Общественно-политический дискурс административной реформы: 1990 г. По настоящее время 31 III. Информационные инструменты обеспечения административной реформы 44 существующее информационное обеспечение административной реформы 44

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМ. М.В. ЛОМОНОСОВА

ФАКУЛЬТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

КАФЕДРА ПОЛИТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

Дипломная работа

МЕХАНИЗМЫ И ТЕХНОЛОГИИ

ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

АДМИНИСТРАТИВНОЙ РЕФОРМЫ

В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ГОСУДАРСТВЕ

Студентки V курса Викторовой З.С.

Научный руководитель:

Соловьев А.И.

д. п.н., профессор

МОСКВА

2006

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 4

I. СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО В ПЕРИОД ПЕРЕХОДА К ИНФОРМАЦИОННОМУ ОБЩЕСТВУ 14

1. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО КАК НОВАЯ ПАРАДИГМА ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ 14

2. ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОЛИТИКО-КОММУНИКАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА 16

3. ОСОБЕННОСТИ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ 23

II. ИНФОРМАЦИОННЫЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ АДМИНИСТРАТИВНОЙ РЕФОРМЫ КАК ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОЕКТА ПРАВЯЩЕГО РЕЖИМА 27

1. ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ И ТЕХНОКРАТИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОЙ РЕФОРМЫ 27

2. ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ ДИСКУРС АДМИНИСТРАТИВНОЙ РЕФОРМЫ: 1990 г. ПО НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ 29

III. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОЙ РЕФОРМЫ 41

1. СУЩЕСТВУЮЩЕЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОЙ РЕФОРМЫ 41

2. МЕХАНИЗМЫ И ТЕХНОЛОГИИ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОЙ РЕФОРМЫ 49

2.1. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ИНСТРУМЕНТЫ ПО УСТАНОВЛЕНИЮ И ПОДДЕРЖАНИЮ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОГО ДИСКУРСА ВОКРУГ АДМИНИСТРАТИВНОЙ РЕФОРМЫ 60

2.2. ИНСТРУМЕНТЫ ПО ОПЕРАТИВНОМУ ИНФОРМАЦИОННОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ АДМИНИСТРАТИВНОЙ РЕФОРМЫ 78

2.3. МЕХАНИЗМЫ АНТИКРИЗИСНОЙ КОММУНИКАЦИИ 84

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 87

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 90

ПРИЛОЖЕНИЯ 97

Государственная услуга "Регистрация транспортного средства" 104

Орган власти, регистрирующий транспортное средство: 104

ВВЕДЕНИЕ

Конец XX – начало XXI века связан с качественными трансформациями во всех сферах общественной жизни, глубина и интенсивность которых позволяют говорить о начавшемся переходе к информационному обществу. Те изменения, которые произошли и до сих пор происходят в политике – сфере, которая может выступать в качестве своеобразной "лакмусовой бумажки" для диагностики качества происходящих трансформаций, - наглядно свидетельствуют о смене парадигмы общественного развития.

Появление в ходе индустриальной эпохи массового (читай - неконсолидированного, релятивного) политического контрагента государства в условиях динамичного развития и совершенствования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в конечном итоге привело к размыванию групповой самоидентификации. Формирование в политическом пространстве отношений "свободной индивидуальности"1, выдвижение гражданами индивидуальных и одновременно высоких требований к власти не могло не спровоцировать изменения в организации системы управления. В 70 - 80-е гг. XX века неспособность государственной политики именно в той ее части, которая была связана с оказанием гражданам услуг, вызвала волну разочарования, вылившуюся в переформатирование системы управления в соответствии с принципами "нового государственного менеджмента". С организационной точки зрения основной акцент был сделан на структурное разделение органов в соответствии с двумя ключевыми функциями управления: формирование государственной политики и оказание услуг населению с одновременным повышением компетентности выполнения данных функций. Как альтернатива отношениям соподчиненности в рамках бюрократической иерархии рассматривались сетевые формы организации взаимодействия, основанные на договорных отношениях и принципе субсидиарности.

