Рабочая учебная программа по дисциплине «Древний язык» (одо, озо) для студентов специальности

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНКУЛЬТУРЫ РОССИИ

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

«УТВЕРЖДАЮ»:

Директор института сервиса и социально-культурных коммуникаций

_______________________ Акулич Е. М.

«___» _____________ 20__г.

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине «Древний язык» (ОДО, ОЗО)

для студентовспециальности 03140165 «Культурология»

(квалификация «Культуролог»)

«ПОДГОТОВЛЕНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»:

Автор работы _____________________________Бужан И. А.

«____»___________20__г.

Рассмотрено на заседании кафедры культурологии __декабря 2010 г. Протокол №__ Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению.

«РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»:

Объем _________стр.

Зав.кафедрой ______________________________Васильева Е. Н.

«____»___________ 20__ г.

Рассмотрено на заседании УМК института сервиса и социально-культурных коммуникаций

Соответствует ФГОС ВПО (СПО) и учебному плану образовательной программы.

«СОГЛАСОВАНО»:

Председатель УМК ________________________Мазенкова А. А.

«____»_____________20__ г.

«СОГЛАСОВАНО»

Директор научной библиотеки_______________Соколова Н. П.

«____»_____________20_г.

Тюмень 2011

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

РАЗДЕЛ 1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Изучение латинского языка является неотъемлемой частью образования студента, специализирующегося в области гуманитарных наук. Студенту-культурологу латинский язык важен прежде всего как письменный памятник по истории культуры различных эпох и народов. Одними из ранних письменных источников на латинском языке являлись прозаические сочинения Цицерона и Цезаря, в поэзии – Вергилия, Горация, Овидия. На латыни создавались документы по римскому праву, по истории славянских стран и России периода феодализма, труды философов античности, средневековья, эпохи Просвещения. На протяжении средневековья и в эпоху Возрождения латинский язык царил в науке и юриспруденции, на этом языке написаны важные исторические источники, в частности, труды по истории западнославянских стран и Руси, а также юридические документы. В России XVII – XVIII веков на этом языке велась дипломатическая переписка, составлялись договоры.

Латынь являлась языком науки, поэтому многие понятия обозначались и ныне обозначаются латинскими терминами, ставшими базовыми для формирования международной научной терминологической системы. В политической, научной и художественной литературе встречаются ставшие международными латинские изречения, а также условные сокращения, например s.l. (sine loco «без (обозначения) места (издания)»), a.d. (anno Domini «(дата) от рождества Христова»), a.m. (anno mundi «(дата) от сотворения мира») и прочие.

Овладение студентами навыками практической работы с текстами латинской письменности: чтение, определение грамматических форм лексики разных частей речи, способствует расширению их лингвистического мировоззрения, так как латынь – основа романских языков (испанский, итальянский, португальский, ретороманский, румынский, французский). Овладение принципами и методами перевода латинских текстов требует поиска смысловых соответствий, обращения к культурно-историческому контексту. Поэтому изучение древнего (латинского) языка формирует у студента исследовательскую культуру, расширяет культурологический кругозор.

По учебному плану на курс латинского языка на дневном отделении института отводится 200 часов (из них 86 – аудиторная нагрузка, 114 - СРС) на одну группу ОДО (за 1 и 2 курс обучения) и 200 часов (из них 24 – аудиторная нагрузка, 176 - СРС) на одну группу ОЗО-5, 5 лет (за 1 и 2 курс обучения). Для студентов ОДО в конце 1 года обучения учебным планом предусмотрен зачет, в конце 2 года обучения – экзамен. Для студентов ОЗО в конце 1 года обучения - зачет, в конце 2 года обучения – контрольная работа и экзамен.

1.1. Целью преподавания данной дисциплины является обеспечение усвоения студентами курса «Древний язык» (основы фонетики и грамматики, морфология, словообразование, синтаксис), формирование навыков языкового перевода, интерпретации текстов древнего (латинского) языка, знакомство с историей и культурой Античности и Древнего Рима, с его основными письменными памятниками.

1.2.Задачи изучения дисциплины.

