Удк 947 ббк 63. 3(2)622 Р89

УДК 947 ББК 63.3(2)622 Р89

ИНСТИТУТВОЕННОЙИСТОРИИ

МИНИСТЕРСТВАОБОРОНЫРОССИЙСКОЙФЕДЕРАЦИИ

ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКИЙЦЕНТР

ВООРУЖЕННЫХСИЛРОССИЙСКОЙФЕДЕРАЦИИ

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ АРХИВ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Редакционнаяколлегия СЕРИИСБОРНИКОВДОКУМЕНТОВ«ВЕЛИКАЯОТЕЧЕСТВЕННАЯВОЙНА 19411945 гг.»

ЗОЛОТАРЕВВ. А. (председатель), ВАРТАНОВВ. Н. (первыйзаместительпредседателя), БАРСУКОВА. И. (заместительпредседателя), МУХИНВВ. (заместительпредседателя), ЕФРЕМОВА. Д. (секретарь), БОБЫЛЕВП. H , БОГДАНОВВ. Н., ДАЙНЕСВ. О., ДВОЙНЫХЛ. В., ЗИМОНИНВ. П., ЗОЛОТУХИНГ. А., ИВАНИЦКИЙГ. M , ИВАШОВЛГ., КАЛАШНИКОВИА.. КОЗЛОВВП., КУДРЯВЦЕВИ. И., ЛУЧКИНИ. А., МАЗУРКЕВИЧР. В., МИЛО-ВАНОВВИ., МОНАКОВМС, МОСИЕНКОО. А., МУХАМЕДЖАНОВM. M., НИКИФОРОВН. И , СОКОЛОВA. M , СОКОЛОВВ. В., ТАРАСОВС. П..ЧУВАШИИС. И.

Подобщейредакцией

генерал-майораЗОЛОТАРЕВАВ. А.,

доктораисторическихнаук, профессора, академикаРАЕН

АВТОРЫ—СОСТАВИТЕЛИ

ЕФРЕМОВАД (руководитель), МУХИНВВ. (заместительруководителя), АНДРОНИКОВН. Г., ГРЕБЕНЮКВ. И., ГУРКИНВ. В , КРУГЛОВА. И., КУДРЯШОВО. Н„КУРОВН. Ф., МАТВЕЕВВ. Г.,

ОСИПОВ В. И., ПАСТУХОВ А. А., РОДИОНОВ Е. И.

ISBN 5-300-01497-4 (т. 23(121)©Издательство«ТЕРРА», 1998

ISBN 5-250-01774-6

генеральный

ШТАБ

ВГОДЫВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙВОЙНЫ

Документыиматериалы 1941 год

Предисловие

Великая Отечественная война стала тяжелым испытанием и суровой проверкой способности Генерального штаба Красной Армии выполнять свои функциональные обязанности. Начало войны показало его явную неготовность к решению сложных задач планирования военных действий и управления войсками в ходе их ведения. Положение об организации управления вооруженными силами разработано не было. Структура, место, роль и функции Генштаба в системе управления армией и флотом в ходе войны были определены в общих чертах.

С созданием Ставки Главного Командования Генеральный штаб должен был ста i ь ее основным оперативным рабочим органом. Однако в первые дни войны И. В. Сталин, недооценивая его значение в руководстве фронтами, практически не опирался на него. Он направлял ответственных работников Генштаба во фронты, чтобы помочь тем остановить быстрое продвижение противника в глубь страны. В результате крайне ослаблялся этот важный орган управления действующей армией, который в ответственный момент оказывался, по существу, предоставленным самому себе. Все важные решения принимались в самой высокой инстанции без Генштаба, а он практически осуществлял функции передаточного звена.

Справедливости ради следует подчеркнуть, чго у Верховного Главнокомандующего были основания для неудовлетворенности деятельностью Генштаба. Особенно за неполноту и несвоевременность сбора и обработки данных о положении войск противодействующих сторон. На сбор информации уходило слишком много времени, что приводило к принятию решений, которые, как правило, уже не соответствовали быстро менявшейся обстановке, и постановке войскам нереальных задач.

