Вопросы к экзамену по направлению подготовки бакалавров 050300 «Филологическое образование» Литература

13. Русская драма второй половины XIX века (от А.Островского до А.Чехова)

Искусство драматургии А.Островского. «Пьесы жизни»: «житейские» мотивы, семейно-бытовая сфера, быт и нравы «третьего сословия», социальная типичность персонажей. Символика названий. Фольклорные реминисценции. Предыстория героев. Речевые характеристики. Особая роль пейзажа. Система образов (парность героев, антитеза, специфика героя «безгеройной эпохи»). Композиционные повторы. Милосердные финалы, обращение к зрителю. Театр А.Островского – театр демократического зрителя и реалистической игры актеров.

Драматургическое творчество Л.Толстого. Жанр народной драмы в творчества Л.Толстого. «Власть тьмы» – мистерия ХIХ века. Роль христианской символики в пьесе. «Плоды просвещения» – сатирическая комедия. Роль гротеска и элементов комедии положений в пьесе. Проблема нравственного воскресения в драме «Живой труп». Традиции духовного, светского и народного театра в творчестве Толстого.

Драматургия А.Чехова. Замедление драматического действия, ослабление сюжетной интриги, эффект «пятого акта» как ведущие черты чеховской драматургии. «Приглушение» конфликта структурный принцип организации пьесы. «Бессобытийность» и многогеройность пьес Чехова. Динамизация бытового существования за счет усиления внутренних переживаний героев. Особенности диалогов и монологов героев в организации атмосферы всеобщей разобщенности. Роль лейтмотивных образов в организации символического пространства пьесы. Жанровая неконкретность пьес Чехова: сочетание признаков социально-бытовой драмы с чертами жанров комедии и трагедии, элементов фарсовости, водевильности. Тема сложности человеческих отношений сквозь призму концепций искусства в пьесе «Чайка». Тема драматичности человеческого существования, лишенного «руководящей идеи» в пьесе «Дядя Ваня». Идея надежды на грядущее преобразование мира в пьесе «Три сестры». Идея неизбывного трагизма человеческого существования вне зависимости от смены исторических эпох в пьесе «Вишневый сад».

Литература

  1. История русской литературы ХIХ века ч.3. Под ред. В. Коровина. М., 2005.

  2. Ломунов К. Драматургия Л.Н.Толстого. – М., 1956.

  3. Шульц С. Историческая поэтика драматургии Л.Н.Толстого. – Ростов-на-Дону, 2002.

  4. Зингерман Б. Театр Чехова и его мировое значение. – М., 1988.

  5. Паперный З. «Вопреки всем правилам». Пьесы и водевили Чехова. – М., 1982.

  6. Скафтымов А. К вопросу о принципах построения пьес Чехова.// Скафтымов А. Нравственные искания русских писателей. – М.,1972.

14. Типология русского романа XIX века

Социально-психологический роман в творчестве И.Тургенева, И.Гончарова.

Отражение общественных процессов, идеологические споры, герои-идеологи. Реализм романов: проблема «человека и среды», детерминированность характеров, развитие событий во времени, многоплановость характеров, принцип историзма, народность. Влияние пушкинской традиции: мотив любви-испытания, особая роль женских характеров. Многообразие функции художественной детали. Роль портрета, пейзажа. Психологизм романов («тайная психология» И.Тургенева, аналитическая характеристика И. Гончарова). Лиризм повествования.

Социально-философский роман с элементами утопии. Публицистические и пропагандистские задачи романа Н.Чернышевского «Что делать?». Теория «разумного эгоизма». Философские и общественные вопросы (пути достижения счастья, женская эмансипация, способы преобразования действительности и т.д.). Сюжет и композиция романа. Роль снов. Образ «идеального будущего». Значение рассказчика-повествователя. Оригинальность стиля. Особенности в романах М.Салтыкова-Щедрина. Принципы художественного историзма в творчестве писателя. Сочетание критического социального исследования с тонкой психологической мотивировкой в романах Салтыкова-Щедрина. Роль фантастики, аллегории, гротеска в поэтике романов писателя. Гуманистический пафос библейской символики в романах. Романы М.Салтыкова-Щедрина как синтез социально-психологического, философского, сатирического. Традиции автобиографии, средневековой притчи, риторической проповеди в романах М.Салтыкова-Щедрина.

