Культурология как интегративная наука о культуре

14) Массовая культура и ее отличительные особенности

Массовая культура не выражает изысканных вкусов или духовных поисков народа. Время ее появления — середина XX века, когда средства массовой информации (радио, печать, телевидение) проникли в большинство стран мира и стали доступны представителям всех социальных слоев. Массовая культура может быть интернациональной и национальной. Эстрадная музыка — яркий пример этого: она понятна и доступна всем возрастам, всем слоям населения независимо от уровня образования.

Массовая культура, как правило, обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная или народная культура. Но у нее самая широкая аудитория и она является авторской. Она удовлетворяет сиюминутные запросы людей, реагирует на любое новое событие и отражает его. Поэтому образцы ее, в частности шлягеры, быстро теряют актуальность, устаревают, выходят из моды. С произведениями элитарной и народной культуры подобного не происходит. Высокая культура обозначает пристрастия и привычки горожан, аристократов, богатых, правящей элиты, а массовая культура — культура низов. Одни и те же виды искусства могут принадлежать высокой и массовой культуре: классическая музыка — высокой, а популярная музыка — массовой, фильмы Феллини — высокой, а боевики — массовой, картины Пикассо — высокой, а лубок — массовой. Однако существуют такие жанры литературы (фантастика, детективы и комиксы), которые всегда относят к популярной или массовой культуре, но никогда к высокой. То же самое происходит с конкретными произведениями искусства

Органная месса Баха относится к высокой культуре, но если она используется в качестве музыкального сопровождения в соревнованиях по фигурному катанию, то автоматически зачисляется в разряд массовой культуры, не теряя при этом своей принадлежности к высокой культуре. Многочисленные оркестровки произведений Баха в стиле легкой музыки, джаза или рока вовсе не компрометируют высокой культуры.

Различие между высокой и народной культурой примерно такое же, как между национальной и этнической. Высокая культура, как и национальная, может быть только письменной, а этническая и народная — любой. Высокая (элитарная) культура создается образованным слоем общества, а народная и этническая — преимущественно необразованным. Малая по своим размерам и исторически более древняя, этническая культура, как только множество народов сливаются и образуют единую национальную культуру, превращается в народную культуру: «Творцами и потребителями письменной культуры являются те, кто умеет читать и писать, т. е. образованные слои общества, которые на начальной фазе ее становления представляют собой явное меньшинство по сравнению с неграмотным населением. Это образованное меньшинство и становится носителем национальной культуры».

Высокая и национальная культура создаются не этносом или народом, а образованной частью общества — писателями, художниками, философами, учеными. Как правило, высокая культура носит поначалу экспериментальный, или авангардный, характер. Впервые применяются те художественные приемы, которые будут восприняты и правильно поняты широкими слоями непрофессионалов многие годы спустя. Специалисты называют иногда срок 50 лет. С таким опозданием образцы высшей художественной культуры опережают свое время.

Когда большевики пришли в 1917 году к власти, первым делом они постарались сократить культурное запаздывание, призвав всех художников не увлекаться формотворчеством, а говорить на понятном простому народу языке. Они выдвинули лозунг «Искусство должно быть понятно народу», приписав его выдающемуся немецкому марксисту Розе Люксембург. Но, как потом оказалось, Р. Люксембург на самом деле говорила другое: «Искусство должно быть понято народом». Первая формула предполагает, что художник, творец высокой культуры, должен опуститься до уровня примитивного сознания, вторая требует от неграмотного, полуобразованного крестьянства подняться до уровня восприятия мировых шедевров, постоянно учиться и совершенствоваться.

Какое-то время высокая культура не только может, но должна оставаться чуждой народу. Подобно хорошему вину, ее необходимо выдержать, а зрителю за это время — творчески созреть. За 50 лет любое авангардное и необычное произведение успевает превратиться чуть ли не в ретроградное, консервативное. С каждым десятилетием дистанция между высокой и народной культурой снижается. Сегодня авангард, особенно в массовой культуре, становится модой чуть ли не на .следующий день.

