Культурология как интегративная наука о культуре

Художники, учавствовавшие в 1907 году в выставке под ярким символическим названием "Голубая роза", усиленно пропагандировались журналом "Золотое руно" (Крымов, Кузнецов, Сарьян, Судейкин, Сапунов). Они были различны по своим творческим устремлениям, но их объединяло влечение к выразительности художественной формы, к обновлению живописного языка. В крайних проявлениях это выливалось в культ "чистого искусства", в образы, порожденные подсознанием.

Возникновение в 1911 году и последующая деятельность художников "Бубнового валета" обнаруживает связь русских живописцев с судьбами общеевропейских художественных движени. В творчестве Кончаловского, Машкова и других "бубновалетовцев", с их формальными исканиями, стемлением строить форму при помощи цвета, а композицию и пространство на определенных ритмах, находят выражение принципы направлений, которые в Западной Европе назвыались сезанизмом и кубизмом. В это время кубизм во Франции пришел к так называемой "синтетической" стадии, перейдя от упрощения, схематизации и разложения формы к полному отрыву от изобразительности. Русским художникам, котолрых в раннем кубизме привлекало аналитическое отношение к предмету, эта тенденция была чуждой. Если у Кончаловского и Машкова просматривается явная эволюция к реалистическому мировосприятия, то тенденция художественного  процесса других художников "Бубнового валета" имела иной смысл. В 1912 году маолодые художники, отделившись от "Бубнового валета", назвали свою группу "Ослиный хвост". Вызывающее название подчеркивает бунтарский характер выступлений, направленных против сложившихся норм художественного творчества. Русские художники продолжают поиски и делают это энергично и целеустремленно. В группе - Гончарова, Малевич, Шагал. В дальнейшем их пути разошлись. Ларионов, отказавшийся от изображения реальной действительности, пришел к так называемому лучизму. Малевич, татлин, Кандинскийй встали на путь абстракционизма.

Исканиями художников "Голубой розы" и "Бубнового валета" не исчерпываются  новые тенденции в искусстве первых десятилетий 20 века. особое место в этом искусстве принадлежит Петрову-Водкину. Его искусство расцветает в послеоктябрьское время, но уже в девятисотые годы он заявляет о творческой самобытности прекрасными полотнами "Играющие мальчики" и "Купание красного коня".

Художественная клуьтура серебярного века противоречива и многогранна. На направленность и сложность поэтических исканий и художественной культуры в целом свою печать наложила историческая действительность между двумя революциями(1905-1917. История определила страстное нерпиятие окружающего мира, буржуазной культуры и цивилизации, радикальное отрицание порядков своерменного мира и интуитивное предвидение наступления нового времени. Чувство времени в различных варианта проинизывает всю культуру этого периода.

Достижения русского искусства серебряного сека огромны и имеют мировое значение. Литература, живопись, скульптура, театр и музыка стали своеобразным прологом искусства 20 столетия, как в зеркале отразив противоречия исложности культуры новго века.

Две самых страшных в истории человечества мировых войны, политические взрывы и революции, установление жесткого авторитарного режима в России в значительной мере определяют развитие отечественной культуры 20 столетия. Но ее истоки - в блестяем расцвете философской, экологической и художественной культуры серебярного века.

49. Великая Октябрьская социалистическая революция как способ разрешения кризиса и преодоления отчуждения народа от культуры

Советский период в истории России продолжался 74 года: с октября 1917 по август 1991. После победы Октябрьской революции Советская Россия предприняла грандиозную попытку воплотить в жизнь великие идеалы просветительского гуманизма - свободу, равенство, братсво, счастье, солидарность. То, что не удалось сделать западному миру, следую по буржуазно-капиталистическому пути, решила совершить новая Россия, избрав пролетарско-социалистический путь развития.

