Методические указания по выполнению курсовых работ по дисциплине “Стратегический менеджмент“ для студентов факультета менеджмента

Министерство образования и науки РФ

ФГБОУ ВПО «Сочинский государственный университет»

Филиал ФГБОУ ВПО «Сочинский государственный университет»

в г. Нижний Новгород Нижегородской области

КАФЕДРА МЕНЕДЖМЕНТА

Обсуждено и рекомендовано к использованию в учебном процессе на заседании кафедры менеджмента

11 ноября 2010г., протокол № 3

Зав.кафедрой _________________

____________________В.Д. Фетисов

Методические указания

по выполнению курсовых работ

по дисциплине “Стратегический менеджмент“

для студентов

факультета менеджмента

Методические указания разработаны

К.э.н., доцентом Поташником Я.С.

Н. Новгород

2012

УДК

ББК

Методические указания по выполнению курсовых работ по дисциплине «Стратегический менеджмент» для студентов факультета менеджмента. / Сост. Я.С. Поташник - Н. Новгород: СГУТиКД, 2010.– с.

Обсуждена и рекомендована к изданию на заседании кафедры менеджмента 2010 г. Протокол №

Отв. редактор: зав. кафедрой менеджмента, д.э.н., профессор Фетисов В.Д.

Методические указания содержат тематику курсовых работ для студентов дневного и заочного отделения и включают перечень рекомендуемой литературы.

© Филиал Сочинского государственного университета туризма и курортного дела в г. Н. Новгород, 2010

© Я.С. Поташник, 2010


ОГЛАВЛЕНИЕ

Общие указания……………………………………………..4

Темы курсовых работ…………………………………….....6

Список рекомендуемой литературы………………………12

Приложение…………………………………………………13

ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ

Формирование в России высокоэффективной и динамично развивающейся экономики, обеспечивающей потребности российского общества интеграцию в мировую экономическую систему, требует разумного сочетания возможностей свободного и управляемого рынка.

В условиях становления и развития рыночных отношений предприятия и организации вынуждены принимать стратегические решения в относительно нестабильной внешней среде с высоким уровнем неопределенности. При этом влияние внешней среды существенно возрастает в кризисные периоды, сопровождающие процессы трансформирования экономики, когда правовые и экономические нормы и другие регуляторы, призванные обеспечить защищенность предприятий и организации от действий стихийных рыночных сил или недостаточно эффективны, или применяются не в полной мере, или вовсе отсутствуют.

В мировой практике управления предприятиями и организациями накоплен большой опыт принятия стратегических решений в нестабильных условиях. Определенный вклад в развитие теории и практики управления в условиях неопределенности внесли российские ученые и практики. Этот опыт нашел отражение в различных областях научного знания, связанных с теорией и практикой управления, в том числе в учебной дисциплине «Стратегический менеджмент».

Стратегический менеджмент включает разработку и выбор критериев для организации стратегических управленческих решений, а также практическое использование этих критериев с учетом конкретных условий деятельности организации.

Курс «Стратегического менеджмента» базируется на уже изученных дисциплинах, в том числе: «Экономическая теория», «Статистика», «Экономика предприятия»», «Менеджмент», «Маркетинг», «Организационное поведение».

Целью выполнения курсовой работы является систематизация, расширение и закрепление полученных в результате изучения дисциплины «Стратегический менеджмент» теоретических и практических знаний, их использование и развитие навыков самостоятельной работы при многовариантном подходе к решению проблем стратегического развития организации.

Приведенная в данных рекомендациях тематика является рекомендуемой, поэтому студент может по согласованию с руководителем изменить формулировку темы или ее составные части, исходя из хода исследования, однако к выполнению любой темы предъявляются вполне определенные требования.

Курсовая работа должна содержать введение, три главы, заключение, список использованной литературы (15-20 источников) и приложения.

Во введении (1 страница) обосновывается актуальность темы, формулируется цель и задачи работы, указываются объект исследования (конкретная организация), источники информации, которые используются в работе.

В первой главе необходимо дать обзор понятий, составляющих тему курсовой работы. Для ее написания следует изучить теорию вопроса, используя курс лекций, специальную литературу, законодательные и нормативные документы.

Следует внимательно проанализировать мнения различных авторов, выделить основные проблемы, обсуждаемые по выбранной теме. Обобщая различные точки зрения, постарайтесь сами принять участие в анализе той или иной проблемы, высказывая свое аргументированное мнение или присоединиться к мнению кого-либо из экономистов.