15) Материальная культура первобытного общества

Учёные давно отвергли библейскую версию сотворения мира и противопоставили ей обоснованную теорию эволюционных преобразований живой природы.

Дарвин и его последователи выдвинули гипотезу и привели в её подтверждение многочисленные аргументы и доказательства происхождения человека из ветви антропоморфных обезьян, подобных орангутангам, гориллам, шимпанзе. Путём естественного и полового отбора. Таких воззрений придерживается, прежде всего, антропологи и представители материалистической философии.

Становление человека происходило в жарком поясе нашей планеты и продолжалось около двух миллионов лет. Важнейшим фактором этого процесса стали переход человекоподобных обезьян к прямохождению и большее использование передних конечностей. А ускорителями этого процесса стали изготовление орудий, трудовая деятельность, появление мышления и членораздельной речи. Археологи разных стран обнаружили множество (сотни тысяч) первоначальных орудий труда, а именно дубин и жердей из твердого дерева, рогатин, копательных палок, каменных заострённых рубил, молотков, ножей, топоров. Все они являются однотипными, похожими, небольшими по размерам. Широко применялись кремний и близкие к нему горные породы. Близ Триеста (Италия) найден медвежий череп с вонзившимся в него кремневым остроконечником. В Крыму – копьё с таким же наконечником. В Палестине – серпы из кремниевых вкладышей, зернотёрки. Древнейшие, человекоподобные существа (питекантропы, синантропы, неандертальцы). С помощью обработанных камней убивали животных, сдирали с них шкуры, резали мясо, дробили кости, рубили деревья, а позже жали зерновые растения.

Употребление улучшенных орудий увеличили возможности добывания пищи, преобладала охота на крупных зверей (Мамантов, носорогов, слонов, кабанов, антилоп, козлов и так далее). Охота на диких зверей, была опасной, требовала коллективных усилий, смекалки, знания их привычек. Их загоняли в болото, к обрыву или ущелье, рыли ямы – ловушки. Делали загонку с одним входом. Истребление массивных животных, дающих много мяса заставляло охотится на более мелких, заниматься рыболовством, что подтолкнуло к изобретению лука и стелы, крючков и другое.

Значительную прибавку пищи давал сбор ягод, грибов, птичьих яиц, моллюсков и так далее. Их доля в рационе колебалась, зависела от сезона и климата. Организация охоты и собирательства положила начало разделению труда. Деятельность древнейших обитателей заключалась в добывании и присвоении даров природы. Возрастающая их активность в приспособлении к внешним условиям и приобретаемые навыки противостоять им способствовали завершению антропогенеза и формированию разумных людей современного физического типа.

12-10 тысяч лет тому назад они додумались и научились возделывать растения и разводить домашний скот, т.е. приступили к производящему хозяйствованию.

Возле Иерихона обнаружены отпечатки зёрен ячменя и пшеницы, которые относятся к эпохе мезолита. В конце неолиты (5-4 тысяч лет до нашей эры) орудия труда стали изготавливать из меди, затем из бронзы, а около 1000 лет до нашей эры из железа. Это свидетельствует о существенных сдвигах в их умственном развитии.

В Африке, Европе и Азии стойбища чаще всего располагались по берегам рек и озёр. Возле водопада Коломбо сохранились уложенные полукругом камни. Близ Ниццы основу овальных хижин составляли столбы. Очаги, находившиеся в центре, защищали от северно-восточных ветров каменные стенки. На территории Молдавии каркас жилища был сложен из костей мамонта. В Приднестровье были хижины, строились также полуземлянки, наземные бревенчатые жилища.

Поселения в бронзовую эпоху были: неукреплённые (селища) и укрепленные (городища).

Огромное значение играло умение добывать огонь. Это позволяло осваивать новые регионы. Изменявшуюся жизнедеятельность пытались как-то отобразить и осмыслить. Подтверждают это наскальные и пещерные рисунки (петроглифы). На скалах под Мелитополем запечатлены быки, олени и горные козлы. На гранитных берегах Онежского озера – лоси.

