Вопросы к экзамену по направлению подготовки бакалавров 050300 «Филологическое образование» Литература

9. Жанровое своеобразие романтической новеллы. Новеллы Э.Гофмана в контексте раннего и позднего немецкого романтизма

Сущность романтической новеллы, ее отличие от новеллы предшествующих эпох. Качественные характеристики: сверхъестественное (мистическое или сказочное); необычные психологические обстоятельства, определяемые особой чувствительностью героев или подсознательными влечениями; причудливые характеры людей; яркие проявления «местного» колорита. Жанр новеллы как предмет специального исследования в зарубежном и отечественном литературоведении. Общие признаки жанра: небольшой объем, емкость и выразительность детали, динамичность развития действия или переживания, неожиданная развязка.

Особенности новеллистического жанра эпохи романтизма во Франции (Т.Готье, А. де Мюссе) и США (В.Ирвинг, Э.По). Возникновение жанра новеллы, его распространение и теоретическое обоснование в Германии. Формулировка общих признаков романтической новеллы. Фрагментарность как своеобразный стиль мышления. Создание классической формы немецкой романтической новеллы в творчестве Л.Тика. Занимательность и волнующая увлекательность событий новеллы-сказки Тика «Белокурый Экберт». Мотив «лесного уединения». Жанр музыкальной новеллы В.Вакенродера: «Достопримечательная жизнь композитора Иозефа Берглингера» как первая новелла «об искусстве и художнике».Противоречие «между природным энтузиазмом и неизбежным участием в жизни». Интерес к фольклорным традициям, сказочность и фантастика в новеллах К.Брентано и А.фон Арнима.

Э.Гофман (E.T.A.Hoffmann, 1776-1822) как один из гениальных писателей мировой литературы. Переосмысление традиционных для немецкого романтизма тем в его творчестве. Тема искусства и художника как ведущая в творчестве Гофмана. Трансформация традиционного конфликта – разлад творческой личности и общества – в новеллах Гофмана «Кавалер Глюк» и «Дон Жуан».

Тема пагубности нечестных путей для личного обогащения или достижениясчастья. Новелла Гофмана «Приключение в ночь под Новый год», ее связь с новеллой Тика «Белокурый Экберт» и с повестью А.фон Шамиссо «Удивительная история Петера Шлемиля». Отличие героя Гофмана от Петера Шлемиля. Апелляция к знакомому как часто используемый прием Гофмана.

Тема Италии у Гофмана, ее двойное толкование. Восприятие Италии как «обетованной», страны искусства и художников в новеллах Гофмана «Артуров двор», «Выбор невесты» и др. Связь с традицией «Странствий Франца Штернбальда». Италия как страна, таящая опасность для романтически настроенных мечтателей: «Приключение в ночь под Новый год», «Советника Креспеля», «Фермата». Германия как страна истинной музыки и религии в представлении Гофмана. Гротескно-комичный тон новеллы Й.Эйхендорфа «Из жизни одного бездельника».

Тема вмешательства «враждебных сил» в человеческую жизнь. Образ куклы-автомата в новелле «Песочный человек», ее связь с «Изабеллой Египетской» Арнима. Мотив двойника в новелле, особенности его звучания по сравнению с Тиком и Новалисом.

Гофман как создатель образцовой романтической новеллы. «Золотой горшок» как знаковое произведение Гофмана. Значение фантастики, иронии, мифоподобных вставных рассказов. Концепт sehnsucht (томление), символы магического круга, черного кота, зеркала.

Литература

  1. Ботникова А. Немецкий романтизм: диалог художественных форм. – Воронеж, 2003.

  2. Грешных В. Немецкий романтизм: Структура художественного мышления: Учеб.пособие. – Калининград, 2005.

  3. История западноевропейской литературы XIX века. Германия. Австрия. Швейцария: Учебник для вузов /А.В.Белобратов, А.Г.Березина, Л.Н.Полубояринова. – М., 2003.

10. Художественные открытия прозы А.С.Пушкина.