Становление Генерального штаба, как основного планирующего, организующего и руководящего органа Верховного Главнокомандования происходило уже в ходе войны.

Прежде всего были внесены изменения в его структуру. Постановлением ГКО № 300 от 28 июля 1941 г. из Генштаба передавались в другие органы: организационное и мобилизационное управления, управления укомплектования и устройства войск, военных сообщений, автодорожное, устройства тыла и снабжения войск, а также узел связи. Оставалось шесть управлений: оперативное, разведывательное, военно-топографическое, устройства оперативного тыла, строительства укрепленных районов, шифровальное и три отдела — военно-исторический, кадров и общий. В оперативном управлении на каждый фронт были созданы направления в составе до 10 сотрудников. Проводились и другие организационные изменения, в основном связанные с созданием войск связи РГК, поскольку отсутствие собственного узла связи отрицательно сказывалось па решении задач управления войсками.

В начале августа 1941 г. утверждается «Положение о Генеральном штабе». В соответствии с ним Генштаб определялся как центральный орган управления Наркомата обороны по подготовке и использованию Вооруженных Сил для обороны страны. Ему вменялось:

— разработка директив и приказов Ставки ВГК по оперативному использованию вооруженных сил и планов войны на театрал военных действий;

— организация » руководство деятельностью всех видов разведки;

— разработка вопросов ПВО;

— разработка планов и руководство строительством укрепленных районов;

— руководство военно-топографической службой Красной Армии и снабжением войск топографическими картами;

— руководство оперативной подготовкой всех родов войск, штабов, служб и органов тыла;

7

— организация и устройство оперативного тыла действующей армии;

— сбор и обработка материалов по изучению опыта войн и порядка его использования;

— организация и руководство шифровальной службой Красной Армии и обеспечение скрытого управления войсками.

Теперь в работе Генерального штаба центральное место стали занимать вопросы планирования, подготовки и ведения стратегических операций. Их замыслы определялись, как правило, с участием членов Ставки, начальника Генерального штаба, начальников оперативного и других ведущих управлений. Вначале готовился общий набросок плана будущей стратегической операции, в котором определялись ее цель, задачи и наиболее эффективные способы действий войск. Принятый Ставкой, он становился основой для последующей детальной разработки плана операции Генеральным штабом. Им проводилась огромная работа по доразведке противника, местности, оценке возможностей сторон, определялись направления главного и вспомогательных ударов, уточнялись потребности войск в материально-технических средствах и т. п.

После утверждения плана Генштаб оформлял директивы Ставки на проведение операций. При этом большое внимание уделялось обеспечению скрытности их подготовки. Проводился ряд мероприятий по скрытому управлению войсками и оперативной маскировке, организации взаимодействия между фронтами, видами вооруженных сил и родами войск. В войска направлялись представители Ставки и Генштаба, которые координировали их действия. Иногда, на особо важных участках фронта, Генштаб брал под свой контроль организацию взаимодействия в оперативном и даже тактическом звеньях.

За годы войны Генш габом или с его участием было разработано свыше 300 операций фронтов и групп фронтов, из которых более 50 по своему размаху и результатам можно отнести к стратегическим. В этой ответственной работе особое внимание уделялось обоснованности расчетов, реальности планов и заблаговременности их разработки.

Эффективное! ь деятельности Генштаба, его влияние на ход и исход событий на фронтах во многом зависели от оперативности ведения разведки, а также от полноты, достоверности и своевременности получения разведывательной информации. Поэтому организация и ведение разведки в годы войны занимали в работе Генштаба исключительно важное место. В начале войны эта проблема решалась с трудом. Основные причины — большой урон, нанесенный советской агентур нон разведывательной сети иактивное проведение немецким командованием мероприятий по дезинформации. К концу 1941 г. разведуправление потеряло связь с агентурой в 11 европейских странах.