Позже появились петроглифы зверей с глазами, ноздрями, а также птиц, растений и людей (большой частью женщин). Скульптуры из камня, глины, дерева. На Дону найдены вырезанные из мергеля статуэтки мамонтов, носорогов, лошадей, медведей. Каменные бабы северного Причерноморья составляли неразрывное целое с курганами (погребениями). Во Франции обнаружено изображение мамонта на куске мамонтовой кости. На стойбищах Урала рисунки выдавливали на глине специальными штампами. Возле Чернигова нашли инструмент из костей мамонта для воспроизведения шумовых и ритмических звуков, флейту из рога оленя. Использовались чёрная (из угля), белая (из мела), красная и жёлтая краски (из охры), синяя и зелёная не применялись и в бронзовую эпоху, т.к. их труднее получить.

Из глины научились делать керамику и посуду с появлением кованых металлических изделий и расширением земледелия, скотоводства, интерес к охоте затухал. В ряде регионов наскальные реалистические фигуры зверей почти исчезли, их заменяли люди, орнаменты, статуэтки.Зачатки творчества проявлялись стихийно. Характерной особенностью его был синкретизм, т.е. нерасчлененность на отдельные виды. В своей жизнедеятельности первобытные люди зависели от неподвластной им природой среды → вера в сверхъестественные силы и свойства явлений и неодушевлённых предметов (солнца и звёзд и так далее).

Люди стали поклоняться им, то есть фетишам. Нередко почитаемым объектом (идолом) и их духам стремились причинить боль, чтобы тем самым заставить их исполнить адресованную просьбу. Совершенствовать культовые обряды начали умельцы (колдуны, шаманы, знахари). Возникли белая магия (охранительная) и чёрная (вредоносная). Мир представлялся реально существующим и потусторонним.

В процессе совершенствования орудий труда, приёмов ведения земледелия и животноводства создавались зачатки сознания и элементов культуры, накапливался опыт. В свою очередь ион содействовали физическому и умственному развитию новых поколений первобытных людей. Л.Морган выделил три стадии: переход от дикости к варварству связывал с производством керамики, приручением животных, земледелием, металлообработкой.

Цивилизация осуществлялась после изобретения письма. Расы и народы произошли от неандертальцев, но восстановить их хронологию, образование и расселение невозможно из-за отсутствия информации. Регулирование взаимоотношений началось после утверждения экзогенных семей, родов и племён. В Азии и Африке первое классовое общество и государство сложилось на рубеже 4-3 тысяч лет до нашей эры. В Америке в первом тысячелетии. А в других частях земного шара – ещё позднее.

Центром развития цивилизованности и культуры становилось средиземноморье.

