Рабочая учебная программа по детским инфекционным болезням для специальности 060103 (040200) Педиатрия Всего часов 439

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Ставропольская государственная медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию

Кафедра детских инфекционных болезней с эпидемиологией

«Утверждаю»

проректор по учебной работе

д.м.н. профессор Ходжаян А.Б.

«26» августа 2010 года

Согласовано

декан факультета

к.м.н. доцент Климов Л.Я.

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

по детским инфекционным болезням

для специальности 060103 (040200) – Педиатрия

Всего часов – 439

В том числе:

Лекции – 20

Практические занятия – 273

Самостоятельная работа – 146

Отчетность – экзамен, семестр XI-XII

г. Ставрополь, 2010

Рабочая учебная программа разработана на основании типовой (примерной) учебной программы по дисциплине «Детские инфекционные болезни» для студентов педиатрических факультетов высших медицинских учебных заведений. 2000 г., Москва и Федерального образовательного стандарта.

Рабочая учебная программа обсуждена на заседании кафедры

детских инфекционных болезней

«26» августа 2010 года. Протокол № 1

Зав. кафедрой: д.м.н., профессор Голубева М.В.

Одобрена цикловой методической комиссией

педиатрического факультета СтГМА

«31 » августа 2010 г.

Председатель ЦМК: д.м.н., профессор Голубева М.В.

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Детские инфекционные болезни являются клинической дисциплиной, предназначенной для подготовки педиатров, хорошо знающих клинику инфекционных заболеваний у детей, владеющих методами их диагностики и дифференциальной диагностики, умеющих оказать неотложную помощь и назначить рациональную терапию ребенку с учетом его возраста и тяжести заболевания, а также специфическую профилактику и комплекс противоэпидемических мероприятий в очаге, предупреждающих возникновение и распространение инфекционных заболеваний.

Дисциплина «Детские инфекционные болезни» изучает в детском возрасте группу широко распространенных заболеваний, вызываемых разнообразными микроорганизмами, отличительными признаками которых являются: контагиозность, наличие инкубационного периода, циклическое развертывание клинических симптомов и формирование специфического иммунитета. Целью преподавания детских инфекционных болезней является подготовка к практической деятельности врачей-педиатров. Врач-педиатр должен быть подготовлен к выполнению следующих видов профессиональной деятельности:

        1. профилактической;

        2. диагностической;

        3. лечебной;

        4. воспитательно-образовательной;

        5. организационно-управленческой;

        6. научно-исследовательской.

Конечной целью обучения является подготовка педиатров, хорошо знающих клинику инфекционных заболеваний у детей, владеющих методами их диагностики и дифференциальной диагностики, умеющих оказать неотложную помощь и назначить рациональную терапию ребенку с учетом его возраста и тяжести заболевания, а также специфическую профилактику и комплекс противоэпидемических мероприятий в очаге, предупреждающих возникновение и распространение инфекционных заболеваний.

Задачи изучения дисциплины «Детские инфекционные болезни» представлены согласно типовой учебной программе на основе изложения требований к знаниям и умениям, которыми должны овладеть студенты согласно квалификационной характеристике и государственного образовательного стандарта. Изучение детских инфекционных болезней на 6 курсе проводится по госпитальному типу, при этом построение учебного процесса характеризуется преемственность обучения, что дает возможность полноценного освоения дисциплины. Задачи изучения дисциплины предполагают самостоятельное углубленное изучение дисциплины под контролем преподавателя кафедры с освоением навыков обоснования диагноза и дифференциальной диагностики процесса.

Основные теоретические знания по детским инфекционным болезням студент приобретает на лекциях, практических занятиях и при самостоятельной работе с рекомендуемой литературой. Лекции читаются профессорами и доцентом кафедры. В лекционном курсе используется современные технические средства демонстрации материала. Практические занятия проводятся в учебных комнатах, аудиториях кафедры, у постели больного. Занятия обеспечиваются необходимым наглядным материалом. Количество студентов в клинической группе составляет 8-10 человек. В ходе учебного занятия студенты проходят входное тестирование (собеседование), самостоятельно и при участии преподавателя курируют больных с инфекционной патологией, ведут истории болезни пациента. Этап оценки теоретических знаний включает работу студентов на семинарских и практических занятиях, решение ситуационных задач или итоговое тестирование. Конечной целью занятия является решение задач по овладению знаниями и приобретению необходимых практических навыков, освоению деонтологических правил.