Проза А. Пушкина как художественный эксперимент: поиски жанра, героя, способов повествования.

Циклизация – путь к созданию большой романной формы («Повести Белкина»). Оценки цикла в современном литературоведении («эскиз нового прозаического романа» – В.Одиноков; жанровая неоднородность цикла, «повествовательное целое» – Н. Гей; новелла, аполог, предание – В. Тюпа). Общность проблематики и образование сквозных мотивов (жизни и смерти; судьбы; обретения дома и семейного счастья). Тематическое и композиционное единство, способы его реализации: композиционные «треугольники» цикла. Особая смысловая нагрузка «Гробовщика». Композиция цикла как отражение мироощущения А.Пушкина: от драматизма к жизнеутверждающему началу («Выстрел – «Барышня-крестьянка»; «Гробовщик – преодоление смерти, композиционный слом цикла). Полифония «Повестей Белкина» (Белкин и другие рассказчики). Композиция цикла как отражение концепции развития русской литературы (система эпиграфов цикла). Трансформация романтических и сентименталистских сюжетов. Пушкинское понимание процесса развития русской литературы (необратимость развития).

Поиски новых приемов и способов изображения. Параллельное освоение жанра социально-психологического романа в России и Европе (О. Бальзак, Стендаль, Ж. Санд). Отказ от принципов экстенсивного изображения, замена его принципом интенсивного проникновения в существо изображаемых явлений жизни. Незавершенные и оставленные А.Пушкиным эпические произведения («Арап Петра Великого»; «Роман в письмах»; «Роман на Кавказских водах»; «Гости съезжались на дачу»; «Рославлев»). Поиск большой повествовательной формы.

Роман «Дубровский» – разработка социального конфликта; формирование авторской исторической концепции. Расслоение в среде русского дворянства (Троекуров и Дубровские). Бунт поневоле. Безысходность и трагизм положения героя – обратная сторона романтического пафоса. «Пунктирность» крестьянской темы в романе. Отчетливые черты вальтер-скоттовской композиции. Доминанта событийного начала. Устойчивая цепочка литературных ассоциаций (Х.Вульпиус «Ринальдо Ринальдини», Ш. Нодье «Жан Сбогар»)

Исторический роман А.Пушкина «Капитанская дочка». Видовая специфика текста («мемуары» Петра Андреевича Гринева) Особенности повествования (воспроизведение мироощущения юного Петруши умудренным жизненным опытом Петром Андреевичем).

Петр Андреевич Гринев – носитель авторского сознания («не приведи Бог видеть русский бунт бессмысленный и беспощадный»).

Художественные задачи А. С. Пушкина и их реализация:

  • объективный образ крестьянского восстания и его предводителя Пугачева (приемы и способы; противоречивость образа Пугачева – повествовательная стратегия Пушкина);

  • проблема взаимоотношений между сословиями в русской обществе (дворяне и крестьяне; роль калмыцкой сказки в структуре повествования, ее трактовка Гриневым и Пугачевым); взаимопонимание между дворянами (Гринев и Зурин; «Пропущенная глава»; суд над Гриневым);

  • проблема становления личности молодого человека (проблема выбора Гринева – второго Недоросля не получилось).

Историческая концепция Пушкина: милосердие как основа государственного устройства (принцип зеркальной композиции в изображении Пугачева и Екатерины II).

Жизнь-игра (карточная игра как битва за жизнь) в повести «Пиковая дама». Функция фантастического компонента. Внутренний дуализм произведения («романтизм» Германна и «сентиментализм» Лизы как жизненные явления; зоны героев в повествовании). Максимальная объективность повествования, ее нарастание, прозаизация изображения (эффект бессубъективности).

Литература

  1. Гей Н. Проза Пушкина: Поэтика повествования. – М.,1989.

  2. Петрунина Н. Проза Пушкина. Пути эволюции. –Л., 1987.

  3. Хализев В., Шешунова С. Цикл Пушкина «Повести Белкина». – М., 1989.

  4. Шмид В. Проза Пушкина в поэтическом прочтении. «Повести Белкина». – СПб., 1996.

