Культурология как интегративная наука о культуре

Жертвоприношение появляется рядом с молитвой. Различают теорию дара, чевствования илишения. Приносилось в жертву сначала ценное, потом мало-помалу менее ценное, пока не дошло до ничего не стоящих символов и знаков.

Теория дара - первобытная форма приношения, без представления, что делают боги с дарами. Североамериканские индейцы приносят жертвы земле, зарывая их в нее. Поклоняются и священным животным, включая человека. Так, в Мексике, поклонялись юноше-пленнику. Большая доля приношений принадлежит жрецу как служителю божества. Часто считали, что жизнь есть кровь, пэтому кровь приносится в жертву даже бестелесным духам. В Виргинии индейцы приносили детей в жертву и думали, что дух высасывает из их левой груди кровь. Так как дух в раннем акмеизме рассматривался как дым, то эта идея прослеживается в обрядах курения.На бесчисленных изображениях жертвенных церемоний в храмах Древнего Египта показано сжигание курительных шариков в курильницах перед изображениями богов.Даже если еда не тронута, то это может значить,что духи взяли ее эссенцию. Духам передается душа жертвы. Также происходит передача жертвоприношений огнем. Мотивы: получить выгоду, избежать плохого, добиться помощи или прощения обиды. Наряду с тем, что дары постепенно обращаются в знаки почитания, возникает новое учение, согласно которому сущность жертвоприношения заключается не в том, чтобы божество получало дар, а чтобы поклонник жертвовал им. (Теория лишений)Приносятся в жертву части тела, делают отрезание волос, выпускание крови. Происходит замена в жертвоприношениях приношение части вместо целового, жизни низшего существа вместо высшего, приношение подобий.Обряды - посты - болезненное возбуждение для религиозных целей. Одним из таких возбуждения является применение лекарственных веществ. Экстаз и обморок вызываются также усиленными движениями, пением, криком.Обычаи: похороны тела с востока на запад, что связано с культом солнца. Ни в одной из христианских церемоний обычай обращения на восток и запад не достиг такой полноты, как в обряде крещения. Принимавшего крещение ставили лицом на запад и заставляли отрекаться от сатаны. Ориентация храмов на восток и обращения туда же молчщихся сохранилось как в греческой, так и в римской церквях.Последняя группа обрядов - церемонии очищения (освобождение от греха). Обычно это делали огнем и водой. На Мадагаскаре при рождении ребенка в доме несколько дней поддерживался огонь. Очищение делали новорожденным, женщинам, осквернявшихся кровопролитием или прикосновением к умершему

17) Первобытный сенкретизм и его отличительные черты

Характерной особенностью искусства на самом раннем этапе был синкретизм (сочетание разнообразных воззрений). Возможности всех психических процессов и переживаний певобытного человека находились в зародыше, в коллективном бессознательном состоянии, в так называемом архетипе. Начиная разговор о значении термина”первобытный синкретизм”, мы должны бы обратиться к этимологии, к происхождению слова. И пойдем по совершенно ложному пути. Первоначальное значение слова – это собрание граждан острова Крит. Его исходное значение не дает нам ничего. Слово совершенно утратило связь с первоначальным своим смыслом. Что же значит синкретизм? Иногда, если вы хорошо учились в школе русскому языку, в частности, вам попадался очень противный разбор под цифрой 4 – синтаксический разбор предложения. И временами вы стали натыкаться на такие слова, которые непонятно что значат. То ли они дополнение, и нужно их подчеркивать пунктиром, то ли они определения, их нужно подчеркивать волнистой линией. По совету учительницы вы подчеркивали их и так, и так, потому что эти слова совмещают функции и дополнения, и определения. Слово одно – функции две, и сказать, что это слово больше дополнение или определение невозможно. . Вывзяли копье, танцуете,поете, мечете копье в это животное. По сути дела, это репетиция охоты. Вы повторяете те движения перед охотой, которые будете сейчас делать. То есть, это же первобытная физкультура, это разминка, то есть, вполне можно говорить об этом как о физической культуре. Вы мечете копье с намерением убить душу этого животного, то есть, подчинить его себе сначала духовно – на мистическом уровне, а затем уже умертвить его физически. Вы верите в то, что существует эта самая мистическая душа, вы верите, стало быть, это первобытная религия. Вы танцуете, поете, пляшете, при этом заметьте – поэзии без музыки и без танца не существует, также как танца без музыки и поэзии. Примечательно, что еще в четвертом веке до Христова Рождества, совсем недавно, Платон и вместе с ним прочие староики осуждали тех людей, которые играли на музыкальном инструменте и при этом ничего не пели. Это было нехорошо, это был дурной тон: как это можно - играть и при этом не петь? А также осуждали поэтов, которые читали стихи, а при этом никто рядом не играл на флейте или сами они себе не аккомпанировали на кифаре. Это дурной тон. Это нехорошо, если человек читает стихи без музыкального сопровождения. То есть, разорвать до четвертого века поэзию и музыку было невозможно. И мы не говорим лирика, а мы говорим применительно к древнегреческйо поэзии – мелика, то есть мелодекламация, по сути дела. Так что, поэзия и музыка – это одно, это синкретичное явление. А кроме того, вы сейчас репетируете эту охоту, вы же по сути дела играете в это во все. Вы же понимаете, что на самом деле, вы никакого зверя не убили. То есть, если вы во всё это играете, это первобытный театр. Вот и есть то, что называется первобытным синкретизмом.