Особенности поэтики романов Л.Толстого. Социально-историческая характерность как повод для исследования внутренней жизни человека. Универсализм героев Л.Толстого. Проявление автобиографизма в образах героев. «Диалектика души» как ведущий прием в отражении глубинного, вечного в человеке. Монологизм структуры романов Толстого. Формирование эпического начала в творчестве писателя. Роль философско-публицистических отступлений в структуре романов писателя. Влияние морально-религиозного учения Толстого на поэтику романов. Синтетизм романов Л.Толстого, объединяющих социально-нравственное, философское содержание.

Своеобразие поэтики «идеологических» романов Ф.Достоевского: сюжет-проба, предельно сгущенный образ мира, полифонизм структуры романа. Особый тип героя-идеолога в романах Достоевского: выключенность из конкретно-исторических отношений, существование на краю психологической нормы, особенности речевой характеристики.

Жанрово-стилевое своеобразие романов Ф.Достоевского как синтеза гносеологического, философского, социально-психологического типов. Роль фантастического элемента в структуре романов писателя. Черты детективности, анекдотичности в поэтике романов Достоевского. Традиции древнерусской литературы в романах Достоевского.

Литература

  1. История русской литературы ХIХ века. В трех частях. Ч.2, 3. Под ред. В.И.Коровина. – М., 2005.

  2. Тамарченко Н. Русский классический роман ХIХ века. Проблемы поэтики и типологии жанра. – М.,1997.

  3. Скафтымов А. Нравственные искания русских писателей. – М.,1972.

  4. Бушмин А. Эволюция сатиры Салтыкова-Щедрина. – Л., 1984.

  5. Николаев Д. Смех Щедрина. – М, 1988.

  6. Ауэр А. Салтыков-Щедрин и поэтика русской литературы второй половины 19 века. –Коломна, 1993.

  7. Бахтин М. Проблемы поэтики Достоевского.– М.,1972.

  8. Кирпотин В. Разочарование и крушение Родиона Раскольникова. – М.,1970.

  9. Курганов Е. Роман Достоевского «Идиот». Опыт прочтения. – СПб., 2001.

  10. Ветловская В. Поэтика романа «Братья Карамазовы». – Л., 1977.

  11. Лосский Н. Личность в художественном творчестве Достоевского // Лосский Н. Бог и мировое зло. – М., 1994.

  12. Бабаева Э. «Анна Каренина» Л.Н.Толстого.– М.,1978.

  13. Бочаров С. Роман Л.Толстого «Война и мир». – М., 1978.

  14. Кузина Л., Тюнькин К. «Воскресение» Л.Н.Толстого.– М., 1978.

  15. Николаев Е. Художественный мир Льва Толстого.1880-1890-е годы. – М.2000.

  16. Есаулов И.А. Категория соборности в русской литературе. Петрозаводск, 1995.

15. Жанр философско-психологического романа в художественном воплощении Л.Толстого и Ф.Достоевского.

Исторический роман-эпопея Л. Толстого «Война и мир». Сущность историко-философской концепции Л.Толстого в романе. «Мысль народная» в идейно-композиционной организации произведения. Проявление «истинного» и «ложного» патриотизма в батальных сценах романа. Народ как субъект истории: массовые сцены в романе. Образы Наполеона и Кутузова как воплощение двух типов войны: захватнической и освободительной. Нравственно-философский смысл изображения «семейных гнезд» в романе. Интеллектуальные и духовные поиски Андрея Болконского и Пьера Безухова. «Диалектика души» как ведущий прием в изображение внутреннего мира героев. Сопряженность духовных переживаний героев с картинами природы.

