Культурология как интегративная наука о культуре

  1. Культурология как интегративная наука о культуре

Понятие культуры восходит к античным временам. Первоначально культурным считался человек, который знал, как возделывать землю. От возделывания почвы человек поднимается к возделыванию своего разума. Далее культура восходит к культу (почитание бога). В дальнейшем развитии культура связывается с оккультным (тайным, непознаваемым). Культура - это образование, как говорили древние пайдейя (Платон). Каждой эпохой выработано понятие культуры. Культурология - наука, которая является ресурсом национального развития. Культурология как наука обладает рядом своих теорий (например, игровая теория, эволюционная теория и др.).. Культурология как наука имеет свои методики познания (методы добычи знаний): 1. Контекстный анализ. 2. Ассоциативный анализ. Актуальность культурологии обусловлена причинами:1. Изменение основной экономической ориентации. Раньше общество было ориентировано на массовое производство товара, сейчас - на производство услуг. 2.Расширяется номенклатура услуг.3. Общество становится более открытым.4. Сегодня основным фактором является профессионализм и нравственность. 5.Широкие контакты. Современные технологии требуют более культурного человека.. Культура включает теорию культуры, прикладную культурологию, историческую культурологию. Теоретический уровень исслед включает те формы научного познания культуры, кот обеспеч разработку и построение научной теории культуры. На современном этапе культурология предстаёт, как наука, изуч культуру как сложную систему, находящуюся в постоянном развитии и во взаимосвязях с другими системами и обществом в целом.

Культурология как наука начала формироваться 300 лет назад в 18 веке. В основном сформировалась в конце 19 в. и тогда появилось впервые слово культурология. Окончательно название науки закрепил америк ученый Уайт в 1947 году.Культурология изучает культуру во всех ее формах и проявлениях, взаимосвязь и взаимодействие различных форм культуры, функции и законы ее развития, взаимодействие человека, культуры и общества.Источники изучения культуры: мифы, сказания, предания, обряды, обычаи, археологические находки, памятники искусства и архитектуры, орудия труда и предметы быта, письменные источники и литературные памятники, языки и т. д.В настоящее время существует множество представлений о культурологии. Можно выделить три основных подхода:

  1. Культурология рассматривается как комплекс дисциплин, изучающих культуру. Образующим моментом здесь является цель изучения культуры и в ее историческом развитии и социальном функционировании, а результатом - система знаний о культуре.

  2. Культурология представляется как комплекс дисциплин, изучающих культуру. Например, культурология как философия культуры претендует на ее понимание в целом, в общем. Существует и обратная позиция, согласно которой она и есть раздел философии культуры, изучающий проблему многообразия культур (типологизация, систематизация знания о культуре без учета фактора культурного самосознания). В данном случае возможно отождествление с культурологией культурантропологии, социологии культуры, а также выделение философской культурологии как науки о смыслах, значениях, взятых в их целостности по отношению к определенному региону или периоду времени.

  3. Этот подход обнаруживает стремление рассматривать культурологию как самостоятельную научную дисциплину. Это предполагает определение предмета и метода исследования, места культурологии в системе социально-гуманитарного знания.

Основополагающее влияние на становление и развитие культурологии оказали В. Дильтей, Г. Риккерт, Э. Кассирер и О. Шпенглер, автор одной из самых интересных концепций, вызвавшей взлет широкого общественного интереса к культурологии. Основные идеи и концепции культурологии 20 века связаны также с именами Фрейда, Юнга, Бердяева, Фромма, Вебера, Тойнби, Ясперса, Хайдеггера, Сартра, Ортегара, Леви-Брюля, Леви-Стратоса, Бубера и др. В нашей стране культурология представлена работами Данилевского, Бердяева, Лосева, Лихачева, Бахтина, А. Меня, Аверинцева, Лотмана, Соловьева, Баткина, Васильева, Гуревича, Григорьевой, Гачева, Померанца и др. Вообще культурология может изучать любой предмет, любое явление при условии, что она обнаруживает в нем смысловое содержание, реализацию творческого человеческого духа. Проблемы современной культурологии прежде всего связаны с возможностями и перспективами человека, открывающего через культуру драму и трагедию собственного бытия, его духовную бесконечность и высший смысл

  1. Понятие и многообразие подходов к определению культуры

Софисты, учившие доказывать всё, что угодно говорили, что наряду с природой развивающейся по объективным законам, появляются и то, что сотворено волей, умом и руками людей. Вера в судьбу, всесильный рок, неподвластный рассудку заменялось утверждением о ценности человека, плодов его труда и воспитания.