Возможно, привести небольшой экскурс в историю развития того или иного вопроса, используя для этого словари и справочники разных лет издания.

Изучая литературу, необходимо установить степень разработанности проблемы в целом, выделить разделы менее исследованные, по которым позиции отдельных экономистов сильно расходятся между собой.

Важно изучить законодательные и нормативные документы по теме или по отдельным вопросам темы.

Во второй и третьей главах курсовой работы автору необходимо использовать предлагаемые методики для конкретного анализа стратегического менеджмента организации (объекта исследования), выделить положительные и негативные моменты, предложить возможные варианты совершенствования стратегического менеджмента организации.

Заключение должно содержать выводы о выполнении задачи, поставленной в начале и основные предложения автора, основанные на итогах по каждой главе работы.

Для анализа исследуемой организации, а также точек зрения различных авторов рекомендуется использовать следующие периодические издания: газеты «Коммерсант», «Экономика и жизнь», «Ведомости»; журналы «Деньги», «Эксперт», «Секрет фирмы», «Компания».

Большую помощь могут оказать статистические сборники, отечественная и зарубежная литература, сеть Интернет.

Курсовая работа должна быть написана в объеме 30 - 35 страниц печатного текста, шрифт TIMES NEW ROMAN, 14, интервал 1,5, поля страницы: 3 см. слева и по 2 см. с других сторон, и представлена на кафедру менеджмента в сброшюрованном виде или в скоросшивателе.

Цифровой материал следует давать по ходу изложения отдельных вопросов темы, увязывая его с соответствующими теоретическими положениями. Помещенный после таблицы текст должен содержать выводы из нее, а не повторять то, что помещено в таблице. Таблицы, приводимые без выводов и не связанные с темой, не могут расцениваться как иллюстративный материал.

Работа, состоящая из текстов, дословно переписанных из учебников, или копирующая письменные работы других студентов, считается не соответствующей предъявляемым требованиям и оценивается как неудовлетворительная.

Страницы курсовой работы должны быть пронумерованы.

Закрепление тем курсовых работ производится в соответствии со списком группы, зафиксированном в учебном журнале (1-30), далее нумерация повторяется.

ТЕМЫ КУРСОВЫХ РАБОТ

1. Основы стратегического менеджмента организации

2. Формирование миссии и стратегического видения организации

3. Формирование целей развития организации

4. Принципы разработки и реализации стратегии

5. Стратегический анализ организации в условиях рыночной экономики

6. Определение ключевых факторов успеха организации в конкурентной борьбе

7. Конкурентоспособность организации

8. Стратегия лидерства по издержкам

9. Стратегия широкой дифференциации

10. Стратегия оптимальных издержек

11. Сфокусированные стратегии

12. Стратегии сотрудничества

13. Стратегии наступления для завоевания конкурентного преимущества

14. Основы стратегического планирования деятельности предприятия

15. Технико-экономическое планирование на предприятии

16. Бизнес-планирование на предприятии

17. Организационные аспекты процесса планирования на предприятии

18. Стратегическое планирование в условиях диверсификации производства

19. Продуктово – маркетинговая стратегия организации

20. Стратегия управления персоналом организации

21. Реализация стратегии организации

22. Контроль, регулирование и оценка процесса разработки стратегического плана предприятия

23. Бизнес – модели и стратегии Интернет-экономики

24. Сбалансированная система показателей

25. Стратегическое планирование в туризме

26. Организационно-экономический механизм формирования стратегий развития организаций в условиях экономического кризиса

27. Корпоративная культура как фактор эффективной реализации стратегии

28. Стратегия и научно-техническая деятельность

29. Стратегический инвестиционный менеджмент

30. Стратегии ценообразования организации

Примерные планы курсовых работ

1. Основы стратегического менеджмента организации

Содержание

Введение

1. Сущность, функции и роль стратегического менеджмента организации

2. Содержание стратегического менеджмента организации

3. Особенности стратегического менеджмента организации в современных условиях

Заключение

Список использованной литературы

2. Формирование миссии и стратегического видения организации

Введение

1. Сущность и значение «миссии» и «стратегического видения» организации

2. Методы формирования «миссии» и «стратегического видения» организации

3. Особенности формирования миссии и стратегического видения организации в современных условиях