Строительство новой культуры также сопровождалось крайностями и перегибами. С одной стороны, здесь имеются впечатляющие успехи и достижения, которые наиболее ярко проявлиись в развитии науки. Благодаря этому Советский Союз первым запустил искусственный спутник Земли, первым построил атомную эклетростанцию, первым изобрел лазер и т. д. Советский Союз создал эффективную систему образования, котоаря признана одной из лучших в мире. Во многом по этой причине Россия из страны сплошной неграмотности очень быстро стала одной из самых образованных стран мира. Благодаря созданию широкой сети библиотек и музеев, низким ценам на книги, посещение театра, кино и выставок, в Советском Союзе сложились самые благоприятные условия для приобщения к культуре подавляющего большинства населения. Все это дало большой положительный результат. Советских людей стали назвыать "читающим народом".

С другой стороны, создаваемая социалистическая культура имела слишком идеологизированный, классовый, атеистический характер.

Глубокие внутренние противоречия, трудности и сложности, допущенные серьезные просчеты, крайности и ошибки, неблагоприятные внешние условия и многое другое - все это в конечном счете привело к провалу попытки построения социалистического общества и культуры.

30-е годы отмечены ликвидацией неграмотности. К концу 30-х годов насчитывалось около 1800 научно-исследовательских институтов. Многие советские ученые - Павлов, Жуковский, Чаплыгин, Лебедев, Иоффе получили мировую известность. Дарованы миру были роман "Мастер и Маргарита" Булгакова, "Ювенильное море", "Котлован", "Чевенгур" Платонова, "Реквием" Ахматовой, Шолохов "Тихий дон". В годы войны литература пережила новый подъем (Ахматова, Берггольц, Твардовский, Сурков, Тихонов, Шолохова, Симонова, Исаковского, Полевого, Фадеева. Высокими достижениями отмечено развитие музыки - Прокофьев, Шостакович, Хачатурян, Хренников, Свиридов, Ковалевский. Шостакович седьмую симфонию посвятил героическим защитникам Ленинграда. Широкую популярность имели песни композиторов Александрова, Соловьева-Седого, Блантера, Новикова, Дунаевского, Мокроусова, Фрадкина. Песня Лебедева-Кумача и Александрова стала настоящим гимном война - "Священная война". Расцвет переживает детская литература - Маяковский, Маршак, Чуковский, Михалков, Гайдар, Барто, Кассиль, Олеша.

50. Проблема дальнейшего раскола в социодинамике отечественной культуры в послеок­тябрьский период

51. Конкретные изменения в ведущих сферах духовной жизни народа (наука, образова­ние. литература, искусство) в советский период

Советский период в истории России продолжался 74 года: с октября 1917 по август 1991. После победы Октябрьской революции Советская Россия предприняла грандиозную попытку воплотить в жизнь великие идеалы просветительского гуманизма - свободу, равенство, братсво, счастье, солидарность. То, что не удалось сделать западному миру, следую по буржуазно-капиталистическому пути, решила совершить новая Россия, избрав пролетарско-социалистический путь развития.

Революционные события в России стали также вызововм марксизму, поскольку противоречили его фундаментальным положениям, согласно которым та или иная общественная формация не уходит с исторической сцены до тех пор, пока не исчерпает свой потенциал прогрессивного развития. Капитализм в России того времени не только не исчерпал свои возможности, но еще только складывался и не достиг даже зрелого состояния.

В военно-экономической области Советский Союз, в который Россия преобразовалась в 1922 году, стал второй мировой державой - после США. Такого уровня он достиг прежде всего благодаря успехам научно-технического прогресса. Однако этот прогресс в полной мере проявил себя главным образом в военной обласьти. Созданные здесь новейшие, высокие технологии не получили должного распространения в гражданских отраслях производства, за исключением космоса.

В резуьтате Сов союз не смог в 60 - 70-е годы модернизировать экономику, перевести ее на постиндустриальную основу. где главную и решающую роль играют высокие технологии. Все это отрицательно сказалось на эффективности производства и темпах развития экономики. Советский союз начал все ощутимее проигрывать в социально-экономическом хазяйстве, которое становилось для советского общества неким камнем пректновения или даже проклятьем.

Политика оказалась самой небалгополучной и уязвимой областью строящегося социалистического общества. Сталинские рперессии 30-40-х готов, грубые нарушения прав человека легли темным пятном на Советское государство.

