Рособразования»: «Научно-методическое обеспечение создания и внедрения системы управления качеством в образовательных учреждениях профессионального образования» Краснодар 2006

М
ЕНЕДЖМЕНТ КАЧЕСТВА В ОБРАЗОВАНИИ

Ф
едеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО «КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

И РАЗВИТИЯ «КАЧЕСТВО»

СБОРНИК МАТЕРИАЛОВ

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОГО СЕМИНАРА

«МЕНЕДЖМЕНТ КАЧЕСТВА В ОБРАЗОВАНИИ»

в соответствии с проектом «РОСОБРАЗОВАНИЯ»:

«Научно-методическое обеспечение создания и внедрения системы управления качеством в образовательных учреждениях профессионального образования»

Краснодар – 2006

УДК 658.562

Сборник материалов научно-практического семинара «Менеджмент качества в образовании» в соответствии с проектом «РОСОБРАЗОВАНИЯ»: «Научно-методическое обеспечение создания и внедрения системы управления качеством в образовательных учреждениях профессионального образования» - Краснодар, КубГу, МЦУР «Качество», 2006г. - 114с.

Сборник содержит материалы научно-практического семинара «Менеджмент качества в образовании» в соответствии с проектом «РОСОБРАЗОВАНИЯ»: «Научно-методическое обеспечение создания и внедрения системы управления качеством в образовательных учреждениях профессионального образования» состоявшегося 05 – 09 июня 2006 года в Кубанском государственном университете. Семинар проводился в рамках решений коллегии Федерального агентства по образования РФ №3/1 от 16 ноября 2004г., Совета по координации управления качеством высшего профессионального образования от 21 декабря 2005г., приказа «Рособрнадзора» №1938 от 30 сентября 2005г.

На семинаре рассмотрены следующие темы:

  • общие аспекты реформирования системы высшего образования в России;

  • построение системы менеджмента качества ВУЗа, ССУЗа на основе международных стандартов ИСО 9001:2000, ИСО 9004:2000;

  • процессный подход в управлении качеством образования;

  • ИСО 9000 и критерии для измерения результативности и эффективности процессов;

  • Конкурс «Системы обеспечения качества подготовки специалистов.

Во время работы семинара проведено обсуждение вопросов:

  • Совершенствование самооценки учебных заведений, их аттестация и государственная аккредитация. Оценка качества образования. Единая система показателей уровня качества образования;

  • Системы менеджмента качества учебного заведения: практика разработки и внедрения;

  • Создание в учебных заведениях систем стратегического партнерства, обеспечивающих обратные связи с потребителями;

  • Информационное и программное обеспечение систем менеджмента качества учебных заведений;

  • Организация проведения и результативность внутреннего аудита;

  • Мониторинг взаимодействия рынка труда и рынка образования;

Ответственный за проведение семинара Боровик В.Н., доцент КубГУ, к.э.н.

© Кубанский государственный университет, 2006-06-15

© ООО «Межрегиональный центр усовершенствования и развития «Качество»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное агентство по образования

РЕШЕНИЕ КОЛЛЕГИИ

16 ноября 2004 г. № 3/1Москва

«О разработке и внедрении внутривузовской системы управления качеством образования в высших учебных заведениях (на примере Московского государственного института стали и сплавов (технологического университета)»

Заслушав и обсудив сообщение ректора Московского государственного института стали и сплавов (технологического университета) Ю.С. Карабасова об опыте разработки и внедрения внутривузовской системы управления качеством образования в высшем учебном заведении, коллегия отмечает, что современные внутривузовские системы управления качеством образования должны решать задачи по эффективному использованию ресурсов образовательных учреждений, их наращиванию в интересах повышения качества образования, а также определению приоритетов в перспективах развития вузов, совершенствованию самооценки высших учебных заведений, их аттестации и государственной аккредитации, положив в основу единую систему показателей уровня качества образования.

