«Интенсификация обучения иностранному языку с использованием компьютерных технологий»

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Выпускная работа по
«Основам информационных технологий»

Магистрант

кафедры романского языкознания

Тихоненко Мария Игоревна

Руководитель:

доцент Салеева М.В.

Руководитель:

ст. преподаватель Громко Н. И.

Минск – 2010 г.

Оглавление

Оглавление 2

Список обозначений ко всей выпускной работе 2

Реферат на тему: «Интенсификация обучения иностранному языку с использованием компьютерных технологий» 4

Введение 4

Обзор литературы 7

Методика исследований 14

Результаты исследования и их обсуждение 16

Заключение 23

Список литературы к реферату 25

Предметный указатель к реферату 27

Интернет ресурсы в предметной области исследования 28

Действующий личный сайт в WWW (гиперссылка) 29

Граф научных интересов 30

Презентация 32

Список литературы к выпускной работе 33

Приложение 34

Вопросы в XML 38

Список обозначений ко всей выпускной работе

ИТ – информационные технологии

КТ – компьютерные технологии

ИП – информационный поиск

ИКТ - информационно-коммуникационные технологии

ПО – программное обеспечение

ИК – информационная культура

ЭСО – электронные средства обучения

ИЯ – иностранный язык

РД – речевая деятельность

ММС – мультимедийные средства

Реферат на тему: «Интенсификация обучения иностранному языку с использованием компьютерных технологий»

Введение

С вступлением общества в век компьютерных технологий появилась возможность более эффективной её обработки и представления. Это позволило эффективно хранить и обрабатывать большие потоки информации. Но на современном этапе развития ИК общества знания устаревают очень быстро, и человек вынужден «учиться всю жизнь». Огромный объём знаний, накопленный человечеством, заставляет искать иные подходы к организации процесса обучения.

Осознание фундаментальной роли информации в общественном развитии и огромные темпы роста ИТ обусловили необходимость формирования особой информационной культуры личности. Для использования новых КТ в жизни требуется новое мышление, которое должно воспитываться у ребёнка с младших классов. Для нынешнего школьника, которому предстоит жить в информационном обществе будущего, компьютер должен стать неотъемлемой частью его жизни. Бурное развитие КТ в последние годы, а также интенсивное их использование в учебном процессе уже привели к некоторым изменениям в системе образования. Процесс информатизации образования, поддерживая интеграционные тенденции познания закономерностей предметных областей и окружающей среды, актуализирует разработку подходов к использованию технических и дидактических потенциалов ИТ для развития личности обучаемого, повышения уровня его креативности, развития способностей к альтернативному мышлению, формирования умений разработки стратегий поиска учебных и практических задач.

В условиях информатизации системы образования в обучении иностранному языку активно и успешно используются информационно-коммуникационные технологии, которые позволяют значительно повысить эффективность этого процесса. В частности, применение ИКТ обеспечивает возможность создание обучаемым условий для формирования и развития лингвистических и коммуникативных навыков, максимально учитывая их личностные потребности и особенности, успешно реализуя идеологию личностно-ориентированного образования.

Однако, до настоящего времени влияние информатизации на изменение целей и содержания среднего образования по иностранному языку ощущается в учебных заведениях довольно опосредованно. Педагоги нового поколения должны уметь квалифицированно выбирать и применять именно те технологии, которые в полной мере соответствуют содержанию и целям изучения конкретной дисциплины, способствуют достижению целей гармоничного развития учащихся с учётом их индивидуальных особенностей. В целом, анализ научных исследований показывает, что несмотря на значительное продвижение, наметившееся в последнее время в реализации различных компьютерных технологий обучения, в том числе и обучения иностранным языкам, потенциал ИТ реализуется в учебно-воспитательном процессе еще недостаточно из-за отсутствия мультимедийных учебных комплексов, алгоритмов их разработки и применения, методических рекомендаций по их эффективному применению.

Сферы ИТ и ИЯ являются взаимно обусловленными, и успех в одной из них неизменно будет сопутствовать успеху в другой. В связи с этим в последние годы все чаще поднимается вопрос о применении новых ИТ в рамках обучения ИЯ. Это не только современные электронные средства обучения (ЭСО), но и новые формы преподавания, новый подход к процессу обучения. Использование мультимедийных средств помогает реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивает индивидуализацию и дифференциацию с учетом особенностей студентов, их уровня обученности, склонностей. Изучение ИЯ с помощью компьютерных программ вызывает огромный интерес у учащихся.

Актуальность данной работы обусловлена недостаточной разработанностью проблемы внедрения ИТ в образовательный процесс (в том числе и по иностранному языку). Компьютеризация образовательных учреждений началась сравнительно недавно и преподаватели испытывают ряд трудностей, вызванных объективными факторами, среди которых, недостаточно сформированное умение учеников пользоваться компьютером как средством работы с информацией.

В связи с этим проблема исследования заключается в противоречии между возрастающей ролью и долей компьютерных технологий, повышающей эффективность формирования лингвистической и коммуникативной компетенции, при обучении иностранному языку и отсутствием научно обоснованной методики организации подобной деятельности.