Первоначально “культура” – возделывание почвы, уход за растениями, обработка минералов, т.е. преобразование природы. Цицерон: обрабатывать нужно и разум, совершенствование собственного духа есть предназначение человека.

Философия преподносилась, как изыскательница добродетелей.

Окультуренность отождествлялась со степенью включённости свободных граждан в общественную жизнь с ораторским искусством.

Сенека оперировал к совести, нравственности, самосовершенствованию, он рассуждал о безграничности способностей и беспредельности знаний, о прогрессе и равенстве. Знатность позволила, есть на золоте, повелевать массами, но не избавляла от превращения в раба собственных страстей, от низменных желаний, поэтому выдвигалось идея самовоспитания, как главного средства возделывания души. Под культурой стали понимать всё неприродное, т.е. то, что сделали люди. Затем было проведено различие между обожествлением природы и культурой, как её улучшением.

Античные и возрожденческие представления о культуре связывались как с искусством, подражающим природе (Аристотель), так и с обучением и воспитанием, с гармоничным и возвышенным развитием сограждан, которые отличаются от диких варваров, живших по странным законам.

Средневековые и религиозные представления связывались с постулатами христианства, со строем вещей, сотворённым по воле Бога. Он создаёт мир и от него не зависит. Люди не могут понять его действий и осознать результаты.

Предпочиталась смеренная созерцательная жизнь, а не активная; рациональность отодвигалась на второй план.

Внушалась вера во всевышнего, надежда на спасение от грехов и попадания души в рай. Фанатичная любовь к Христу, ближнему, и деве Марии. Способности и силы человека принижались, преподносились ничтожными по сравнению с божественным всемогуществом. Счастье заключалось в осознании не себя, а Бога.

Культура - не воспитание меры, гармонии и порядка, а приобщение к богоугодной жизни. Схоластики требовали следовать заповедям Бога. Даже прекрасное рассматривалось, как выражение божественной благодати. Родоначальник английского материализма Бэкон считал, что положение исправить не молитвой и покаянием, а познанием и деятельностью. В буржуазную эпоху героями изображались не монахи и теологи, а купцы, естествоиспытатели, инженеры, т.е. творцы.

Бэкон: к культуре относится, как продукты ума и усилия человека, так и ……направленные воздействия на его способности.

Особое значение придавал науке- единству теории и практике.

В эпоху просвещения человек был осознан, как особая субстанция, фиксировалась действительность, обусловленная не природной необходимость и не божественным предопределением, а творческий действительностью самостоятельных и свободных личностей. Главным созидательными силами, субъектами изменений и преобразований были провозглашены люди, обладающие разумом.

Просветители культуры усматривали в разумности и справедливости общественных порядков и политических учреждений достижениях науки и искусства, в гуманности.

Кант различал мир природы (жестокости и зла) и мир свободы (морали и культуры). Они разошлись бы, если бы их не соединяла великая сила красоты. Высшие проявление культуры – эстетика, поэзия.

Только культурный человек может наслаждаться прекрасным и возвышенным. Такие выводы были положены в основу представления о сущности и назначении культуры романтиками 18-19 века, художниками и теоретиками. Течение “бури и натиска”.

Гегель. Практическую жизнь людей, как низшую форму их существование относил к чему-то второстепенному. Особое значение предавал переходу от необразованной точки зрения к знанию. Науку считал двигателем культурного развития. А, так как она есть, прежде всего, мышление, то суть просвещение и культуры заключается в достижении понимания целого. Абсолютная ценность это самопознание. Мышление было объявлено единственным творцом всего духовного богатства. Культура представлялась, как проявление мирового разума, абсолютной идеи, как абстрактное бытие, освобождённое от всего единичного, конкретного, как созданная умом человека вторая природа. Орудия труда и другие материальные ценности рассматривались как производные того же мышления. Идеи по Гегелю прекрасны, властвуют над реальностью. Индивиды являются средством их самодвижения.

