Мир после кризиса основные гуманитарные тенденции становления в XXI веке концепции культуры развития человека, общества и цивилизации Для обсуждения

Кафедра социологии культуры, воспитания и безопасности

Социологического факультета

Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова

Вячеслав Кузнецов

Для обсуждения

Научный доклад

для ежегодных Сорокинских чтений

в МГУ им. М.В. Ломоносова

(Москва, август 2009 года)

МИР ПОСЛЕ КРИЗИСА

Основные гуманитарные тенденции

становления в XXI веке концепции

культуры развития человека,

общества и цивилизации

МОСКВА – 2009

Кафедра социологии культуры, воспитания и безопасности

Социологического факультета

Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова

Вячеслав Николаевич Кузнецов,

член-корреспондент Российской Академии наук,

доктор социологических наук, профессор, зав. кафедрой

социологии культуры, воспитания и безопасности

Социологического ф-та МГУ им. М.В. Ломоносова,

Шеф-редактор журнала «Безопасность Евразии»

МИР ПОСЛЕ КРИЗИСА

Основные гуманитарные тенденции

становления в XXI веке концепции

культуры развития человека,

общества и цивилизации

Для обсуждения

Научный доклад Научное издание

для ежегодных Сорокинских чтений Предтиражный экземпляр

в МГУ им. М.В. Ломоносова Объём 7 печ. л.

(Москва, август 2009 года)

издаётся в авторской редакции

Оригинал-макет и полиграфические Подписано

работы: журнал «Безопасность Евразии» в печать

4 августа 2009 года

Адрес издателей, учредителей, редакции: 109044, г. Москва, Саринский пр.,

Д. 13/2, стр. 3.

Контактный телефон +8(495) 676-64-92,

факс +8(495) 676-44-11

___________________________

© Кузнецов В.Н. 2009, август.

Для обсуждения

Научный доклад

для ежегодных Сорокинских чтений

в МГУ им. М.В. Ломоносова

(Москва, август 2009 года)

Вячеслав Кузнецов

МИР ПОСЛЕ КРИЗИСА

Основные гуманитарные тенденции становления в XXI веке концепции культуры развития человека,

общества и цивилизации

КУЗНЕЦОВ Вячеслав Николаевич – член-корреспондент Российской

Академии наук, доктор социологических наук, профессор, зав. кафедрой

социологии культуры, воспитания и безопасности Социологического ф-та

МГУ им. М.В. Ломоносова, Шеф-редактор журнала «Безопасность Евразии»

Содержание

Резюме содержания научного доклада ................................................

3

Введение. Всеобщая востребованность новой глобальной концепции развития XXI века, ориентированной на правду, справедливость, доверие и ответственность ...

5

  1. Что имеем .............................................................................................

11

  1. Над чем работаем ................................................................................

25

  1. Что предлагаем ...................................................................................

47

Заключение ..............................................................................................

97

Научный аппарат доклада

  • Сведения об авторе доклада ...............................................................

99

  • Основные публикации автора по теме доклада ……………………….

105

  • Хронология создания и функционирования научной школы Кузнецова в 1999–2009 годах ..............................................................

108

  • Литература ……………………………………………………………………..

120

  • Перечень рисунков, вставок, схем и таблиц в тексте доклада …..

125

  • Основные понятия …………………………………………………………...

126

  • Приложение 1: Рубрики журнала «Безопасность Евразии» ...........

Содержания журнала «Безопасность Евразии» за 2006–2008, 2009 (1, 2) гг. ............................................

131

132

  • Приложение 2: Оглавления книг: Кузнецов В.Н. «Социология компромисса». (М., 2007)...........................................

Кузнецов В.Н. «Гуманитарные взаимодействия. Социологическое исследование становления гео - культурной теории безопасности». В 3-х томах. Том 1. Россия и Евразия: Социология геокультурной дина - мики евразийскойбезопасности XXI века. М., 2008; Том 2. Социология справедливости: Смысл мечты России – реальное достоинство каждого человека и укрощение несправедливости здесь и сейчас. М., 2008; Том 3. Основания глобальной безопасности: Социологический гуманитарный аспект. М., 2009. …...

155

157

  • Contents ..................................................................................................

165

  • Summary .................................................................................................................

166

Аннотация научного доклада ……………...............................................

167

Резюме

содержания научного доклада

Доклад В.Н. Кузнецова является первой публикацией итогов исследований автора за 2000–2009 годы, посвящённых созданию социологической геокультурной теории культуры развития человека, общества и цивилизации в XXI веке.

Назначение представленного текста: изложение содержания новой авторской концепции культуры развития России – содействие дискуссии по поводу всех аспектов данной работы в ходе подготовки и проведения ежегодных Сорокинских чтений 2009 года на Социологическом факультете Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, на других факультетах МГУ, на других дискуссионных площадках.