В этих целях следует внедрять новые принципы менеджмента качества, совершенствовать организационную и функциональную структуры высшего учебного заведения, разрабатывать планы его стратегического развития, формировать инновационные инфраструктуры с продуманным кадровым обеспечением инновационной деятельности, обратить особое внимание на взаимодействие с работодателем, обеспечивающим обратную связь «ВУЗ – потребитель».

Высшие учебные заведения накопили определенный опыт внедрения современных методов управления качеством образования, включающий:

расширение в высших учебных заведениях страны практики по созданию, внедрению и сертификации систем управления качеством образованияв соответствии с требованиями и рекомендациями российского стандарта по менеджменту качества (ГОСТ Р ИСО 9001:2001) и принципами Всеобщего менеджмента качества (TQM);

проведение высшими учебными заведениями самооценки в целях определения достижений и недостатков в учебной, научной, административной, финансово-экономической и хозяйственной деятельности;

создание в ряде высших учебных заведений систем стратегического партнерства, обеспечивающих обратные связи вузов с потребителями их выпускников;

участие высших учебных заведений в конкурсе на соискание премии Правительства Российской Федерации в области качества, лауреатом которой в 2000 году стал Московский государственный институт стали и сплавов (технологический университет);

рост числа высших учебных заведений, принимающих участие в ежегодном конкурсе «Внутривузовские системы обеспечения качества подготовки специалистов», организованном Минобразованием России в 2000 году. В период с 2000- 2004 годы в конкурсе приняли участие 139 вузов.

Однако, исходя из анализаопыта разработки и внедрения внутривузовской системы управления качеством образования в высших учебных заведениях, можно выделить ряд проблем, которые затрудняют создание и эффективное использование таких систем:

отсутствие устоявшейсянормативно-правовой базы для четкой и последовательной организации работ по созданию систем управления качеством образования в высших учебных заведениях;

Решение

Совета по координации управления качеством

высшего профессионального образования

21.12.2005

г. Москва

Совет по координации управления качеством высшего профессионального образования (далее - Совет) создан приказом Минобразования России от 19.01.2004 № 158 для координации работ в области управления качеством высшего профессионального образования, интенсификации разработок и развития в вузах систем качества, широкой пропаганды идей культуры качества.

В связи с ликвидацией Министерства образования Российской Федерации и организации новых государственных структур приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 16.11.2004 № 404 Совет воссоздан в преобразованном составе.

В состав Совета входят работники Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор), Федерального агентства по образованию (Рособразование), ректоры вузов, ведущие специалисты в области управления качеством высшего профессионального образования, представители организаций и учреждений системы образования, научно-педагогической общественности.

Совет является консультативно - совещательным органом, действующим с целью определения направлений и механизмов контроля качества и содействия вузам в решении задач обеспечения качества высшего профессионального образования.

При Совете организована рабочая группа, которой поручено готовить проекты документов для заседания Совета.

Заслушав и обсудив на своем заседании вопросы управления качеством высшего профессионального образования, Совет отмечает, что высшие учебные заведения страны в последние годы стали больше уделять внимания вопросам обеспечения качества подготовки выпускников. Наилучших результатов добиваются вузы, которые используют современные системы управления качеством. Это позволяет им эффективно распоряжаться ресурсами, сокращать административно-управленческий персонал, затраты на многие виды деятельности, гарантированно обеспечивать качество подготовки специалистов.

Высшие учебные заведения стали использовать в административно-управленческой и образовательной деятельности подходы, базирующиеся на принципах обеспечения гарантий качества профессионального образования, что соответствует сегодняшним направлениям развития национальной системы образования и рекомендациям Болонского процесса. При комплексной оценки деятельности вузов учитываются их достижения в создании систем качества и результаты конкурса «Системы обеспечения качества подготовки специалистов».

