Методические указания по курсовому проектированию для студентов очной и заочной форм обучения направления 656300 Технология лесозаготовительных и деревообрабатывающих производств

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛЕСОТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра станков и инструментов

 

 

И. Т. Глебов

Д. В. Неустроев

 

ОБОРУДОВАНИЕ ОТРАСЛИ

 

Методические указания по курсовому проектированию

для студентов очной и заочной форм обучения

направления 656300 – Технология лесозаготовительных

и деревообрабатывающих производств

специальности 260200 – Технология деревообработки

дисциплина – Оборудование отрасли

 

 

3-е издание, переработанное и дополненное

 

Екатеринбург 2004

Рассмотрены и рекомендованы к изданию

методической комиссией факультета МТД

Уральского государственного

лесотехнического университета

Протокол № 1 от 5. 11. 2003 г.

Рецензент: доцент кафедры станков и

инструментов, канд. техн. наук

Швамм Л. Г.

Раздел экономической оценки проектных решений

подготовлен канд. эконом. наук,

профессором Тихомировой Т. П.

Редактор Давлятова Т. В.

Редакционно-издательский отдел УГЛТУ

Отдел оперативной полиграфии УГЛТУ

Введение

Курсовой проект – это завершающая работа студента проектно-технического плана по изучаемой дисциплине.

Работа над проектом преследует достижение нескольких целей. Главная из них заключается в трансформации полученных знаний по учебной дисциплине в умения и навыки решать практические задачи.

В ходе проектирования каждый студент овладевает знаниями, умениями и навыками путем самостоятельного познавательного труда. Вновь полученные знания систематизируются и опять преобразуются в умения и навыки.

Обучаясь конструированию, студент должен знать виды конструкторских документов, стадии разработки, требования к чертежам общего вида, сборочных единиц и деталей. Студент должен уметь оформлять схемы и другие документы.

Курсовой проект должен выполняться с применением компьютерных технологий. Умение пользоваться вычислительной техникой, должно приравниваться ко второй грамотности.

Наконец, в ходе курсового проектирования студент должен приобрести умения и навыки оформления текстовых документов, а также доклада на знание проекта.

Оценка за курсовой проект учитывает не только знания, умения и навыки по оборудованию отрасли, но и знания, умения, навыки по комплексу других вышеперечисленных вопросов.

Тематика курсовых проектов

Темы курсовых проектов должны быть такими, чтобы студенты могли показать свои знания в полном объеме по каждому из трех разделов дисциплины "Оборудование отрасли", т. е. по резанию древесины и древесных материалов, дереворежущему инструменту и по конструкциям и проектированию деревообрабатывающих станков.

Темой курсового проекта может быть проект нового станка для обработки деталей заданной формы и размеров или проект модернизации известного станка с целью расширения его технологических возможностей, повышения производительности, улучшения качества обрабатываемых деталей и других показателей.

В исключительных случаях допускается выполнение других более узких по содержанию тем, если они носят исследовательский или практический характер.

В задании на курсовой проект должно быть указано пространство изменяемых параметров станка, эскиз обработанной детали с диапазоном размеров и шероховатостью поверхностей, максимально допустимая мощность привода механизма резания и другая информация, необходимая для проектирования. Говоря иначе, студент-технолог решает обратную задачу проектирования.

Содержание и объём курсового проекта

Курсовой проект включает расчетно-пояснительную записку (РПЗ) и графическую часть.

РПЗ выполняется в объеме 25–30 страниц текста и должна включать:

  • обложку;

  • титульный лист;

  • задание на курсовой проект;

  • реферат;

  • содержание;

  • введение;

  • основную часть записки;

  • заключение;

  • библиографический список.

Форма обложки и титульного листа приведены в прил. 1.

Реферат составляется в объеме не более 660 знаков, включая библиографическое описание проекта, цель разработки, полученные результаты и их новизну, эффективность, область применения разработки. Реферат помещается перед содержанием.

Основная часть РПЗ включает несколько разделов. Примерный их перечень и объем в страницах следующий:

– сравнительный анализ конструкций аналогичных станков

3–4

– станочный дереворежущий инструмент

4–5

– расчет режимов резания

4–5

– расчет элементов конструкции станка

8–10

– мероприятия по технике безопасности

1–2

– экономическая оценка проектных решений

1–2

Графическая часть. Графическая часть курсового проекта выполняется на трех листах формата А1 по ГОСТ 2.301–68. Содержание листов следующее:

лист 1 – кинематическая, гидрокинематическая, пневмокинематическая схемы;

лист 2 – одна сборочная единица проектируемого станка с необходимым для понимания количеством проекций, разрезов, сечений, размеров, при этом в качестве сборочных единиц желательно взять сборочный чертеж механизма главного движения или механизма подачи;

лист 3 – наиболее важные детали сборочной единицы (нестандартные, 4–8 деталей), в том числе рабочий чертеж дереворежущего инструмента.