11. Жанровое многообразие английского романа 40-х годов XIX века

Викторианская эпоха (1837 – 1901) в жизни Англии как эпоха процветания и благоденствия. Несоответствие официальной точки зрения и истинного положения вещей. Основной конфликт большинства произведений Ч.Диккенса, У.Теккерея, Ш.Бронте, Э.Бронте, Э.Гаскелл порожден противоречиями эпохи. Интерес к нравственно-эстетической проблематике как специфическая черта английской литературы.

Достижения Ч.Диккенса – романиста 1840-х годов и их отражение в романах «Домби и сын» (1846-1848) и «Жизнь Дэвида Копперфилда» (1849-1850). Отражение эволюции творческой манеры в заглавиях произведений: название фирмы и личная история жизни и испытаний. Представление всех слоев общества в «Домби и сыне»: от коммерсанта Домби до машиниста Тудля. Четкие фабульные центры: судьба маленького Поля в 1 части романа и трагедия брака, купленного за деньги во 2 части. Отход Диккенса от просветительского по форме романа странствий и путешествий. Углубление характера главного героя, отказ от односторонней трактовки образа, как бездушного олицетворения человеческой гордыни. Значение в романе образов-символов (например, железной дороги). Восприятие Англии творческой личностью в «Жизни Дэвида Копперфилда». Этапы духовного роста героя, познающего жизнь. Дорога как основной символ романа. Детская тема в творчестве Диккенса.

Роман-хроника У.Теккерея «Ярмарка тщеславия» (1847-1848), его близость романам Диккенса. Принципиальное отличие – в подзаголовке «Роман без героя». Просветительские традиции в романе. Роль кукольника – человека наблюдательного, умного; его способ изображения – обличение порока, исследование правды жизни. Теккерей как мастер сатирической иронии. Создание психологически сложных образов, роль неблагоприятных обстоятельств в формировании их недостатков.

Особенность литературы Англии этого времени – творчество женщин-писательниц. Особая тональность их произведений, особое внимание к женской психологии, к семейным отношениям.

Жанр романа Ш.Бронте«Джен Эйр»(1847), сочетание в нем черт социально-психологического и автобиографического типов романа. В основе композиции – законы романа воспитания: выделение эпизодов в жизненной эволюции героини. Пребывание в доме тетки, помещение героини в Ловуд, торнфильдский период, встреча с Риверсами. Романтические традиции в романе Ш.Бронте: создание образов Джен и Рочестера, изображение их взаимоотношений. Герои как порождение сформировавшего их общества. Ш.Бронте как мастер бытовых зарисовок. Актуальные темы романа: школы, воспитания личности, положение женщины, ее право на выбор профессии и самостоятельного положения в обществе.

«Грозовой перевал»(1848)Э.Бронте как социально-психологический роман. Символическое изображение жизни затерянной в глуши усадьбы. Переплетение времени исторического с вечностью. Мифологизация реального жизненного конфликта – столкновение обитателей Грозового перевала и владельцев мызы Скворцы. Сюжетная основа романа: история любви Хитклифа и Кэтрин. Фрагментарность композиции романа. Прием рассказ в рассказе.

Проявление готической традиции в романах сестер Бронте: наличие реального и мистического дома/замка, взаимодействие фантастического и психологического начал, мистически-пророческая функция видений, снов, предчувствий, иносказательные пейзажи, аллегорические картины ночи, образы-символы ветра, водной стихии и др.

Литература

  1. История зарубежной литературы XIX века: Учебное пособие / Н.Соловьева, В.Грешных, А.Дружинина и др. – М., 2007.

  2. Ивашева В. Английский реалистический роман XIX века в его современном звучании. – М., 1974.

  3. Вахрушев В. Творчество Теккерея. – Саратов, 1984.

  4. Михальская Н. Бронте // Зарубежные писатели: Биобиблиографический словарь: В 2 тт. – М., 2003. – Т.1.

