психологии,

американский психолог, автор "Теории человеческой мотивации" - А.Маслоу:

"Отсутствие беспокойства в тот момент, когда человек просто обязан его

испытывать, есть признак болезни. Есть такое выражение - "обезуметь от

страха". Так вот, некоторых самодовольных людей надо бы испугать как раз

для того, чтобы они "поумнели от страха". {2, с.255}.

Во второй половине двадцатого века выделилось особое направление

исследований, ориентированное на создание будущей культурной

психоделической традиции. Карлос Кастанеда и Теренс Маккенна - наиболее

известные представители в этой области; их часто называют "визионерами".

Труды К.Кастанеды рассказывают о традициях колдунов некоторых племен

Центральной Америки, где употребление растительных галлюциногенов служило

одним из инструментов практической магии. В период реакции, после

запрещения открытых исследовательских программ, "учение Дона Хуана" многие

годы было едва ли не единственным путеводителем в мире расширенного

восприятия для заинтересованных читателей. К настоящему моменту сложилась

разветвленная эзотерическая школа Кастанеды, ученики которого преподают в

различных странах мира. Практика этого направления весьма разнообразна и

не связана неразрывно с психоделиками.

О Кастанеде и его книгах существует уже немало литературы; о другом

визионере, о Маккенне, уместно рассказать подробнее. Теренс Маккенна -

американский исследователь, специалист по этноботанике и шаманизму, стал

известен в конце 80-х годов нашего столетия, благодаря нескольким

удивительным гипотезам, изложенным в его книгах.

Маккенна родился в 1946 году в США (Колорадо) в семье, как он выражается,

"заурядных трудяг". С детства круг его увлечений складывался вокруг

"магии, снадобий и самых темных заводей естественной истории и теологии".

Его младший брат Деннис разделял подобные интересы, но обнадеживал

учителей и родителей способностями в естественных науках (а дальнейшем

Деннис стал обладателем нескольких научных степеней по химии).

В 1965 году, когда страсти по ЛСД были в полном разгаре, Т. Маккенна

поступает на искусствоведческий факультет университета Беркли, где

непосредственно знакомится с психоделическим движением. Через год открытые

исследовательские программы по изучению психоделиков были запрещены, и

Маккенна становится участником столкновений студентов с полицией во время

демонстраций в Беркли.

Последующие годы Т. Маккенна, отрастив длинные волосы, путешествует по

свету: посещает Иерусалим, некоторое время живет на Сейшельских островах.

В 1969 году он попадает в столицу Непала Катманду, где изучает тибетские

языки и традиции народного шаманизма. В Бомбее Т. Маккенна пытается

заработать на контрабанде гашиша; очередную партию "травки" задерживает

американская таможня, и ФБР объявляет розыск Маккенны. Несколько лет он

вынужден скрываться, странствуя по Малайзии и индонезийским островам, в

1971 году попадает в Тайвань и позже в Токио, где некоторое время

преподает английский язык.

В 1972 году Маккенна перебирается в Канаду. В Ванкувере (вместе с Деннисом

и старыми калифорнийскими приятелями) "визионеры" собираются в экспедицию

за растительными галлюциногенами в Южную Америку. Путешествуя по Амазонии,

они обнаружили множество грибов Psilocybe Cubensis и испытали их действие

на себе. События, происходившие в Ла Чоррере (Колумбия), послужили

источником для нескольких научных открытий, которые принадлежат братьям

Маккенна, и доступно изложены в одной из книг Т. Маккенны - "Истые

галлюцинации" {б}.

Дальнейшая судьба исследователя была связана в основном с научной и

писательской деятельностью. "Невидимый ландшафт"(1975) знакомит читателя с

интересной теорией времени, во многом объясняющей тенденцию эволюционного

ускорения, которую мы все наблюдаем, оглядываясь на историю. Защитив

диссертацию по охране природных ресурсов, Маккенна пишет "Пищу Богов". Эта

книга, помимо анализа проблемы наркотиков, содержит оригинальную теорию

происхождении человека, согласно которой развитие рефлексии у антропоидов

происходило во многом благодаря потреблению растительных галлюциногенов.

Книги Т. Маккенны охватывают огромный круг вопросов, а идеи, излаженные в

них, несмотря на свою интуитивную природу и гипотетичность, получают

вполне научное обоснование в трудах авторитетных мировых ученых. В

настоящий момент Т. Маккенна является соуправителем ботанического сада на

Гавайях (Теренс Маккенна умер 03 апреля 2000 г. от рака мозга - прим.