Роман-трагедия «Анна Каренина». «Мысль семейная» в романе. Роль эпиграфа в установлении морально-нравственного идеала автора. Композиционный прием взаимодействия- отталкивания ведущих сюжетных линий романа: Кити – Левин, Анна–Вронский. «Диалектика души» как ведущий прием в изображении внутренней жизни героев. Нравственно-философские искания Константина Левина. Автобиографичность образа. Исследование актуальных вопросов пореформенной жизни России сквозь призму «мысли семейной» в романе. Роль символической образности в романе.

Роман – проповедь, роман-воззвание «Воскресение». Сочетание социальной тематики и моралистической тенденции в произведение. Насыщенность произведения социальным содержанием обличительного характера. Религиозно-моралистическая стихия романа. Судьба Катюши Масловой – смысловой и композиционный центр романа. Процесс «воскресения» Катюши как путь обретения новых нравственных начал существования. Путь нравственного самоусовершенствования Нехлюдова. Религиозно-моралистический финал духовных поисков героя. «Диалектика души» как ведущий прием в воплощении «текучести» человека в романе. Роль категории времени в воплощении авторской концепции гармонического человеческого существования. Функция хронотопа встречи, дороги в структуре романа. Публицистические отступления в романе как проявление религиозно духовной концепции автора в произведении.

Жанр философско-психологического романа в художественном воплощении Ф.Достоевского. Единство жанровых факторов философского, психологического и детективного в романе Достоевского «Преступление и наказание». Социально-психологический аспект раскрытия темы преступления и наказания. Основные мотивы бунта Раскольникова. Антигуманистическая сущность теории Раскольникова. Многосоставность «наказания» героя: диспут идей, прием двойничества, психологический надлом, сны. Значение образа Сонечки Мармеладовой в воплощении нравственно-религиозного идеала писателя. Особенности хронотопа романа как совмещения социально-исторической характерности с легендарно-исторической. Значение религиозно-мифологической образности в романе.

Роман «Идиот» как роман-трагедия. Морально-этический эксперимент как основа сюжета романа. Воплощение авторского видения «положительно прекрасного человека» в образе князя Мышкина. Мотив «поруганной красоты» в образе Настасьи Филлиповны. Библейский подтекст во взаимоотношениях главных героев романа. Роль героя-хроникера в оценке финала романа. Торжество авторского идеала в «потенциальном» сюжете романа.

Роман-памфлет «Бесы». Антинигилистическая направленность романа. Образ «больной» России в сатирическом воплощении в романе. Мотив оборотничества в образах героев – членов пятерки Шатова. Антигуманистическое содержание «программы» Шигалева. Воплощение циничных настроений эпохи в образе Петра Верховенского. Роль образа Николая Ставрогина в воплощении темы «бесовщины» в романе. Значение библейской символики в воплощении идейно-философской концепции романа.

Роман «Братья Карамазовы» как синтез гносеологического, философского, нравственно-религиозного, социально-психологического. Полифонизм структуры романа. Исследование гносеологических, социально-философских проблем сквозь призму семейных отношений. Воплощение нравственно-психологических типов русского общества в членах семьи Карамазовых: циник-идеолог Федор Павлович, рационалист-бунтарь Иван, «пленник страстей» Дмитрий, «праведник в миру» Алеша и практик своеволия Смердяков. Значение образа Зосимы в воплощении идеологии самопожертвования. Роль «Легенды о Великом Инквизиторе» в проблеме теодецеи. Религиозно-философский подтекст в идейно-эстетической природе «Братьев Карамазовых». Традиции жанров древнерусской литературы в поэтике романа.

Литература

  1. История русской литературы ХIХ века. В трех частях. Ч.2, 3. Под ред. В.И.Коровина. – М., 2005.

  2. Тамарченко Н. Русский классический роман ХIХ века. Проблемы поэтики и типологии жанра. – М.,1997.

  3. Скафтымов А. Нравственные искания русских писателей. – М.,1972.