Актуальность проблем создания и внедрения систем качества образования нашла отражение в проектах, выполненных в рамках Федеральной программы развития образования на 2005 год по проекту «Научно-методическое обеспечение по созданию и внедрению системы управления качеством в образовательных учреждениях профессионального образования», программ Минобразования России «Качество и безопасность технологий, продукции, образовательных услуг и объектов», «Научное, научно-методическое, материально-техническое и информационное обеспечение системы образования», «Научные исследования высшей школы по приоритетным направлениям науки и техники», «Развитие научного потенциала высшей школы» на 2005 год (раздел № 4.11 «Научно-методическое обеспечение развития независимой системы оценки качества образования»).

Проекты в области управления качеством образования поддерживались Национальным фондом подготовки кадров, программой Темпус-Тасис Европейского союза, Бюро CROSS, Ассоциацией голландских университетов NUFFIK.

По инициативе вузов и при поддержке Минобрнауки России, Рособрнадзора, Рособразования проводились конференции и семинары по проблемам совершенствования качества образования.

В Российской академии государственной службы под председательством Министра образования и науки Российской Федерации Фурсенко А.А. проведен круглый стол «Общественная оценка качества образования», основными итогами которого стали решения по определению механизмов сотрудничества и координации государственных, профессиональных и

общественных организаций в области оценочных процедур деятельности образовательных учреждений и качества подготовки специалистов.

За период с 2002 года 46 образовательных учреждений сертифицировали систему менеджмента качества по государственным стандартам ГОСТ Р ИСО и международным стандартам серии ISO 9000. Их сертификация осуществлена российскими и зарубежными органами по сертификации. В России существует более 50 органов по сертификации систем менеджмента качества в сфере образования. Их деятельность заключается в оценке качества управленческой структуры учебных заведений, проведении консалтинга и последующего, после сертификации системы, мониторинга.

Россия, взявшая на себя обязательство выполнять согласованные договоренности Болонского процесса, должна обеспечить создание национальной системы гарантий качества высшего профессионального образования.

С этой целью Советом и его рабочей группой осуществлена координация работы консорциума вузов (Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет

«ЛЭТИ», Московский государственный институт стали и сплавов (технологический университет), Московский государственный технологический университет «Станкин», Томский политехнический университет), что привело:

- к созданию типовой модели Системы качества вуза с учетом директив и стандартов гарантий качества образования, принятых в Бергене в рамках Болонского процесса, и руководства по ее применению;

- к модернизации методики самооценки совершенствования вуза;

- к разработке проекта терминологического словаря в области качества профессионального образования;

- к модернизации конкурса «Системы обеспечения качества подготовки специалистов».

Результаты работы направлены, прежде всего, на обеспечение эффективной помощи вузам в разработке механизмов тесной и гибкой взаимосвязи качества подготовки выпускников высших учебных заведений с запросами рынка труда. Это дает возможность выпускникам вузов стать адаптированными к требованиям современного российского и международного рынка, высококвалифицированными и конкурентноспособными специалистами.

В этой связи Совет считает целесообразным одобрить деятельность Рособрнадзора и Рособразования по координации создания в вузах систем качества, усовершенствованных механизмов контроля качества подготовки специалистов на основе применяемых моделей

систем качества, позволяющих достичь высокого уровня качества образовательных и сопровождающих процессов в вузе и соответственно высокого уровня подготовки специалистов.

Совет рекомендует:

Рособрнадзору (Управлению лицензирования, аттестации и аккредитации (В.И. Круглову) и Рособразованию (Управлению учреждений образования (П.Ф. Анисимову):

- довести до высших учебных заведений информацию о разработках, представленных на заседании Совета;

- оказывать содействие вузам в изучении и внедрении типовой модели системы качества образовательного учреждения, одобренных Советом.