ред.). Он много путешествует и выступает с лекциями, его интервью можно

услышать по радио и в телевизионных передачах, а также - на звуковых и

видеокассетах. Рассказывая о своем опыте, визионеры учат молодых шаманов

ориентироваться в новых измерениях, хотя и напоминают об ответственности

каждого за свой рассудок, приводя примеры многодневных и весьма

своеобразных психических расстройств, случавшихся с некоторыми

"путешественниками" (см. главу "Психоделическое безумие"}. Но в целом

практика употребления растительных галлюциногенов этими исследователями

понимается как вал культурная традиция, отражающая эволюционные тенденции

развития человека, знаменующая собой обращение к истокам Цивилизации,

когда люди владели богатой палитрой необычных состояний сознания и умели

поддерживать личный контакт с "измерением Иного".

КРАТКИЙ ПЕРЕЧЕНЬ ИЗУЧЕННЫХ ГАЛЛЮЦИНОГЕНОВ

Как мы уже говорили, эту группу психоактивных веществ называют

галлюциногены, психотомиметики или психодислептики, но чаще употребляется

термин "психоделики" (большие и малые). Это слово предложил канадский

психиатр Хэмфри Осмонд - один из первых исследователей ЛСД. Буквально оно

обозначает "проявляющий психику" (от греческих слов psiche - душа и delic

- явный, проясняющий).

С. Гроф к психоделическим препаратам относит псилоцин и псилоцибин

(содержится в определенных грибах), мескалин (содержится в мексиканском

кактусе пейотле), марихуана и гашиш (получают из определенных видов

конопли, действующее вещество - ТГК - тетрагидроканнабиолы), гармалин (он

же - банистерин, содержится в гигантской сирийской руте), ДМТ

(диметилтриптамин - содержится в корневищах гигантского речного тростника

н в некоторых деревьях), ибогаин (содержится в корневищах кустарника

ибога). Соединения типа ЛСД содержатся в трех родственных видах вьюнков.

Непосредственно ЛСД-25 полусинтетический препарат, изготавливаемый из

спорыньи - ядовитого грибка, поражающего зерновые культуры.

В ту же группу С. Гроф относит МДМА или "Экстаза", синтетические

препараты, сконструированные химиками (в основном, А. Шульгиным) во второй

половине 20 века: ДОМ(СТП), 2СБ, ТМА, МДА, ММДА, и множество других,

малоизвестных и еще не открытых соединений. Так, например, до сих пор не

изучены активные компоненты ядовитых растений, используемых шаманами, а

также некоторых рыб и земноводных, чьи ткани, оказывается, тоже содержат

подобные химические соединения. С, Гроф пишет: "Почти все специалисты,

изучавшие действие психоделиков, пришли к заключению, что их лучше всего

рассматривать как ускорители или катализаторы ментальных процессов... Под

действием этих препаратов человек переживает не "токсический психоз", по

существу никак не связанный с функциями психики в нормальном состоянии, а

фантастическое внутреннее путешествие в собственное бессознательное и

сверхсознательное. Эти препараты, таким образом, раскрывают и делают

доступным непосредственному восприятию широкий диапазон обычно скрытых

явлений, относящихся к неотъемлемым способностям человеческого ума и

играющим важную роль в нормальной психической деятельности {13, с. 47}".

Большинство ученых останавливают свое внимание на двух типах

психоделических препаратов, на сегодняшний день наиболее изученных

специалистами: псилоцибиновые грибы и ЛСД. Отличить эти вещества друг от

друга по характеру действия довольно трудно. Псилоцибин действует быстрее

- 5-6 часов (ЛСД - 8-12 часов). Воздействие грибов легче, незаметнее для

организма, и добавляет в переживания важный элемент естественности и

спонтанности.

Изумление вызывает тот факт, что наша современность под действием

псилоцибина предстает человеку в мифологических образах, собирательность

которых неописуемо богата. Т. Маккенна сравнивает ЛСД со строгим

психоаналитиком, а грибы с инструментом природного волшебства. В "Пище

Богов" он пишет: "Общая атмосфера в случае псилоцибина отличается от ЛСД.

Галлюцинации возникают легче, а также возникает ощущение, что это не

просто некий объектив для наблюдения личной психики, но и своего рода

инструмент коммуникации, чтобы войти в соприкосновение с миром высокого

шаманизма Архаичной древности".

Вокруг использования этих грибов возникла община терапевтов и астронавтов

внутренних пространств. По сей день эти нешумные группы профессионалов и

первооткрывателей составляют ядро общины людей, принявших факт

психоделического опыта в свою жизнь и профессию и продолжающих схватку с

этим опытом и обучение и нем {5, с. 306}.

