История освоения космоса

Московский авиационный институт
(технический университет)

Реферат
Тема: История освоения космоса

Студент: Кузнецов А.В.

Группа: 06-102

Москва 2000

Содержание.

  1. Введение. От спутника Земли до первых исследований Солнечной системы. - 1

  2. Ученые и конструкторы. - 2

  3. Главные события освоения космоса. – 27

    1. Программа «Луна».

    2. Первый космонавт.

    3. Программа «Аполлон».

    4. Программа «Маринер». Исследование Венеры.

    5. Программа «Маринер». Исследование Марса.

    6. Программа «Марс».

    7. Программа «Пионер». Исследование Юпитера.

    8. Программа «Венера».

    9. Программа «Викинг». Исследование Марса.

  4. Основные аспекты вклада ракетно- космической кор-

порации «Энергия» в космическую технику России. - 34

    1. Орбитальный комплекс «Мир».

    2. Международная космическая станция.

    3. Морской старт.

5. Заключение. - 55

1. От спутника Земли до первых исследований Солнечной системы.

Мечта о достижении других миров отнюдь не нова. Еще во II в. греческий сатирик Лукиан из Самасоты написал историю о путешествии на Луну, хотя откровенно признавался, что его "Правдивая история" от начала до конца состоит из одних выдумок. Другая история о космических путешествиях была написана немецким астрономом и математиком Иоганном Кеплером и опубликована в 1634 г., уже после его смерти. Герой Кеплера попадает на Луну с помощью некоего услужливого демона.

Только в наше время космические исследования стали практически возможными. Самолет, имеющий крылья и летающий в атмосфере Земли, может использовать обычные двигатели, например газовые турбины, в которых для сгорания топлива необходим приток воздуха.

По космическим масштабам атмосфера простирается не слишком высоко. В космосе, где нет воздуха, летательному аппарату нужен двигатель, не использующий воздух, т.е. ракетная установка. Движущую силу ракеты создает поток газа, выбрасываемый из ее сопла.

Великим пионером теоретической космонавтики был русский ученый К.Э.Циолковский (1857-1935). Его первые работы о космических полетах появились в 1903 г., но тогда не нашли отклика. Циолковский понял, что твердые виды топлива не годятся для космических полетов и предложил использовать ракетные двигатели на жидком топливе.

Первая ракета с двигателем такого типа была запущена в 1926 г. в США Р.Х.Годдардом (1882-1945). В последствие над создание ракет на жидком топливе с определенным успехом работала группа немецких специалистов, в состав которой входил Вернер фон Браун (1912-1977). Во времена фашистской Германии ее работы приобрели исключительно военную направленность. Так был разработан управляемый снаряд "Фау-2", применяемый на последнем этапе второй мировой войны.

"Фау-2"-прямой предшественник современных американских космических ракет, так как после окончания войны большинство немецких специалистов в этой области продолжили свою работу в США. В Советском Союзе работы в области ракетной техники возглавил знаменитый конструктор и ученый С.П.Королев (1906-1966).

К началу 1950-х годов ракеты, несущие на борту научную аппаратуру, доказали свою полезность для изучения верхней атмосферы и, так сказать "ближнего космоса". Но при этом стало очевидным, что те же задачи намного эффективнее решал бы искуственный спутник Земли. Летательный аппарат с установленной на нем научной аппаратурой, выведенный с помощью ракеты на устойчивую орбиту вокруг Земли, должен вести себя подобно естественным космическим телам, если, конечно он находится за пределами тормозящей его атмосферы.

Подлинное начало космической эры ознаменовалось запуском первого искуственного спутника, осуществленным в СССР 4 октября 1957 г. Диаметр первого спутника был всего около полуметра и, кроме радиопередатчика, на нем не было никакого научного оборудования, но его запуск проложил путь для всех дальнейших исследований. Вслед за ним в Советском Союзе было запущено еще несколько спутников, а в 1958 г. свой первый спутник, "Эксплорер-1", вывели на орбиту США. С этого спутника была передана информация о радиационных поясах Земли.