Размышления над причинами глобального кризиса, его ходом; возможными контурами мира после кризиса; реальностью (с высокой степенью вероятности) возникновения глобальной войны как способа преодоления кризиса (как было два раза в ХХ веке) способствуют созданию эффективной и востребованной концепции развития как теории культуры развития.

Таким образом, главным гуманитарным смыслом для Российской Повестки Дня на 2009 и 2010 годы, для Глобальной Повестки Дня, посвящённых 65-летию Великой Победы в войне 1941–1945 годов против фашизма становится ожидаемое всеми народами мира новое созидательное качество Глобальной Игры.

Народы России вместе со всеми народами мира в сложных событиях кризисных перемен 2008–2009 годов создали и предлагают всему миру как главный игрок, субъект Глобальной Игры – Глобальный Проект сохранения и упрочения правды, честности, доверия и справедливости, ответственности на основе новой методологии, концепции, технологии, процессуальности и практики глобальной, созидающей модели культуры развития каждого человека, всех народов мира, всех стран в XXIвеке.

Стратегия культуры развития России, культуры развития всего мира в XXI веке через культуру развития духовной сферы становится основанием нового гуманизма, новой модели миропорядка, новой модели мироустройства.

Сегодня это принципиально новый, глобального значения вопрос для всех нас.

Нам в считанные дни, месяцы и годы надо понять, оформить и обеспечить общероссийское и мировое (глобальное) согласие по основным аспектам культуры развития.

Компромисс, согласие, консенсус как гуманитарная инновация через гуманитарное воспитание становится главным и единственным способом выживания и достойного экологически безопасного развития в контексте стремительного нарастания изменения климата, тревожных изменений среды жизнеобеспечения всех людей и всех народов.

Именно правда, честность, доверие и справедливость, ответственность уже стали главными индикаторами движения к культуре развития.

Сегодня, с учётом уже опубликованных (и озвученных) на разных языках итогов исследований причин глобального кризиса 2008–2009 годов; изучения концепций и механизмов, результатов действий по его преодолению и минимизации последствий обозначилась и глобальная востребованность новой концепции достойного развития.

Востребована ясная и понятная, динамичная концепция развития человека, народов, государства, общества, всей цивилизации XXI века.

Цель представленного доклада – осуществить исследование становления основ авторской теории, методологии и эвристики культуры глобального развития в XXI веке человека, народов, общества, государства и цивили­зации. Эта формирующаяся концепция изменений, перемен, развития, прогресса ориентирована на конструктивное преодоление функционирующих целей, ценностей, идеалов, интересов в современном образе жизни миллиардов людей через потребление, культуру потребления.

Главный смысл доклада – теория и методология культуры развития в России в ХХI веке во всех своих звеньях, механизмах, технологиях, процедурах должны ориентировать каждого человека, народы России на культуру мира и безопасности, на культуру предотвращения возможной ядерной войны против нашей страны, против любой страны.

Для современного кризисного мира, для послекризисного состояния мира автор обосновывает актуальность главного урока, предложенного Питиримом Сорокиным 87 лет назад в работе «О современном состоянии России». Суть урока – в следовании главной особенности социологии, что делает её самой необходимой и востребованной общественной наукой для каждого человека. Питирим Сорокин показал пример в своей работе 1922 года: при изучении гуманитарных взаимодействий в пространстве и времени Азии – России – Европы главное – социологическое исследование состояния и перемен в проблемах мира и войны, безопасности и справедливости, свободы и ответственности должно основываться на честном учёте контекста действительных реальных перемен наличного состояния жизнеобеспечения народа, безопасности каждого человека в России, во всех странах мира.

Введение.

Всеобщая востребованность новой

глобальной концепции развития XXI века,

ориентированной на правду, справедливость,

доверие и ответственность

Лето и осень 2009 года всё более отчётливо выявляют реальную глубину и масштабность действительно глобального кризиса всех сфер жизнеобеспечения всех людей, всех народов и всех государств.

По сути можно утверждать, что состоялись фундаментальные перемены в функционирующих моделях и практиках образов жизни человека и народа; моделях и практиках проблем мира, безопасности и войны; моделях и практиках миропорядка и мироустройства.

Полагаю, что правомерно определить общий глобальный объект изменений – потребительский образ жизни, понимаемый в динамике как движение к сверхпотреблению, к культуре потребления.

Сегодня, с учётом уже опубликованных (и озвученных) на разных языках итогов исследований причин глобального кризиса 2008–2009 годов; изучения концепций и механизмов, результатов действий по его преодолению и минимизации последствий обозначилась и глобальная востребованность новой концепции достойного развития.

Востребована ясная и понятная, динамичная концепция развития человека, народов, государства, общества, всей цивилизации XXI века.