Указания по содержанию и выполнению основных разделов курсового проекта

Введение

Во введении излагаются основные цели и задачи, решаемые при проектировании, а также доказывается актуальность темы проекта в свете современных тенденций развития деревообрабатывающей отрасли промышленности. Проводится технический, экономический и социальный эффект, который может быть получен при реализации проекта.

1 Сравнительный анализ конструкций аналогичных станков

В этой части проекта указывается назначение проектируемого станка, его место в технологическом потоке, приводится классификация станков рассматриваемой группы и их технические характеристики.

Текст следует разбить на подразделы 1.1; 1.2 и т.д. Объем подраздела – около 0,5–1,5 страницы.

В последующих подразделах РПЗ по источникам отечественной и зарубежной научно-технической и патентной информации описываются несколько (не менее трех) вариантов конструкций станков, на которых может быть получен желаемый результат. По каждому варианту приводится технологическая или кинематическая схема станка. Описывается конструкция станка со ссылкой на позиции схемы и порядок работы, дается анализ достоинств и недостатков с точки зрения достижения поставленной цели, расположения, количества и типа режущих инструментов, производительности, металлоемкости, качества обработки, занимаемой площади, количества образующихся отходов, энергопотребления (установленной мощности приводов), степени автоматизации и других показателей.

Заканчивается раздел выбором конкретной технологической схемы предлагаемого станка, который будет разрабатываться в проекте. Указываются его технологические и технические характеристики, которые будут положены в основу последующих расчетов. С учетом аналогов задаются мощностью механизма главного движения.

2 Станочный дереворежущий инструмент

В РПЗ следует привести эскизы дереворежущих инструментов, применяемых на станке и описание их конструкции. При этом надо указать типы инструментов, их количество в комплекте.

2.1 Выбор параметров дереворежущего инструмента

Выбор параметров дереворежущего инструмента начинается с изображения технологической схемы процесса резания. На схеме показывают положение дереворежущего инструмента относительно заготовки и базовых элементов станка. Расчетным путем по схеме определяют минимально допустимый диаметр (длину) инструмента, а затем, учитывая, что в процессе эксплуатации инструмент будет затачиваться, по каталогу выбирают номинальные размеры всех параметров инструмента. Указывают материал инструмента, твердость и информацию для заказа. Например, для пилы строгальной типа 1, диаметром 400 мм, толщиной 3,6 мм и числом зубьев 60 форма заказа следующая: пила строгальная 3420–0463 ГОСТ 18479–73. Изготовитель ГОПМЗ.

2.2 Подготовка режущего инструмента к работе

Подготовка режущего инструмента к работе выделяется в отдельный подраздел, в котором описывается последовательность подготовки инструмента, указываются все технологические операции и оборудование, на котором эти операции выполняются. При этом приводятся нормативы точности подготовки режущего инструмента, например, допускаемое радиальное и торцевое биение зубьев пил, дисбаланс, точность установки ножей в ножевую головку по радиусу, величина уширения зубьев пил, норматив степени вальцевания и др. Указываются прогрессивные способы подготовки, способы повышения износостойкости инструмента.

3 Расчет режимов резания

Режимом резания называется совокупность числовых зна­чений параметров процесса резания, относящихся к древесине, ре­жущему инструменту и станку, от которых зависят технико-эконо­мические показатели.

Рациональные режимы резания позволяют получать высокие технико-экономические показатели.

Одни параметры режима резания на станке могут изменяться (регулироваться) в заданных границах, например:

или

(1)

где d – диаметр окружности резания инструмента, мм;

z – число зубьев;

t – высота профиля, глубина фрезерования, мм;

tn – толщина пилы, мм;

bn – ширина фрезы, мм;

b – ширина пропила, фрезерования, мм.

Главные переменные параметры могут выступать как параметры оптимизации, которым стремятся придать экстремальные или предельные значения. Таким параметром может быть значение скорости подачи.

Другие главные факторы – шероховатость, мощность механизма резания, подача на зуб по вместимости межзубовых впадин пилы, устойчивость пилы и др. – рассматривают как ограничивающие факторы.

Д
ля расчета параметра оптимизации следует решать обратную задачу. Для этого по заданной мощности механизма главного движения и регулируемых значений b и t с учетом других ограничивающих факторов определяют максимально возможные значения скорости подачи. Методика и примеры расчета изложены в справочнике по резанию древесины.

3.1 Построение графика скоростей подач

Для наглядности результаты расчетов следует занести в таблицу. В табл. 1, в качестве примера, приведены результаты расчетов режимов резания ленточнопильного станка.