  4. Бахтин М. Проблемы поэтики Достоевского.– М.,1972.

  5. Кирпотин В. Разочарование и крушение Родиона Раскольникова. – М.,1970.

  6. Курганов Е. Роман Достоевского «Идиот». Опыт прочтения. – СПб., 2001.

  7. Ветловская В. Поэтика романа «Братья Карамазовы». – Л., 1977.

  8. Лосский Н. Личность в художественном творчестве Достоевского // Лосский Н. Бог и мировое зло. – М., 1994.

  9. Бабаева Э. «Анна Каренина» Л.Н.Толстого.– М.,1978.

  10. Бочаров С. Роман Л.Толстого «Война и мир». – М., 1978.

  11. Кузина Л., Тюнькин К. «Воскресение» Л.Н.Толстого.– М., 1978.

  12. Николаев Е. Художественный мир Льва Толстого.1880-1890-е годы. – М.2000.

  13. Есаулов И.А. Категория соборности в русской литературе. Петрозаводск, 1995.

16. Особенности историко-литературного процесса конца XIX – начала XX в.в. Многообразие эстетических тенденций в зарубежной литературе.

Франция как культурный центр этого периода

(натурализм, символизм, реализм, импрессионизм)

Хронологические рамки конца XIX – начала ХХ в. в современном литературоведении условны: 1860-1910 гг. В 60-е годы XIX в. – настроения декаданса, «заката Европы», кризиса искусств, формируются импрессионизм, символизм, натурализм. 1910-1920 годы – возникновение модернизма.

Особенности эпохи: переходность, ускорение темпа жизни, развитие науки и техники. Основные философские концепции рубежа веков, повлиявшие на искусство: позитивизм (Огюст Конт), интуитивизм (Анри Бергсон), ницшеанство, пессимизм (Артур Шопенгауэр).

Особенности литературы и культуры: атмосфера декаданса, «конца века» (fin de siècle). Эпоха модерн (modernité) – современность, новая эпоха. Декаданс (в переводе с французского – «упадок») – мифологема эпохи рубежа веков. Декаданс не упадок искусств, а знак переходности культуры, появления новых эстетических тенденций. Кратковременность существования эстетических концепций на рубеже веков. Сосуществование многочисленных эстетических концепций, направлений, сочетание различных стилевых тенденций в рамках одного художественного произведения. Одновременное влияние различных течений, художественных направлений на авторов.

Франция рубежа веков как центр культуры. Возникновение различных эстетических концепций. Значение топоса городского кафе в культуре этого времени – взаимное влияние художников, обсуждение произведений и художественных открытий (Фантен-Латур, «Угол стола»).

Возникновение импрессионизма в живописи. Салон отверженных – картины, не принятые на выставку Академии художеств; первая выставка – 1863 г. Смысл и происхождение термина. Философская основа: интуитивизм, позитивизм. Особенности импрессионизма в литературе и музыке, сходство с символизмом. Черты импрессионистического видения мира: внимание к повседневным событиям, мелочам, стремление отобразить мгновения жизни, передача оттенков настроений, чувств. Пантеизм (одушевление и обожествление природы). Черты импрессионистической эстетики в произведениях П.Верлена, Г. де Мопассана, Э.Золя.

Появление символизма. Философская основа: неоплатонизм (идея двойственности миров). Субъективность творчества символистов. Постижение истины с помощью интуиции и символа. Эксперименты в области формы и содержания художественных произведений, создание нового искусства. Индивидуальность поиска. П.Верлен – принцип «музыкальности» стиха, А.Рембо – «теория ясновидения», Ф.Малларме – эксперименты в области стихосложения (строфика, ритм). Близость к романтизму, влияние эстетики Ш.Бодлера. Обращение к верлибру и стихотворению в прозе.