16) Духовная культура первобытного общества

Впервые причастность охотников и собирателей каменного века к изобразительному искусству была засвидетельствована знаменитым археологом Эдуардом Ларте, нашедшем в 1836 году в гроте Шаффо пластинку с гравировкой. Он же обнаружил изображение мамонта на куске мамонтовой кости в гроте Ла Мадлен (Франция). Характерной особенностью искусства на самом раннем этапе был синкретизм (сочетание разнообразных воззрений). Возможности всех психических процессов и переживаний певобытного человека находились в зародыше, в коллективном бессознательном состоянии, в так называемом архетипе. Памятники искусства появились позднее орудий труда почти на миллион лет. Главным объектом творчества палеолитического, мезолитического и неолитического  были звери. Первые произведения первобытного изобразительного искусства относятся к Ориньякской культуре (поздний палеолит), названной по пещере Ориньяк (Франция). С этого времени широко распространились женские фигурки из камня и кости с гипертрофированными формами тела и схематизированными  головами - так называемые "венеры" по-видимому, связанные с культуом матери-прародительницы. Женские статуэтки были разными по стилю. Сопоставление стилей произведений палеолитического искусства наряду с техническими традициями  позволило обнаружить поразительные и притом специфические черты сходства находок между отдельными областями. Подобные венеры найдены во Франции, Италии, Австрии, Чехии, России и во многиъ других районов мира. Одновременно с ними появляются обобщенно выразительные изображения животных, воссоздающие характерные черты мамонта, оленя, лошади. Главной художественной особенностью первобытного искусства была символическая форма, условный характер изображения. Часто произведения первобытного искусства представляют собой целые системы сложных по своей труктуре символов, несущих большую эстетическую нагрузку, с помощью которых передаются самые разнообразные понятия или человеческие чувства. Палеолит: первоначалально первобытное искусство отражало постепенное познание человеком действительности, его первые представления об окружающем мире. Некоторые искусствоведы выделяют 3 этапа изобразительной деятельности: 1) натуральное творчество (композиции из туш, костей, натуральный макет) 2) Искусственно-изобразительная форма - крупная глиняная скульптура, барельеф, профильный контур 3) Верхнепалеолитическое изобразительное творчество - росписи пещер, гравировка на кости. Натуральное творчество включало обрядовые действия с тушей убитого зверя, позже с его шкурой, наброшенной на камень или выступ скалы. В последствии появилась лепная основа для этой шкуры. Элементарной формой творчесва была звериная скульптура. Натуральный макет проходит несколько стадий. Сначала использовался естесственный фигурный объем - природный холмик. Затем голова зверя помещалась на преднамеренно сооруженный постамент. Позднее производилась грубая лепка зверя без головы. Это сооружение накрывалось шкурой зверя, к которому прикреплялась звериная голова. Для третьего этапа характерного дальнейшим развтием палеолитического изобразительного творчества, связанного с появлением выразительных художественных образов в цвете и объемном выражении. Наиболее характерные образцы живописи э того периода представлены пещерными росписыми. Древнейшие памятники искусства найдены в Зап. Европе. В 1879 году испанский археолог Саутуола открывает многокрасочные изображения палеолитических эпох в пещере Альтамира (Испания). В 1895 году рисунки первобытного человека в пещере Ля Мут во Франции.  Археолог Пестрони в пещере Фон де Гом в1908 году открывает целую картинную галерею - 40 диких лошадей, 23 мамонта, 17 оленей. Рисунки написаны охрой и другими красками, секрет которых не найден и по ныне. Палитра каменного века была бедна - в ней основные краски черная, белая, красная, желтая.  Музыкальный элемент "натуральной пантомимы" включал: имитацию звуков природы, искусственную интонационную форму (мотивы с зафиксированным звуковысотным положением тона), интонационное творчество: двух и трехзвучные мотивы. Музыкальные ниструменты: из костей мамонта, флейта из рога, северного оленя, колотушки из бивней мамонта. Первобытные художники стали зачинателями всех видов изобразительного искусства: графики (рисунки и силуэты), живописи (изображения в цвете, выполненные минеральными красками), скульптуры (фигуры, высеченные из камня или вылепленные из глины). Преуспели они и в декоративном искусстве - резьбе по камню и кости, рельефах. Особая область первобытного искусства - орнамент. Геометрическим узором покрыты браслеты, всевозможные фигурки, вырезанные из бивней мамонта. Геометрический орнамент - основной элемент Мезинского искусства. В его основе оказался узор, нарисованный самой природой. На сосудах каменного века был богатый орнамент, который выдавливался специальными штампами. Они изготавливались из округлых, тщательно отшлифованных плоских галек из желтоватого или зеленоватого с блестками камня. По острым краям их находились прорези. Оттиск с такого штампа называют гребенчатым или зубчатым.  Создавались и произведения малых форм - самые ранние из них относятся к палеолиту.Мезолит и неолит: в эпоху неолита и бронзового века подлинный расцвет пережил орнамент, появились изображения, передающие более сложные и отвлеченные понятия. Сформировались многие виды декоративно-прикладного искусства: керамика, обработка металла. Бронзовый век: яркие изображения зверей почти исчезают. Всюду распространяются сухие геометрические схемы. Люди затрачивают на создание петроглифов (резьба) все меньше усилий, наспех нацарапывая на камне маленькие фигурки. В поздний период первобытного общества развивалис художественные ремесла: изготавливались изделия из бронзы, золота, серебра. Появлися новый вид архитектурных сооружений - крепости. Чаще всего это сооружение из огромных грубо отесанных камней. В средней лесной полосе Европы со второй половины 1 тыс до н. э. распространились поселения и погребения. Поселения делятся на неукрепленные (стоянки) и укрепленные (городища). Селищами и городищами обычно называют памятники бронзового и железного веков. Под стоянками - поселения каменного и бронзового веков. Особое место занимают мезолитические поселения, называемые къекенмеддингами, что означает кухонные (*возможна ошибка в этом слове*) кучи (выглядят как длинные кучи отбросов устричных раковин). Начался период господства человека над природой и господства его образа в искусстве. Наиболее сложные сооружения - мегалитические погребения, то есть в гробнищах, сооруженных из больших камней - дольмены, менгиры. В Зап. Европе и юге России распространены дольмены (от слова стол, камень). Четыре плиты стоят на ребре и пятая на перекрытие. Менгиры: отдельные каменные столбыОбряды и церемонии в первобытной культуре. Их практическое и символическое значение Теоретически можно разделить на 2 разряда, которые, однако, на практике сливаются между собой. Это изобразительно-знаменательный (символический) и практический.Молитва относится к обрядам. На папуасском острове Танна, где богами являются души умерших предков, покровитильствующие произрастанию плодов вождь произносит молитву: "Сострадательный отец. Вот пища для тебя; ешь ее и надели нас ею". В Африке зулусы думают, что достаточно призвать предков, не упоминая о том, что молящемуся нужно: "Отцы нашего дома" (произносят они). Когда они чихают, им достаточно намекнуть на свои нужды, если они стоят рядом с духом: "Детей", "коров". Дальше молитвы, бывшие раньше свободными принимают традиционные формы. У дикарей едва ли можно найти молитву, в которой бы выпрашивалось нравственное благо или прощение за проступок. Зачатки нравственной молитвы встречаются у полуцивилизованных ацтеков. Молитва - обращение к божеству.