Цель представленного доклада – осуществить исследование становления основ авторской теории, методологии и эвристики культуры глобального развития в XXI веке человека, народов, общества, государства и цивилизации.

Эта формирующаяся концепция изменений, перемен, развития, прогресса ориентирована на конструктивное преодоление функционирующих целей, ценностей, идеалов, интересов в современном образе жизни миллиардов людей через потребление, культуру потребления.

Размышления над причинами глобального кризиса, его ходом; возможными контурами мира после кризиса; реальностью (с высокой степенью вероятности) возникновения глобальной войны как способа преодоления кризиса (как было два раза в ХХ веке) способствуют созданию эффективной и востребованной теории развития как теории культуры развития.

Таким образом, главным гуманитарным смыслом для Российской Повестки Дня на 2009 и 2010 годы, для Глобальной Повестки Дня, посвящённых 65-летию Великой Победы в войне 1941–1945 годов против фашизма становится ожидаемое всеми народами мира новое созидательное качество Глобальной Игры.

Народы России вместе со всеми народами мира в сложных событиях кризисных перемен 2008–2009 годов создали и предлагают всему миру как главный игрок, субъект Глобальной Игры – Глобальный Проект сохранения и упрочения правды и честности, доверия и справедливости, ответственности на основе новой методологии, концепции, технологии, процессуальности и практики глобальной, созидающей модели культуры развития каждого человека, всех народов мира, всех стран в XXI веке.

Стратегия культуры развития России, культуры развития всего мира в XXI веке через культуру развития духовной сферы становится основанием нового гуманизма, новой модели миропорядка, новой модели мироустройства.

Сегодня это принципиально новый, глобального значения вопрос для всех нас.

Нам в считанные дни, месяцы и годы надо понять, оформить и обеспечить общероссийское и мировое (глобальное) согласие по основным аспектам культуры развития.

Компромисс, согласие, консенсус как гуманитарная инновация через гуманитарное воспитание становится главным и единственным способом выживания и достойного, экологически безопасного развития в контексте стремительного нарастания изменения климата, тревожных изменений среды жизнеобеспечения всех людей и всех народов.

Именно правда и честность, доверие и справедливость, ответственность уже стали главными индикаторами движения к культуре развития.

  1. Основная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки (131)

    Основная образовательная программа
    способностью свободно пользоваться русским и иностранными языками как средством делового общения; владением навыками редактирования и перевода профессиональных текстов (ОК-3);
  2. Вячеслав Кузнецов культура партнёрства как культура жизни

    Документ
    9 декабря 2010 года состоялось важное и давно ожидаемое событие: в Москве Президенты Казахстана, России и Белоруссии приняли Декларацию, которая завершила правовое оформление единого экономического пространства.
  3. Требования к результатам освоения основной образовательной программы Выпускник должен обладать следующими

    Документ
    способностью использовать углублённые знания правовых и этических норм при планировании и оценке последствий своей профессиональной деятельности, при разработке и осуществлении социально значимых проектов (ОК-2);
  4. Адрес издателей, учредителей, редакции

    Документ
    Проблема компромисса и партнёрства на евразийском пространстве: Культура партнёрства как культура жизни. Культура партнёрства – это объединяющий гуманитарный кластер смыслов культуры мира и безопасности; партнёрств людей, народов и цивилизаций.
  5. Учебно-методический комплекс социология компромисса москва 2010 Кузнецов В. Н. Социология компромисса. Учебно-методический комплекс. М.: Макс-пресс, 2010

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс содержит программу курса «Социология компромисса», методические рекомендации по изучению дисциплины, контрольные вопросы, тестовые задания, экзаменационные вопросы, основную и дополнительную литературу.
  6. Стенографический отчёт международная конференция «возвращение политэкономии: к анализу возможных параметров мира после кризиса» Организаторы

    Документ
    Список Участников (основных докладчиков и дискуссантов) Международной Конференции «Возвращение политэкономии: к анализу возможных параметров мира после кризиса»
  7. Xix век: становление современной философии

    Документ
    "Поворот 1907 г.". Процесс конституирования и проблематика времени. Феноменологическая редукция как метод и феноменология как фундаментальная онтология 359
  8. Развитие педагогичекого образования в украине в XIX веке

    Реферат
    Образование – стратегическая основа развития личности, общества, нации и государства, залог будущего, наиболее масштабная и человекоемкая сфера общества, его политической, социально-экономической, культурной и научной организации.
  9. Общественная организация учителей географии Географическое образование XXI века Материалы семинаров и конференций 1996 2002 Москва 2002

    Документ
    Интеграция географии, экологии и профориентации является перспективным направлением развития школьной географической науки и имеет большое не только теоретическое, но и практическое значение.

Другие похожие документы..