Э.Золя как создатель натурализма. Разностилевые тенденции в творчестве Э.Золя (реализм, импрессионизм). Философская основа: позитивизм, «теория трех факторов» (раса, среда, момент) И.Тэна. Человек как биологический организм. Внимание к физиологии, врожденному темпераменту, использование теории наследственности. Отсутствие принципа эстетического отбора. Исчезновение авторского отношения к персонажам и событиям. Писатель как ученый, не имеющий права на эмоции. Изображение жизни «третьего сословия», тяжелых условий быта.

Влияние различных эстетических систем (импрессионизма, натурализма, символизма) на реализм конца XIХ – начала ХХ в. Внимание к внутреннему миру героев. Отражение исторических и современных событий (Парижская коммуна, Франко-прусская война). В творчестве А.Франса. Г. де Мопассана.

Литература

  1. История зарубежной литературы: В 2-х т. Под ред. В.М.Толмачева. – М., 2008.

  2. Божович В.И. Традиции и взаимодействие искусств. Франция конца XIX – начала ХХ вв. – М., 1987.

  3. Андреев Л. Г. Импрессионизм = Impressionnisme: Видеть. Чувствовать. Выражать. — М., 2005.

  1. Вопросы к экзамену по направлению подготовки бакалавров 050300 «Филологическое образование» Литература (1)

    Вопросы к экзамену
    Особенности историко-литературного процесса конца XIX – начала XX в.в. Многообразие эстетических тенденций в зарубежной литературе. Франция как культурный центр этого периода (натурализм,
  2. Вопросы к экзамену по направлению подготовки бакалавров 050300 «Филологическое образование» Литература (2)

    Вопросы к экзамену
    Глагол, его категориальные признаки. Неспрягаемые формы глагола в сопоставлении со спрягаемыми. Вопрос о статусе причастия и деепричастия в современной грамматике.
  3. Программы вступительных испытаний, проводимых гоу впо «Астраханский государственный университет», для поступающих по направлениям подготовки магистров в 2010 году содержание (1)

    Программа
    Образовательный портал. Новый проект по образовательным ресурсам. На портале представлены полнотекстовые версии многих учебных пособий, и другие полезные материалы для самообразования.
  4. Программы вступительных испытаний, проводимых гоу впо «Астраханский государственный университет», для поступающих по направлениям подготовки магистров в 2010 году содержание (2)

    Программа
    Новый проект по образовательным ресурсам. На портале представлены полнотекстовые версии многих учебных пособий, и другие полезные материалы для самообразования.
  5. Программы вступительных испытаний, проводимых гоу впо «Астраханский государственный университет», для поступающих по направлениям подготовки магистров в 2010 году содержание (3)

    Программа
    3.3. Методическая система биологического образования. Структура системы биологического образования школьников. Компоненты системы: целевой, мотивационный, проектировочный, содержательный, процессуально-управленческий, оценочно-результативный.
  6. Программы вступительных испытаний, проводимых гоу впо «Астраханский государственный университет», для поступающих по направлениям подготовки магистров в 2010 году содержание (4)

    Программа
    3.2. Традиционные и инновационные образовательные технологии обучения биологии. Их характеристика. Анализ достоинств и недостатков. Личностно-коммуникационные технологии в обучении биологии.
  7. Отчёт по внутреннему аудиту условий, содержания и качества подготовки выпускников

    Реферат
    Форма 10. Сводная таблица обобщенных результатов итоговой аттестации выпускников и контроля знаний студентов по циклам дисциплин направления (специальности)
  8. Программа итоговой государственной аттестации выпускников по направлению 050300 «Филологическое образование»

    Программа
    Программа составлена в соответствии с ФГОС по направлению 050300 «Филологическое образование», утвержденным Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.
  9. Программа вступительных испытаний в магистратуру по направлению 050300 «Филологическое образование» направление 050100 «Педагогическое образование»

    Программа
    Программа вступительного экзаменов в магистратуру (профессионально-образовательная программа «Языковое образование», направление 050100 «Педагогическое образование») создана на основе действующих стандартов подготовки бакалавров в

Другие похожие документы..