Наука отрывалась от интересов, утверждала воззрение господствующей элиты.

Английский учёный Тайлор анализировал не культуру в целостности, а её различные компоненты - верование, обычаи, традиции, искусство и т.д. Отождествлял культуру с цивилизацией.

В России термин культура стали использовать лишь во второй половине 19 века. Вводи в обиход и объясняли смысл Даль, Бердяев, Ильин, Трубецкой, Герцен, Белинский, Чернышевский.

Домарксистской философии творчество расценивалось как чисто духовное, воплощение в продуктах сознания. Заслугой Маркса и Энгельса является то, что они расширили область культуры до производства всей жизни. Они выделили 2два взаимодействующих и взаимосвязанных вида производство:

  1. Исходное материальное (создание средств к жизни – жилищ, орудий труда, бытовых благ, богатства).

  2. Духовное (создание законов, морали, вероучений, произведений искусства, литературы и т.д.).

Фундамент и сердцевину культуры составляют условия обитания, общественный труд; наука как производительная сила; философия квинтэссенция идей эпохи. Какова жизнедеятельность людей, таковы они и сами и наоборот.

Неокантианцы обозначили культуру, как совокупность объектов, связанных общезначимыми ценностями. Широко распространённым оказалось обозначение культуры, как системы или совокупности материальных и духовных ценностей.

Но некоторые советские философы не согласились с такой интерпретацией. Они подчеркивали деятельный характер человека. Обобщенный материал диктует вывод, что в философском смысле культура – универсальный способ познания, освоение и развитие окружающего мира и самого человека.

Она соединяет в себе и бережное использование природы и разумность государственного устройства и взаимоотношения между партиями и общественными движениями, людьми, ……., их общение и внутренние качества и свойства личности, результаты труда и выражает суть накопленных ценностей.

Однако культура объединяет не всю совокупность произведенных вещей, фактов поведения, происшедших событий, а наиболее важные, высшие достижения деятельности, лучше её образцы, которые обуславливают общественный прогресс, нравственное воспитание и развитие людей. Именно такие ценности олицетворяют облик отдельного человека, народа в целом.


  1. Структура культуры

Культура - это весьма сложная, многоуровневая система. Считается, что структура культуры является одной из сложнейших в мире. С одной стороны, это уже накопленные обществом материальные и духовные ценности, наслоение эпох, времен и народов, сплавленных воедино. С другой стороны, это "живая" (т.е. сиюмоментная, сегодняшняя) человеческая деятельность, опирающаяся на оставленное наследие 1200 поколений нашего рода, оплодотворяющая и передающая это наследие тем, кто придет на смену ныне живущим.Именно в таком непрерывно соверщающемся обмене знаниями, умениями, навыками, способностями заключается смысл культурного процесса.Итак, несмотря на сложности, структурирование культуры возможно. Сегодня принято подразделять культуру по ее носителю. В зависимости от этого вполне правомерно, прежде всего, выделять мировую и национальную культуру.

1. Мировая культура - это синтез лучших достижений всех национальных культур различных народов, населяющих нашу планету.

2. Национальная культура в свою очередь выступает синтезом культур различных социальных слоев и групп соответствующего общества (т.е. субэтносов, например, казаков, молодежи и т.д.). Своеобразие национальной культуры, ее известная неповторимость и оригинальность проявляются как в духовной (язык, литература, музыка, живопись, религия), так и материальной (особенности экономического уклада, ведения хозяйства, традиции труда и производства) сферах жизни и деятельности.

Далее в соответствии с конкретными носителями выделяются также 3 культуры социальных общностей (классовая - дворянская, городская, сельская, профессиональная, молодежная), семьи, отдельного человека.

Все это структура культуры по ее носителю.