Основными задачамикурса «Древний язык» являются: освоение фонетики и базовой грамматики латинского языка, изучение особенностей истории и культуры Древнего Рима, связанных с письменными памятниками и отраженных в языке. Курс древнего (латинского) языка призван выработать у студентов навыки историко-культурологического анализа иноязычного источника.

Место дисциплины в учебном процессе. Изучение студентами латинского языка, а также культуры эпохи латинского языка на 1 и 2 году обучения расширит объем знаний при изучении дисциплины «Культура повседневности», предметом которой является изучение особенностей жизни древних обществ, античного мира, европейского средневековья, Нового времени. Знакомство с оригинальными сочинениями римских ораторов в курсе латинского языка позволить углубить знания о культурно-историческом генезисе искусства риторики при изучении дисциплины «Риторика».

По государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования по направлению дисциплина включена в цикл: общепрофессиональные дисциплины (ОПД), компонент: федеральный.

Требования ГОС. Основные дидактические единицы дисциплины: основы фонетики и грамматики; принципы и методы перевода, поиска смысловых соответствий и толкования текстов; практическая работа с текстами источников, их перевод, интерпретация и культурно-исторический анализ.

1.3. Профессиональные умения и навыки, формируемые в процессе изучения дисциплины.

В результате изучения курса студент должен знать алфавит, правила чтения, основные грамматические категории морфологического, синтаксического и лексического строя латинского языка; принципы латинского словообразования, парадигмы именного склонения и глагольного спряжения; основные культурные и языковые вехи истории Античности и Древнего Рима.

В соответствии с целевыми установками студенты должны приобрести твердые знания основ латинской грамматики, прочно закрепить в памяти определенный лексический запас (выучить не менее 350 непроизводных слов). Грамматический и лексический минимум нужен для освоения общепринятых международных латинских выражений.

Студент должен иметь представления о закономерностях развития культуры и истории Древнего Рима, о латинских авторах и основных письменных памятниках.

Студент должен иметь практические навыкиграмматического комментирования явлений латинского языка, разбора и перевода латинских текстов, в том числе и оригинальных.

РАЗДЕЛ 2. Тематический план изучения дисциплины

2.1. Тематический план дисциплины для студентов ОДО

Наименование тем занятий

Практ.

занятия

СРС

Формы контроля

I курс, I семестр

1. Основы фонетики и грамматики.

1.1.

Краткие сведения из истории латинского языка. Латинский алфавит и его происхождение.

2

4

Опрос по определениям

1.2.

Морфология. Имя существительное. I склонение существительных.

2

2

Тестирование по правилам чтения

1.3.

Глагол. Глагольные основы и типы спряжения.

2

2

Письменное задание

1.4.

Формы глагола. Praesens indicativi activi. Глагол «esse». Повелительное наклонение (Imperativus). Сочинительные и подчинительные союзы.

2

4

Письменное задание

1.5.

Имя существительное. II склонение существительных. Прилагательные I и II склонения. Притяжательные местоимения.

2

2

Письменное задание. Тестирование по лексике.

1.6.

Синтаксис. Структура простого предложения и методика его перевода.

2

2

Перевод текста

1.7.

Местоимение в латинском языке. Местоименные прилагательные.

2

4

Ответ на теоретический вопрос. Письменное задание.

1.8.

Формы Imperfectum и Plusquamperfectum indicativi activi. Futurum II (secundum) в латинском языке. Предлоги. Приставки, происходящие из предлогов.

2

4

Письменное задание.

Тестирование по лексике.

1.9.

Futurum I (primum) active. Futurum I active. Active глагола esse. Imperativus futuri. Imperativus futuri глагола esse.

2

4

Контрольная

Работа.

Итого:

18

28

I курс, II семестр

2. Основы грамматики. Принципы и методы перевода.

2.1.

Страдательный залог времен системы инфекта. Страдательный оборот. Двойной винительный и именительный падеж (Accusativus и Nominativus duplex).

4

4

Перевод текста.

2.2.

III склонение существительных. Функции родительного падежа.

4

6

Письменное задание.

2.3.

Прилагательные третьего склонения. Причастие. Participium praesentis activi. Функции дательного падежа.

4

4

Тестирование по теме.

Перевод текста

2.4.

Существительные IV. Функции аблятива.

2

4

Тестирование по теме. Тестирование по лексике.

2.5.

