Программа дисциплины Экономика для направления 031300. 62 «Журналистика» подготовки бакалавра (Деловая журналистика)

Правительство Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"

Факультет Медиакоммуникаций

Программа дисциплины Экономика



для направления 031300.62 «Журналистика» подготовки бакалавра

(Деловая журналистика)

Автор программы:

Нестерова Д.В., д.э.н., профессор

электронный адрес: dnesterova@hse.ru;

Одобрена на заседании кафедры Экономической теории « 21 » ноября 2011 г

Зав. кафедрой С.Ф.Серегина

Рекомендована секцией УМС факультета Экономики «___»____________ 200 г

Председатель О.И.Ананьин

Утверждена УС факультета Прикладной политологии « » г.

Ученый секретарь  FILLIN \* MERGEFORMAT  З.А.Артюхина  ________________________ [подпись]

Москва, 2011

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

1. Область применения и нормативные ссылки

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 031300.62 «Журналистика» подготовки бакалавра, изучающих дисциплину «Экономика».

Программа разработана в соответствии с образовательным стандартом ГОБУ ВПО ГУ ВШЭ, образовательной программой 031300.62 «Журналистика» подготовки бакалавра, Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки 031300.62 «Журналистика», утвержденным в 2011 г.

2. Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины «Экономика» являются:

    1. Подготовка специалистов, способных заниматься авторской, редакторской, проектно-аналитической, организационно-управленческой и производственно-технологической деятельностью в СМИ и в смежной информационно-коммуникационной сфере – издательствах, пресс-службах рекламных и PR- агентствах с использованием экономической информации;

    2. Подготовка широко образованной, многосторонней личности с высоким уровнем общей, в том числе, экономической культуры.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины студент должен:

  • Знать основные подходы к изучению экономики и ее структурных элементов; современные экономические теории, используемые для рассмотрения поведения основных экономических агентов; иметь представление об экономических регуляторах и факторах деятельности предприятий различных форм собственности, показателях для оценки микро и макроэкономических процессов и тенденций;

  • Уметь применять основные положения и методы современной экономической теории для понимания основных закономерностей, тенденций и взаимосвязей развития в сфере национальной и мировой экономики, международных экономических отношений;

  • Иметь навыки (приобрести опыт) для анализа проблем и процессов, характерных для экономики России, как на микро-, так и на макро уровне, сопоставления их с глобальными трендами и тенденциями, взаимосвязи с международными экономическими отношениями.

В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:

Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Понимание содержания экономических проблем, процессов и тенденций, способов/механизмов регулирования экономических отношений

ОНК-2

Использует основные положения и методы экономической теории для понимания принципов функционирования современного общества, действия экономических механизмов и регуляторов общественных процессов и отношений, владеет навыками изучения и использования экономической информации в своей социальной и профессиональной деятельности.

Участие в обсуждении вопросов в рамках семинарских занятий;

Контролируемая самостоятельная работа;

Консультации преподавателя.

Умение находить, собирать и первично обобщать экономические материалы, представленные в разных источниках, делать аналитические обзоры, приходить к обоснованным выводам и заключениям

ИК-3

Демонстрирует навыки ориентации в современной системе источников информации, в том числе, в сфере экономики, владеет основными методами и средствами получения, хранения и переработки информации.

Участие в обсуждении вопросов в рамках семинарских занятий;

Контролируемая самостоятельная работа;

Консультации преподавателя.

Способность к анализу экономических проблем, процессов и тенденций на уровне, как отдельных экономических агентов, так и объединенных в группы на уровне национальной и мировой экономики

ПК-10

Имеет базовые знания в области функционирования экономики, ее отдельных отраслей и секторов, которые являются объектом освещения в СМИ и с которыми связано тематическое содержание публикаций.

Участие в обсуждении вопросов в рамках семинарских занятий;

Контролируемая самостоятельная работа;

Консультации преподавателя.

4. Место дисциплины в структуре образовательной программы

Дисциплина «Экономика» относится к циклу общих профессиональных дисциплин (Б.3.Б.1); в соответствии с рабочим учебным планом факультета входит в базовую часть дисциплин, обеспечивающих подготовку бакалавра (Б.3.Б.1.1.2.,майнор 1 «Деловая журналистика»).