Усиление позиций "нового государственного менеджмента" отнюдь не случайно: данная концепция, предлагающая клиентский формат отношений между гражданами и государственными институтами, основанная на приватизации многих направлений деятельности общественного сектора и рыночной оценке тех функций, которые остаются в пределах компетенции государственных структур, представляла собой инструмент, который на тот момент мог помочь адекватно ответить на возросшие требования граждан2.

Размывание групповой самоидентификации, возникновение ситуации мультипарадигмальности ориентаций в общественно-политическом дискурсе, кроме того, привело к маргинализации такого инструмента обеспечения взаимодействия между властью и обществом, как идеология. На место идеологических матриц пришли информативные сообщения, а место идеологов заняли когнитарии - те, кто не претендует на расколдовывание смысла власти и формулирование доктринальных схем действительности, а реально способен сформировать и поддержать оперативную коммуникацию населения с властью3. Идеологический формат, характеризующийся ригидностью и концептуальной жесткостью, в условиях динамизма социально-политических взаимосвязей не только оказывается не в состоянии обеспечить соответствующее взаимодействие. Вследствие сужения пространства политической проблематики идеологический метакод становится чрезмерным и нефункциональным: для поддержания баланса отношений между властью и обществом в новых условиях достаточно спорадических коммуникаций, сфокусированных на конкретных властно-значимых интересах.

Безусловно, постановка стратегических целей остается в списке задач, требующих решения со стороны политической элиты. Однако сегодня подобные задачи носят более прикладной характер, а круг лиц, вовлеченных в подобный род деятельности, значительно сужается и трансформируется в их профессиональную функцию. Обеспечение информационных контактов государства и общества, удовлетворение индивидуализированных информационных запросов граждан – становятся сутью политики, ее предпосылкой и необходимым основанием.

Одновременно, распространение явлений "демократического конформизма" в сочетании с повышением компетентности управляющего слоя, характерных для развитых демократических стран во второй половине XX века, поставило перед государством задачу стимулирования политической вовлеченности граждан. В условиях индивидуализированного отношения к политическим процессам и событиям, в высшей степени субъективного прочтения политических месседжей основанием такой вовлеченности может стать только конкретный политический проект, затрагивающий те или иные интересы общественности и требующий продвижения, соответствующего принципам инфотейнмента4. Соответственно, меняются способы организации политического дискурса: на первый план выходит политическая рекламистика, заключающая в себе систему маркетинговых принципов формирования информационно-коммуникационного пространства.

Высокие темпы информационно-коммуникационного обмена, затрудняющие формирование смыслосодержащих социальных реакций, в сочетании с постоянным развитием и совершенствованием возможностей цифрового моделирования образов, обусловили ситуацию замещения политической реальности реальностью медийной. Доминирование в информационном пространстве виртуальных образов (симулякров5), превращение имиджа в центральную категорию политического процесса создают оптимальную среду для поддержания минимального, но достаточного для осуществления властных полномочий инфобаланса между государством и обществом, являющегося основой легитимации и стабилизации политических отношений.

Естественно, что в подобных условиях трансформируется роль медиаторов, транслирующих сообщения. За счет появления и развития компьютеров, кабельного телевидения, спутниковых и стекловолоконных систем ("технотелемедиумов"6), дополнивших классические электронные средства передачи информации (радио, телевидение, телефон) повысилась адекватность средств трансляции сообщений тем требованиям, которые выдвигает необходимость установления коммуникации с массовым субъектом. Так, по мнению М. Маклюэна, выдвинувшего концепцию "глобальной деревни", "земной шар, связанный электричеством, не больше деревни"7, то есть именно электронные средства массовой информации позволяют установить индивидуализированный информационный обмен с атомизированными индивидами массового политического субъекта.

Однако трансформация роли медиаторов характеризуется не только и даже не столько подобными "функциональными" аспектами их деятельности. В условиях становления политической рекламистики и развития имиджевых технологий именно СМИ способны форматировать и даже формировать повестку дня правящей элиты за счет проблематизации и тематизации контактов населения с властью.