Строительство новой культуры также сопровождалось крайностями и перегибами. С одной стороны, здесь имеются впечатляющие успехи и достижения, которые наиболее ярко проявлиись в развитии науки. Благодаря этому Советский Союз первым запустил искусственный спутник Земли, первым построил атомную эклетростанцию, первым изобрел лазер и т. д. Советский Союз создал эффективную систему образования, котоаря признана одной из лучших в мире. Во многом по этой причине Россия из страны сплошной неграмотности очень быстро стала одной из самых образованных стран мира. Благодаря созданию широкой сети библиотек и музеев, низким ценам на книги, посещение театра, кино и выставок, в Советском Союзе сложились самые благоприятные условия для приобщения к культуре подавляющего большинства населения. Все это дало большой положительный результат. Советских людей стали назвыать "читающим народом".

С другой стороны, создаваемая социалистическая культура имела слишком идеологизированный, классовый, атеистический характер.

Глубокие внутренние противоречия, трудности и сложности, допущенные серьезные просчеты, крайности и ошибки, неблагоприятные внешние условия и многое другое - все это в конечном счете привело к провалу попытки построения социалистического общества и культуры.

В развитии советского периода можно выделить три основных этапа:

1) 1917 - 1932 гг. В центре его находился поиск новой культуры  и путей ее построения, проходившй на фоне широкого культурного плюралима. Гл события - гражданская война, НЭП, коллективизация. Борьба с церковью и религией. Национализированы Эрмитаж, Русский музей, Третьяковская галерея, Оружйная палата и др. Ликвидация безграмотности. Массовая эмиграция русской интеллигенции.

2) 1932 - 1956 Процесс построения социалистической культуры, с культурной революцией в условиях тотаитаризма.  Культ личности Сталина. Прогресс науки. Репресси против ученых

3) 1956 - 1991  Исправление допущенных ранее просчетов и ошибок, поиск путей к социализму с человеческим лицом, демокритзации культуры и общественной жизни. СНимается железный зановес постепенно. Разоблачение культа личности Сталина. Оздоровление нравственного климата. Улучшается положение религии. Достижения в науке, художественной культуре. 1985 г - перестройка.

Было создано много музеев, такие, как Музей игрушки, Музей мебели, быта 19 и других веков, морозовского фарфора и т. д. Всего только за пять лет 1918 - 1923 было создано 250 новых музеев.1925 - введно всеобщее начальное образование. Возникла сеть кружков ликбеза. В России 20-х годов существовало множество самых разных литературно-художественнх течений, школ и группировок. В одной только Москве насчитывалось более 30. Реализм в живописи представляли художники-передвижники.

30-е годы отмечены ликвидацией неграмотности. К концу 30-х годов насчитывалось около 1800 научно-исследовательских институтов. Многие советские ученые - Павлов, Жуковский, Чаплыгин, Лебедев, Иоффе получили мировую известность. Дарованы миру были роман "Мастер и Маргарита" Булгакова, "Ювенильное море", "Котлован", "Чевенгур" Платонова, "Реквием" Ахматовой, Шолохов "Тихий дон". В годы войны литература пережила новый подъем (Ахматова, Берггольц, Твардовский, Сурков, Тихонов, Шолохова, Симонова, Исаковского, Полевого, Фадеева. Высокими достижениями отмечено развитие музыки - Прокофьев, Шостакович, Хачатурян, Хренников, Свиридов, Ковалевский. Шостакович седьмую симфонию посвятил героическим защитникам Ленинграда. Широкую популярность имели песни композиторов Александрова, Соловьева-Седого, Блантера, Новикова, Дунаевского, Мокроусова, Фрадкина. Песня Лебедева-Кумача и Александрова стала настоящим гимном война - "Священная война". Расцвет переживает детская литература - Маяковский, Маршак, Чуковский, Михалков, Гайдар, Барто, Кассиль, Олеша.

1964 - академики Басов и Прохоров награждаются за создание лазера. Наша страна первой начинает использовать атомную энергию в мирных целях. 1954 - начинает работать первая атомная электростанция, 1957 - пущен первый атомный ледокол "Ленин".

1957 - запуск спутника Земли, открывший эру в освоении космоса. 1961 - космический полет Гагарина. К 60-м годам уже введена система всеобщего среднего образование.