Кроме этого культура делится на определенные виды и роды. Основанием для подобного деления является учет многообразия человеческой деятельности.

Отсюда выделяется материальная культура и духовная. Однако надо иметь в виду, что их подразделение часто бывает условным, поскольку в реальной жизни они тесно взаимосвязаны и взаимопроникают друг в друга.

В материальную культуру входят:

  1. культура труда и материального производства;

  2. культура быта;

  3. культура топоса, то есть места жительства (жилище, дома, деревни, города);

  4. культура отношения к собственному телу; 

  5. физическая культура.

Духовная культура выступает многослойным образованием и исключает в себя:

  1. познавательную (интеллектуальную) культуру;

  2. нравственную;

  3. художественную;

  4. правовую;

  5. педагогическую;

  6. религиозную;

Художественная культура есть особая область культуры, образовавшаяся благодаря концентрации вокруг искусства ряда связанных с ним форм деятельности: художественного восприятия, мышления, творчества, переживания и т.п. Художественная культура имеет особые формы материального воплощения, духовна в своей основе, имеет, как правило, изобразительный характер. Это особая целостная структура, в которой материальное и духовное органически соединяются. Эта органичность неизвестна другим формам духовной деятельности и позволяет выделить художественную культуру как особый самостоятельный и центральный слой культуры. Он вплотную подходит, с одной стороны, к слою материальной культуры (близость, например, литературы к науке).

Внутреннее строение художественной культуры исследовано пока недостаточно. Чаще всего художественную культуру сводят к коммуникативной схеме "художник-искусство-публика". Элементами этой самоуправляемой системы являются "художественное производство - художественные ценности - художественное потребление". В художественной культуре человеческая деятельность представлена всеми своими видами, которые сливаются и отождествляются в самом искусстве, а также, специфически преломляясь, входят в художественную культуру, окружающую искусство своими институтами.

  1. Культурология: предмет и структура

    Документ
    а) интегративное научное направление, формирующееся с конца ХIХ – начала ХХ в. по мере накопления в различных науках о культуре и человеке теоретических представлений о динамике культурной реальности во времени/пространстве и обобщения
  2. «Культурология» (2)

    Учебное пособие
    Учебное пособие разработано на основе учебной программы «Культурология», соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.
  3. Концепция науки о культуре text htm glava07

    Документ
    Алфред Р. Радклиф-Браун. Историческая и функциональная интерпретации культуры и практическое применение антропологии в управлении туземными народами. Перевод В.
  4. Культурология как научная дисциплина план основные этапы становления культурологии Понимание объекта, предмета, структуры современного культурологического знания Методы культурологического исследования

    Документ
    1. Культурология – относительно молодая область науки, формирующаяся на стыке философского, социально-научного и гуманитарного знания о человеческой культуре как целостном феномене.
  5. Прикладная культурология

    Книга
    Автор удостоен звания лауреата первой премии третьего конкурса научных проектов Северо-Западного отделения Российской Академии образования в номинации «Фундаментальные исследования».
  6. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях.

    Учебно-методическое пособие
    доктор педагогических наук, профессор, академик Международной академии информатизации, проректор по научной работе Кемеровской государственной академии культуры и искусств Н.
  7. Культурология. Антропологические теории культур www lekcii at ua

    Документ
    СЛОВО cultura (лат.) означает "обработка", "земледелие", иначе говоря - это возделывание, очеловечивание, изменение природы как среды обитания.
  8. Теория культуры

    Учебно-методический комплекс
    Курс "Теория культуры" является одной из фундаментальных дисциплин в освоении гуманитарного знания. В соответствии с государственным учебным стандартом он направлен на овладение культурой как системой, выступающей мерой и
  9. Кафедра философии и социально-гуманитарных наук представляет вниманию студентов мгавмиБ материалы для самостоятельной подготовке по курсу культурологии Культурология как наука и учебная

    Документ
    Кафедра философии и социально-гуманитарных наук представляет вниманию студентов МГАВМиБ материалы для самостоятельной подготовке по курсу культурологии

Другие похожие документы..