Кафедра русской и зарубежной литературы учебно-методический комплекс по дисциплине «История русской литературы»
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«СТЕРЛИТАМАКСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ»
им. Зайнаб Биишевой
Филологический факультет
Кафедра русской и зарубежной литературы
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
по дисциплине
«История русской литературы»
Учебно-методический комплекс Составители:
обсужден и утвержден к.ф.н., доц. Радь Э.А.,
на заседании кафедры к.ф.н., доц. Таракин П.М.,
«22» 10 2008 г. к.ф.н., ст. преп. Молодкина О.В.,
к.ф.н., доц. Ибатуллина Г.М.,
д. ф.н., проф. Беглов В.А.,
к.ф.н., ст. преп. Буксман Ю.А.,
асс. Карпова О.М.
Заведующий кафедрой _______________профессор И.Е. Карпухин
Стерлитамак 2008-09
ОГЛАВЛЕНИЕ
Выписка из государственного образовательного стандарта…………………………3
Учебная программа………………………………………………………………..……3
2.1 Введение………………………………………………………………………..……3
2.2 Объем дисциплины и виды учебной работы……………………………………....4
2.3 Содержание дисциплины………………………………..………………………….4
2.4.Методические рекомендации по организации изучения дисциплины……………………………………………………………………………………37
2.5 Учебно-методическое обеспечение дисциплины………………………………..37
Рабочие программы (древнерусская литература, история русской литературы 18 в., история русской литературы 19 в. -1, П, Ш, 1У четверти)
Цели изучения дисциплины, соотнесенные с общими целями образовательной программы, имеющие междисциплинарный характер и связанные с задачами Содержание дисциплины, структурированное по видам учебных занятий с указанием их объемов…………………….
Учебно-методическое обеспечение дисциплины: перечень основной и дополнительной литературы, методические рекомендации (материалы) преподавателю (средства, методы обучения, способы учебной деятельности и т.д.) и методические указания студентам (рекомендуемый режим и характер различных видов учебной работы, выполнение самостоятельной работы, курсовых работ и т.д.).
Материалы, устанавливающие содержание и порядок промежуточных и итоговых аттестаций (в соответствии с требованиями к итоговой аттестации, установленными образовательными стандартами ВПО). Контрольные задания по проверке остаточных знаний студентов……………………………………………………………..…..57
Тексты (конспекты) лекций………………………………………………………….320
Электронный носитель с текстами (конспектами) лекций.
1. Выписка из государственного образовательного стандарта
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Специальность 032900 Русский язык и литература
Квалификация учитель русского языка и литературы
Вводится в действие с момента переутверждения вместо
ранее утвержденного (14.04.2000 г., 367пед/сп)
Стандарт соответствует требованиям федеральных законов Российской Федерации: «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (с учетом новых поправок, предложенных Минобрнауки России).
ДПП.Ф.12 | История русской литературы Древнерусская литература: периодизация, основные жанры, поэтика. Русская литература XVIII в. Барокко. Классицизм. Реформа стихосложения, эволюция жанров и стилей. Сентиментализм. Русская литература XIX в. Романтизм. Реализм. Классический русский роман. Лирика. Драматургия и театр. Русская литература рубежа XIX - XX вв. Основные направления, поиски в области художественной формы (проза, драматургия, поэзия). Феномен русского декаданса и его вклад в историю русского искусства. Понятие культуры и литературы “серебряного века”. Многообразие творческих индивидуальностей. Русская литература ХХ в.: периодизация; социально-культурные, идеологические и типологические черты эволюции литературы, формирование новой эстетики, художественные открытия. Проблема художественных методов. Стилевые направления. Особенности поэтики. Творчество крупнейших писателей, анализ основных произведений. Проблема индивидуального художественного стиля. Взаимодействие русской и всемирной литературы. История русской литературной критики Проблемы специфики. Периодизация. Типологические и индивидуальные характеристики. | 854 |
2. Учебная программа дисциплины ИСТОРИЯ РУССКОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ рекомендуется Министерством образования и науки Российской Федерации для специальности 032900 – Русский язык и литература
2.1. Введение
Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 032900 Русский язык и литература.
