Вопросы к экзамену по направлению подготовки бакалавров 050300 «Филологическое образование» Литература

17. Современное содержание понятия «Серебряный век». Поэзия серебряного века: родство художественных исканий различных творческих направлений

Сущность определения «Серебряный век русской поэзии», данного Н.Оцупом. Понятие «русский культурный Ренессанс», введенное Н.Бердяевым. Философская, эстетическая атмосфера возникновения искусства Серебряного века. Яркий всплеск «русской талантливости» в различных сферах искусства.

Расцвет поэзии. Сущность модернизма, его глубокое отличие от декаданса. История модернизма в России – совокупная деятельность нескольких литературных поколений. Объединяющая идея – стремление создания нового искусства, преображающего мир.

Символизм. Значение философии и поэзии Вл.Соловьева. «Старшие» и «младшие» участники течения. Стремление открыть «незримую», «живую сущность» явлений, создать жизнетворящее искусство. Философия и теория символизма в работах Д.Мережковского, К.Бальмонта. Разнообразие творческих индивидуальностей. Поэзия А.Блока, К.Бальмонта, В.Брюсова.

Акмеизм. Эстетическая программа. Декларации Н.Гумилева, С.Городецкого. Особенности образной системы акмеистов. Отличие программы акмеизма от символизма и преемственная связь с ним: влечение к всесовершенству, смелое соотношение конечного и беспредельного, мотивы слияния лирического героя с родиной, творчески окрашенный поиск Истины и Красоты, историческая «русская тема». Поэзия Н.Гумилева, А.Ахматовой и др.

Футуризм. Декларации течения. Эпатирующий смысл программы. Пояснение В.Маяковским подлинных устремлений футуристов. Сущность понятия «будетляне», цель и характер творческого дерзания, причины преобразования поэтического языка. разнообразие творческих индивидуальностей. Мятежный дух ранней лирики В.Маяковского, своеобразие мифологического мышления В.Хлебникова.

Поэтическое творчество М.Цветаевой, М.Волошина, И.Северянина в культурном пространстве Серебряного века.

Литература.

  1. Лотман Ю. Анализ поэтического текста. – Л., 1972.

  2. Поспелов Г.Лирика. – М., 1976.

  3. Смирнова Л. Русская литература конца ХIХ – начала ХХ века: Учебник для студентов пед.ин-тов и ун-тов. – М., 2001.

  4. Смирнова Л. Золотой сон души: о русской поэзии рубежа ХIХ-ХХ вв. – М., 2009.

18. Проза Серебряного века: новый облик реализма.

Необходимость восприятия русской литературы ХХ века как полифонического единства. Введение русской культуры Серебряного века в органическое русло отечественных традиций.

Проблема судеб русского реализма. Концепция литературного процесса в Росси К.Леонтьева. Естественный процесс рождения новых форм художественного диалога с миром. Д.Лихачев о реализме как самообновляющемся направлении. Ускорение процессов «самообновления» реализма в прозе Серебряного века.

Стремление к синтезу, творческое взаимодействие реализма с другими типами художественного сознания – романтизмом, символизмом, импрессионизмом, экспрессионизмом.

Активизация авторского начала повествования: расширение границ художественного времени и пространства, оттеснение плана изображения (событий, отношений) планом авторских впечатлений, раздумий. Повышение роли подтекстово-ассоциативного слоя текста, символизации внефабульной сферы, придающей емкость лаконичной художественной форме. Рождение миросозерцания, воспринимающего жизнь во всеединстве ее сложных взаимосвязей, космизм художественного сознания писателей, поиск Истины в религиозной сфере.

Многообразие творческих индивидуальностей.

И.Бунин. Лиро-эпическая проза Бунина 1900-х годов: символико-импрессионистическое воплощение драматического «рубежного» мироощущения. Философское постижение жизни через индивидуально-личностное осмысление прекрасного. Судьбы России в прозе 1910-х годов: трагическая концепция бытия, апеллчция к его древним национально-историческим основам. Планетарность мышления Бунина, глубина осмысления проблем мировой цивилизации, провидческое начало. Неореалистический характер поэтики: усложненная ассоциативность композиции, многомерная символика, интонированная цветопись, экспрессивная окрашенность деталей.

М.Горький. Традиции «чеховского реализма, «одухотворенного до символа», в прозе М.Горького. Новаторский характер горьковского психологизма (глубокая соотнесенность человека и внешнего мира); неореалистическая поэтика в прозе 1910-х годов. Проблема красоты, всеохватность восприятия «живой жизни».