Сложившееся положение требовало перестройки системы руководства разведкой. В середине февраля 1942 г. приказом H KO разведывательное управление в составе агентурного и информационно! о управлений, а также восьми самостоятельных отделов получило статус Главного. В нем было сосредоточено руководство стратегической, оперативной и войсковой разведками. Однако это не повысило эффективность разведки. В октябре 1942 г. приказом НКО Главное разведуправление выводится из состава Генштаба и подчиняется непосредственно наркому обороны. Оно стало pj ководнть только агентурной разведкой за границей и на временно оккупированной территории СССР. Этим же приказом в Генштабе создается управление войсковой разведки для координации деятельности разведотделов фронтов и армий.

В апреле 1943 г., после совещания в Ставке, было решено вновь реорганизовать центральные органы разведки. Управление войсковой разведки преобразуется в разведывательное управление Генштаба, на которое возлагалось руководство не только войсковой, но и агентурной разведками. Это незамедлило отразиться на ее результативности, что в свою очередь положительно сказалось на качестве планирования кампаний и операций, практическом проведении планов в жизнь.

С мая 1943 г. помай 1945 г. в тыл противника было заброшено свыше 1200 разведывательных групп (около 10 тыс человек) и привлечено к разведке порядка 15 тыс местных жителей. Советской разведке нередко удавалось определять общий замысел боевых действий врага, направления ударов, состав, расположение группировок его войск и резервов, время начала операций

В 1943 г. в аппарате начальника Генштаба была создана группа по обобщению и анализу сведении о противнике, поступающих от органов разведки и контрразведки НКО, НКВД, НКВМФ, главного \ правления «Смерш» и партизанских штабов. Это способствовало значительному повышению качества обработки разведданных.

Разведорганы в ходе войны занимались также вопросами организации и ведения радиопротиводействия и дезинформации противника.

8

В целом Генеральный штаб в годы войны справился с организацией разведки. Получаемые сведения о противнике по своему объему и содержанию позволяли ему, Верховному Главнокомандованию, штабам фронтов и армий принимать верные решения, в основном способствовавшие достижению успеха в ходе проведения кампаний и операции.

С окончанием войны на Западном театре военных действий объем разведывательных задач значительно сократился. В связи с этим Главное разведывательное управление Красной Армии и разведывательное управление Генерального штаба были объединены в Главное разведывательное управление, подчиненное начальнику Генштаба.

Один из важных аспектов работы Генерального штаба в годы войны — штатно-органнзаци-онная деятельность, которой непосредственно занимались управления: организационное, мобилизационное и укомплектования войск. В августе 1941 г. эти управления выводятся из Генштаба и передаются в состав вновь созданного Главного управления формирования и укомплектования войск Наркомата обороны (Главу праформа). Это было серьезной ошибкой: нарушилась оперативность решения вопросов организации войск и увязка проводимых мероприятий с обстановкой. Поэтому уже в апреле 1942 г. в Генштабе создается организационное (с 1943 г. — Главное организационное) управление, на которое возлагалась разработка предложении по различным оргмероприятиям. С этого времени вопросы, связанные с организацией войск, рассматривались только в Генеральном штабе. Разрабатывались и уточнялись штаты соединений, крупных оперативных объединений всех видов вооруженных сил н родов войск. Особенно большие организационные изменения проводились в бронетанковых и механизированных войсках, войсках связи, направленные, главным образом, на улучшение управления ими в ходе боевых действий. Совершенствовалась организационная структура ВВС и войск ПВО.

Важной функцией Генерального штаба являлся учет штатной и списочной численности, а также потерь Красной Армии.

Основным средством, с помощью которого Верховное Главнокомандование могло активно влиять на развитие операции, кампании и ход войны в целом, являлись стратегические резервы. Поэтому их созданию, подготовке, использованию и восстановлению уделялось самое пристальное внимание. В обязанности Генерального штаба входило определять общую потребность в резервах, сроки и порядок их создания. В начале войны контроль за их формированием и использованием осуществляло оперативное управление, затем отдел резервов п контроля организационного управления и, наконец, управление по оперативно-организационным мероприятиям Главного организационного управления.