По результатам расчетов построен график (рис. 1). На рис. 1 символом DV обозначено пространство изменения (регулирования) скоростей подач проектируемого станка.

Таблица 1

Результаты расчетов режимов пиления

Наименование

Обозначение

Размерность

Высота пропила t

32

40

50

60

1. Ширина пропила

Мм

1,8

1,8

1,8

1,8

2. Подача на зуб:

по тре6ованию к шероховатости

Sz1

Мм

0,64

0,64

0,64

0,64

по заполнению межзубовых впадин

Sz2

Мм

0,52

0,42

0,33

0,28

3. Скорость главного движения

V

М/с

30

30

30

30

4. Сила резания одним зубом

Fx зуб

Н

14,2

11,3

9,0

7,6

5. Фиктивная сила резания

p

Н/мм2

7,06

7,06

7,06

7,06

6. Касательное давление

k

МПа

38,8

38,8

38,8

38,8

7. Затупление режущей кромки

Δρ

Мкм

2,9

3,6

4,5

5,4

8. Коэффициент затупления

aρ

1,06

1,07

1,09

1,11

9. Подача на зуб по мощности

Sz3

Мм

0,29

0,19

0,16

0,1

10. Допускаемая сила на зубе

Fxg зуб

Н

97,3

77,9

62,3

51,9

11. Подача на зуб по устойчивости пилы от Fxg зуб

Sz4

Мм

2,98

2,91

1,82

2,74

12. Допускаемая нормальная сила на одном зубе

Fzg зуб

Н

4,22

3,38

2,7

2,25

13. Подача на зуб по устойчивости пилы от Fxg зуб

Sz5

Мм

0,52

0,40

0,31

0,24

14. Подача на зуб по точности пиления

Sz6

Мм

0,84

0,80

0,75

0,72

15. Подача на зуб расчётная (принимается минимальное значение из Sz1, Sz2, Sz3, Sz4, Sz5, Sz6)

Szр

Мм

0,29

0,19

0,16

0,1

16. Оптимальная скорость подачи

Vs

м/мин

52

34

28

18

  1. Курс 1, семестр 1,2 Трудоемкость дисциплины по стандарту 130 часов. Втом числе

    Курсовая работа
    последовательность камеральной обработки результатов теодолитной и тахеометрической съемок; в том числе и с применением современных компьютерных технологий;
  2. Курс 1, семестр 1 Трудоемкость дисциплины по стандарту 130 часов. Втом числе

    Курсовая работа
    Целью изучения данной дисциплины является освоение научных основ и приобретение практических навыков в производстве основных видов инженерно-геодезических работ при изысканиях.
  3. Составитель Т. В. Кузьмина Компьютерная верстка Т. В. Кузьминой (1)

    Документ
    Заявки на литературу и информацию об изданиях нужно направлять по адресу: 620100, Екатеринбург, Сибирский тракт, 37. Уральский государственный лесотехнический университет (УГЛТУ).
  4. Уральского государственного.

    Документ
    Книга посвящена 75-летию УГЛТУ. Представленные материалы отражают историю и современную жизнь университета. Биографические очерки повествуют о людях, чья судьба связана с жизнью вуза.
  5. Составитель Т. В. Кузьмина Компьютерная верстка Т. В. Кузьминой (2)

    Документ
    Сборник содержит статьи преподавателей и сотрудников высших учебных заведений, а также научных учреждений по разнообразным вопросам лесоведения и лесоводства,
  6. Перечень образовательных программ (специальностей), реализуе­мых в рамках данного направления подготовки дипломированного специали­ста

    Перечень образовательных программ
    Нормативный срок освоения основной образовательной программы подго­товки инженера по направлению подготовки дипломированного специалиста «Технология лесозаготовительных и деревоперерабатывающих производств» при очной форме обучения 5 лет.
  7. Дипломированного специалиста (22)

    Дипломная работа
    Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки инженера по направлению подготовки дипломированного специалиста «Технология лесозаготовительных и деревоперерабатывающих производств» при очной форме обучения 5 лет.
  8. Дипломированного специалиста (29)

    Дипломная работа
    1.4.1.Объектами профессиональной деятельности выпускников являются: лес, древесина в виде необработанных круглых лесоматериалов и обработанных лесоматериалов (пиломатериалов, щепы, шпона, древесностружечных плит), вспомогательные материалы в виде смол,
  9. Дипломированного специалиста (38)

    Дипломная работа
    Выпускник по направлению подготовки «Технология лесозаготовительных и деревоперерабатывающих производств» в соответствии с фундаментальной и специальной подготовкой может выполнять следующие виды профессиональной деятельности:

Другие похожие документы..