I8) Египетская и шумеро-вавилонская цивилизации: особенности материальной, и духов­ной культуры

В четвёртом тысячелетии до нашей эры климат Африки стал более сухим, и обитатели вынуждены были опуститься в долину Нила. Общество общинное. Огромную роль играли воды и ирригационные каналы.

За 3200 лет до нашей эры фараон юга Менес покорил север Египта и объявил себя владыкой всего Египта. Фараон провозглашался сыном бога Ра.

Он объявлял войну, заключал мир, совершал наиболее важные ритуалы (например: торжественно обходил вокруг стен столицы Мемфиса – для защиты от врагов; проводил плугом первую борозду по земле; каждую весну бросал в Нил свиток с приказом реке разлиться). Богатство знатных египтян увеличивалось, сознание оставалось прежним.

Египтяне верили, что каждому живущему присущи две бессмертные души: первая – БА - представлялась соколом с человеческой головой. Когда она покидала тело, вылетая через рот, то наступала смерть, созывались плакальщицы, которые намазывали себе лицо и волосы илом, бродили по окрестности и громко причитали. Затем, тело умершего уносили в дом смерти, где его бальзамировали, чтобы БА могла вернуться в своё бывшее вместилище. Сохранение тела считалось обязательным условием загробной жизни. Мумификация продолжалась до 70 дней. Родственники получали мумию и помещали её в саркофаг. Иногда её заворачивали в папирус, на котором писали религиозные гимны и исповедь усопшего. По фараону соблюдали траур: храмы запирались, отменялись торжества, египтяне не ели мяса, мучного, не пили вина.

Вторая душа – КА – возносилась на небо и отправлялась на запад, где её встречало с пищей и питьём кормилица мира – богиня Хатор. Через некоторое время КА возвращалась на землю и продолжала жить возле мумии. Семья усопшего должна была приносить КА жертвенные дары.

Для египтянина жизнь продолжалась и после смерти, поэтому нужно было обеспечить умершего всеми благами. В гробницу богатого клали пищу и напитки, одежду, украшения, а бедному – рисунки этих вещей на папирусе.

На стенах погребальной камеры изображали сад и пруд, другим рисунки, которые должны были оживать после появления души БА. Бедняков часто заворачивали в циновки и сбрасывали в кучи на окраинах кладбища. Жилища строились из долгого и недолговечного материала, а гробницы из камня. На похороны затрачивалось много средств, если их не хватало, то мумию опускали в вырытую яму – часто вблизи от гробницы знатного человека.

Знать и фараоны стремились соорудить для себя достойную усыпальницу, которая обеспечивала своему духу вечное жилище. Она должна была надёжно защищать умершего от грабителей.