Программа одобрена на заседании Учебно-методической комиссии по русскому языку и литературе УМО по специальностям педагогического образования от 28.06.04 г., протокол № 6
Председатель Совета УМО
по специальностям
педагогического образования
член-корр. РАН, академик РАО В.Л. Матросов
СОГЛАСОВАНО:
Зам. начальника отдела
педагогического образования
и образовательных технологий Н.Л. Гунявина
Сотрудник, курирующий направление,
ведущий специалист отдела
педагогического образования
и образовательных технологий С.В. Васильева
2.2. Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Всего часов | Семестры |
Общая трудоемкость | 782 | 2-10 |
Аудиторные занятия | 391 | |
Лекции | Х | |
Практические занятия (семинары) | Х | |
Лабораторные работы | -- | |
Самостоятельная работа | 391 | |
Курсовые работы/рефераты | Х | |
Вид итогового контроля | экзамен |
2.3.Содержание дисциплины
№ п/п | Тематический план | Л | ПЗ/С | ЛР | ||||||||||||
Древнерусская литература | ||||||||||||||||
1 | Научные отрасли, помогающие пониманию древнерусской литературы. Общее источниковедение. Текстология и история произведений | |||||||||||||||
2 | Проблема периодизации древнерусской литературы | |||||||||||||||
3 | Древнерусская словесность как особый тип литературы («Средневековая литература») | |||||||||||||||
4 | Литература Киевской руси | |||||||||||||||
5 | Митрополит Илларион и его творения | |||||||||||||||
6 | Писательское мастерство Владимира Мономаха | |||||||||||||||
7 | Житийная литература | |||||||||||||||
8 | Паломническая литература | |||||||||||||||
9 | «Слово о полку Игореве» и эпос. «Слово» и стиль монументального историзма. Богатство образно-словесной символики произведения | |||||||||||||||
10 | Переводные произведения. Своды естественнонаучных и этических сведений в «Шестодневе» Иоанна, «Физиологе» и «Пчеле» | |||||||||||||||
11 | Литература средневековой феодальной раздробленности Руси XIII – XIV вв. «Житие Александра Невского», «Моление Даниила Заточника» | |||||||||||||||
12 | Литература периода объединения северо-восточной Руси и образования русского централизованного государства. (XIV-XVI) | |||||||||||||||
13 | Литература, возникшая преимущественно на Московской почве. «Задонщина» Житийная литература конца XIV-XV вв. «Житие Сергия Радонежского» | |||||||||||||||
14 | Московское летописание | |||||||||||||||
15 | «Ходение за три моря» Афанасия Никитина. Маршрут небывалого путешествия | |||||||||||||||
16 | Литература с преобладающими областническими тенденциями (Новгородская, Тверская, Смоленская. Псковская) | |||||||||||||||
17 | Литература периода укрепления русского централизованного государства (XVI-XVII). «Великие Четьи Минеи» митрополита Макария, «Степенная книга». «Домострой» | |||||||||||||||
18 | Послания и другие сочинения Ивана Грозного. Зарубежное творчество князя Андрея Михайловича Курбского | |||||||||||||||
19 | «Повесть о Петре и Февронии» как шедевр литературы | |||||||||||||||
20 | Литература XVII в. Стихотворная «Повесть о Горе и Злосчастии» – одно из вершинных произведений древнерусской литературы. Методы типизации в повести. Повесть о Савве Грудцыне как зачаток русского романа | |||||||||||||||
21 | Сатирическая литература. «Повесть о Ерше Ершовиче». «Повесть о Шемякином суде» | |||||||||||||||
22 | Переводы и переработки западной повести | |||||||||||||||
23 | Проблема русского барокко. Поэтика барокко. Формирование «светской» художественной литературы нового типа | |||||||||||||||
24 | Симеон Полоцкий и его литературное творчество | |||||||||||||||
25 | Художественное новаторство Аввакума-прозаика, его психологизм | |||||||||||||||
26 | Старообрядческая литература XVII века. Художественные открытия русской средневековой литературы. Метод (религиозный символизм) и стиль древнерусской литературы. Достижения русской мидиевистики | |||||||||||||||
Русская литература XVIII в. | ||||||||||||||||
1 | Русская литература XVIII века как явление переходной культурно-исторической эпохи | |||||||||||||||