Количество социальных источников коммуникации также умножается за счет потребителей информации, которые в условиях доминирования ценностных, а не идеологических ориентаций в общественно-политическом пространстве выступают не только в качестве реципиентов и интерпретаторов, но и источников коммуникации. Как следствие, у властвующей элиты возникает необходимость целенаправленного формирования собственной информационной вертикали, создания вокруг себя благоприятного общественно-политического дискурса, использования механизмов антикризисной коммуникации, выполняющих превентивную и нейтрализующую функции по отношению к оппозиционным инфопотокам.

Другими словами, политическое пространство начинает формироваться под воздействием отношений, возникающих между центрами информационного взаимодействия, на первый план постепенно выходит медиалогика властных диспозиций, а саму форму организации власти можно охарактеризовать как медиакратию, в основе которой лежит принцип оперативного и в то же время эпизодического установления коммуникаций между элитой и неэлитой в отношении властно значимых политических проектов.

Безусловно, такой политический проект, как административная реформа, относится к категории властно значимых. Для любого государства, и Россия здесь не исключение, административная реформа является особо важным шагом, поскольку она фактически заключается в изменении ключевого компонента системы принятия решений – исполнительных органов власти. В России преобразования в политико-административной сфере приобретают еще более принципиальное значение, поскольку их реализация связана с изменением культурной матрицы в среде государственного управления и осуществления властных полномочий. Соответственно, чрезмерное увлечение администрированием, уделение недостаточного внимания формированию благоприятного общественно-политического дискурса вокруг административной реформы можно справедливо рассматривать в качестве одной из основных причин относительного неуспеха данного политического проекта8.

Очевидно, что в условиях проведения "реформы реформ"9 опорной точкой российского общественно-политического дискурса сегодня должен стать именно имидж административной реформы. Причем, результаты усилий по его формированию, вполне очевидно, будут многоаспектными и разноуровневыми.

Так, на макроуровне формирование общественно-политического дискурса вокруг административной реформы, а если быть точнее – ее погружение в существующий сегодня общественно-политический дискурс может стать инструментом продвижения национальных экономических целей и усиления морально-политического влияния. Это обусловлено тем фактом, что административная реформа, по сравнению с другими государственными преобразованиями, наиболее тесным образом связана с имиджем власти и государства в целом. К примеру, в "Отчете о глобальной конкурентоспособности" за 2005 – 2006 гг. (The Global Competitiveness Report) Всемирного экономического форума Россия опустилась с 70-й на 75-ю строчку рейтинга по сравнению с прошлогодним "Отчетом". Причем, слабость ее позиций обусловлена низкими показателями именно по субиндексу эффективности общественных институтов10.

На мезоуровне имидж административной реформы неразрывно связан с вопросом о легитимности режима. Невнимание к обеспечению общественной поддержки преобразований в политико-административной сфере отражается на таких интегрированных показателях, как доверие населения к тем или иным институтам политико-административного управления. Так, в ходе опроса, проводившегося исследовательским холдингом "ROMIR Monitoring" в декабре 2003 г., было выяснено, что Президенту доверяют менее половины населения страны (34%), правительству – 8%, на втором месте с минимальным отрывом - так называемый кандидат "против всех" ("не доверяю никому") - 33%11.

Осуществление комплекса действий по формированию положительного восприятия административной реформы также преследует воспитательные цели. Работа по данному направлению связана с преодолением традиций, действующих как в обществе, так и в самом государственном аппарате и связанных с практикой применения административного ресурса в ущерб информационной работе с основными контрагентами государства. Вследствие этого гражданская миссия имиджа административной реформы связана с претензией на изменение стиля работы аппарата государственного управления по направлению к открытому, действительно публичному государственному управлению.

