Образовательный стандарт республики беларусь

Системы подвижной радиосвязи и компьютерные сети

Общие принципы построения сетей и систем мобильной телефонии. Радиальные и сотовые сети связи. Общие понятия и определения. Зоны обслуживания систем мобильной телефонии. Методы многостанционного доступа в системах мобильной телефонии. Абонентские станции аналоговых систем мобильной телефонии. Узлы коммутации сетей мобильной телефонии. Базовые станции систем мобильной телефонии. Сигнализация в систем мобильной телефонии. Процедуры обслуживания вызовов. Радиоинтерфейсы систем мобильной телефонии. Радиоинтерфейс в сотовых системах стандарта GSM и CDMA. Процедуры установления соединений в системах мобильной телефонии. Процедуры передачи мобильных станций на обслуживание. Планирование нумерации в систем мобильной телефонии. Межстанционная сигнализация. Передача данных в мобильных сетях связи. Ограничение несанкционированного доступа к ресурсам сети и информации в системах мобильной телефонии. Частотно-территориальное планирование сетей мобильной телефонии. Расчет основных параметров сотовых систем. Коммутация, кодирование и передача информации в компьютерных сетях. Методы коммутации информации в компьютерных сетях. Методы кодирования и передачи данных в компьютерных сетях. Локальные вычислительные сети. Эталонная модель взаимодействия открытых систем и ее реализация в компьютерных сетях. Локальная вычислительная сеть Ethernet. Сети Token Ring. Сеть FDDI. Развитие технологии Ethernet. Технологии межсетевых взаимодействий. IP и другие протоколы нижнего уровня. Протокол ТСР. Маршрутизация. Коммуникационное оборудование сетевого и межсетевого взаимодействия. Пассивное сетевое оборудование. Активное сетевое оборудование. Сетевые операционные системы. Глобальные компьютерные сети. Протоколы глобальных сетей. Поиск информации в Internet. Сетевая безопасность. Мониторинг и анализ глобальных и локальных компьютерных сетей.

В результате изучения дисциплины обучаемый должен:

знать:

  • современное состояние и тенденции развития систем подвижной радиосвязи, включая системы третьего поколения UMTS;

  • принципы построения сетей и систем подвижной радиосвязи стандартов DECT, NMT, GSM, CDMA, а также стандартов транкинговых систем;

  • способы многостанционного доступа и области их применения;

  • протоколы взаимодействия систем мобильной телефонии с телефонными сетями общего пользования и сетями передачи данных;

  • закономерности, определяющие связь между качественными показателям систем мобильной телефонии и техническими параметрами радиоканалов, энергетическими параметрами системы, эффективности использования выделенного диапазона частот;

  • технические параметры систем мобильной телефонии различных стандартов;

  • методы ограничения несанкционированного доступа к ресурсам сетей мобильной телефонии и к информации, передаваемой в сетях мобильной телефонии;

  • основные принципы построения, функционирования и взаимодействия компьютерных сетей;

  • принципы работы коммуникационной аппаратуры различных типов;

уметь:

  • характеризовать стандарты транкинговых, зоновых и сотовых систем мобильной телефонии, абонентские услуги, предоставляемые различными типами систем мобильной телефонии, этапы развития систем мобильной телефонии (1G, 2G, 2G+, GPRS, EDGE, 3G, UMTS), особенности перехода к системам мобильной связи третьего поколения универсального мобильного телесервиса - UMTS; системы качественных показателей систем мобильной телефонии, включая внешние показатели эффективности, определяющие качество предоставляемых абонентам услуг и внутренние технические параметры систем мобильной телефонии; радиоинтерфейсы систем мобильной телефонии стандартов NMT, GSM, DECT, CDMA;