Розов "В поисках радости", "Традиционный сбор". Солженицын "Один день Ивана Денисовича". Рыбоков "Дети Арбата".Дудинцев - "Белые одежды". Фильм "Покаяние" Абуладзе.

Фильмы - "Летят журавли" Калатазов, "Баллада о солдате" Чухрая, "Судьба человека" Бондорчука. Тарковский "Андрей Рублев", "Зеркало", "Жертвоприношение".

Поэзия - Евтушенко, Вознесенский, Ахмадулина, Рождественский.Удивитнельного успеха достигла "деревенская проза". В этом жанре трудулись Абрамов, Астафьев, Можаев, Белов, Носов.

Авторская песня - Высоцкий, Окуджава, Галич.

Советский театр - "Современник", "Театр на Таганке", "Театр на Малой Бронной". Своим успехом советский театр обязан прежде всего творчеству режиссеров Любимова, Ефремова, Эфроса.

Изобразительное искусство: Реализм - Платонов, Томский, Оссовский, Моисеенко, Коржев, Яблонская, Ромадин, Глазунов, Шилов. Линию русского авангарда продолжают в своем творчестве Сидур, Калинин.

Продолжают успешно работать ярко заявившие о себе в 60-е годы художники Попков, Салахов, Андронов, Жилинский, Стожаров, Волков. В 70-е годы получают широкую известность группа молодых художников - Назаренко, Нестеров, Булгаков, Ситников, Орлов.

В скульптуре творят Аникушин, Комов, Клыков. Социально-экономические проблемы и трудности, рост бездуховности, симптомы нравственной болезни находят выражение в творчестве Шукшина, Трифонова, Распутина, Вампилова, Розова, Володина, Битова, Айтманова.

 

52. Современная социокультурная ситуация в России: позитивные и негативные резуль­таты и тенденции

53. Рыночная идеология в культуре и ее последствия для народа

54. Разрушение СССР и проблемы культуры русского зарубежья на рубеже XX-XXI ве­ков.

  1. Культурология: предмет и структура

    Документ
    а) интегративное научное направление, формирующееся с конца ХIХ – начала ХХ в. по мере накопления в различных науках о культуре и человеке теоретических представлений о динамике культурной реальности во времени/пространстве и обобщения
  2. «Культурология» (2)

    Учебное пособие
    Учебное пособие разработано на основе учебной программы «Культурология», соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.
  3. Концепция науки о культуре text htm glava07

    Документ
    Алфред Р. Радклиф-Браун. Историческая и функциональная интерпретации культуры и практическое применение антропологии в управлении туземными народами. Перевод В.
  4. Культурология как научная дисциплина план основные этапы становления культурологии Понимание объекта, предмета, структуры современного культурологического знания Методы культурологического исследования

    Документ
    1. Культурология – относительно молодая область науки, формирующаяся на стыке философского, социально-научного и гуманитарного знания о человеческой культуре как целостном феномене.
  5. Прикладная культурология

    Книга
    Автор удостоен звания лауреата первой премии третьего конкурса научных проектов Северо-Западного отделения Российской Академии образования в номинации «Фундаментальные исследования».
  6. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях.

    Учебно-методическое пособие
    доктор педагогических наук, профессор, академик Международной академии информатизации, проректор по научной работе Кемеровской государственной академии культуры и искусств Н.
  7. Культурология. Антропологические теории культур www lekcii at ua

    Документ
    СЛОВО cultura (лат.) означает "обработка", "земледелие", иначе говоря - это возделывание, очеловечивание, изменение природы как среды обитания.
  8. Теория культуры

    Учебно-методический комплекс
    Курс "Теория культуры" является одной из фундаментальных дисциплин в освоении гуманитарного знания. В соответствии с государственным учебным стандартом он направлен на овладение культурой как системой, выступающей мерой и
  9. Кафедра философии и социально-гуманитарных наук представляет вниманию студентов мгавмиБ материалы для самостоятельной подготовке по курсу культурологии Культурология как наука и учебная

    Документ
    Кафедра философии и социально-гуманитарных наук представляет вниманию студентов МГАВМиБ материалы для самостоятельной подготовке по курсу культурологии

Другие похожие документы..