  1. Культурология: предмет и структура

    Документ
    а) интегративное научное направление, формирующееся с конца ХIХ – начала ХХ в. по мере накопления в различных науках о культуре и человеке теоретических представлений о динамике культурной реальности во времени/пространстве и обобщения
  2. «Культурология» (2)

    Учебное пособие
    Учебное пособие разработано на основе учебной программы «Культурология», соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.
  3. Концепция науки о культуре text htm glava07

    Документ
    Алфред Р. Радклиф-Браун. Историческая и функциональная интерпретации культуры и практическое применение антропологии в управлении туземными народами. Перевод В.
  4. Культурология как научная дисциплина план основные этапы становления культурологии Понимание объекта, предмета, структуры современного культурологического знания Методы культурологического исследования

    Документ
    1. Культурология – относительно молодая область науки, формирующаяся на стыке философского, социально-научного и гуманитарного знания о человеческой культуре как целостном феномене.
  5. Прикладная культурология

    Книга
    Автор удостоен звания лауреата первой премии третьего конкурса научных проектов Северо-Западного отделения Российской Академии образования в номинации «Фундаментальные исследования».
  6. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях.

    Учебно-методическое пособие
    доктор педагогических наук, профессор, академик Международной академии информатизации, проректор по научной работе Кемеровской государственной академии культуры и искусств Н.
  7. Культурология. Антропологические теории культур www lekcii at ua

    Документ
    СЛОВО cultura (лат.) означает "обработка", "земледелие", иначе говоря - это возделывание, очеловечивание, изменение природы как среды обитания.
  8. Теория культуры

    Учебно-методический комплекс
    Курс "Теория культуры" является одной из фундаментальных дисциплин в освоении гуманитарного знания. В соответствии с государственным учебным стандартом он направлен на овладение культурой как системой, выступающей мерой и
  9. Кафедра философии и социально-гуманитарных наук представляет вниманию студентов мгавмиБ материалы для самостоятельной подготовке по курсу культурологии Культурология как наука и учебная

    Документ
    Кафедра философии и социально-гуманитарных наук представляет вниманию студентов МГАВМиБ материалы для самостоятельной подготовке по курсу культурологии

Другие похожие документы..