Первоначально они воздвигали мостабы (плоские каменные глыбы перед домом), а затем стали строить пирамиды. Первая была построена на южной окраине Мемфиса для фараона Джосена – около трёх тысячелетий до нашей эры под руководством зодчего у управителя Импотеха. Построено было по подсчётам археологов – около ста пирамид - вдоль западного побережья Нила. Наиболее известные: Хеопса или Хуфу (высота 146,6 метра), Хефрена (высота 143,5 метра), Мекерина.

Внутри пирамид были погребальные камеры – они украшались орнаментом. На стенах изображались портреты жён, детей, слуг; картины охоты и пиров, чтобы фараоны продолжали внушать привычные им радости. Двери подвергались заклинанию. Археологии обнаружили нетронутой лишь гробницу Тутанхамона (умершего шестнадцать веков до нашей эры). Пирамиды выполняли роль усыпальницы – своеобразной лестницей, по которой каждый вечер душа поднималась на вершину – в небо, чтобы сопровождать солнце. Церемония погребения была торжественной. В дни праздников в память умершего фараона процессия направлялась к его пирамиде, туда гнали стада животных, несли корзины с дарами, цветами. В заупокойном храме родственники и приближенные молились, остальные оставались у входа. Простой египтянин не смел, приближаться к пирамиде. Перед заупокойным храмом ставили сфинксов, которые должны были олицетворять могущество властителя. Сам большой из них до сих пор стережет пирамиду Хефрена. Многие считали, что в статуе жили злые духи и пытались ее уничтожить. Такие гигантские сооружения требовали затрат, больших средств и времени. Их перестали строить. Фараонов стали хоронить в долине царей – в вырубках скал. Могилы богатых обозначались невысокими надгробиями.

Эхнатон в 14 веке до нашей эры. Аменхотеп IV пытался установить единобожие – солнечный диск под именем бога Атона, себя он назвал Эхнатоном, т.е. угодным Атону. Культы всех прочих богов отменил, закрыл все храмы. Живописцев и скульпторов заставлял отражать истину, объектами для их творчества становились пейзажи. Сам фараон в домашней обстановке, его жена и дочери. Скульптурный бюст Нефертити поражает красотой. Поругание прежних святынь вызвало непонимание жрецов, придворных. Эхнатона оставила даже жена. После его смерти ввели старые правила богопочитания.

Становление письменности – надписи на папирусах. Её распространению способствовало потребность ведения государственного делопроизводства. Грамоту знали не только жрецы, писцы, вельможи, но и часть строителей.

При дворе фараонов начали обучать будущих писцов. Позже такие школы появились и при храмах. Француз Шампольон Жан Франсуа в 19 веке предположил, что иероглифы – это не письмена – рисунки, а обозначения букв и слогов, в результате ему удалось расшифровать надписи на гробнице. Иероглифическое письмо превратилось в слоговое. Все религиозные обряды, различные праздничества не обходились без музыки, танцев и пантомимы. Музыкантов ценили, считали родственниками фараонов.

Во втором тысячелетие до нашей эры на фресках изображались лира и барабан, арфы. Наблюдения за солнцем помогали заметить, что начало разлива Нила, совпадало с восхождением самой яркой звезды – Сириуса – этот день 19 июля считался большим праздником, был принят за начало года. Составленный лунный календарь состоял из двенадцати месяцев и тридцати дней. Для приведения его в соответствие с солнечным годом прибавили пять дополнительных дней, не принадлежащих никакому месяцу. Возникшее понимание суток, месяцев, лет позволило измерять время, точно определить разлив и спад воды; начало пахоты, сева, уборки урожая. Затем были изобретены водяные и солнечные часы.

Развивались скульптура и архитектура. Статуи представляли собой фигуры, стоящие на троне с прижатыми к груди или лежащими на коленях руками. Они заменяли собой умерших и являлись вместилищем их души, а поэтому обладали портретным сходством. Все скульптуры объединял художественный канон – спокойствие, симметрия величественных и застывших поз, однообразие жестов, бесстрастность лиц (статуи Хефрена, вельможи с посохом, писца, держащего свёрток с папирусом, царевича Рахотепа и его жены, зодчего и другие.) Производились также росписи, воздвигались дворцы с садами, храмы.

