Рабочая программа для студентов VI курса специальности

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОТКРЫТЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ

19/8/2

Одобрено

кафедрой «Автоматика и телемеханика на железнодорожном транспорте»

Утверждено

деканом факультета

«Управление процессами перевозок»

ЭЛЕКТРОПРИВОД

В УСТРОЙСТВАХ

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ

АВТОМАТИКИ И ТЕЛЕМЕХАНИКИ

Рабочая программа для студентов VI курса

специальности

190402.65 АВТОМАТИКА, ТЕЛЕМЕХАНИКА И СВЯЗЬ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ (АТС)

специализации АВТОМАТИКА И ТЕЛЕМЕХАНИКА

НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ (AT)

Москва - 2006

Программа составлена в соответствии с Государственным обра­зовательным стандартом высшего профессионального образования и удовлетворяет государственным требованиям к минимуму содержания и уровню подготовки инженера по специальности 190402.65 (АТС).

Составители — канд. техн. наук, доц. Е.Ю. МИНАКОВ,

канд. физ.-мат. наук, ст.преп. А.В. МОСКВИЧЕВ

Российский государственный открытый технический университет путей сообщения, 2006

1. ЦЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

На железнодорожном транспорте широко используются устройства автоматики и телемеханики. Их техническое со­стояние постоянно совершенствуется, расширяются функции и область применения, создаются новые устройства, направ­ленные, прежде всего на повышение надежности, безопаснос­ти движения поездов и увеличение скорости их движения.

В настоящее время на железных дорогах России эксплу­атируется около 130 тыс. стрелочных приводов, управляе­мых при помощи средств автоматики и телемеханики; более 13,5 тыс. железнодорожных переездов оборудовано автома­тическими шлагбаумами; около 1,5 тыс. железнодорожных переездов оснащено заградительными устройствами типа УЗП; свыше 1,5 тыс. станций оборудовано тормозными уст­ройствами закрепления составов и т.д. В качестве исполни­тельного органа в этих устройствах используются электро­механические устройства - электроприводы.

Целью дисциплины является изучение классификации, структуры построения и конструкции электроприводов и ус­тройств, в которых они применяются, схем управления элек­троприводами, основ теории их конструирования, типового проектирования и обеспечения безопасности движения поез­дов, а также их обслуживания.

Цель преподавания дисциплины состоит в подготовке специалистов, владеющих навыками построения, управле­ния, проектирования и эксплуатации как электроприводов, так и устройств автоматики и телемеханики, в которых они применяются.

Материал, излагаемый в данной дисциплине, основыва­ется на изучении современных технических средств автома­тики и телемеханики, структуры и конструктивных принци­пов их построения и увязан с основами теории механизмов и машин, деталей машин, соответствующих разделов курсов физики, высшей математики и электротехники, а также дис­циплин специализации.

2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Изучив дисциплину, студент должен иметь пред­ставление:

  • о тенденциях развития техники, средств и систем же­лезнодорожной автоматики и телемеханики, перспективах их применения на транспорте;

  • основах теории проектирования и конструирования электроприводов;

  • организации технической эксплуатации, содержании и ремонте электроприводов и устройств, в которых они приме­няются;

  • порядке проведения на электроприводах монтажных, наладочных работ и их ввода в эксплуатацию.

2.2. Знать:

  • классификацию, структуру и назначение электропри­водов;

  • эксплуатационные и технические требования, предъяв­ляемые к электроприводам различных устройств;

  • основные конструктивные принципы построения элек­троприводов различных систем;

  • основные принципы обеспечения безопасности движе­ния поездов как устройствами, в которых применяются элек­троприводы, так и самими электроприводами;

  • методы расчета основных технических и конструктив­ных параметров, кинематических и электрических схем, а также расчета их отдельных элементов.

2.3. Уметь:

• производить расчеты по определению дальности уста­новки электропривода от источника питания;

• производить кинематические расчеты и определять электротехнические и электромеханические характеристики электропривода;

• определять необходимые параметры и тип электродви­гателя, схемы его включения;

  • производить прочностные расчеты, расчеты на надеж­ность и др.;

  • производить отладку и включение одиночного элект­ропривода с типовыми схемами управления.

2.4. Иметь опыт:

  • включения электропривода с типовыми схемами уп­равления;

  • практического определения технических характерис­тик электропривода в условиях, приближенных к условиям в РТУ;

  • измерения электрических и временных характеристик электропривода в условиях, приближенных к эксплуатации;

  • выполнения отдельных технологических процессов при установке, эксплуатации и ремонте электроприводов.

3. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Вид учебной работы

Всего часов

Курс VI

Общая трудоемкость дисциплины

60

Аудиторные занятия:

8

лекции

4

практические занятия

4

Самостоятельная работа

37

Контрольная работа

1

количество

Вид итогового контроля

Зачет с оценкой

4. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

4.1 Разделы дисциплины и виды занятий

п/п

Раздел дисциплины

Лекции, час

Практические занятия, час

1

Введение. Классификация железнодорожных электроприводов

0,75

2

Основные понятия теории построения электроприводов

1,5

3

Установка и управление электроприводами

1

4

Методы испытаний электроприводов, их сертификация

0,75

4.2 Содержание разделов дисциплины

Раздел 1

  1. Классификация электроприводов железнодорожной автоматики.

  2. Виды устройств и технических средств железнодорожной автоматики. Структурные и кинематические схемы уст­ройств. Электропривод как главный исполнительный меха­низм, обеспечивающий функциональное назначение устройств автоматики.

  3. Эксплуатационные и технические требования, предъяв­ляемые к электроприводам различных устройств железнодо­рожной автоматики.

  4. Электроприводы стрелочные. Назначение, режимы работы. Схемы установки на стрелку. Особенности стрелоч­ных электроприводов ЭЦ и ГАЦ. Специальные требования по обеспечению безопасности движения поездов. Особенности конструкций стрелочных электроприводов для ГАЦ и ско­ростного движения поездов.

  5. Переездные шлагбаумы и устройства заградитель­ные переездные. Назначение, режимы работы. Специальные требования по обеспечению безопасности движения на пере­ездах.

Раздел 2

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ТЕОРИИ ПОСТРОЕНИЯ ЭЛЕКТРОПРИВОДОВ

  1. Структурный синтез электроприводов. Механизм, звено механизма, кинематическая пара. Кулачковые запира­ющие механизмы. Кинематические схемы. Составление ки­нематических схем. Основные виды механизмов, применяе­мых в электроприводах железнодорожной автоматики.

  2. Кинематический анализ электроприводов. Задачи кинематического анализа. Методы проведения кинематичес­кого расчета. Передаточное число. Тяговое усилие (момент). Время срабатывания. Прочностные расчеты узлов деталей
    механизма.

  3. Динамический анализ электроприводов. Условия кинетостатической определимости кинематических цепей. Планы сил. Силы трения. Определение коэффициента полез­ного действия звена, механизма и электропривода в целом.
    Угол давления. Исследование динамики запирания в кулач­ковых механизмах.

  4. Электротехнические расчеты. Определение и расчет основных электротехнических характеристик двигателя (по­требляемая мощность, номинальный и максимальный момент, частота вращения и др.). Определение оптимального радиуса управления электроприводом по недублированным жилам ка­беля. Схемы запуска электродвигателей. Расчет пусковых сопротивлений, емкости. Электромагнитные расчеты.

Раздел 3

ТИПОВЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ ПО УСТРОЙСТВАМ

И СХЕМАМ УПРАВЛЕНИЯ ЭЛЕКТРОПРИВОДАМИ

В ЭКСПЛУАТАЦИИ

  1. Схемы установки стрелочных электроприводов на стрелочном переводе. Гарнитура, Внешние замыкатели ост­ряков и подвижных сердечников крестовин. Динамические характеристики схем установки электроприводов на стрелке
    при проходе подвижного состава. Двухпроводная схема уп­равления и контроля стрелкой. Пятипроводная схема управ­ления стрелкой. Бесконтактная схема управления стрелоч­ным электроприводом.

  2. Схемы установки переездных автошлагбаумов и устройств заградительных (УЗП) на переезде. Схема управ­ления переездными автошлагбаумами. Типовая схема рабо­ты автоматической переездной сигнализации (АПС) с уст­ройствами УЗП.

3.3 Перспективные технические решения по установке и схемам управления электроприводами в эксплуатации.

Раздел 4

МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ И ПРОВЕРКИ ЭЛЕКТРОПРИВОДОВ.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ СЕРТИФИКАЦИИ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ

4.1. Задачи и виды испытаний. Методы испытаний элек­троприводов. Основные положения Федеральной системы сертификации на железнодорожном транспорте.