Первые космические зонды, запущенные на Луну, также были советскими. В январе 1959 г. близ Луны прошла "Луна-1". В течение того же года были запущены еще две автоматические станции. Одна из них совершила жесткую посадку на Луну, а другая облетела ее и передала на Землю фотографии обратной стороны Луны. В 1961г. стартовал первый пилотируемый космический корабль "Восток-1", на котором Юрий Алексеевич Гагарин (1934-1968) совершил полный оборот вокруг Земли. К этоиу времени к идее космических исследований стали относиться с полной серьезностью, хотя еще десятилетия назад ее часто высмеивали.

В начале 1960-х годов были созданы спутники Земли, способные передавать высококачественные фотографии земной поверхности и другую разнообразную информацию. Их использовали и для целей связи. В 1962 г. был запущен спутник "Телстар" -первый активный телевизионный космический ретранслятор.

Появились пилотируемые космические корабли, способные нести экипаж из двух-трех человек. Началось осуществление программы "Аполлон", целью которой была высадка человека на поверхность Луны. Кульминационным моментом этой программы стал полет "Аполлона-11" в июле 1969 г.; именно тогда первые люди-Нейл Армстронг (род. 1930) и Эдвин Олдрин (род. 1930) -ступили на поверхность Луны.

Первым аппаратом, совершившим полет успешный полет к другим планетам был "Маринер-2" (США), пролетевший в 1962 г. близ Венеры. В 1965 г."Маринер-4" долетел до Марса, а в 1971 г. "Маринер-9" был выведен на низкую орбиту вокруг Марса и передал на Землю тысячи высококачественных фотографий его поверхности. В 1974 г. аппарат "Маринер-10" пролетел вблизи двух планет-Венеры и Меркурия. Первый космический аппарат, посланный к Юпитеру, "Пионер-10", долетел до цели в 1973 г. В 1975 г. "Пионер-11" прошел вблизи Сатурна. В том же 1975 г. советские станции "Венера-9" и "Венера-10" передали на Землю фотографии с поверхности Венеры, которые показали, что она совсем не такая как ожидалось. Советский аппарат "Марс-3" в 1971 г., американские аппараты "Викинг-1" и "Викинг-2" в 1976 г. успешно совершили посадку на Марсе.

2. Ученые и конструкторы.

Циолковский Константин Эдуардович 

"Планета есть колыбель разума, но нельзя вечно жить в колыбели"

Годы жизни

1857, 17 (5 cентября) в семье польского дворянина, служившего по ведомству государственных имуществ, родился Константин Эдуардович Циолковский. Отец ученого - Эдуард Игнатьевич Циолковский. Мать ученого, Мария Ивановна Юмашева, была русской с примесью татарской крови. Русская земля и ее язык стали родными для будущего ученого. Его родители являли собой полную противоположность. Вот как писал много лет спустя сам Константин Эдуардович в автобиографических набросках "Черты моей жизни": "... среди знакомых отец слыл умным человеком и оратором. Среди чиновников - красным и нетерпимым по идеальной честности... Вид имел мрачный. Был страшный критикан и спорщик... Отличался сильным и тяжелым для окружающих характером... Придерживался польского общества и сочувствовал фактически бунтовщикам-полякам, которые у нас в доме всегда находили приют... Мать - веселая, жизнерадостная, хохотунья и насмешница..." Обычно с детьми занималась мать. Именно она научила Константина читать и писать, познакомила с началами арифметики. 

1860 семья Циолковских переехала в Рязань. Отец, Эдуард Игнатьевич, был определен делопроизводителем Лесного отделения Рязанской палаты государственных имуществ. 

1866 Константин Циолковский заболел скарлатиной. В результате осложнения после болезни он потерял слух. Наступило то, что впоследствии он назвал "самым грустным, самым темным временем моей жизни". Тугоухость лишила мальчика многих детских забав и впечатлений, привычных его здоровым сверстникам. 

1868 переезд семьи Циолковских в Вятку. Новая должность отца - столоначальник Лесного отделения Вятской палаты государственных имуществ. 

1869 поступление в гимназию. Большими успехами будущий ученый не блистал. Предметов было много, и полуглухому мальчику учиться было нелегко. А вот за шалости он неоднократно попадал в карцер. 

1870 смерть матери - Марии Ивановны Циолковской (Юмашевой). Горе придавило осиротевшего мальчика. Гораздо острее ощущает он свою глухоту, делавшую его все более и более изолированным. Лишенный поддержки, мальчик учится все хуже и хуже... А затем наступает день, когда он вынужден поменять плохие отношения с гимназией на многолетнюю дружбу с книгами... 