На микроуровне имидж административной реформы выполняет, прежде всего, корректирующую функцию. Имидж, играющий роль сигнала, который аттестует политику режима в том отношении, насколько цели, заявленные в реформе, необходимы для населения, позволяет видоизменять, повышать адекватность повестки дня в соответствии с потребностями общества. На сегодняшний день, как показывают результаты опросов общественного мнения, административная реформа рассматривается населением как наименее понятная из всех реформ: подавляющее большинство не представляет, каких результатов можно от нее ожидать. При этом результаты опросов Социологического центра Российской академии государственной службы при Президенте РФ (РАГС), проведенных в октябре 2003 г., свидетельствуют, что 21,9% населения считают, что смысл проводимой в стране административной реформы заключается в "реформе ради реформы", 17,5% - в реализации интересов самой власти и государственного аппарата12. В ходе опроса, проведенного на базе саll-центра "Горячие линии" группы компаний "Imageland" в марте 2004 г., было выяснено, что на сегодняшний день преобладают негативные ожидания в отношении органов власти: по мнению 41% опрошенных, коррупция сохранится в прежних или больших объемах, 14% считают, что численность чиновников будет расти и дальше13. Более того, 46% населения считают, что сегодня чиновники федеральных органов исполнительной власти работают хуже, чем 20 лет назад, в советское время14. Другими словами, основные цели, заявленные в реформе, изначально подвергаются сомнению со стороны общественности.

Важно, что подобные настроения препятствуют кадровому омоложению государственного аппарата, привлечению в его ряды лиц, обладающих прогрессивными знаниями и навыками в сфере управления, что, по сути, превращает сложившуюся ситуацию в замкнутый круг.

  1. Вузовская наука программы методики Графика дизайн фото мультимедиа игры Диссертации авторефераты

    Автореферат диссертации
    мы создаем новый проект в который войдут более 500 тыс. публикаций, аналогично представленным в этом каталоге. Вы всегда можете пожертвовать на развитие некоммерческого проекта Реквизиты: Яндекс-деньги 41001185 3 89 Библиотечное дело\
  2. 60 лет. По дороге в будущее (1)

    Документ
    МГИМО – Университет: Традиции и современность. 1944 – 2004 / Под общ. ред. А.В. Торкунова. – М.: ОАО «Московские учебники и Картолитография», 2004. – 336 с.
  3. 60 лет. По дороге в будущее (2)

    Документ
    Юбилейное издание посвящено прошлому и настоящему Московского государственного института международных отношений (университета). Книга содержит исторический очерк, знакомит с факультетами и институтами МГИМО, рассказывает о научных
  4. 60 лет. По дороге в будущее (3)

    Документ
    Юбилейное издание посвящено прошлому и настоящему Московского государственного института международных отношений (университета). Книга содержит исторический очерк, знакомит с факультетами и институтами МГИМО, рассказывает о научных
  5. Политическая психология: Учебное пособие для вузов / Под общей ред. А. А. Деркача, В. И. Жукова, Л. Г. Лаптева. М.: Академический проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2001. 858 с Оглавление Предисловие Глава Введение в политическую психологию

    Учебное пособие
    Политическая психология: Учебное пособие для вузов / Под общей ред. А.А. Деркача, В.И. Жукова, Л.Г. Лаптева. - М.: Академический проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2001.
  6. Отчет о научно-исследовательской работе по теме: «Развитие России в условиях глобализации»

    Содержательный отчет
    Объектом исследования является: процесс нового мирового развития, который будет доминировать в обществах грядущего, анализ места России в период глобализации.
  7. Iii всероссийская научно-практическая конференция мониторинг

    Документ
    Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации совместно с Советом Законодателей в рамках реализации решений Второй Всероссийской научно-практической конференции "Мониторинг правового пространства и правоприменительной
  8. «Интеллектуальное течение «консервативной революции» в политической жизни Веймарской республики»

    Документ
    1. В связи с изменением требований ВАК к публикациям в ВАКовских изданиях убедительно просим вас обратить внимание на новый порядок оформления статей, представляемых к публикации в «Диалоге со временем»: каждая статья должна содержать
  9. Информационный бюллетень №10 июль 2010 г

    Информационный бюллетень
    5. Тезисы выступления Директора Исполкома РАТС ШОС на первой рабочей сессии Ежегодной Конференции по обзору безопасности по теме «Транснациональные угрозы и вызовы»

Другие похожие документы..