2 | Жанр «путешествий» и связь его развития с процессом «европеизации» политической и общественной жизни России. «Путешествие стольника П. А. Толстого по Европе» «Гистория о российском матросе Василии Кориотском» как авантюрно-беллетристический вариант произведения «путевой» литературы | |||||||||||||||
3 | «Повесть о Фроле Скобееве». Традиция плутовского романа | |||||||||||||||
4 | Органическая связь литературы первых десятилетий века с литературой второй половины XVII столетия. Стиль барокко | |||||||||||||||
5 | Жизненный и творческий путь Феофана Прокоповича | |||||||||||||||
б | Жизненный и творческий путь князя Антиоха Дмитриевича Кантемира. Сатиры как жанр в его творчестве | |||||||||||||||
7 | Проблема барокко и классицизма в русской литературе XVIII века | |||||||||||||||
8 | В. К. Тредиаковский, М.В. Ломоносов, А.П. Сумароков – три крупнейших поэта-современника. Их литературное соперничество. Книга «Три оды парафрастические, чрез трех стихотворцев составленные» (1743) | |||||||||||||||
9 | Поэтическое творчество и филологическая работа В. К. Тредиаковского | |||||||||||||||
10 | Стихотворное творчество Ломоносова-поэта по новым силлабо-тоническим принципам - основной его вклад в реформу русского стихосложения | |||||||||||||||
11 | Многообразие литературной деятельности Сумарокова: знаменитый драматург и энергичный театральный деятель, лирик и сатирик. Сумароков как теоретик классицизма | |||||||||||||||
12 | Херасков-драматург. Литературная техника «стихотворной прозы» | |||||||||||||||
13 | Поэты кружка Хераскова. Поэтические эксперименты Ржевского (фигурные стихи, перевертени и т.п., опыты со строфикой и ритмикой, их влияние на технику русских поэтов) | |||||||||||||||
14 | Творчество В. И. Майкова. Ирония в стиле его произведений различных жанров | |||||||||||||||
15 | Творческий путь И.Ф. Богдановича. Его «легкий слог», сюжетное мастерство, влияние на развитие русской литературы | |||||||||||||||
16 | «Мещанский» сентиментализм в прозе и драматургии | |||||||||||||||
17 | Жизненный и творческий путь А.Н. Радищева. «Путешествие из Петербурга в Москву», его общественно-историческое значение и его воздействие на русскую литературу XIX века | |||||||||||||||
18 | Просветительская деятельность Н.И. Новикова | |||||||||||||||
19 | Место В. П. Петрова в русской литературе XVIII века как яркого лирика | |||||||||||||||
20 | Жизненный и творческий путь Г. Р. Державина. Теоретические воззрения Державина на литературу. Традиции Г. Р. Державина в русской литературе последующих эпох | |||||||||||||||
21 | Поэты кружка Державина – В. В. Капнист. Н.А. Львов, И. И. Хемницер | |||||||||||||||
22 | Драматургия Д. И. Фонвизина. Стихи и проза. Письма из Италии к сестре как яркий образец прозы XVIII в. | |||||||||||||||
23 | Поэтическое творчество Е.И. Кострова | |||||||||||||||
24 | Драматурги последней четверти XVIII века (В. В. Капнист, Я. Б. Княжнин, М.И. Попов, А.А. Аблесимов, Н.П. Николаев и др.) | |||||||||||||||
25 | Жанр басни в поэзии XVIII века и творчество И. А. Крылова | |||||||||||||||
26 | Сентиментализм («сентиментальный романтизм») в русской словесности | |||||||||||||||
27 | Творчество Н.М. Карамзина. Его роль в развитии русской литературы. Итоги развития русской литературы XVIII в. | |||||||||||||||
Русская литература XIX в. | ||||||||||||||||
1 | Культурно-исторические процессы грани XVIII-XIX веков. Журналы 1800-1810-х годов | |||||||||||||||
2 | Творчество В. Т. Нарежного. Драматургия В. А. Озерова | |||||||||||||||
3 | Эволюция русского сентиментализма. Полемика вокруг вопросов языка в стиле. «Дружина славян» и писатели-карамзинисты. «Трудный слог» и «легкая поэзия» | |||||||||||||||
4 | Поэзия С. С. Боброва | |||||||||||||||
5 | Поэзия С. А. Ширинского-Шихматова | |||||||||||||||
6 | Личность и деятельность А.С. Шишкова. «Беседа любителей русского слова» и «Арзамас» | |||||||||||||||
