Статья посвящена проблеме готовности выпускников детских домов к принятию родительских ролей. Встатье обобщены данные опросов воспитанников детских домов различных регионов России об их взглядах на будущую роль родителей.

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ РОДИТЕЛЬСКОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ У ДЕТЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА

"Перинатальная психология и психология родительства", 2008, № 1, С.92-99 Шубина А.С.

Статья посвящена проблеме готовности выпускников детских домов к принятию родительских ролей. В статье обобщены данные опросов воспитанников детских домов различных регионов России об их взглядах на будущую роль родителей. Также в статье приведен анализ трудностей молодых родителей, которые являются воспитанниками детского дома. Рассмотрены инновационные модели постинтернатной адаптации, которые позволяют наиболее эффективно формировать родительскую сферу личности у воспитанников детского дома.

Ключевые слова: социальные сироты, постинтернатная адаптация, родительская сфера личности, внутренняя позиция родителя, родительские роли, семейный центр, патронат.

Одной из наиболее важных социальных проблем современного российского общества остается сохранение практически во всех регионах большого количества детей - социальных сирот. Так, по официальным данным, в России насчитывается около 850 тысяч детей-сирот, из которых 760 тысяч - социальные сироты. По данным неправительственных организаций, в России порядка двух миллионов бездомных детей [1].

При такой ситуации остается актуальной задача постинтернатной адаптации выпускников детских домов, их сопровождения при вступлении во взрослую жизнь. Подростку, вышедшему из стен детского дома, придется решать много сложных задач, связанных с жилищным устройством, организацией собственного быта, профессиональным обучением или трудоустройством, поиском и выбором спутника жизни. В перспективе юношам и девушкам из детских домов нужно будет строить собственную семью, выполнять супружеские и родительские функции. На сегодняшний день в нашей стране создаются и довольно успешно функционируют центры постинтернатной адаптации, однако российский опыт работы с выпускниками интернатных учреждений свидетельствует о том, что оказываемая помощь затрагивает в первую очередь жилищный вопрос, а также проблему профориентации, обуче-ния и трудоустройства подростков и бытовые проблемы планирования бюджета. Однако в гораздо меньшей степени центры постинтернатной адаптации способны подготовить подростка к будущей семейной жизни и выполнению роли родителей. Но стоит отметить, что для выпускников детского дома решение именно этих задач может оказаться наиболее сложным, а неудачи в решении этих наиважнейших жизненных задач могут привести к тому, что Россия получит новую волну социальных сирот. Таким образом, в качестве одного из актуальных и недостаточно проработанных пока направлений постинтернатной адаптации воспитанников детских домов можно выделить формирование у них родительской сферы личности.

В психологии родительство рассматривается как интегральное психологическое образование личности (отца и/или матери), включающее совокупность ценностных ориентации родителя, установок и ожиданий, родительских чувств, отношений и позиций, родительской ответственности и стиля семейного воспитания [5].

Не менее важным при анализе феномена родительства является понятие "внутренняя позиция родителя". Родительская позиция - интегративная характеристика, отражающая совокупность эмоционального отношения родителя к ребенку, восприятие ребенка родителем и способов поведения с ним. Родительская позиция как совокупность установок родителей существует в трех планах: эмоциональном, когнитивном и поведенческом и характеризуется адекватностью (в отношении восприятия), прогностичностью и гибкостью (в отношении поведенческого компонента). Таким образом, родительская позиция рассматривается не столько с точки зрения функций, выполняемых родителями, сколько с точки зрения принятия мужчиной и женщиной новых социальных ролей - отца и матери. Если эти роли не приняты, то выполнение неизбежных родительских функций вызывает раздражение или апатию, что негативно сказывается на состоянии и развитии ребенка [3].

Насколько успешно выпускникам детских домов удается принять родительскую позицию и выполнять родительские роли, и каким образом происходит у них формирование родительской сферы личности?

Опрос девочек-воспитанниц детского дома показал представле-ние о своей будущей материнской роли: большинство девочек уверены в том, что рождение детей уместно только в браке (74%). Однако 20% считают это условие необязательным, и только 6% допускают рождение детей без семьи. Почти все девочки считают, что дети должны воспитываться в полных семьях, лишь 6% считают достаточным для воспитания одного из родителей. Подавляющее большинство девочек полагают, что рождение детей должно быть запланированным, 7% допускают незапланированное рождение детей.

Желаемый возраст для рождения первого ребенка составляет 16- 30 лет. Почти половина девочек (42%) желают родить первого ребенка в 20-22 года, 36% - в 23-25 лет, после 25 лет - 11%, до 20 лет - 8%.