А.Куприн. Стремление воплотить «бесконечную благодарность сердца за радость существования», воспевание красоты «естественного человека». Мотив всепобеждающего искусства. Проблема нравственных исканий личности в конфликте с окружающей средой. Утонченность психологических коллизий, роль образов-символов, глубина «подтекстовых» обобщений.

Б.Зайцев. Светоносность зайцевской импрессионистической лирики в прозе. Философия жизни и смерти в соотнесении с представлением о целесообразности бытия. Идея созерцания как активная форма постижения сущего. Поэтизация неповторимых мгновений жизни, соизмеримость их с вечными ценностями. Овладение формами психологизма чеховского типа. Философия «путничества» в прозе писателя.

И.Шмелев. Сказовый характер прозы. Обогащение реалистического письма виртуозной лейтмотивностью, цветописной образностью. Символико-экспрессивная доминанта произведений, раскрывающая проблему «человек и природа». Художественное воплощение религиозно-философского поиска Истины; рождение «духовного реализма».

Л.Андреев. Стремление к интенсивному укрупнению образов, мыслей, настроений, сгущению, абстрагированию сущности явлений – своеобразие андреевского «экспрессионизма». Символизация драматических наблюдений. Выразительность новой повествовательной формы, экспрессия деталей, красок, слова. Гуманистические акценты, мечта о гармонизации человека и мира.

Литература.

  1. Захарова В.Т.Импрессионистические тенденции в русской прозе начала ХХ века: Учебное пособие. – М., 1993.

  2. Захарова В.Т., Комышкова Т.П. Неореализм в русской прозе ХХ века: типология в аспекте исторической поэтики. Учебное пособие. – НГПУ, 2008.

  3. Захарова В.Т. Проза М.Горького Серебряного века. – Нижний Новгород, 2008.

  4. История русской литературы: ХХ век: Серебряный век / Под ред. Ж.Нива и др. – М., 1995.

  5. Михеичева Е.А. Жанр философского рассказа в русской литературе рубежа ХIХ-ХХ веков. – Орел, 2008.

  6. Ничипоров И.Б. «Поэзия темна, в словах невыразима…». Творчество И.А.Бунина и модернизм. – М., 2003.

  7. Смирнова Л.А. Русская литература конца ХIХ – начала ХХ века: Учебник для студентов пед. ин-тов и ун-тов. – М., 2002.

19. Этапы русской литературной эмиграции. Художественные открытия в прозе.

Методологические принципы изучения литературы русской эмиграции. Г.Струве о русской зарубежной литературе.

Три «волны» эмиграции: основной «именной состав». Наиболее крупные центры сосредоточения. Париж – столица русской эмиграции. Основные печатные органы, издательства.

Поэзия «первой волны». «География», «палитра имен», Миссия «посланничества» в мироощущении поэтов. Разнообразие ярких творческих индивидуальностей. Лирика Ив. Бунина: классичность, верность традициям, высокое мастерство. Стремление объяснить мир меркой вечности. Лирика К.Бальмонта: трагизм восприятия эмигрантского существования, формальные достоинства его произведений. Лирика М.Цветаевой: «вихревая вдохновенность» (Ф.Степун), «вулканическая энергия» (Ю.Иваск). Развитие жанра поэмы в творчестве М.Цветаевой. Лирика И.Северянина: строгость форы, просветленное начало. Поэтическое наследие В.Ходасевича, Г.Адамовича, Г.Иванова, З.Гиппиус.

Художественные достижения эмигрантской прозы. «Новая жизнь» ведущих жанров русской литературы в творчестве И.Бунина, И.Шмелева, Б.Зайцева, Г.Газданова, В.Набокова.

Глубина трагического постижения темы любви и смерти в рассказах И.Бунина 1920-1940-х гг. Роман «Жизнь Арсеньева» – одно из вершинных достижений мировой литературы ХХ века. «Жизнь Арсеньева» как феноменологический роман. Органическое слияние прозы и поэзии. Мифологема Дома в романе. Сборник рассказов «Темные аллеи» – «самое совершенное» создание писателя. Художественное воплощение трагической концепции любви: мастерство композиции, активность внефабульной образности.