4.3 Лабораторный практикум

Не предусмотрен

4.4 Практические занятия

№ п/п

Наименование и краткое содержание работы

Кол-во часов

1

Определение и расчет основных электротехнических характеристик двигателя. Определение оптимального радиуса управления электроприводом по сдублированным жилам кабеля.

4

5. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

а) Контрольная работа. Тема: «Расчет параметров элек­тропривода»

Задание на контрольную работу:

  1. Составить кинематическую схему электропривода. Описать механизм замыкания (фиксации) главного исполни­тельного элемента.

  2. Произвести кинематический расчет электропривода.

  3. Определить коэффициент полезного действия элек­тропривода. Рассчитать номинальную мощность и номиналь­ный ток электродвигателя.

  4. Произвести прочностной расчет элемента кинема­тической схемы.

  5. Составить схему управления электроприводом. Оп­ределить дальность установки электропривода.

б) Курсовая работа - не предусмотрена

в) Курсовой проект - не предусмотрен

6. УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

6.1. Перечень обязательной литературы

  1. Автоматика, телемеханика и связь. Автоматика и телемеханика. Ч. 1: Учеб. пос.. – М.: РГОТУПС, 2004. – 599 с.

  2. Тимофеев С. А. Стрелочные винтовые электроприводы: Учебное иллюстрированное пособие. – М.: Маршрут, 2004. – 33 с.

6.2. Перечень рекомендованной литературы

  1. Минаков Е. Ю., Шуваев В.В. Системы и технические средства обеспечения перевода стрелок. Монография. - М.: РГОТУПС, 2004. – 114 с.

  2. Сороко В.И., Милюков В.А. Аппаратура желез­нодорожной автоматики и телемеханики: Справочник, т.1,НПФ «Планета», 2000.

  3. Сороко В.И., Розенберг Е.Н. Аппаратура же­лезнодорожной автоматики и телемеханики: Справочник, т.2, НПФ «Планета», 2000.

  4. Костроминов A.M. Защита устройств железнодо­рожной автоматики и телемеханики от помех. - М.: Транс­порт, 1995.

  5. Ягудин Р.Ш. Надежность устройств железнодорож­ной автоматики и телемеханики. - М.: Транспорт, 1989.

  6. Резников Ю.М. Электроприводы железнодорожной автоматики и телемеханики. - М.: Транспорт, 1985.

  7. Фролов К.В. и др. Теория механизмов и машин. -М.: Высшая школа, 1987.

  1. Журналы «Автоматика, связь, информатика» за 2001 г. №№ 1; 2; 3; 4; 6; 7; за 2002 г. №№ 7; 3.

  1. Рабочая программа для студентов VI курса специальности (3)

    Рабочая программа
    Рабочая программа составлена на основании примерной учебной программы данной дисциплины в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки студента по специальности 170900 (СМ).
  2. Рабочая программа для студентов VI курса специальности (1)

    Рабочая программа
    Рабочая программа составлена на основе требований Государ­ственного образовательного стандарта высшего профессиональ­ного образования к минимуму содержания и уровню подготовки инженера по специальности 170900 «Подъемно-транспортные,
  3. Рабочая программа для студентов VI курса специальности (2)

    Рабочая программа
    Программа составлена на основании примерной учебной программы данной дисциплины в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки инженера по специальности 290800 Водоснабжение и водоотведение.
  4. Рабочая программа для студентов VI курса специальности (6)

    Рабочая программа
    Предметом дисциплины “Организация производства дистанций сигнализации и связи” является изучение закономерностей развития процессов, а также способов организации и управления производством на основных предприятиях отрасли сигнализации
  5. Рабочая программа для студентов VI курса специальности (8)

    Рабочая программа
    Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 181400 Электрический транспорт железных дорог (ЭПС).
  6. Рабочая программа для студентов VI курса специальности (9)

    Рабочая программа
    Программа разработана на основании учебной программы по данной дисциплине, составленной в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки студента по специальности 150700.
  7. Рабочая программа для студентов VI курса специальности (4)

    Рабочая программа
    Программа составлена на основании примерной учебной программы данной дисциплины в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки по специальности 181400 Электрический транспорт железных дорог (ЭПС).
  8. Рабочая программа для студентов VI курса специальности (5)

    Рабочая программа
    Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки инженера по специальности 220100 (ЭВМ).
  9. Рабочая программа для студентов VI курса специальности (7)

    Рабочая программа
    Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального об­разования по специальности 150700 Локомотивы .

Другие похожие документы..