Культурология как интегративная наука о культуре

Четвертый - последний этап в эволюции древнерусской культуры приходится на 16 - 17 века и продолжается с 1480 г. до 1698 г. В этот период вместе с освобождением от монголо-татарства происходит также формирование единой общерусской культуры. Это стало одним из величайших достижений в развитии России.

В 16 веке в русской культуре возникают совершенно новые явления. Главное из них - книгопечатание, за которым следуют радикальные изменения во всей культуре. Россия в этой области отстала от Западной Европы на столетие. И вот в 1564 году дьякон Иван Федоров издает первую свою книгу - "Апостол". Оказавшись во Львове, он издает первый русский букварь (1574) - "для пользы русского народа". Всего в 16 веке в Москве вышло 20 книг в основном богословского содержания.

В 16 веке происходит резкий подъем национального самосознания русского народа. Россия разрабатывает политическую концепцию происхождения Российского государства, его места и роли в мире. В "Сказаниии о князьях Владимирских" излагается основанная на легендах история происхождения русских великих князей от римского императора Августа и получения Владимиром Мономахом царских регалий от византийского императора Константина Мономаха.

 Возникается идея о Москве как о "третьем Риме", сформулированная псковским старцем Филофеем в его посланиях Василию 3 (1510 - 1511), где он, в частности, пишет: "два Рима пали, третий стоит, а четвертому не бывать". Согласно Филофею, центр христианства последовательно перемещался из Рима "ветхого" во "второй Рим" - Константинополь, а оттуда - в Москву. Византия изменила христианству, согласившись в 1439 г. на унию с католической Церковью. Только Москва осталась верна Православию и потому является мировым центром христианства. Отсюда выводится мысль о мессианской роли России, которая, сохраняя и продолжая истинную христианскую веру, сохраняя подлинную духовность, тем самым спасает мир от зла и скверны.

В середине 16 века наблюдается мощный всплеск русской общественной мысли, который вызвал появление в литературе нового жанра - публицистики. Русская мысль активно обсуждает характер складывающегося государства, роль закона и самодержавной воли, соотношение "церкви" и "царства", духовной и светской власти. О природе самодержавной власти идет спор между Иваном Грозным и князем Андреем Курбским. Опираясь на идею о божественном происхождении царской власти, Иван Грозный утверждает, что он имеет право судить и наказвыать не только за дела, но и за мысли.

В целом в 16 веке происходит оживление во всех областях жини, включая художественную культуру.

В архитектуре к числу главных событий относится создание Московского Кремля, ставшего одним из красивейших архитектурных ансамблей мира. Он как бы венчает победу русского народа в освободительной борьбе и окончательное утверждение Москвы как центра России. В его ансамбль входят три великолепных собора. Первый из них - пятиглавый Успенский собор (1475 - 1479), построенный итальянским архитектором Аристотелем Фиораванти, служил местом возведения на великокняжеский престол. Он поражал современников "величеством, высотою, светлостью, звонкостью и пространством". Его отличают парадность, строгость и сдержанность. 

Второй - трехглавый Благовещенский собор (1484 - 1489) - изящный и изысканный придворный собор с Церковью Ризоположения (1484 - 1486), соединен с дворцовым комплексом, в состав которого входил приемный зал - Грановитая палата (1487 - 1492), построенная Марко Руффо и Пьетро Солярио.

Третий - Архангельский соор (1505 - 1509) - был построен с использованием светских элементов и служил велико-княжеской усыпальницей. Ансамбль включает также высокий и внушительны столпообразный храм - колокольню "Иван Великий" (1500 - 1508). Кроме этого, Кремль был обнесен новыми кирпичными стенами длиной более двух километров с 18 башнями, ставшими не только надежными укреплениями, но и настоящими произведениями искусства.

Московский Кремль стал своеобразным итогом всего предшествующего развития русской архитектуры. Он вобрал в себя лучшие достижения Владимиро-Суздальской, Новгородско-Псковской и других школ, и в то же время заложил основы для дальнейшего подъема русского зодчества, для формирования общерусской национальной архитектуры.

К числу новых явлений относится шатровый стиль, возникший в начале 16 века, который продолжает традиции русского деревянного зодчества и порывает с византийским типом крестово-купольного храма.

тником каменной шатровой архитектуры явилась Церковь Вознесения в селе Коломенском (1530 - 1 532). Самым знаменитым памятником такой архитектуры стал Собор Покрова на Рву, известный также как храм Василия Блаженного (1555 - 1561), построенный русскими зодчими Бармой и Постником в память о взятии Казани. Ансамбль Покровского собора из 9 столпообразных храмов, размещенных на общем основании. Центральный храм увечан большим шатром, а вокруг него расположены луковичные купола остальных восьми храмов. Смелая и оригинальная композиция, яркая красочность и нарядность куполов сделали собор редчайшим шедевром мирового искусства. Покровский собор стал также величественным символом объединения русских земель и княжеств в единое государство.

Не менее богатым на события в истории русской культуры был и 17 век. В это столетие завершается эволюция средневековой культуры и в ней рождаются элементы культуры нового времени, для которой характерны усиление светского и рационального начал, секуляризация и "обмирщение". Заметно расширяются и углубляются связи со странами Западной Европы. Все област икультуры значительно усложняются и дифференцируются, в них возникают совершенно новые явления.

Одним из важных событий в духовной жизни стал раскол Православной Церкви, вызванный реформами патриарха Никона (1653 - 1656), направленными на усиление роли Церкви и государства и проводимшимися силовыми методами. В результате вознило старообрядчество, имевшее весьма противоречивый характер и ставшее во главе оппозиции официальной идеологии.