  • анализировать эффективность методов многостанционного доступа; методы частотно-территориального планирования систем мобильной телефонии; методы эффективного кодирования при цифровой обработке речевых аналоговых сигналов в системах мобильной телефонии; методы помехоустойчивого кодирования в цифровых системах мобильной связи; частотно-эффективные методы модуляции, используемые в радиоканалах систем мобильной телефонии; методы обеспечения роуминга мобильных абонентов в транкинговых и сотовых системах связи; параметры аппаратуры мобильной телефонии;

  • составлять блок-схемы алгоритмов обслуживания местных, исходящих и входящих вызовов в системах мобильной телефонии;

  • составлять блок-схем алгоритмов эстафетной передачи на обслуживание мобильных абонентов в сотовых системах связи;

  • осуществлять частотно-территориальное планирование сотовых систем мобильной телефонии;

  • составлять планы нумерации в системах мобильной телефонии;

  • проектировать системы мобильной телефонии.

  • характеризовать активное и пассивное оборудование компьютерных сетей; основные элементы сетевых операционных систем;

  • анализировать производительность и надежность функционирования компьютерных сетей и сетевого оборудования;

  • работать с современными сетевыми операционными системами.

7.5.5 Цикл дисциплин специализации

Требования к знаниям и умениям по дисциплинам и курсам специализаций устанавливаются в соответствии с образовательной программой.

7.6 Требования к содержанию и организации практик

Практики (общеинженерная, технологическая, преддипломная) являются частью образовательного процесса подготовки специалистов, продолжением учебного процесса в производственных условиях и проводятся на передовых предприятиях, в учреждениях, организациях различных отраслей.

Практики направлены на закрепление в производственных условиях знаний и умений, полученных в процессе обучения в вузе, овладение навыками решения социально-профессиональных задач, производственными технологиями.

Практики организуются с учетом будущей специальности и специализации.

Практика общеинженерная

Ознакомление с различными энергетическими объектами, их ролью в народном хозяйстве. Ознакомление с конструкциями, условиями сооружения и эксплуатации основного электроэнергетического оборудования, схемами и режимами работы электроэнергетических объектов, средствами механизации и автоматизации технологических процессов, контроля и управления ими. Ознакомление со структурой административного и оперативного управления предприятием, вычислительными центрами, правилами внутреннего распорядка.

Практика технологическая

Изучение в практических условиях технологии производства, передачи, распределения и потребления электроэнергии, принципов устройства электрооборудования, средств механизации, защиты и автоматизации объектов электроэнергетики, вопросов метрологии и стандартизации. Приобретение практических навыков по обслуживанию, ремонту и профилактике электротехнических установок, производству электромонтажных работ силового электрооборудования и устройств вторичной коммутации. Изучение и практическое освоение основ оперативного управления электроэнергетическими объектами, принципов производства переключений в электроустановках, контроля качества электрической энергии. Практическое изучение правил технической эксплуатации и техники безопасности при обслуживании и ремонте электрооборудования объектов электроэнергетики применительно к конкретному рабочему месту.

Практика преддипломная

Освоение в практических условиях принципов организации и управления производством, анализа экономических показателей электроэнергетических объектов, мероприятий по повышению надежности и экономичности элементов электроэнергетических систем. Освоение промышленных программ на ЭВМ и их использование для расчета, анализа, оптимизации, проектирования объектов электроэнергетики с учетом специализации. Изучение требований к разработке проектных решений, ознакомление с конкретными проектами различных объектов с учетом специализации, освоение принципов применения правил устройства электроустановок при проектировании. Формирование и анализ материалов для выполнения дипломного проекта.

8 Требования к обеспечению качества образовательного процесса

8.1 Требования к кадровому обеспечению

Научно-педагогические кадры вуза должны:

- иметь высшее образование, соответствующее профилю преподаваемых дисциплин, и, как правило, соответствующую научную квалификацию (степень, звание);

- систематически заниматься научной и научно-методической деятельностью;

- не реже 1 раза в 5 лет проходить повышение квалификации.