Целью исследования является теоретическое обоснование, раскрытие роли ИТ в процессе обучения иностранным языкам и разработка методики применения КТ, направленной на развитие основ информационной, лингвистической и коммуникационной компетенции обучаемых.

Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:

  • показать роль компьютера в современной коммуникативной технологии преподавания ИЯ;

  • ознакомиться с литературой, посвященной взаимодействию филологии и ИТ, определить возможные сферы этого взаимодействия;
  • определить актуальность использования ИКТ в процессе формирования иноязычной лингвистической и коммуникативной компетенции обучаемого;

  • раскрыть многообразие форм применения ИT в успешном овладении иностранным языком.

Эти аспекты будут более подробно рассмотрены в следующих главах.

Обзор литературы

На данный момент существует множество трактовок термина «информационные технологии». Однако все они едины в том, что «в основе этих понятий лежит представление о технологии как о целенаправленном процессе, которых характеризуется единством объекта и специфичностью методов и способов его обработки, благодаря которым происходит качественное изменение объекта». [2]
Имеет смысл ограничиться в рамках нашего краткого обзора обозначением двух вариантов понимания термина «информационные технологии»: узким и широким (следует понимать и всю условность подобного разграничения).
В качестве узкого понимания нам представляется удовлетворительным определение IT, данное на II Международном конгрессе ЮНЕСКО «Образование и информатика»: на нем информационные технологии были определены как технологии «ввода/вывода, сбора, хранения, передачи и обработки данных; подготовка текстовых и графических документов, технической документации; интеграция и коллективное пользование разнородными информационными ресурсами». [3]
В более широком понимании термин ИT включает в себя все технологии, которые в совокупности обеспечивают процессы подготовки, переработки и доставки информации, в частности, технологии микроэлектроники, разработку и производство компьютеров и т.д.

На сегодняшний день в образовании провозглашен принцип вариативности, который дает возможность выбирать и строить педагогический процесс по любой модели. Так, разрабатываются различные варианты содержания образования, практически обосновываются новые идеи и технологии. В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие «педагогической технологии». Однако в его трактовке разными авторами есть существенные разночтения. В нашем исследовании мы придерживаемся позиции Б.Т. Лихачева, согласно которому “педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса”. [10] Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий наиболее адекватными на взгляд ведущих ученых являются следующие:

- обучение в сотрудничестве (cooperative learning);

- метод проектов;

- разноуровневое обучение;

- индивидуальный и дифференцированный подход к обучению. [4]

Вышеперечисленные педагогические технологии немыслимы без широкого применения новых информационных технологий. Именно новые информационные технологии дают возможность в полной мере раскрыть педагогические, дидактические функции этих методов, реализовать заложенные в них потенциальные возможности.

Информационная технология обучения – это педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства (аудио- и видеосредства, компьютеры, телекоммуникационные сети, кино) для работы с информацией. Новые информационные технологии обучения принято также обозначать термином «компьютерные технологии обучения» (КТО). Однако И.Г. Захарова с этим не согласна, поскольку считает, что ИТО «могут использовать компьютер как одно из возможных средств, не исключая при этом применения аудио- и видеоаппаратуры, проекторов и других технических средств обучения». [6] Компьютерные технологии развивают идеи программированного обучения, открывая новые технологические варианты обучения, связанные с уникальными возможностями компьютеров и телекоммуникаций. Одним из направлений информационных технологий является использование аудио- и видеосредств. Поэтому наряду с компьютерными технологиями говорят об аудиовизуальных технологиях обучения, в которых значительная часть управления познавательной деятельностью учащихся осуществляется с помощью специально разработанных аудиовизуальных учебных материалов.

По данной проблематике работает большое количество ученых. Мы же в нашем исследовании опираемся на труды Ю.Н. Веревкиной-Рахальской, И.Г. Захаровой, Е.С. Полат, Г.К. Селевко, И.В. Холодковой. Безусловно, приоритет в поиске информации ведущими учеными все больше и больше отдается Интернету. Специфика технологий Internet заключается в том, что они предоставляют и педагогам, и учащимся громадные возможности выбора источников информации, необходимой в образовательном процессе:

- базовая информация, размещенная на Web- и FTP-серверах сети (англ. File Transfer Protocol- «протокол передачи файлов», технология передачи по сети файлов произвольного формата);

- оперативная информация, систематически пересылаемая заказчику по электронной почте в соответствии с выбранным списком рассылки;

- разнообразные базы данных ведущих библиотек, информационных, научных и учебных центров, музеев;

- информация о книгах и журналах, распространяемых через Internet-магазины.