7 | Значение победы в Отечественной войне 1812 года и в заграничном походе русской армии (1813-1814) для развития национального самосознания русского народа | |||||||||||||||
8 | Творчество писателей-декабристов | |||||||||||||||
9 | Возникновение русского романтизма (В.А. Жуковский, К.Н. Батюшков). | |||||||||||||||
10 | Новаторство Жуковского в разработке художественных средств лирического психологизма («Невыразимое», «Певец», «Море») Переводы Жуковского. Жуковский-критик | |||||||||||||||
11 | Жизненный и творческий путь К.Н. Батюшкова | |||||||||||||||
12 | И.А. Крылов – баснописец и комедиограф. Значение творчества Крылова в русской литературе первой трети века | |||||||||||||||
13 | Литературные взгляды А.С. Грибоедова. Художественно-образный смысл синтаксического строя комедии «Горе от ума». Стих «Горя от ума». Проблема творческой истории комедии | |||||||||||||||
14 | А.С. Пушкин – классик русской литературы Периодизация творчества. Пушкин – лирик. Поэмы и роман в стихах «Евгений Онегин». Проза Пушкина. Открытия Пушкина в драматических жанрах. Пушкин критик и публицист. Пушкинская линия в русской поэзии | |||||||||||||||
15 | Творчество поэтов «пушкинской плеяды» | |||||||||||||||
16 | Проза 1820-30-х годов. Творчество князя В.Ф. Одоевского | |||||||||||||||
17 | Жизненный и творческий путь Н.В. Гоголя. Мастерство Гоголя комедиографа. Гоголь т- прозаик. Стиль поэмы «Мертвые души» | |||||||||||||||
18 | Жизненный и творческий путь М.Ю. Лермонтова. Эволюция Лермонтова от романтизма к реализму. Лермонтов – лирик и автор поэм. Драма «Маскарад». Новаторство Лермонтова в романе «Герой нашего времени» | |||||||||||||||
19 | Песенное «народно-подражательное» начало в творчестве Ф.Н. Слепушкина Е.И. Алипанова, Н.Г. Цыганова. Демократические тенденции в развитии русской литературы | |||||||||||||||
20 | Место А. В. Кольцова в русской поэзии | |||||||||||||||
21 | «Неистовый романтизм» в литературе 1830-х годов | |||||||||||||||
22 | 1840-е годы («десятилетие прозаиков») как особый период послепушкинского литературного развития | |||||||||||||||
23 | Русская «натуральная школа» и западный натурализм. В. Г. Белинский как теоретик «натуральной школы». Жанр «Физиологического очерка» | |||||||||||||||
24 | Художественная проза 1840-х гг. А.И. Герцена. «Былое и думы» (1852-1867), особенности жанра. Художественное и документально-автобиографическое в произведении | |||||||||||||||
25 | И.А. Гончаров – прозаик и критик. Романное творчество писателя | |||||||||||||||
Творческое наследие и стиль Аксакова | ||||||||||||||||
26 | И. С. Тургенев как поэт-лирик, автор повествовательных сюжетных поэм, прозаик. Повести и романы Тургенева. Герой. Конфликт. Слог. Тургенев как «поэт в стихах» и как «поэт в прозе» | |||||||||||||||
Проза С. Т. Аксакова | ||||||||||||||||
27 | Творчество А.Ф. Писемского – прозаика и драматурга. «Антинигилистический» роман «Взбаламученное море» (1863). Смысловая взаимопроекция названия и структуры произведения. Его образная система | |||||||||||||||
28 | Художественное творчество Н.Г. Чернышевского. Роман «Что делать?» и влияние на русское общество второй половины XIX- начала XX вв. | |||||||||||||||
29 | Русский «антинигилистический роман» 1860-начала 1880-х гг. Его основные представители | |||||||||||||||
30 | Ф.И. Тютчев – лирик | |||||||||||||||
31 | А. А. Фет – лирик, публицист, переводчик Шопенгауэра | |||||||||||||||
32 | Творчество А.А. Григорьева – поэта и критика | |||||||||||||||
33 | Творчество Я. П. Полонского – поэта и прозаика | |||||||||||||||
34 | Творчество графа А.К. Толстого – поэта, прозаика и драматурга | |||||||||||||||
35 | А.Н. Островский – драматург. Периодизация творчества. Стиль драмы. Герой. Конфликт | |||||||||||||||
36 | Н.А. Некрасов – великий русский поэт, редактор журнала «Современник». Реформатор поэтической речи. Лирика и поэмы. Проблематика и стиль | |||||||||||||||
37 | К. К. Павлова – поэт, выдающаяся переводчица, знакомившая Западную Европу с лирикой Пушкина, Языкова, Хомякова. Возрождение символистами серебряного века интереса к творчеству Павловой | |||||||||||||||