Рабочей группе Совета:

- обеспечить соответствующее консалтинговое сопровождение и информационное обеспечение изучения и внедрения типовой модели системы качества образовательного учреждения;

- подготовить в месячный срок предложения по организации в 2006 году:

корпоративного проекта (системы проектов) по совершенствованию управления и оценки качества высшего профессионального образования, предусматривающего апробацию типовой модели системы качества вуза в ряде образовательных учреждениях высшего профессионального образования;

проекта по созданию информационного и программного обеспечения систем качества образовательных учреждений;

конкурса «Системы обеспечения качества подготовки специалистов» с номинациями;

международного форума «Гарантии качества образования» с участием зарубежных университетов, аккредитационных агентств, экспертов, органов по сертификации систем качества и персонала;

- до 30 июня 2006 года провести анализ поступивших предложений по применению типовой системы качества вуза и моделей совершенствования управлением вузом;

- подготовить до 30 апреля 2006 года предложения о создании экспертных комиссий Совета по аттестации систем качества вузов и по аттестации экспертов в области оценки качества профессионального образования и включения их в реестр Рособрнадзора;

- подготовить в двухмесячный срок предложения по организации системы международных научно-практических семинаров и мероприятий повышения квалификации преподавателей и сотрудников вузов «Оценка и обеспечение качества высшего профессионального образования. Теория и практика»;

- совместно с базовым вузом по проведению конкурса «Системы обеспечения качества подготовки специалистов» Московским государственным институтом стали и сплавов (технологическим университетом) (Ю.С. Карабасовым) развернуть в 2006 году работу по привлечению вузов для участия в конкурсе;

- во втором квартале 2006 года наладить обучение по программам повышения квалификации в области управления качеством высшего профессионального образования руководителей, работников учебных заведений, разработчиков и экспертов в соответствии с документами, одобренными на заседании Совета;

- подготовить предложения по созданию консультационных центров по решению вопросов обеспечения качества высшего профессионального образования;

- обеспечивать регулярное освещение деятельности Совета в средствах массовой информации.

  1. 1 Анализ и систематизация материалов об опыте формирования системы менеджмента качества образования и подготовки специалистов по управлению качеством образования к Отчету По исполнению Государственного контракта

    Содержательный отчет
  2. Отчет о результатах самообследования государственного образовательного учреждения (3)

    Содержательный отчет
    4.1. Соответствие нормативных документов, отражающих содержание подготовки специалистов в СГПИ, требованиям Государственного образовательного стандарта
  3. Отчет о работе отделения профессионального образования (1)

    Содержательный отчет
    Бюро Отделения работало в следующем составе: Баврин И.И., Берулава М.Н., Жураковский В.М., Круглов Ю.Г., Манушин Э.А., Мухаметзянова Г.В., Новиков А.М.
  4. Федеральная целевая программа развития образования на 2006 - 2010 годы паспор т (1)

    Программа
    В целях реализации приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации, совершенствования содержания и технологий образования,
  5. Отчет отделения философии образования и теоретической педагогики за 2008 год (часть I)

    Содержательный отчет
    В 2008 году фундаментальные и прикладные исследования, организационная и образовательная деятельность членов академии и научных учреждений, входящих в состав Отделения, были концептуально ориентированы на научно-методическое обеспечение
  6. Отчет о результатах самообследования по реализации профессиональных образовательных программ гоу впо «Адыгейский государственный университет»

    Содержательный отчет
    в период с 1 октября 2009 года по 30 апреля 2010 г. провела экспертизу реализации профессиональных образовательных программ ГОУ ВПО “Адыгейский государственный университет”.
  7. Отчет о работе российской академии образования (1)

    Содержательный отчет
    Психологические и физиологические закономерности и индивидуальные особенности развития и образования детей на разных этапах онтогенеза в современных социокультурных условиях
  8. Отчет о работе российской академии образования (3)

    Содержательный отчет
    Современная система образования проходит сложные этапы модернизации, ориентированные на сохранение ее стабильности, фундаментальности, обеспечение опережающего развития с учетом возросших потребностей общества и государства в компетентных
  9. Отчет о самообследовании основной образовательной программы по специальности (направлению) 260202 Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий

    Содержательный отчет
    Специальность 260202 – Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий утверждена приказом Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию от 5.

Другие похожие документы..