Эмигрантское творчество И.Шмелева. «Солнце мертвых»: трагическая эпопея о революции и гражданской войне. Восприятие катастрофичности мира через антиномию образов-символов. Художественное воплощение идеи национального единства. «Богомолье» – творческое развитие жанра хожений. Идея богомолья как осмысление судеб России через жажду праведности русской души. «Православный строй русской души» (И.Ильин) в автобиографическом повествовании «Лето Господне». Жанровая уникальность произведения. Основы духовного бытия России в художественном сплаве книги. Особый («крестообразный») характер хронотопа в романе. Роман «Пути небесные» (1947) как опыт создания «духовного романа». Отражение кризиса духовного сознания человека конца ХIХ века. Своеобразие художественного осмысления путей нравственного совершенствования человека, ведомого Божественным Промыслом.

Развитие творчества Б.Зайцева в эмиграции. Светлое христианское мировосприятие в романе «Золотой узор». Своеобразие психологизма: роль символики. Рассказы и повести 1920-х годов «Сергий Радонежский», «Люди Божии»: стремление «приблизиться к русской святости». Центральное произведение Зайцева эмигрантского периода – автобиографическая тетралогия «Путешествие Глеба». Жанровый синтез – «роман-хроника-поэма». Мифологема Дома в произведении. Импрессионистичность художественного мышления. Дальнейшее осмысление темы «путничества» - ведущей в творчестве Б.Зайцева.

Художественное наследие В.Набокова. Понятие «метароман» применительно к творчеству В.Набокова. Ведущие тематические линии прозы Набокова: тема «утраченного рая», тема драматических отношений между иллюзией и действительностью, тема высшей реальности (етафизическая тема потусторонности). Метатема множественной реальности. Специфика их художественного воплощения в романах Набокова «Машенька», «Защита Лужина», «Отчаяние», «Приглашение на казнь», «Дар». Ностальгическая доминанта в автобиографическом романе «Другие берега». Виртуозность художественного мастерства писателя в жанре рассказа.

Философско-эстетическое богатство прозы Г.Газданова. «Вечер у Клэр» – роман, «обогнавший время». Своеобразие «нового литературного вероисповедания». Импрессионизм художественного сознания автора. Неповторимость художественного мира газдановской прозы: парадоксальность, ироничность, элементы мистики, игры, монтажный принцип «газдановского зрения». «Магический реализм» Газданова: романы «Ночные дороги», «Призрак Александра Вольфа», «Возвращение Будды».

Литература

  1. Агеносов В.Литература русского зарубежья (1918 – 1996). – М., 1998.

  2. Анисимова М., Захарова В. Мифологема «Дом» и ее художественное воплощение в автобиографической прозе русской эмиграции первой волны. – Нижний Новгород, 2004.

  3. Галанина О., Захарова В. «Духовный реализм» И.С.Шмелева: лейтмотив в структуре романа «Пути небесные». – Нижний Новгород, 2004.

  4. Захарова В.Т., Комышкова Т.П. Неореализм в русской прозе ХХ века: типология в аспекте исторической поэтики: Учебное пособие. – Нижний Новгород, 2008.

  5. Любомудров А.М. Духовный реализм в литературе русского зарубежья: Б.К.Зайцев, И.С.Шмелев. – СПб, 2003.

  6. Мальцев Ю.В. Бунин. Франкфурт-на-Майне – Москва, 1994.

  7. Русское зарубежье: золотая книга эмиграции: Первая треть ХХ века: Энциклопедический биографический словарь. – М., 1991.

  8. Струве Г.П. Русская литература в изгнании / Глеб Струве. 3-е изд., испр. и доп. Краткий биографический словарь русского Зарубежья. Париж: YMCA-Press. – М., 1996.

20. Модернизм как новый тип литературного сознания. Модернистские направления в западноевропейской и американской литературе XX века

Изменение массового сознания людей в 1 половине ХХ века: ощущение абсурдности мира и невозможности изменить собственную судьбу, утрата веры в Бога, одиночество, различные теории восприятия человека (как биологического объекта и винтика государственной машины, как ницшеанского сверхчеловека). Отражение катастрофического мироощущения в философских трудах О.Шпенглера («Закат Европы»), А.Швейцера («Распад и возрождение культуры»), М.Хайдеггера («Бытие и время»), Х.Ортега-и-Гасет («Дегуманизация искусства»).

Возникновение нового литературного направления – модернизма. Происхождение термина. Разные точки зрения на содержание понятия «модернизм» в современном литературоведении.