При составлении планов вывода соединений и объединений в резерв Верховного Главнокомандования учитывались предстоящие задачи, причем планирование осуществлялось заблаговременно. В соответствии с этим определялись потребности в резервах различного назначения на каждом направлении. В итоге разрабатывались необходимые дирек гивы и графические планы перевозок войск по железной дороге и другими видами транспорта.

Эффективность использования находившихся в распоряжении Ставки крупных резервов во многом зависела от их своевременной, четкой и скрытной перегруппировки. Планирование и организация стратегических перегруппировок осуществлялись Генеральным штабом. В соответствии с замыслом кампании или стратегической операции им определялись количество, состав, направления перегруппировок, районы сосредоточения сил и средств. Этими вопросами занимался непосредственно отдел оперативных перевозок оперативного управления О масштабах этой работы свидетельствует осуществление беспрецедентной перегруппировки советских войск с Западного на Дальневосточный театр военных действий: 2 фронтовых, 4 армейских, 19 корпусных управлений, около 100 соединений, других сил и средств Они насчитывали более 400 тыс человек, 2100 танков, более 7 тыс орудий и минометов, более 17 тыс автомашин

Большая часть стратегических перегруппировок осу ществлялась по железной дороге. За годы войны по ней перевезено: 6 управлений фронтов, 97 общевойсковых армий, 20 танковых армий, 245 управлений стрелковых корпусов, 1234 стрелковых дивизии, 86 танковых и 42 механизированных корпусов, 75 артиллерийских дивизий (55% всех воинских перевозок). Это потребовало сформирования 244 000 эшелонов.

Важная облает ь деятельности Генерального штаба — обобщение опыта войны. Примеры положительного опыта в действиях войск собирались и анализировались специально назначенными офицерами штабов, представителями Генштаба, работавшими в действующих соединениях и объединениях. Добытый материал обобщался в военно-историческом отделе, сотрудники которого готовили на его основе директивные документы. В апреле 1942 г. в Генштабе был создан отдел (преобразованный в 1944 г. в управление) по использованию опыта воины.

  1. Москва 1999 «teppa»-«terra» москва 1999

    Документ
    ЗОЛОТАРЕВ В. А. (председатель), ЗИМОНИН В. П. (первый заместитель председателя), СЕМИН Ю. Н. (заместитель председателя), СОКОЛОВ А. М. (заместитель председателя), ГОЛУМБОВСКИЙ К.
  2. Библиографический указатель декабрь 2010 г декабрь 2011 г

    Библиографический указатель
    Рекомендательный указатель «Международные отношения» издается один раз в год научной библиотекой имени И.Г. Тюлина МГИМО (У) МИД России. Он содержит библиографическое описание законодательных материалов, статей из журналов и сборников
  3. Библиографический указатель декабря 2007 г декабрь 2008 г

    Библиографический указатель
    Библиографический указатель снабжен справочным аппаратом, включающим: указатель авторов, указатель географических названий и список источников, в которых применяется система номерных отсылок.
  4. Библиографический указатель декабрь 2005 г декабрь 2006 г (1)

    Библиографический указатель
    Рекомендательный указатель «Международные отношения» издается один раз в год Справочно-библиографическим отделом научной библиотеки МГИМО (У). Он содержит библиографическое описание законодательных материалов, статей из журналов и
  5. Библиографический указатель декабрь 2005 г декабрь 2006 г (2)

    Библиографический указатель
    Рекомендательный указатель «Международные отношения» издается один раз в год Справочно-библиографическим отделом научной библиотеки МГИМО (У). Он содержит библиографическое описание законодательных материалов, статей из журналов и
  6. Библиографический указатель декабря 2006 г декабрь 2007 г

    Библиографический указатель
    Рекомендательный указатель «Международные отношения» издается один раз в год Справочно-библиографическим отделом научной библиотеки МГИМО (У). Он содержит библиографическое описание законодательных материалов, статей из журналов, книг

Другие похожие документы..