8.2 Требования к учебно-методическому обеспечению

Учебно-методическое обеспечение подготовки специалиста должно соответствовать следующим требованиям:

- все дисциплины учебного плана должны быть обеспечены: учебно-методической документацией по всем видам учебных занятий; учебной, методической, справочной и научной литературой; информационными базами и доступом к сетевым источникам информации; наглядными пособиями, мультимедийными, аудио-, видеоматериалами;

- обеспечивать доступ для каждого студента к библиотечным фондам и базам данных, соответствующим по содержанию полному перечню дисциплин учебного плана;

- иметь методические пособия и рекомендации по изучаемым дисциплинам и всем видам учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов.

Учебно-методическое обеспечение должно быть ориентированно на разработку и внедрение в учебный процесс инновационных образовательных систем и технологий, адекватных компетентностному подходу в подготовке выпускника вуза (вариативных моделей управляемой самостоятельной работы студентов, учебно-методических комплексов, модульных и рейтинговых систем обучения, тестовых и других систем оценивания уровня компетенций студентов).

8.3 Требования к материально-техническому обеспечению

Высшее учебное заведение должно:

- располагать материально-технической базой, соответствующей санитарно-техническим нормам и обеспечивающей проведение лабораторных, практических и научно-исследовательских работ, предусмотренных учебным планом;

- соблюдать нормы обеспечения учебной и методической литературой;

- обеспечить каждого студента возможностью работы на персональном компьютере не менее 50 часов в учебный год;

- обеспечить доступ студентов и преподавателей к сети Интернет и локальным сетям вузов, оказывать поддержку развитию электронных учебных ресурсов по профилям подготовки студентов, а также проведению учебных занятий с использованием сетевых технологий

- обеспечить материально-технические условия для самообразования и развития личности студента, для чего иметьсоответствующие нормативам читальные залы, компьютерные классы, залы для занятий физической культурой, в том числе во внеаудиторное время; пункты питания.

Оснащение оборудованием должно обеспечивать проведение лабораторных и практических работ по учебным дисциплинам в соответствии с учебным планом.

8.4Требования к организации самостоятельной работы студентов

Самостоятельная работа студентов (СРС) организуется деканатами, кафедрами, преподавателями вузов в соответствии с Положением о самостоятельной работе студентов, утвержденным Министерством образования. Учебно-методическое управление (отдел) совместно с деканатами факультетов проводит координацию планирования, организации и контроля СРС в вузе. Самостоятельная работа осуществляется в виде аудиторных и внеаудиторныхформ по каждой дисциплине учебного плана. На основании бюджета времени в соответствии с образовательными стандартами, учебными планами, рабочими программами учебных дисциплин устанавливаются виды, объем и содержание заданий по СРС. По каждой учебной дисциплине разрабатывается учебно-методический комплекс (УМК) с материалами, помогающими студенту в организации самостоятельной работы, включающий:

– учебную программу дисциплины;

– учебную литературу (учебник, учебное пособие, курс лекций, задачник, руководство по выполнению лабораторных работ и справочник);

– задания для самостоятельной работы студентов, тренажеры;

– методические указания по самостоятельной работе, включая выполнение курсовых проектов (работ).

Расчет учебной нагрузки профессорско-преподавательского состава, осуществляющего организацию самостоятельной работы студентов, проводится в соответствии с утвержденными Министерством образования Республики Беларусь примерными нормами времени для расчета объема учебной и учебно-методической работы.

Для оценки качества самостоятельной работы студентов осуществляется контроль за ее выполнением. Формы контроля самостоятельной работы студентов устанавливаются вузом (собеседование, проверка и защита индивидуальных расчетно-графических заданий, коллоквиумы, контрольные работы, защита курсовых проектов (работ), тестирование, принятие зачетов, устный и письменный экзамены, и т.д.).

8.5 Требования к организации идеологической и воспитательной работы

Высшее учебное заведение должно проводить последовательную работу по формиро­ванию у студентов ценностных ориентаций, норм и правил поведения на основе государст­венной идеологии, идей гуманизма, добра и справедливости. Выпускник должен обладать гражданской зрелостью, правовой и политической культурой, уважать закон и бережно от­носится к социальным ценностям правового государства, чести и достоинству гражданина.