Значимы и достижения Месопотамии. В четвёртом тысячелетии до нашей эры в уже заселённую долину между Тигром и Евфратом прибыли шумеры, которые и заложили основы цивилизации в двуречье. Они начали строить из высушенных на солнце глиняных кирпичей города. Возрастала роль Вавилона на Евфрате. Он неоднократно подвергался нападению, разрушался, возрождался. Геродота, посетившего город в пятом веке до нашей эры, восхитила его разумная планировка. Трех-, четырехэтажные дома образовывали широкие и прямые улицы. Если стены какого-либо дома выходили за дозволенные линии, то его хозяина сажали на кол. Население Вавилона достигало двести тысяч человек. Важнейшими были здания дворцового комплекса и храма, которые должны были демонстрировать могущество божества. Популярными были высокие башни (зиккураты), опоясанные террасами и создающими впечатление нескольких башен, которые уменьшались в объеме уступ за уступом. Нижние террасы раскрашивались более темными красками, чем верхние. В главном зале храма деревянная статуя бога, покрытая пластинами из золота и слоновой кости, её одевали в пышные одежды и венчали короной. Входить в этот зал могли только жрецы. Остальные жители видели статую во время праздничных церемоний, когда её проносили по улицам. Святилище бога, куда он приходил по ночам, располагалось на самом верху. В нём стояли лишь ложе и золочёный стол. Жрицы вели иногда оттуда астрономические наблюдения. Наиболее известен зиккурат бога Магдуга – т.е. знаменитая вавилонская башня (90х90 метров). Недолговечный кирпич разрушался. В библии строительство башни назвали вавилонским столпотворением. Ходили легенды о висячих садах, посаженных на террасах. Шумерские звездочеты составили лунный и солнечный календарь, картину звезд, разделили круг на 360 градусов. Введена была шестидесятеричная система исчисления времени. Использовался математический ряд цифр, которым не могли оперировать даже во времена Декарта и Лейбница. Математики заложили основы алгебры, извлекали квадратный, кубический корень. При Хамуране на каменном столбе был высечен свод законов. Кровная месть заменялась юридическим определением вины. Клинописные таблички были заимствованы в Сирии, Персии и в других государствах.

19. Культура Древней Индии: мировоззренческие особенности и система ценностей

20. Культура Древнего Китая: социальные основы и характер знания

Китайская культура — одна из древнейших. Еще в 3-м тыс. до н. э. китайцы научились изготавливать керамику красного, белого, фиолетового цветов, покрытую ромбами, спиралями, сетчатым узором, знаменитые тонкостенные черные кубки и чаши, трехногие сосуды, амфоры. Во втором тысячелетии до нашей эры образовалось первое государство Шан-Инь. Искусство бронзового литья позволяло изготавливать различные сосуды, покрытие сложными изображениями: драконами (символ водной стихии), птицами (символ ветра). Таким же узором покрывали и сосуды из матовой белой глины. Входы в подземные Захоронения охраняли приземистые человеко-тигры (отпугивая злых духов). На гадательных костях того времени обнаружены тотемические названия племен. Тотемом племени Шан являлась, по-видимому, ласточка. Но появилось уже и понятие бога - на одной из гадательных костей сам князь спрашивает согласия бога (возможно, небесного императора Шан-ди) на закладку города.

В XII в. до н. э. государство Шан было завоевано племенем чжоу, пришедшим с запада. Для обоснования законности власти императора в большом разноплеменном государстве впервые была использована идея его небесного происхождения. Доминирование этой идеи объясняет ту легкость, с которой в Китае принимали новые династии.


Распространение железа, его применение в пахотных орудиях, использование в земледелии тяглового скота и искусственного орошения привели к изменению общества. Оно было разделено на пять рангов, которые определяли и уровень достатка, и качество жилища и одежды, пищи (простолюдин не имел права есть мясо); имелись различия даже в языке людей. В середине 1-го тыс. до н. э. эта система распадается в связи с возможностью продажи земли: появились "знатные, но бедные" и богатые представители низших слоев общества. Этому способствовало оживление торговли и ремесленного производства.