12. Развитие темы поэта и поэзии в русской лирике ХIХ века

Романтическая концепция поэтического творчества в стихах В.Жуковского, К.Батюшкова, Е.Баратынского («Я Музу юную бывало»; «Муза»). Появление поэтических формул, отражающих главные эстетические установки романтиков: «Жизнь и Поэзия – одно»; «но поражен бывает мельком свет ее лица необщим выраженьем, ее речей спокойной простотой».

Романтический поэт – демиург, творец особого мира, легенды о себе: «Живи, как пишешь, и пиши, как живешь».

Формирование реалистической концепции поэтического творчества в стихотворениях А.Пушкина: «Разговор Книгопродавца с Поэтом » (1824). Поэт – обыкновенный человек, победа прагматического начала: «Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать». Развитие этого тезиса в стихотворениях «Поэт», «Поэт и толпа», «Поэту («Поэт! Не дорожи любовию народной…»), «Из Пиндемонти». Поэт – обычный человек и гениальная личность одновременно. Меркантильность обывательской толпы. Идея поэтической свободы («Ты сам свой высший суд»). Варианты представления этого тезиса в прозе Пушкина («Египетские ночи» - образ Чарского). Стихотворение «Эхо» - пушкинский взгляд на место и роль поэта в окружающем мире.

Образ поэта-пророка в русской лирике XIX века. Библейская образность в стихотворении А. С. Пушкина «Пророк»; аллегорическое изображение творческого процесса; определение просветительской функции поэзии («И внял я лозы прозябанье, и горний ангелов полет, и гад морских подводный ход»). Развитие темы пророка в стихотворении М.Лермонтова: упрощение образной системы текста; родовая связь с пророком Пушкина («с тех пор как вечный судия мне дал предвиденье пророка»); романтическая антитеза цивилизация / «шумный град» – естественный мир / «пустыня» («мне тварь покорна там земная, и звезды слушают меня лучами радостно играя»). «Пророк» Н.Некрасова (1874) – создание образа идеального героя, идея жертвенного служения обществу и народу: «Его еще покамест не распяли, Но час придет – он будет на кресте; Его послал бог гнева и печали Рабам земли напомнить о Христе».

Стихотворения М. Лермонтова «Смерть поэта» и «Памяти А. И. Одоевского». Размышление о трагичности судеб любого талантливого и тем более гениального человека в России (появление повторяющихся образов светских цепей и тернового венца).

Рефлексия М.Лермонтова в стихотворении «Поэт»: аллегорический образ двух исторических периодов – пушкинского и современного – лермонтовского; горькое сожаление о необратимости времени и изменениях роли поэта (приемы градации, развернутая метафора; риторические вопросы).

Горькое размышление о двух типах творцов-поэтов в современной России в стихотворении М.Лермонтова «Журналист, читатель и писатель»: «Зачем толпы неблагодарной Мне злость и ненависть навлечь, Чтоб бранью назвали коварной Мою пророческую речь?» Специфическая форма подачи материала (ср.: «Разговор Книгопродавца с Поэтом» Пушкина и «Поэт и Гражданин» Некрасова).

Борьба эстетических идей в русской поэзии середины XIX века. Мировоззренческие особенности поэтов, тяготевших к «чистому искусству», и поэтов «некрасовской школы». Полемика о природе поэзии и роли поэта : А. Толстой «Тщетно, художник, ты мнишь…», А.Фет «Музе», Ф.Тютчев «Поэзия», Н.Некрасов «Блажен незлобивый поэт». Эстетические целеустановки и проблема читательского восприятия (Я.Полонский «Поэту-гражданину», А.Фет «Псевдо-поэту», Н.Некрасов «Поэт и гражданин»). Мотив творческого предназначения в поэзии Ф.Тютчева («К оде Пушкина на «Вольность»). Мотив «невыразимого» в поэзии А.Фета («Как беден наш язык…», «Искал блаженств, которым нет названья…», «Напрасно»). Борьба Н.Некрасова за революционно-демократическое направление в искусстве («Вчерашний день, часу в шестом», «Поэт и гражданин», «Белинский»)

Литература

  1. Благой Д. Творческий путь А. С. Пушкина (1813-1826). М.,Л., 1950;

  2. Благой Д. Творческий путь А. С. Пушкина (1826-1830). – М., 1967.