Идеальное (должное) число детей в семье, которое называют подростки, не совпадает с желаемым их числом. Большинство девочек (59%) считают идеальным наличие двух детей в семье, 24% - одного ребенка, 12% - трех, и 5% - четырех детей. Желаемое число детей в семье, по мнению 59% девочек - два ребенка, 38% девочек - один ребенок, 9% - трое детей. Желаемое число детей более трех не было указано ни одной девочкой.

Таким образом, репродуктивные установки девочек, оставшихся без попечения родителей, несмотря на проживание и воспитание в детских домах и интернатах, характеризуются стремлением планировать беременность, желанием рожать и воспитывать детей в полной семье, в браке, ориентацией в будущем на средне- и малодетную семью [6]. Однако такие обнадеживающие результаты получаются только в том случае, когда подросткам ясна цель исследования и они могут давать на вербальном уровне осознанные ответы, которые могут иметь социально желательное содержание. Как только исследователи прибегают к более завуалированной постановке вопроса, результаты кардинально изменяются.

Так, М.Б. Богатырева в диссертационном исследовании изучила образ Я подростков, проживающих и воспитывающихся вне семьи, применяя проективное сочинение "Я в будущем". Среди подростков, воспитывающихся вне семьи, только 2% опрошенных упомянули наличие у себя семьи в будущем, тогда как среди подростков, воспитывающихся в семье, этот показатель составил 38%. Характерно, что среди детей из детского дома в своем сочинении никто не применил относительно себя в будущем слова "мать" или "отец". Так, если среди подростков, воспитывающихся в семье, 20% в своих сочинениях указали на наличие у себя детей в будущем, то ни один подросток из детского дома не написал об этом [2].

Т.И. Юферева, Е.А. Сергиенко, А.Н. Пугачева исследовали пред-ставления подростков из школы-интерната и массовой школы о современных мужчинах и женщинах. Подростки из массовой школы выделяют как наиболее значимые для мужчины роли отца и мужа, у воспитанников школы-интерната эти характеристики встречаются крайне редко. На первый план выходят характеристики отношения к другим людям и описание особенностей внешности. Представления о современной женщине у подростков из школы-интерната строятся в той же логике, что и образ мужчины: описываются характер, отношения к другим людям, внешность. Описание женщины как матери отходит на второй план. Главной причиной подобной ситуации исследователи считают отсутствие у подростков адекватных образцов для идентификации.

Различаются представления девочек-подростков о будущем ре-бенке и будущей семье. Девочки из семьи планируют стать матерью в 22-24 года, в то время как девочки-сироты - в 20-22 года. Это, по мнению авторов, говорит о большей ответственности первых. Хотя на сознательном, вербальном уровне девочки из обеих групп высказывали желание иметь детей, в рисунках проявились другие установки. Рисунки 50% девочек из интерната свидетельствуют о неосознанном отвержении и игнорировании ребенка, тогда как у девочек из семьи этого не обнаружено. Так как многие авторы отмечают, что модели тендерного поведения девочек из интерната построены по принципу гиперкомпенсации, можно предполагать, что у них могут иметь место неконструктивные мотивы рождения ребенка [7].

Обобщая все вышесказанное, можно отметить, что подростки, воспитывающиеся вне семьи, способны на вербальном уровне демонстрировать социально желательное представление о ролях отца и матери, но у многих из них проявляется неосознанное отвержение родительской роли. Кроме того, часто рождение ребенка в будущем может побуждаться деструктивными эгоистическими мотивами получения от ребенка той любви, которая не была получена в детстве от собственных родителей.

Проанализируем исследования, связанные с реальной реализа-цией выпускниками детских домов родительской роли.

В 2004 г. специалистами Республиканского центра социальной помощи семье и детям (Коми) было проведено республиканское социологическое исследование, целью которого было изучение социально-экономического положения молодых семей, где один или оба супруга являются выпускниками интернатных учреждений. Выпускники сиротских учреждений начинают свою семейную жизнь, как правило, с так называемого гражданского брака. Из общего числа опрошенных 58% составляют молодые семьи с детьми, из них 84% - семьи с одним ребенком, 15% - с двумя детьми, 1% - семьи с тремя и более детьми.

38% респондентов, имеющих детей, испытывают трудности в их воспитании. Из них 49% связывают это с нестабильным материальным положением, 28% - с плохими жилищными условиями, 10% -с недостаточным уровнем педагогической подготовки, 7% - с частыми семейными конфликтами. Согласно результатам исследования, 20% респондентов считают, что ответственность за будущее детей лежит на государстве, а подавляющее большинство (80%) уверены, что об этом должны позаботиться родители.

Специалисты социальной сферы, работающие в городах и сельских районах, отмечают, что сироты чаще всего появляются в одних и тех же семьях. 14% опрошенных являются детьми родителей, которые также относятся к категории выпускников сиротских учреждений, но 84% к таковым не принадлежат. Таким образом, седьмая часть респондентов является вторым или третьим поколением сирот.