1871 отчисление из гимназии c характеристикой "... для поступления в техническое училище". Но именно в это время Константин Циолковский находит свое истинное призвание и место в жизни. Он занимается образованием самостоятельно. В отличие от гимназических учителей книги щедро оделяют его знаниями и никогда не делают ни малейших упреков. В это же время Константин Циолковский приобщается к техническому и научному творчеству. Он самостоятельно изготавливает астролябию (первое измеренное ей расстояние - до пожарной каланчи), домашний токарный станок, cамодвижущиеся коляски и локомотивы (бесценным материалом для них стали стальные пластины каркасов от пышных дамских юбок, полностью вышедших уже из моды, и продававшиеся поэтому за бесценок на рынке). 

1873 переезд Циолковского в Москву для продолжения образования. Способности сына стали очевидны для Эдуарда Циолковского, и он решает послать мальчика в столицу. Константин сам находит себе квартиру (точный адрес, по которому проживал Циолковский, неизвестен) и, живя буквально на хлебе и воде (отец присылал десять-пятнадцать рублей в месяц), упорно занимается. Каждодневно с десяти утра и до трех-четырех дня пополудни трудолюбивый юноша штудирует науки в Чертковской библиотеке (ныне - Румянцевская). За первый год жизни в Москве пройдены физика и начала математики. На втором Константин преодолевает дифференциальное и интегральное исчисление, высшую алгебру, аналитическую и сферическую геометрию. 

1876

  • возвращение Циолковского в Вятку. Состарившийся отец собирается в отставку и ему уже не по силам поддерживать сына материально. Константин становится частным репетитором и зарабатывает самостоятельно, а в свободное время продолжает заниматься в городской публичной библиотеке. 

  • смерть от брюшного тифа гимназиста Игнатия Циолковского, брата Константина. 

1878

  • переезд семьи в Рязань. Вышедший в отставку Эдуард Циолковский решил покинуть город, где умерли его жена и один из сыновей и возвратиться доживать свой век в Рязань. Константину пришлось снова вести борьбу за существование - в Рязани уже не было знакомств, не было и частных уроков. Константин Циолковский решает готовиться к экзаменам экстерном на звание учителя уездной школы. Он хочет иметь определенную профессию и не зависеть более от случайных заработков. В это же время, не оставляя занятий наукой, молодой ученый вплотную приблизился к ответу на вопрос, заданный самому себе еще в Вятке: "Нельзя ли изобрести машину, чтобы подняться в небесные пространства?" 

  • 8 июля - Константин Циолковский начал составлять астрономические чертежи и таблицы 

1879 Константин Циолковский построил первую в мире центробежную машину (предшественницу современных центрифуг) и провел на ней опыты с разными животными. Вес рыжего таракана был увеличен в 300 раз, а вес цыпленка - в 10, без малейшего для них вреда. 

1880

  • Константин Циолковский сдает экзамены на учительское звание и переезжает в Боровск по назначению от Министерства просвещения на свою первую государственную должность. 

  • 20 августа - Константин Циолковский женится на Варваре Евграфовне Соколовой. Молодая чета начинает жить отдельно и молодой ученый продолжает физические опыты и техническое творчество. В доме у Циолковского сверкают электрические молнии, гремят громы, звенят колокольчики, пляшут бумажные куколки. Посетители дивились также на "электрического осьминога", который хватал каждого своими ногами за нос или за пальцы, и тогда у попавшего к нему в "лапы" волосы становились дыбом и выскакивали искры из любой части тела. Надувался водородом резиновый мешок и тщательно уравновешивался посредством бумажной лодочки с песком. Как живой, он бродил из комнаты в комнату, следуя воздушным течениям, подымаясь и опускаясь. 

  • В это же время Циолковский самостоятельно разрабатывает кинетическую теорию газов, незадолго до него доведенную до законченного облика трудами Клаузиуса, Больцмана, Максвелла и Ван-дер-Ваальса (о чем Циолковский попросту не знал). Несмотря на открытие уже открытого, рукопись "Теория газов", направленная в Русское физико-химическое общество, незадолго до этого основанное Менделеевым, принесла Циолковскому известность в мире науки. 