38 | Творчество М.Е. Салтыкова (Николая Щедрина) прозаика, критика и публициста. Стиль сказок. Роман «История одного города» (1870) как шедевр русской сатиры. Роман «Господа Головлевы» | |||||||||||||||
39 | Творческий путь Г. И. Успенского | |||||||||||||||
40 | Ф.М. Достоевский – прозаик, публицист. Периодизация творчества. Повести Достоевского. Романное творчество. Психологизм Достоевского. Роман-эпопея «Братья Карамазовы». Место Достоевского в истории русской и мировой литературы | |||||||||||||||
41 | Л.Н. Толстой. Открытия писателя в прозаических жанрах. Периодизация творчества. Стиль романа Л.Н. Толстого. Драмы Толстого. История глазами писателя. Роман-эпопея. Особенности толстовского реализма. Толстой и его эпоха | |||||||||||||||
Носитель (1)
ДокументКомплекс “1С: Репетитор. Русский язык” предлагает обучение всем разделам курса “Русский язык”. Адресован всем абитуриентам, которым предстоит письменный экзамен, а поступающим на филологические факультеты поможет подготовиться и кКафедра русской и зарубежной литературы учебно-методический комплекс по дисциплине «История русской литературы» (1)
Учебно-методический комплексУчебно-методическое обеспечение дисциплины: перечень основной и дополнительной литературы, методические рекомендации (материалы) преподавателю (средства, методы обучения, способы учебной деятельности и т.Учебно-методический комплекс по дисциплине «История русской литературы XIX века Iполовина» для студентов 2 курсов бр до учебно-методический комплекс Составитель: к ф. н (1)
Учебно-методический комплексАктуальность дисциплины: Русская литература ХIХ века представляет собой важнейший период в русском литературном процессе, можно утверждать, кульминацию в развитии русской литературы в целом.Учебно-методический комплекс по дисциплине «История русской литературы XIX века Iполовина» для студентов 2 курсов бр до учебно-методический комплекс Составитель: к ф. н (2)
Учебно-методический комплексВ основу настоящей программы положены типовые программы для педагогических вузов: Программы пединститутов. Русская литература XIX века. Для специальности № 2101 «Русский язык и литература» с доп.Учебно-методический комплекс по дисциплине история русской литературы XI (1)
Учебно-методический комплексСреди дисциплин, предусмотренных по специальности «050302 Родной язык и литература; Русский язык и литература», история русской литературы входит в цикл предметной подготовки.Учебно-методический комплекс по дисциплине история русской литературы XI (2)
Учебно-методический комплексРусская литература XI – XVIII веков рассматривается как целостный историко-литературный процесс, в котором традиционно выделяется несколько этапов, обусловленных логикой и особенностями литературного развития.Учебно-методический комплекс по дисциплине «история русской литературы» для специальностей: 05030101 Русский язык и литература
Учебно-методический комплексРусская литература рубежа XIX – ХХ вв. Основные направления, поиски в области художественной формы (проза, драматургия, поэзия). Феномен русского декаданса и его вклад в историю русского искусства.Учебно-методический комплекс по дисциплине: «история русской литературы XX века ( 2 / 3 )» для 4 курса бр до учебно-методический комплекс Составитель: к ф. н
Учебно-методический комплексВ данном разделе содержится описание блока историко-литературных курсов, преподаваемых студентам башкирско-русского отделения. Среди дисциплин, предусмотренных по специальности «050302 Родной язык и литература; Русский язык и литература»,Учебно-методический комплекс по дисциплине: «история русской литературы XX века ( 3 / 3 )» для 5 курса бр до учебно-методический комплекс Составитель: к ф. н (1)
Учебно-методический комплексВ данном разделе содержится описание блока историко-литературных курсов, преподаваемых студентам башкирско-русского отделения. Среди дисциплин, предусмотренных по специальности «050302 Родной язык и литература; Русский язык и литература»,