Основные черты модернизма как литературного направления. Восприятие абсурда как основного качества мира и поиск новых средств выразительности для его отражения; неверие в способность человека противостоять разрушительной силе абсурда (А. Камю «Посторонний», Ф.Кафка «Процесс»). Утрата гуманистических ценностей; поиск и подчеркивание в человеке низменных побуждений, натуралистического, животного начала, его биологической природы (творчество Д.Лоуренса). Интерес к психологии и патопсихологии человека. Творчество и искусство как противовес биологическому началу. Элитарность модернизма, противопоставление модернистского творчества массовой культуре.Отказ от разума как основополагающего начала в человеке. Поиск новых средств выразительности, которые передали бы состояние сознания человека в полном объеме, а не только его рациональную часть (прием потока сознания в романах Дж.Джойса, У.Фолкнера). Эксперимент с литературными формами (поэзия Т.Тцара, А.Бретона, «эпический театр» Б. Брехта, литературный конструктивизм Дж. Дос Пасоса). Отказ от устаревших, не работающих форм, приемов и даже базовых установок предшествующей ХХ веку культуры.

Литературные направления, развивавшиеся в рамках модернизма: дадаизм, сюрреализм, экзистенциализм, имажизм, экспрессионизм, футуризм, герметизм, веризм – и их специфика.

Литература

  1. Зарубежная литература ХХ века. Учебник для вузов. Под ред. Л.Андреева, 2-ое изд. – М., 2003.

  2. История зарубежной литературы ХХ века. Учебник под ред. Л. Михайловой и Я.Засурского. – М., 2003.

  3. Зарубежная литература. ХХ век. Учебник для студентов педагогических вузов. Н.Михальская, В.Пронин и др. Под общей ред. Н.Михальской. – М., 2003.

  4. Зарубежная литература ХХ века. Практикум. Под ред. Н.Михальской и Л.Дудовой. – М., 2003.

  1. Вопросы к экзамену по направлению подготовки бакалавров 050300 «Филологическое образование» Литература (1)

    Вопросы к экзамену
    Особенности историко-литературного процесса конца XIX – начала XX в.в. Многообразие эстетических тенденций в зарубежной литературе. Франция как культурный центр этого периода (натурализм,
  2. Вопросы к экзамену по направлению подготовки бакалавров 050300 «Филологическое образование» Литература (2)

    Вопросы к экзамену
    Глагол, его категориальные признаки. Неспрягаемые формы глагола в сопоставлении со спрягаемыми. Вопрос о статусе причастия и деепричастия в современной грамматике.
  3. Программы вступительных испытаний, проводимых гоу впо «Астраханский государственный университет», для поступающих по направлениям подготовки магистров в 2010 году содержание (1)

    Программа
    Образовательный портал. Новый проект по образовательным ресурсам. На портале представлены полнотекстовые версии многих учебных пособий, и другие полезные материалы для самообразования.
  4. Программы вступительных испытаний, проводимых гоу впо «Астраханский государственный университет», для поступающих по направлениям подготовки магистров в 2010 году содержание (2)

    Программа
    Новый проект по образовательным ресурсам. На портале представлены полнотекстовые версии многих учебных пособий, и другие полезные материалы для самообразования.
  5. Программы вступительных испытаний, проводимых гоу впо «Астраханский государственный университет», для поступающих по направлениям подготовки магистров в 2010 году содержание (3)

    Программа
    3.3. Методическая система биологического образования. Структура системы биологического образования школьников. Компоненты системы: целевой, мотивационный, проектировочный, содержательный, процессуально-управленческий, оценочно-результативный.
  6. Программы вступительных испытаний, проводимых гоу впо «Астраханский государственный университет», для поступающих по направлениям подготовки магистров в 2010 году содержание (4)

    Программа
    3.2. Традиционные и инновационные образовательные технологии обучения биологии. Их характеристика. Анализ достоинств и недостатков. Личностно-коммуникационные технологии в обучении биологии.
  7. Отчёт по внутреннему аудиту условий, содержания и качества подготовки выпускников

    Реферат
    Форма 10. Сводная таблица обобщенных результатов итоговой аттестации выпускников и контроля знаний студентов по циклам дисциплин направления (специальности)
  8. Программа итоговой государственной аттестации выпускников по направлению 050300 «Филологическое образование»

    Программа
    Программа составлена в соответствии с ФГОС по направлению 050300 «Филологическое образование», утвержденным Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.
  9. Программа вступительных испытаний в магистратуру по направлению 050300 «Филологическое образование» направление 050100 «Педагогическое образование»

    Программа
    Программа вступительного экзаменов в магистратуру (профессионально-образовательная программа «Языковое образование», направление 050100 «Педагогическое образование») создана на основе действующих стандартов подготовки бакалавров в

Другие похожие документы..