  • смерть отца - Эдуарда Игнатьевича Циолковского 

1883 Циолковский строит и запускает монгольфьер над Боровcком. 

1885 начало работы над рукописью "Теория аэростата" 

1890 VII отдел Русского технического общества pассмотрел проект цельнометаллического дирижабля Циолковского. И хотя в денежной субсидии автору было отказано (на основании чисто технических трудностей осуществления, не до конца преодоленных в проекте), сама идея и теоретические расчеты были признаны верными 

1891 публикация в трудах Общества любителей естествознания статьи Циолковского "Давление жидкости на равномерно движущуюся в ней плоскость" 

1892

  • семья Циолковских переезжает в Калугу в связи с переназначением Константина Эдуардовича по службе 

  • Циолковский выпускает брошюру "Аэростат металлический управляемый". Работа над ней была закончена еще в Боровске, а выпущена она была московской типографией Волчанинова уже после переезда Константина Эдуардовича. 

  1. Реферат: "История освоения космоса".

    Документ
    Во второй половине XX в. человечество ступило на порог Вселенной - вышло в космическое пространство. Дорогу в космос открыла наша Родина. Первый искусственный спутник Земли, открывший космическую эру, запущен бывшим Советским Союзом,
  2. Задачи: знакомство с литературой и материалами интернет порталов об освоении космоса; изучение этапов развития научных данных по развитию космической науки

    Документ
    План:Введение.Глава 1. Первые шаги Глава 2. Первый спутник. Исторический рубеж Глава 3. Пилотируемые полеты Глава 4. Лунная гонка Глава 5. Автоматы исследуют планету Луна Заключение.
  3. История будущего IX чужак в чужой стране роберт хайнлайн

    Документ
    Первую экспедицию на Марс земляне организовали в те времена, когда по их убеждению - наибольшую опасность для человека представлял сам человек. Это произошло через восемь земных лет после основания первой колонии на Луне.
  4. «Освоение космоса», анализировали нештатные, возникавшие в реальных полётах. Среди лучших эссе Ковылова Алексея «Легко ли быть космонавтом» Интересные проблемы решали астрофизики Алфёров Антон и Титков Алексей: искали доказательства существования таинственной планеты Нибиру и аргументировали возможн

    Документ
  5. Методико библиографическое пособие (к 60-летию со дня рождения первого казахстанского космонавта Токтара Аубакирова и к 15-летию со дня его полета в космос) (1)

    Документ
    Эпоха, в которой мы живем, по праву называют космической эрой, эпохой освоения космоса. И дело не только в осуществлении космических полетов и успешном развитии космической техники.
  6. Методико библиографическое пособие (к 60-летию со дня рождения первого казахстанского космонавта Токтара Аубакирова и к 15-летию со дня его полета в космос) (2)

    Документ
    Помощниками в организации и проведении массовых мероприятий могут стать преподаватели физики, астрономии, истории Казахстана, активисты библиотеки, ребята, интересующиеся космонавтикой.
  7. Библиографический указатель предназначен как для специалистов, так и для широкого круга читателей, интересующихся космическими технологиями, людьми, связанными с научными разработками в области освоения космических пространств и др (1)

    Библиографический указатель
    Предлагаемый вниманию читателей аннотированный библиографический указатель периодических изданий является вторым выпуском по теме изучения космоса, составлен по материалам периодической печати за 2003 и первый квартал 2004 года,
  8. Железняков А. Б. Тайны ракетных катастроф. Плата за прорыв в космос

    Документ
    «Первая жертва космоса» — под таким заголовком 19 мая 1930 года берлинские газеты сообщили о гибели гениального конструктора Макса Валье, смертельно раненного на испытаниях нового ракетного двигателя.
  9. Методические рекомендации по проведению мероприятий, посвященных 50-летию полета в космос Ю. А. Гагарина / сост. М. Н. Крухмалева, Ю. А. Ларченко, Е. С. Ракова, В. С. Урсой

    Методические рекомендации
    Настоящие методические рекомендации включают в себя материалы, призванные помочь педагогическим работникам при планировании, подготовке и проведении классных часов, посвященных 50-летию со дня первого полета человека в космос.

Другие похожие документы..