Существительные V склонения. Функции аблятива.

2

4

Контрольная

работа.

Итого:

16

22

II курс, III семестр

2.6.

Времена системы перфекта действительного залога. Причастие. Participium perfecti passivi.

4

6

Тестирование по теме. Перевод текста.

2.7.

Глаголы, производные от «esse».Отложительные и полуотложительные глаголы.

2

2

Опрос по теме.

2.8.

Числительные (numeralia) в латинском языке.

2

4

Тестирование по лексике.

2.9.

Времена системы перфекта страдательного залога.

4

6

Перевод текста.

2.10.

Степени сравнения прилагательных.

2

4

Письменное

задание.

2.11.

Наречия в латинском языке.

2

4

Письменное

задание.

2.12.

Инфинитивные конструкции: accusativus cum Infinitive, nominativus cum Infinitive. Ablativus absolutus.

2

4

Контрольная

работа.

Итого:

18

30

II курс, IV семестр

3. Практическая работа с текстами источников. Их интерпретация и культурно-исторический анализ.

3.1.

герундий и герундив.

2

2

опрос по теме.

3.2.

конъюктив во временах системы инфекта. конъюктив в независимом предложении.

4

4

опрос по теме.

3.3.

конъюктив во временах системы перфекта. конъюктив в придаточном предложении.

4

4

перевод

текста.

3.4.

неправильные глаголы.

2

2

опрос по теме.

3.5.

придаточные предложения цели, следствия, дополнительные.

2

2

перевод

текста.

3.6.

придаточные предложения причины, времени, уступительные.

2

2

перевод

текста.

3.7.

условные предложения.

4

4

опрос по теме.

3.8

косвенная речь.

2

2

тестирование по лексике.

3.9.

Особенности римского стихосложения. грамматический разбор и перевод поэтических произведений.

6

6

перевод

текста.

3.10.

грамматический разбор и перевод прозаических текстов.

6

6

перевод

текста

итого:

34

34

всего часов

86

114

  1. Рабочая учебная программа по дисциплине «Классические языки» (одо, озо) для студентов специальности

    Рабочая учебная программа
    Изучение латинского языка является неотъемлемой частью образования студента, специализирующегося в области гуманитарных наук. Студенту-искусствоведу латинский язык важен как письменный памятник по истории культуры различных эпох и народов.
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Русский язык и культура речи» для студентов фиид

    Учебно-методический комплекс
    Данный учебно-методический комплекс адресован студентам гуманитарных и технических факультетов, изучающих русский язык и культуру речи, а также преподавателям высших учебных заведений.
  3. Методические указания и практикум по дисциплине “Русский язык и культура речи” для студентов всех специальностей и направлений Кемерово 2010

    Методические указания
    Орфоэпия – совокупность правил нормативного литературного произношения. Орфоэпические нормы включают нормы произношения звуков и нормы ударения (акцентологические нормы).
  4. Программа дисциплины «Русский язык и культура речи» для студентов, обучающихся по неязыковым специальностям Факультет иностранных языков

    Программа дисциплины
    Факультет физики и информатики 050202.65 – Информатика, 050502.65 – Технология и предпринимательство, 050203.65 – Физика, 050500.62 – Технологическое образование (Бакалавриат)
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине «история политических и правовых учений» (для студентов дневного отделения)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине «История политических и правовых учений» разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для студентов дневного отделения,
  6. Учебно-методический комплекс по дисциплине «история политических и правовых учений» (для студентов заочного отделения и второго высшего образования)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине «История политических и правовых учений» разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для студентов, обучающихся
  7. Учебно-методический комплекс по дисциплине дс. 03 «Страноведение и международный туризм» Для специальности 020401 География

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине «Страноведение и международный туризм» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «Страноведение
  8. Учебно-методический комплекс по дисциплине дс. 07 «Территориально-рекреационные системы Северного Кавказа» Для специальности 020401 География

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине «Территориально-рекреационные системы Северного Кавказа» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности
  9. Учебно-методический комплекс по дисциплине дс. 07 «Территориально-рекреационные системы Северного Кавказа» Для специальности 020401 – География

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине «Территориально-рекреационные системы Северного Кавказа» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности

Другие похожие документы..