Изучение данной дисциплины базируется на следующих учебных курсах:

  • Математическое введение в экономику

Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:

  • Понимание социальной значимости и гражданских основ будущей профессиональной деятельности (ОК-9)

  • Способность понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, способность ориентироваться в современной системе источников информации в целом и по отдельным отраслям (ОНК-4, ИК-3)

  • Умение использовать правовые и другие документы для освоения курса (ОК-7);

  • Способность к социальному взаимодействию, сотрудничеству, дискуссии при освоении дисциплины (ОК-11)

Основные положения курса «Экономика» должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:

  • Экономика России

  • Менеджмент

  • Маркетинг

5. Тематический план учебной дисциплины «Экономика»

Тема №

Наименование темы

Всего часов по дисциплине

Аудиторные часы

Самостояте-льная работа

лекции

семинары

Третий модуль

1.

Экономика: основные подходы к изучению

18

4

2

12

2.

Экономика как взаимодействие экономических агентов

10

2

8

3.

Институциональные основы рыночного обмена

14

2

2

10

4.

Спрос и предложение. Основы функционирования рынка

34

6

4

24

5.

Производство и издержки

26

4

4

18

Контрольная работа

Четвертый модуль

6.

Фирма на рынке совершенной конкуренции

28

4

4

20

7.

Рынки с несовершенной конкуренцией

32

6

4

22

8.

Рынки факторов производства. Рынок труда.

26

4

4

18

9.

Несостоятельность («провалы») рынка как инструмента экономического выбора

26

4

4

18

Реферат

Экзамен

Итого:

216

38

28

150

  1. Программа дисциплины Экономика для направления 031300. 62 «Журналистика» подготовки бакалавра Автор программы: Нестерова Д. В., д э. н., профессор;  hyperlink "mailto: dnesterova@hse ru" dnesterova@hse ru

    Программа дисциплины
    федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессиональногообразования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"
  2. Программа дисциплины Экономика для направления 031300. 62 «Журналистика»

    Программа дисциплины
    Wк.р., Wр., Wс., Wэк. – относительная важность (вес) оценки за контрольную работу, реферат, работу на семинаре и экзамен, принимающая значение, соответственно,
  3. Программа дисциплины «История» Ч. I. История России для направления 031300. 62 Журналистика подготовки бакалавра Авторы программы

    Программа дисциплины
    Актуальность курса связана, прежде всего, с глобальными процессами, меняющими картину современного мира и взаимодействие между институтами и структурами, что диктует необходимость пересмотра устоявшихся представлений о характере исторического процесса.
  4. Программа дисциплины «История и теория литературы» для направления 031300. 62 «Журналистика» подготовки бакалавра (1)

    Программа дисциплины
    Дисциплина "История и теория литературы" относится к блоку профессиональных дисциплин. Она адресована студентам, обучающимся на Отделении деловой и политической журналистики (направление 031300.
  5. Программа дисциплины «История и теория литературы» для направления 031300. 62 «Журналистика» подготовки бакалавра (3)

    Программа дисциплины
    Предметом курса является история и теория мировой литературы от античности до Возрождения. Понятие "мировая литература" в данном курсе не включает в себя литературы Востока и литературы стран Восточной Европы.
  6. Программа дисциплины «История и теория литературы» для направления 031300. 62 «Журналистика» подготовки бакалавра (2)

    Программа дисциплины
    Дисциплина "История и теория литературы" относится к блоку общепрофессиональных дисциплин. Она адресована студентам, обучающимся на Отделении деловой и политической журналистики (направление 030600.
  7. Программа дисциплины «Техника и технология печатных изданий, радиовещания и телевидения» для направления 031300. 62 «Журналистика» подготовки бакалавра

    Программа дисциплины
    Настоящий учебный курс состоит из трёх разделов, включающих в себя технику и технологию радиовещания, телевидения и Интернет. Имея много принципиальных различий, эти три способа доставки контента вместе с тем объединены одним общим, устоявшимся понятием.
  8. Программа дисциплины «История и теория массовых коммуникаций» для направления 031300. 62 «Журналистика» подготовки бакалавра Автор Шевцов Н. В

    Программа дисциплины
    Преподавание дисциплины «История и теория массовых коммуникаций» имеет следующие направления – «История отечественной журналистики» и «История зарубежной журналистики»
  9. Программа дисциплины Информационно-библиотечная культура для направления 031300. 62 «Журналистика» подготовки бакалавра

    Программа дисциплины
    О назначении и содержании данного курса. Компьютерная грамотность, информационная грамотность, информационная культура. Письменность, книга, документ, библиотека, информационная служба.

Другие похожие документы..