Грибы обычно застают врасплох - их действие интенсивно и наступает

неожиданно. Человек не успевает заметить, как семантика обыденного

сознания исчезает, уступая место новым смысловым связям. В то же время,

грибы редко вызывают панику или ужас: самое глубокое замешательство под

действием псилоцибина всегда имеет развлекательный оттенок и легко

преодолевается, если у человека есть хоть капля чувства юмора. При

употреблении ЛСД трансценденция Эго происходит медленнее и в большей

степени зависит от психологических установок человека. ЛСД уместнее

использовать в психотерапии, когда спокойствие путешественника поддержано

присутствием опытного специалиста. Аналитический эффект ЛСД превосходит

все ожидания, если соблюдены элементарные меры предосторожности в

проведении сеанса.

С. Гроф сравнивает ЛСД и грибы следующим образом:

ЛСД-25 (диэтиламид лизергиновой кислоты) - после нескольких декад

клинических исследований остается наиболее примечательным и интересным из

всех психоделиков. Его невероятная эффективность и биологическая

безопасность не знают себе равных среди других психоактивных веществ...

Наибольший недостаток ЛСД состоит в том. что в больших дозах он может

привести к глубоко дезорганизующим переживаниям и при определенных

обстоятельствах и неправильном обращении может спровоцировать опасное

поведение.

Псилоцибин - чистый алкалоид, выделенный из мексиканских священных грибов,

похож по своему действию на ЛСД. Как исследователи в условиях

контролируемого эксперимента, так и опытные эксперты с трудом различали

эти вещества, разве что по более быстрому действию псилоцибина... Свежие

или сушеные oqhknvhahmnb{e грибы считаются в психоделических кругах

наиболее мягким психоактивным веществом и рекомендуются как идеальное

средство для введения неофитов в мир психоделического опыта {14, с. 309}.

Мескалин - не типичный галлюциноген, так как относится к группе

фенетиламинов. Охарактеризован Грофом как вещество, усиливающее цветовую

  1. Библиотека Ихтика (ihtik) Психология -2300 книг

    Документ
    - Черная автоматика (психология).pdf | Агрессия.txt | Адриан ван Каам - Психология потери веры.doc | Азбука поцелуя.doc | Акоп Назаретян - Лучшее средство от терроризма – атеистическое воспитание.
  2. Название 3игмунд фрейд зловещее

    Документ
    stout and randy a. hayes thematic apperception test. Руководство - Генри А. Мюррей thematic apperception test. РУКОВОДСТВО walters o. s. - religion and psychopathology.
  3. CD, dvd дисков; аудио и видео кассет

    Документ
    English. Курс №3 Курс для желающих улучшить свои знания. Уникальная система распознавания речи. Более 2 слов с распознаванием речи. Более 1 упражнений и обучающих игр.
  4. Психоделическая утопия

    Утопия
    Степан Романович Петросян - родился в 1968 году в Москве, закончил филологический факультет Московского Педагогического Государственного Университета им.
  5. Психоделическая утопия источники цитат

    Утопия
    Дорогой читатель! Устраивайся поудобнее, чтобы отправиться в мир опасных идей вместе с безумным писателем, который отведал запретных зелий и сошел с ума У тебя есть возможность получить почти полное представление о том, как это происходит,
  6. Информационный бюллетень октябрь 2008 год (1)

    Информационный бюллетень
    Деменев, А. Г., И. И. Мечников и Е. П. Аквилонов: проблема оптимизма (историко-философский анализ) : автореф. дис. канд. филос. наук / А. Г. Деменев.
  7. Информационный бюллетень октябрь 2008 год (2)

    Информационный бюллетень
    Иванова, Т. В., Социально-психологические проблемы городской ментальности : автореф. дис. д-ра психол. наук / Т. В. Иванова. - [Самара], 2004. - 38 с.
  8. Комунальний заклад культури Донецька обласна універсальна наукова бібліотека ім. Н. К. Крупської затверджено

    Документ
    Керуючись чинним законодавством України в сфері закупівель за державні кошти, Замовник торгів, зазначений нижче (далі – Замовник), оголошує торги (конкурсні торги) на закупівлю предмету, зазначеного нижче, на умовах, визначених у цій
  9. Книга издана по благословению

    Книга
    Преподавание учебного предмета “История Церкви” в вузах Армении требует создания Учебного пособия, составленного с евангельских позиций, не претендующего на глубокое исследование деталей и частностей.

Другие похожие документы..