64% семей, в которых один или оба супруга - выпускники интернатных учреждений, нуждаются в материальной поддержке, 28% - в помощи в трудоустройстве, 24% - в бытовой помощи, 10% - в юридической, 10% - в медицинской помощи, 13% респондентов отметили, что в помощи не нуждаются [4].

Опрос выпускников детских домов, проведенный благотвори-тельным центром "Соучастие в судьбе" (г. Москва), показывает, что через шесть лет после выпуска женаты (замужем) 17,4%, удовлетворены своей семейной жизнью только 15% из них, не создали семью 66,2% выпускников, 9,95% обращений составляют одинокие матери, 77,5% семей не имеют детей [8].

Проанализировав данные показатели, можно сделать вывод, что при наличии существенных региональных особенностей, есть и некоторые общие проблемы: значительная часть выпускников детских домов испытывают трудности в реализации родительской роли, но при этом не стремятся обращаться за помощью в этом вопросе.

Одной из главных причин трудностей в выполнении родитель-ских функций бывшими выпускниками детских домов может быть отсутствие модели родительского поведения как таковой. Одной из социальных детерминант развития и проявления родительской любви является детский опыт взаимодействия с собственными родителями. Эмоциональное содержание детства родителя оказывает влияние на его отношение к своим детям (А. Адлер, 3. Фрейд, К. Хорни, К.Г. Юнг). В последующем, когда человек сам становится родителем, вытесненные переживания детства усиливаются, определяя при этом стиль его отношения к ребенку и особенности взаимодействия с ним.

По мнению А.С. Спиваковской, когда ребенок сам становится родителем, его индивидуальный жизненный опыт определяет отношение к собственному ребенку в настоящем. Родитель, адресуя свою любовь к ребенку, тем самым учит его любви к собственным детям. В этом проявляется так называемое научение родительской любви посредством демонстрации ее модели родителями. Опыт родительской любви представляет собой то, что человек, будучи ребенком, усвоил, пережил в различных ситуациях взаимодействия с собственными родителями.

Г.П. Предвечный выделяет три этапа формирования родительской любви на основе взаимодействия с собственными родителями:

  • интериоризация опыта - превращение внешнего воздействия со стороны родителя в факт сознания ребенка;

  • сохранение и аккумуляция превращенного внешнего воздействия в сознании ребенка;

  • экстериоризация опыта - превращение опыта родительской любви в действие (в момент становления родителем) [5].

Таким образом, анализ реально сложившейся ситуации приводит к необходимости пересмотреть некоторые существующие модели постинтернатной адаптации, сделать больший акцент на подготовку выпускников детских домов к будущей семейной жизни и на формирование у них родительской сферы личности. На наш взгляд, в некоторых регионах России уже реализуются инновационные модели постинтернатной адаптации, которые способствуют решению вышеуказанных задач.

Например, инновационная модель постинтернатной адаптации "Семейный центр" реализуется во Владимирской области: в настоящее время здесь создано пять семейных центров. Основные задачи семейного центра - создание социально-педагогической среды, обеспечивающей психологический комфорт и социальную поддержку выпускникам; индивидуальное комплексное сопровождение процесса постинтернатной адаптации, проведение его диагностики и коррекции.

Семейный центр - это структурное подразделение детского дома, однако он отличается от интернатного учреждения. Время нахождения воспитанника в центре может составлять от нескольких месяцев до четырех лет, что определяется степенью социальной адаптации ребенка и готовностью к самостоятельной жизни. В роли воспитателей выступают семейные пары. В основе организации центра лежит модель многодетной семьи, что облегчает процесс интеграции выпускников в общество. Процесс адаптации в условиях семейного центра индивидуален. Она обусловлена психологическими особенностями ребенка, уровнем его физического развития и проявляется в темпе адаптации. Индивидуальный темп постинтернатной адаптации определяет срок пребывания воспитанников в семейном центре.

Эффективность данной модели проявляется в динамике таких показателей, как эмоциональный комфорт и самоорганизация (самоконтроль, самоопределение, самодетерминация). В долгосрочной перспективе можно говорить о следующих показателях успешности: соблюдение уголовной и общественной нормативности, неупотребление химических веществ, повышенная учебная мотивация, четкие семейные установки.

Другая модель постинтернатной адаптации в условиях семейного воспитания - полный патронат для старших воспитанников и выпускников детского дома.