Идеологическая и воспитательная работа со студентами организуется в соответствии с нормативным и программно-методическим обеспечением учебно-воспитательного процесса работы в высшем учебном заведении, правовую основу которого составляют Конституция Республики Беларусь, Законы Республики Беларусь, Указы Президента Республики Беларусь в области молодежной политики, соответствующие государственные социально-значимые программы, требования и рекомендации Министерства образования Республики Беларусь.

Приоритетным направлением идейно-воспитательной работы в высшем учебном за­ведении является гражданско-патриотическое и идейно-нравственное воспитание обучаю­щихся.

Важнейшими принципами осуществления воспитательной работы со студентами являются:

- согласованность требований к содержанию и методам обучения и воспитания сту­дентов, обеспечивающих учебную и социальную активность;

- вовлечение студентов с учетом их интересов и возможностей на основе принципа самоуправления в социально-значимую работу, организацию учебно-воспитательного про­цесса, способствующих приобретению ими организационно-управленческих, коммуникатив­ных умений, опыта решения задач;

- укрепление семьи и повышение ее престижа в обществе, осознание основных демо­графических проблем общества и формирование у молодежи установок здорового образа жизни;

- духовно-нравственное воспитание, знание культурного наследия, профилактика правонарушений.

Формирование единого процесса воспитания должно быть построено через педагоги­ческое управление процессом развития личности и включать учебно-воспитательную работу, профессиональную направленность воспитательной работы выпускающих кафедр, проведение воспитательной работы социально-гуманитарными и общеобразовательными кафедрами, деятельность института кураторов учебных групп, воспитательную работу в сту­денческих общежитиях, развитие студенческого самоуправления, методическое обеспечение воспитательного процесса.

Высшее учебное заведение должно быть комфортным и безопасным для пребывания студентов, отличаться благоприятным морально-психологическим климатом, соблюдением действующих санитарно-гигиенических норм и правил, а также осуществлять общественно-­политические, культурные и спортивные мероприятия. Ведущая роль в идеологической и воспитательной работе принадлежит профессорско-преподавательскому составу и личному примеру преподавателя.

8.6 Общие требования к контролю качества образования и средствам диагностики

Для аттестации студентов и выпускников на соответствие их персональных достижений поэтапным или конечным требованиям стандарта создаются фонды оценочных средств и технологий, включающие типовые задания, контрольные работы, критериально-ориентированные тесты достижений.

Оценка знаний студента на курсовых экзаменах, курсовых дифференцированных зачетах, при защите курсовых проектов (работ), сдаче зачетов по практикам, защите дипломных проектов (работ) производится по 10-балльной шкале. Для оценки знаний и компетентности студентов используются критерии, утвержденные Министерством образования Республики Беларусь.

Для контроля качества образования используются следующие средства диагностики:

- типовые задания;

- критериально-ориентированные тесты по отдельным разделам дисциплины и дисциплине в целом;

- письменные контрольные работы;

- устный опрос во время занятий;

- составление рефератов по отдельным разделам дисциплины с использованием монографической и периодической литературы;

- расчетно-графические работы;

- коллоквиумы;

- выступления студентов на семинарах по разработанным ими темам;

- защита курсовых проектов (работ);

- защита отчетов по производственным практикам;

- письменный экзамен, устный экзамен;

- защита дипломного проекта (работы).

9 Требования к итоговой государственной аттестации выпускника

9.1 Общие требования

9.1.1 Итоговая аттестация выпускника включает государственный экзамен по специальности и специализации, защиту дипломного проекта (работы), позволяющие определить теоретическую и практическую готовность выпускника к выполнению социально-профессиональных задач.

9.1.2 Аттестационные испытания, входящие в состав итоговой государственной аттестации выпускника, проводятся в соответствии с образовательной программой первой ступени высшего образования, установленной настоящим стандартом.