  3. Гинзбург Л. О лирике. – М.. 1997.

  4. Грехнев В. Мир пушкинской лирики. – Н. Новгород, 1994.

  5. Коровин В. «И жил так точно, как писал…» (К. Н. Батюшков). – М..1987

  6. Коровин В. Поэты пушкинской поры. – М.. 1980.

  7. Коровин В. Творческий путь Лермонтова.– М., 1973.

  8. Кошелев В. Константин Батюшков: странствия и страсти. – М., 1987.

  9. Лермонтовская энциклопедия. – Л., 1981.

  10. Серман И. Михаил Лермонтов. Жизнь в литературе. 1836-1841.– М., 2003.

  11. Степанов Н. Лирика Пушкина. – М., 1974.

  12. Фомичев С. Поэзия А. С. Пушкина. Творческая эволюция. – Л., 1974.

  1. Вопросы к экзамену по направлению подготовки бакалавров 050300 «Филологическое образование» Литература (1)

    Вопросы к экзамену
    Особенности историко-литературного процесса конца XIX – начала XX в.в. Многообразие эстетических тенденций в зарубежной литературе. Франция как культурный центр этого периода (натурализм,
  2. Вопросы к экзамену по направлению подготовки бакалавров 050300 «Филологическое образование» Литература (2)

    Вопросы к экзамену
    Глагол, его категориальные признаки. Неспрягаемые формы глагола в сопоставлении со спрягаемыми. Вопрос о статусе причастия и деепричастия в современной грамматике.
  3. Программы вступительных испытаний, проводимых гоу впо «Астраханский государственный университет», для поступающих по направлениям подготовки магистров в 2010 году содержание (1)

    Программа
    Образовательный портал. Новый проект по образовательным ресурсам. На портале представлены полнотекстовые версии многих учебных пособий, и другие полезные материалы для самообразования.
  4. Программы вступительных испытаний, проводимых гоу впо «Астраханский государственный университет», для поступающих по направлениям подготовки магистров в 2010 году содержание (2)

    Программа
    Новый проект по образовательным ресурсам. На портале представлены полнотекстовые версии многих учебных пособий, и другие полезные материалы для самообразования.
  5. Программы вступительных испытаний, проводимых гоу впо «Астраханский государственный университет», для поступающих по направлениям подготовки магистров в 2010 году содержание (3)

    Программа
    3.3. Методическая система биологического образования. Структура системы биологического образования школьников. Компоненты системы: целевой, мотивационный, проектировочный, содержательный, процессуально-управленческий, оценочно-результативный.
  6. Программы вступительных испытаний, проводимых гоу впо «Астраханский государственный университет», для поступающих по направлениям подготовки магистров в 2010 году содержание (4)

    Программа
    3.2. Традиционные и инновационные образовательные технологии обучения биологии. Их характеристика. Анализ достоинств и недостатков. Личностно-коммуникационные технологии в обучении биологии.
  7. Отчёт по внутреннему аудиту условий, содержания и качества подготовки выпускников

    Реферат
    Форма 10. Сводная таблица обобщенных результатов итоговой аттестации выпускников и контроля знаний студентов по циклам дисциплин направления (специальности)
  8. Программа итоговой государственной аттестации выпускников по направлению 050300 «Филологическое образование»

    Программа
    Программа составлена в соответствии с ФГОС по направлению 050300 «Филологическое образование», утвержденным Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.
  9. Программа вступительных испытаний в магистратуру по направлению 050300 «Филологическое образование» направление 050100 «Педагогическое образование»

    Программа
    Программа вступительного экзаменов в магистратуру (профессионально-образовательная программа «Языковое образование», направление 050100 «Педагогическое образование») создана на основе действующих стандартов подготовки бакалавров в

Другие похожие документы..