Эта модель разрабатывается и реализуется на базе детского дома г. Камешково Владимирской области. В семьи размещаются по одному-два ребенка в возрасте 13-18 лет. Подростки попадают в них за два-три года до выхода из детского дома и остаются еще на год-два после выпуска. Процесс первичной адаптации (первый год обучения в ПТУ и колледжах) у них был эффективнее, чем у выпускников этого детского дома, воспитывавшихся в интернатной группе, по следующим показателям: снижение уровня конфликтности, расширение социальной сети взаимодействия, преобладание оптимистического настроения, стабильность академических показателей, здоровый образ жизни. Улучшение эмоционального фона, развитие чувства сопереживания, ответственности и доверия у выпускников интернатных учреждений отмечают и руководители программ, в которых присутствует семейный компонент [2].

Литература

  1. АльшанскаяЕ.Ненужные дети. [Электронный ресурс]. Режим доступа: /article.php?nid=972.

  2. Богатырева М.Б. Психологические особенности "образа Я" подростков, проживающих вне семьи: дис. канд. психол. наук. М., 2007.

  3. Захарова Е.И.,Строгалина А.И. Особенности принятия родительской позиции у матерей младенцев // Перинатальная психология и психология родительства. 2006. № 2. С. 28-38.

  4. Ладохина Л.В. Проблемы семей выпускников интернатных учреждений //Детский дом. 2007. № 2. С. 25-32.

  5. Овчарова Р.В. Психология родительства. М., 2005.

  6. Пискунова Г.В., Артымук КВ., Янко Е.В. Репродуктивные установки девочек, оставшихся без родительского попечения, воспитывающихся в детских домах и интернатах [Электронный ресурс]. Режим доступа: /document.php?id=555.

  7. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Психология сиротства. Дети без семьи. М.: Питер, 2007.

  8. Семья Г.В. Основы психологической защищенности детей, оставшихся без попечения родителей: дис. д-ра психол. наук. М., 2004.

  1. Книга С. Н. Некрасова профессора, доктора философских наук, исследователя мессианских культурных архетипов посвящена проблеме образовательной революции, захватившей взрослое население развитых стран мира в конце ХХ в.

    Книга
    Книга С.Н.Некрасова – профессора, доктора философских наук, исследователя мессианских культурных архетипов – посвящена проблеме образовательной революции, захватившей взрослое население развитых стран мира в конце ХХ в.
  2. Социологическое общество им. М. М. Ковалевского (1)

    Документ
    Роль власти в процессе переселения граждан малых и монопрофильных городов: социальный опыт и перспективы (к вопросу появления программы «Основные направления поддержки монопрофильных городов») 189
  3. Социологическое общество им. М. М. Ковалевского (2)

    Документ
    Проблема определения границ частного в межкультурной коммуникации (на примере взаимодействия представителей голландской и российской культур в рамках организации) 241
  4. 1. Данный вариант текста энциклопедии не содержит графики и табличных данных за исключением текста статей, в которых таблицы являются важной частью содержания

    Документ
    1. Данный вариант текста энциклопедии не содержит графики и табличных данных за исключением текста статей, в которых таблицы являются важной частью содержания;2.
  5. Пособие отмечено премией на конкурсе учебников по педагогике

    Конкурс
    Одобрено учебно-методическим объединением педагогических учебных заведений на базе Московского педагогического государственного университета им. В.И. Ленина.
  6. Обязательное изучение педагогики во всех высших образо­вательных учреждениях России предусмотрено учебными пла­нами. Она изучается и в системе среднего, а порой

    Документ
    Обязательное изучение педагогики во всех высших образо­вательных учреждениях России предусмотрено учебными пла­нами. Она изучается и в системе среднего, а порой и началь­ного профессионального образования сотрудников правоохра­нительных
  7. Т. В. Прохоренко Москва ■ Санкт-Петербург • Нижний Новгород ■ Воронеж Ростов-на Дону ■ Екатеринбург ■ Самара Новосибирск Киев ■ Харьков ■ Минск 2005 ббк 88. 3я7

    Документ
    Данное издание представляет собой одно из наиболее полных современных учебных пособий по психологии развития. Его несомненное достоинство заключается во внимательном рассмотрении всех этапов человеческой жизни, включая не только период
  8. Борис Прокопьевич Синюков Загадочная русская душа на фоне мировой еврейской истории Борис Синюков Загадочная русская душа на фоне мировой еврейской истории

    Документ
    Критика новохронов со ссылкой в приложение 2. Евреи, цыгане, таблица. Нет критериев надежности. Гильдебранд и Юлиан. Гильдебранд и Генрих IV. Отношение к Карамзину.
  9. Образование и наука III материалы III региональной научно-практической конференции 24 и 27 марта 2009 г. Новоуральск 2009 ббк 74+75 о 23

    Документ
    О – 2359 Образование и наука – III: Материалы III региональной научно-практической конференции «Образование и наука», Новоуральск, 24 и 27 марта 2009 г.

Другие похожие документы..