9.2 Требования к государственному экзамену

Государственный экзамен по специальности и специализации проводится на заседании Государственной экзаменационной комиссии.

Программа и порядок проведения государственного экзамена по специальности и специализации разрабатываются вузом в соответствии с Положением об итоговой государственной аттестации выпускников, утвержденным Министерством образования Республики Беларусь.

9.3 Требования к дипломному проекту (работе)

Требования к структуре, содержанию, объему и порядку защиты дипломной проекта (работы) определяются вузом на основании настоящего образовательного стандарта и Положения об итоговой государственной аттестации выпускников, утвержденного Министерством образования.

Приложение

(информационное)

Библиография

[1] Об образовании в Республике Беларусь. Закон Республики Беларусь от 29 октября 1991 г. № 1202-Х11 (в редакции Закона от 19 марта 2002г. № 95-З)

[2] Об основных направлениях развития национальной системы образования. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 12 апреля 1999г. № 500

[3] Положение о ступенях высшего образования. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14 октября 2002 г. №1419 «Об утверждении Положения о ступенях высшего образования».

Руководители разработки стандарта

Ректор вуза-разработчика М.П. Батура

Руководитель коллектива

разработчиков В.К. Конопелько

СОГЛАСОВАНО

Первый заместитель

Министра образования А.И. Жук

Эксперты:

Председатель КНМС УМО вузов И.М. Жарский

Председатель УМО вузов

Республики Беларусь по образованию

в области информатики и радиоэлектроники М.П. Батура

  1. Образовательный стандарт республики беларусь (14)

    Образовательный стандарт
    Настоящий образовательный стандарт устанавливает цели и задачи профессиональной деятельности специалиста, требования к уровню подготовки выпускника вуза, требования к содержанию образовательной программы и ее реализации, требования
  2. Образовательный стандарт республики беларусь (8)

    Образовательный стандарт
    Ключевые слова: высшее образование, первая ступень, квалификационная характеристика, требования, знания, умения, способности, компетенции, образовательная программа, типовой учебный план, учебная программа дисциплины, самостоятельная
  3. Образовательный стандарт республики беларусь (11)

    Образовательный стандарт
    Ключевые слова: высшее образование, первая ступень, квалификационная характеристика, требования, знания, умения, способности, компетенции, образовательная программа, типовой учебный план, учебная программа дисциплины, самостоятельная
  4. Образовательный стандарт республики беларусь (16)

    Образовательный стандарт
    Настоящий образовательный стандарт устанавливает цели и задачи профессиональной деятельности специалиста, требования к уровню подготовки выпускника вуза,
  5. Образовательный стандарт республики беларусь (22)

    Образовательный стандарт
    Настоящий образовательный стандарт устанавливает цели и задачи профессиональной деятельности специалиста, требования к уровню подготовки выпускника вуза, требования к содержанию образовательной программы и ее реализации, требования
  6. Образовательный стандарт республики беларусь (32)

    Образовательный стандарт
    Ключевые слова: высшее образование, издательско-полиграфический комплекс, инженер-программист-системотехник, информационная система, информационная технология, итоговая государственная аттестация, зачетная единица, знания, качество
  7. Образовательный стандарт республики беларусь (34)

    Образовательный стандарт
    Настоящий образовательный стандарт устанавливает цели и задачи профессиональной деятельности специалиста, требования к уровню подготовки выпускника вуза, требования к содержанию образовательной программы и ее реализации, требования
  8. Образовательный стандарт республики беларусь (1)

    Образовательный стандарт
    Ключевые слова: высшее образование, первая ступень, квалификационная характеристика, требования, знания, умения, способности, компетенции, образовательная программа, типовой учебный план, учебная программа дисциплины, самостоятельная работа, зачетная
  9. Образовательный стандарт республики беларусь (2)

    Образовательный стандарт
    Ключевые слова: высшее образование, первая ступень, квалификационная характеристика, требования, знания, умения, способности, компетенции, образовательная программа,

Другие похожие документы..