Это создает реальные условия для расширения кругозора, самообразования, повышения квалификации. Так, Г.К. Селевко предлагает создание Интернет-библиотеки, предназначенной для организации самостоятельной, поисково-исследовательской работы, с наглядно структурированным представлением информации, для чего потребуется также разработка специализированного программного обеспечения, облегчающего педагогам и обучаемым поиск в сети Интернет. Она отмечает, что «для эффективной работы такой библиотеки крайне важно подготовить вспомогательные страницы, содержащие обзорные и методические материалы, списки наиболее ценных источников информации (ссылок Internet) по данной предметной области». [8]

Используя информационные ресурсы сети Интернет, можно, интегрируя их в учебный процесс, более эффективно решать целый ряд дидактических задач на уроке:

  • формировать навыки и умения чтения, непосредственно используя материалы сети разной степени сложности;

  • совершенствовать умения аудирования на основе аутентичных звуковых текстов сети Интернет, также соответственно подготовленных учителем;

  • совершенствовать умения монологического и диалогического высказывания на основе проблемного обсуждения представленных учителем или кем-то из учащихся материалов сети;

  • пополнять свой словарный запас, как активный, так и пассивный, лексикой современного ИЯ, отражающего определенный этап развития культуры народа, социального и политического устройства общества;

  • знакомиться с культуроведческими знаниями, включающими в себя речевой этикет, особенно речевого поведения различных народов в условиях общения, особенности культуры, традиций страны ИЯ.

Учитывая специфику изучения иностранного языка в специализированных школах, а также необходимость работы с информацией, Ю.Н. Веревкина-Рахальская отмечает, что общественно-политическая, экономическая тематика является одной из ведущих в курсе иностранного языка, поэтому информационные Интернет-ресурсы по данной тематике играют важную роль в формировании коммуникативной компетенции. Информационные Интернет-ресурсы по вышеуказанной тематике - это, прежде всего, сайты средств массовой информации, официальные порталы правительств, президентов, монархов разных стран. Эти ресурсы сами по себе, разумеется, не являются учебным материалом, но возможность работы в сети с аутентичными ресурсами является мотивационным источником для учащихся, что должно быть использовано в учебном процессе. Так, они предоставляют уникальную возможность не только увидеть, прочитать, прослушать ценный аутентичный материал, но и самим задать вопрос, пообщаться с носителями языка. Это формирует самостоятельное творческое и критическое мышление, поскольку учащимся предоставляются различные, порой полярные точки зрения на обсуждаемую проблему.

  1. Методические рекомендации по использованию компьютерных технологий на уроке английского языка. 15 Заключение 18

    Методические рекомендации
    Современная российская система образования, отказываясь от тех методов и принципов, которые не выдержали проверки временем и не соответствуют выдвигаемым обществом новым требованиям, стоит перед проблемой выбора новых путей развития образования.
  2. Дидактические основы использования интернет технологий в обучении иностранным языкам студентов неязыкового вуза

    Автореферат диссертации
    Защита диссертации состоится «27» апреля 2007 г. в 13 час. на заседании диссертационного совета ДМ 212.001.04 в конференц-зале Адыгейского государственного университета по адресу: 385 , Республика Адыгея, г.
  3. Реализация межпредметных связей информатики и иностранного языка через использование компьютерных исполнителей котов Александр Сергеевич Шакуто Жанна Георгиевна

    Документ
    Во все времена принципы системы образования как нельзя лучше отражали социальную структуру общества. Школа всегда не просто давала конкретные знания, а в первую очередь выполняла заказ государства на формирование класса людей, способных
  4. Компьютерной программы 13. 00. 02 теория и методика обучения и воспитания (иностранные языки, уровень профессионального образования) автореферат

    Автореферат диссертации
    Зав. кафедрой иностранных языков Технологического института ФГОУ ВПО «Южный федеральный университет» в г. Таганроге кандидат педагогических наук, доцент Краснощекова Г.
  5. Использование компьютерных технологий учителями-предметниками

    Документ
    Использование компьютера на уроках – это не дань моде, не способ переложить на плечи компьютера многогранный творческий труд учителя, а лишь одно из средств, позволяющее интенсифицировать образовательный процесс, активизировать познавательную
  6. Культурно-языковое многообразие Приднестровья в зеркале этноязыковых процессов современности

    Документ
    к.ф.н А.Г. Хропотинский, к.п.н. О.В. Щукина, к.ф.н. Дружинец М.Л., ст. преподаватель Беляева Ж.Д., ст. преподаватель Г.Г. Аземко, ст. преподаватель Б.
  7. Применение информационных технологий в обучении иностранному языку

    Реферат
    В XXI веке информационные технологии стали важнейшим фактором, определяющим развитие общества и его место в современной информационной цивилизации. Успешность в первую очередь зависит от интеллектуального потенциала нации, от эффективности
  8. Ма при обучении иностранному языку в высшей школе материалы научно-практической конференции (6 октября 2005г.) Хабаровск Издательство хгту 2005 (1)

    Документ
    В сборнике представлены статьи участников межрегиональной научно-практической конференции, посвящённой проблемам профессионального высшего образования, стратегиям обучения иностранному языку, вопросам лингвистики и переводоведения.
  9. Ма при обучении иностранному языку в высшей школе материалы научно-практической конференции (6 октября 2005г.) Хабаровск Издательство хгту 2005 (2)

    Документ
    Весь образовательный процесс в вузе должен быть построен так, чтобы как можно лучше подготовить сегодняшнего студента к будущей профессиональной деятельности.

Другие похожие документы..