Социальные отношения регулировались конфуцианством с помощью культа предков. Предок рода обычно был общим для целой деревни: старейшины общицы занимали и культовые должности. Простые китайцы имели в своем доме алтарь с табличками имен своих предков, представители высших рангов строили специальные храмы. Уважение к своим предкам подразумевало и уважение к существующему социальному порядку, к предкам вышестоящих чиновников и императора, который один имел право приносить жертвы небу. Нормы семейных и нравственных отношений поднимаются до официального уровня. Одним из важнейших требований к государственным служащим был высокий уровень образования: для продвижения по службе чиновнику приходилось сдавать экзамены по произведениям Конфуция (до 20-х гг. нашего века).

Поскольку конфуцианство было идеологией иерархии на основе определенных кровно-родственных связей, многие китайские царства считались "варварскими". Собственно китайскими считались "срединные царства". Отчасти отношение к другим народам как варварам сдерживало захватническую политику верхов — не имело смысла владеть людьми, неспособными стать полноценными подданными. Земли варваров также считались непригодными для земледелия. Именно эта идеология замкнутости и необходимости обороны была воплощена в строительстве Великое Китайской стены (IV—III вв. до н. э.), протянувшейся сначала на 750, затем на 3000 км. Стена высотой от 5 до 10 м и шириной 5—8 м сооружалась из дерева и тростника и лишь позднее была облицована камнем.

Конфуцианство идеологически сдерживало и развитие института рабства. Первоначально он маскировался под видом "усыновления" и "залога детей". В истории Китая нередки случаи частичной отмены рабства, множество победоносных восстаний "низов", необычайно высок уровень социальной мобильности — вплоть до получения рабом высшего ранга знатности и превращения крестьянина в императора (в случае основания новой династии вождем восстания).

онфуцианство ориентирует человека на повышение уровня знаний как основного пути к улучшению своего социального положения.

  1. Культурология: предмет и структура

    Документ
    а) интегративное научное направление, формирующееся с конца ХIХ – начала ХХ в. по мере накопления в различных науках о культуре и человеке теоретических представлений о динамике культурной реальности во времени/пространстве и обобщения
  2. «Культурология» (2)

    Учебное пособие
    Учебное пособие разработано на основе учебной программы «Культурология», соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.
  3. Концепция науки о культуре text htm glava07

    Документ
    Алфред Р. Радклиф-Браун. Историческая и функциональная интерпретации культуры и практическое применение антропологии в управлении туземными народами. Перевод В.
  4. Культурология как научная дисциплина план основные этапы становления культурологии Понимание объекта, предмета, структуры современного культурологического знания Методы культурологического исследования

    Документ
    1. Культурология – относительно молодая область науки, формирующаяся на стыке философского, социально-научного и гуманитарного знания о человеческой культуре как целостном феномене.
  5. Прикладная культурология

    Книга
    Автор удостоен звания лауреата первой премии третьего конкурса научных проектов Северо-Западного отделения Российской Академии образования в номинации «Фундаментальные исследования».
  6. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях.

    Учебно-методическое пособие
    доктор педагогических наук, профессор, академик Международной академии информатизации, проректор по научной работе Кемеровской государственной академии культуры и искусств Н.
  7. Культурология. Антропологические теории культур www lekcii at ua

    Документ
    СЛОВО cultura (лат.) означает "обработка", "земледелие", иначе говоря - это возделывание, очеловечивание, изменение природы как среды обитания.
  8. Теория культуры

    Учебно-методический комплекс
    Курс "Теория культуры" является одной из фундаментальных дисциплин в освоении гуманитарного знания. В соответствии с государственным учебным стандартом он направлен на овладение культурой как системой, выступающей мерой и
  9. Кафедра философии и социально-гуманитарных наук представляет вниманию студентов мгавмиБ материалы для самостоятельной подготовке по курсу культурологии Культурология как наука и учебная

    Документ
    Кафедра философии и социально-гуманитарных наук представляет вниманию студентов МГАВМиБ материалы для самостоятельной подготовке по курсу культурологии

Другие похожие документы..