На 6 курсе изучаются нозологические формы из разделов «Воздушно-капельные», «Кишечные инфекции», «Гепатиты», «Нейроинфекции», «Внутриутробные инфекции», «Клиническая иммунология», «Природно-очаговые инфекции».

Основные практические навыки по детским инфекционным болезням студент приобретает на практических занятиях во 2, 3 детских и реанимационном отделениях, кабинете инфекционных заболеваний Государственного учреждения здравоохранения «Краевая клиническая инфекционная больница».

Для решения задач образовательного процесса на кафедре используется учебно-профессиональный (методический) комплекс, включающий в себя ряд элементов: Федеральный государственный образовательный стандарт, типовая учебная программа, рабочая учебная программа, методические разработки и преподавателей по каждому практическому занятию, перечень практических навыков, тексты лекций, экзаменационные вопросы, перечень информационного и материального обеспечения учебного процесса.

При изучении дисциплины детские инфекционные болезни используются междисциплинарные связи с теоретическими и клиническими кафедрами. Задачи уровневого обучения отражены в совместном протоколе согласования.

На кафедры созданы условия для активной работы студентов 6 курса в студенческом научном кружке с представлением выполненных исследований на Итоговых научно-практических конференциях. Активные студенты имеют преимущества для обучения в ординатуре и аспирантуре.

Воспитательные задачи на кафедре решаются в ходе учебной деятельности и направлены на воспитание у студентов деонтологических навыков, следованию традициям отечественной педиатрии, формированию таких качеств врача как обязательность, ответственность, доброжелательность и сострадание.

Комплексная оценка образовательной деятельности студентов проводится с помощью бально-рейтинговой системы. По результатам учебной деятельности студенты, имеющие высокий рейтинг, решением кафедры освобождаются от проведения экзамена по предмету.

Отчетность на кафедре осуществляется по итогам циклов. Сведения предоставляются ежемесячно в деканат в форме бально-рейтинговой оценки успеваемости студентов.

Итоговая аттестация студентов включает в себя 3 этапа – тестирование, проверку практических навыков и собеседование.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

На основе изучения основных понятий дисциплины подготовить специалиста для первичного обследования больного ребенка, установления диагноза, оказания экстренной и плановой медицинской помощи, проведения специфической профилактики и противоэпидемических мероприятий.

В результате изучения дисциплины студент должен

ЗНАТЬ:

- правила размещения инфекционных больных в стационарах с целью предупреждения внутрибольничной инфекции;

- правила проведения противоэпидемических мероприятий в очаге;

- ведущие симптомы детских инфекционных болезней;

- основные этапы патогенеза инфекционных заболеваний;

- методику осмотра больного ребенка;

- план обследования больного;

- алгоритм лечения больного с учетом возраста, преморбидного фона ребенка, тяжести и периода заболевания;

- особенности проведения специфической профилактики инфекционного заболевания;

- признаки патогенности возбудителей инфекционных заболеваний;

- принцип постановки серологических реакций РПГА, РСК, иммуноферментного анализа, цепной полимеразной реакции и др.;

- методику поведения спинномозговой пункции.

УМЕТЬ:

- собрать анамнез инфекционного больного и эпидемиологический анамнез;

- направить инфекционного больного в стационар, оформить документацию;

- принять инфекционного больного в стационаре, оформить документацию. Осуществить госпитализацию по категориям изоляции;

- соблюдать основные принципы работы у постели инфекционного больного в условиях общего и боксированного детского отделения;

- осмотреть инфекционного больного, выявить диагностические признаки инфекционного заболевания;

- обосновать диагноз. Оформить историю болезни инфекционного больного в стационаре, наметить план обследования и лечения, написать этапный и заключительный эпикриз;

- провести следующие диагностические манипуляции: (взять мазки из ротоглотки, носа, конъюнктивы и т.д. для бактериологического, иммунофлюоресцентного исследования, ИФА, ПЦР; взять кровь из вены для бактериологического, серологического и биохимического исследования).

ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ:

- о порядке выписки, хранения, учета и назначения медикаментов (в том числе: сильнодействующих, наркотических, дорогостоящих);

- о работе клинической, иммуноферментной, бактериологической, иммунологической лабораторий;

- о работе отделений функциональной диагностики и физиотерапии;

- о работе патологоанатомического отделения.

ВЛАДЕТЬ:

- навыками обследования детей с инфекционной патологией;

- правилами проведения противоэпидемических мероприятий в очаге;

- методами оказания неотложной помощи;

- нормативами проведения экспертизы временной нетрудоспособности;

- техникой проведения люмбальной пункции;

- техникой промывания желудка и кишечника;

- методикой использования антитоксических сывороток в лечении инфекционных больных;

- методиками забора биологического материала для проведения лабораторных исследований;

- критериями оценки результатов серологических, молекулярно-биологических, бактериологических, иммунологических исследований;

- знаниями диагностической ценности инструментальных методов исследования: ультразвуковых, эндоскопических, рентгенологических.

ОБЛАДАТЬ НАБОРОМ КОМПЕТЕНЦИЙ:

- по осуществлению лечебной помощи детям с инфекционной патологией в условиях поликлиники и стационара;

- по осуществлению профилактической помощи детям с инфекционной патологией в условиях поликлиники;

- ранней диагностики детских инфекций с учетом особенностей их течения, лечения, профилактики, диспансеризации, экспертизы нетрудоспособности;

- оказанию неотложной помощи на догоспитальном этапе при острых инфекционных заболеваниях и ургентных состояниях.

- проведению неспецифической и специфической профилактики в эпидемиологическом очаге.

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Введение. Краткие исторические сведения о дисциплине. Предмет и задачи дисциплины. Порядок изучения дисциплины. Отчетность. Литература.

ВВЕДЕНИЕ

Роль отечественных ученых в развитии детской инфектологии: Колтыпина А.А., Филатов Н.Ф., Носов С.Д., Данилевич М.Г., Нисевич Н.И.

Инфекционная болезнь. Основные периоды инфекционного заболевания. Принципы классификации клинических форм инфекционных болезней. Понятие о трех звеньях эпидемической цепи.

Общая и иммунологическая реактивность. Клеточное и гуморальное звено иммунитета. Активный и пассивный иммунитет. Естественный и искусственный иммунитет. Факторы и механизмы.

Становление иммунной системы в онтогенезе. Критические периоды развития иммунной системы. Особенности иммунного статуса новорожденного ребенка. Возрастная динамика иммуноглобулинов. Понятие о трансплацентарном иммунитете. Иммунные факторы женского молока. Понятие об управляемых и неуправляемых инфекциях. Активная иммунизация.

Основы противоинфекционного иммунитета. Первичные иммунодефициты. Дефекты гуморального звена иммунитета. Вторичные иммунодефициты.

Современные методы лабораторной диагностики инфекционных заболеваний.

Противоэпидемические мероприятия в борьбе с госпитальными инфекциями. Эпидемическое обследование очага инфекции.

Общие профилактические и санитарно-гигиенические мероприятия в борьбе с заносом и распространением инфекционных заболеваний в учреждениях первичного звена здравоохранения.

Диспансеризация детей после перенесенных инфекционных заболеваний. Принципы организации.

Экология и эпидемиология инфекционного процесса. Экологическая эпидемиология. Структура и механизмы эпидемиологического процесса. Роль Орехова К.В. в становлении и развитии экологии человека.

  1. «Детские болезни» (10)

    Руководство
    Издание является инструкцией к усвоению и закреплению знаний студентов по детским болезням в аудиторное и внеаудиторное время и содержит перечень знаний и умений,
  2. «Детские болезни» (4)

    Руководство
    Руководство подготовлено в соответствии с типовой программой дисциплины «Детские болезни» (М., ГОУ ВУНМЦ, 2 г.) на основании рабочей программы (2008 г.
  3. «Детские болезни» (6)

    Руководство
    Издание является инструкцией к усвоению и закреплению знаний студентов по детским болезням в аудиторное и внеаудиторное время и содержит перечень знаний и умений, необходимых для формирования профессиональных компетенций, вопросы и

Другие похожие документы..