Заключение

Список использованной литературы

3. Формирование целей развития организации

Введение

1. Сущность, роль, виды и требования к формулировкам целей организации

2. Методы формирования системы целей организации

3. Особенности формирования целей развития организации в современных условиях

Заключение

Список использованной литературы

4. Принципы разработки и реализации стратегии

Введение

1. Модели разработки и согласования стратегий в одноотраслевых и диверсифицированных организациях

2. Выбор оптимального варианта стратегии

3. Особенности разработки и реализации стратегии в современных условиях

Заключение

Список использованной литературы

5. Стратегический анализ организации в условиях рыночной экономики

Введение

1. Содержание и принципы проведения стратегического анализа организации в условиях рыночной экономики

2. Методы стратегического анализа организации

3. Стратегический анализ на примере конкретной организации

Заключение

Список использованной литературы

6. Определение ключевых факторов успеха организации в конкурентной борьбе

Введение

1. Понятие, функции и роль ключевых факторов успеха организации

2. Методы выявления ключевых факторов успеха организации

3. Особенности определения ключевых факторов успеха организации в современных условиях

Заключение

Список использованной литературы

  1. Методические указания к выполнению курсовой работы по дисциплине «Менеджмент» для студентов 2 курса очной формы обучения специальности 080116 «Математические методы в экономике» Воскресенск 2008

    Методические указания
    к выполнению курсовой работы по дисциплине «Менеджмент» для студентов 2 курса очной формы обучения специальности 080116 «Математические методы в экономике»
  2. Методические указания к выполнению курсовой работы по дисциплине «Менеджмент» для студентов 2 курса очной формы обучения специальности 080116 «Математические методы в экономике» Воскресенск

    Методические указания
    Данные методические указания подготовлены для выполнения курсовой работы студентами дневного отделения по дисциплине «Менеджмент» в соответствии со стандартом Министерства РФ по специальности 080116 «Математические методы в экономике»;
  3. Методические указания к выполнению курсовых работ по дисциплине «Экономика инновационной деятельности» для студентов специальностей

    Методические указания
    Эффективное развитие национальной экономики в современных условиях находится в прямой зависимости от уровня восприимчивости субъектов хозяйствования к инновациям.
  4. Методические указания к выполнению курсовой работы по дисциплине «Контроллинг» для студентов специальности 050206 дневной формы обучения Харьков-2006

    Методические указания
    Курсовая работа по дисциплине «Контроллинг» выполняется студентами 5-го курса факультета бизнеса финансов, обучающимися по специальности 7.050206 - Менеджмент внешнеэкономической деятельности.
  5. Методические указания по выполнению курсовых работ по дисциплинам «экономика организаций (предприятий)»

    Методические указания
    Методические указания по выполнению курсовых работ по дисциплинам «Экономика организаций (предприятий)» и «Экономическое управление организацией» / сост.
  6. Методические указания по выполнению курсовых работ по дисциплине “Стратегический менеджмент“ для студентов факультета менеджмента (2)

    Методические указания
    Формирование в России высокоэффективной и динамично развивающейся экономики, обеспечивающей потребности российского общества интеграцию в мировую экономическую систему, требует разумного сочетания возможностей свободного и управляемого рынка.
  7. Методические указания по выполнению курсовых работ по дисциплине “Основы менеджмента“ для студентов факультета менеджмента

    Методические указания
    Методические указания по выполнению курсовых работ по дисциплине «Основы менеджмента» для студентов факультета менеджмента. / Сост. В.И.Петухов, - Н. Новгород: СУТКД, 2010г.
  8. Методические указания и тематика курсовых работ по специальности «Государственное и муниципальное управление» (специализация «Консультационная деятельность служб управления персоналом»)

    Методические указания
    Учебный план специальности «Государственное и муниципальное управление» (специализация «Консультационная деятельность служб управления персоналом») предполагает 3 курсовых работы (Теория управления, Система государственного и муниципального
  9. Методические указания по выполнению курсовой работы по дисциплине: «Менеджмент» Орёл 2009г

    Методические указания
    Настоящее методическое пособие предназначено для студентов очной и очно-заочной формы обучения, изучающих дисциплину «Менеджмент» по специальности 080501 «Менеджмент (по отраслям)».

Другие похожие документы..