К числу важных явлений следует также отнести начало формирования системы образования. В стране появляются государственные и частные средние школы, издаются книги и учебные пособия, среди которых издания религиозного содержания соседствуют со светскими. В 1687 г. в Москве было открыто первое в России высшее учебное заведение - Славяно-греко-латинская академия - для подготовки кадров высшего духовенства и чиновников государственной службы.

В художественной культуре также происходят важные изменения. Литература обогащается целым рядом новых жанров. Один из них - сатира. Тематика сатирических произведений весьма разнообразна. В "Повести о Шемякином суде" и "Повести о Ерше Ершовиче" изобличаются порядки в суде. В "Азбуке о голом и небогатом человек" осуждается падение нравов среди горожан, а в "Празднике кабацких ярыжек" - государственная монополия на торговлю водкой.

Среди новых видов и жанров искусства - театр, драматургия и стихосложение. Основоположником русской драматургии стал Симеон Полоцкий, написавший такие пьесы, как "Трагедия о Навуходоносоре царе", "Комедия притчи о блудном сыне". Он явлися также зачинателем стихосложения, создав "Псалтырь рифмотворную" и два рукописных сборника "Рифмологион" и "Вертоград многоцветный". Первые театральные представления состоялись в придворном театре царя Алексея Михайловича в 1672 году.

Архитектура 17 века также претерпевает серьезные изменения. В ней наблюдается усиление светского начала, отход от строгих церковных канонов, явное сближение культового и гражданского зодчества.

По-прежнему высокий уровень и широкое распространение имеет деревянное зодчетсво. Прекрасным памятником светской деревянной архитектуры был не сохранившийся дворец Алексея Михайловича в Коломенском (1667 - 1668), в котором по-особому отчетливо проявилось стремление к высшей нарядности, живописности и декоративности.

К середине 17 века широкий размах получает светское каменное строительство. Ярким образцом в этом плане является построенный в Московском Кремле Теремной дворец, сочетавшими мотивами каме7нной архитекуры. Другим примером гражданской постройки стал Гостиный двор в Китай-городе (1668 - 1684).

Под влиянием светской архитектуры культовые сооружения также становятся все более праздничными, нарядными, многоцветными, украшенными богатым декором. Воздействие гражданской архитектуры оказалось настолько сильным, что патриарх Никон, стремясь сохранить канонические традиции, в середине 17 вевка запретил строительство шатровых храмов и модернизацию клуьтовых сооружений. Однако этот запрет не соблюдался, и популярный шатер широко использовался для венчания колоколен и крылец.

В конце 17 века в русском зодчестве складывается новый стиль, условно названный "московским" или "нарышкинским барокко", поскольку большинство таких храмов строилось для бояр Нарышкиных. Сходство этого стиля с европейским барокко проявляется главным образом во внешнем декоре. Для него характерны четкая симметрия и равновесие масс, многоярусность, создающая устремленность вверх, многоцветность и декоративность. Прекрасным образцом такого стиля является Церковь Покрова в Филях (1693 - 1694).

В живописи 17 века - особенно в иконописи - произошла наиболее глубокая ломка устоявшихся традиций. Уже в начале века здесь сложились два соперничающих направления. Одно из них, представленное "годуновской школой", стремилось сохранить классические формы и каноны, доказать их жизненность. Другое же, представленное "строгановской школой", не ограничивало себя рамками древнего канона, придавало большое значение чсто живописному, художественно-эстетическому началу, все дальше отходило от средневекового религиозного символизма в сторону реализма. Это направление во второй половине 17 века становится преобладающим.

Происължязие изменения ярко проявились в творчестве С. Ушакова (1626 - 1686). Первые его работы выполнены в духе традиционной иконописи. Однако уже в 50-е годы в его творчестве заметно усиливаются реалистические тенденции. Он пишет свои иконы, учитывая анатомическое строение лица, опираясь на тонкий рисунок, широко используя светотень, придавая большое значение богатству цветовой гаммы. Именно в такой манере написаны его иконы "Великий Архиерей", "Спас Нерукотворный".

С. Ушаков полагал, что высокое искусство должно соответсвовать правде жизни. В его поздних работах реалистические тенденции еще более усиливаются, что особенно проявилось в его "парсунах", то есть портретах реальных лиц. Парсуна еще сохраняет некоторые черты иконописи и в то же время выступает первым чисто светским жанром русской живописи. Возникнув в начале 17 века, она достигла к ео завершению значительных успехов, вплотную подойдя к знаменитому русскому портрету 18 века.

В целом же 17 век завершает историю средневековой русской культуры и создает все необходимые предпосылки для будущего взлета культуры 18 века.

43. Значение петровских преобразований в области культуры: новый этап в ее развитии г

Петровские реформы трудно оценить однозначно, они имели двойственный характер. Прежде всего, сделанный Петром выбор между Востоком и Западом в пользу последнего был исторически необходимым и потому правильным. Попытки сохранить прежнюю самобытную Россию в неизменном виде врядли были осуществимы, либо они могли привести к утрате Россией своей самостоятельности и независимости, а вместе с этим -  к исчезновению ее самобытности.

Начатые Петром преобразования вызвали экономический рост России, позволили ей значительно расширить свою территорию - за счет присоединения Крыма, Северного Причерноморья, Северного Кавказа и западных земель, превратили ее в велику и могучую империю. Благодаря победам в Северной и турецких войнах Россия получила статус балтийской и черноморской державы. В ней возникли новые крупные города - Санкт-Петербург, ставший столицей государства, Севастополь, Екатеринослав, Екатеринодар, Екатеринбург, Одесса и др.

Высокий экономический и военный потенциал России позволял ей оказывать огромное влияние на ход мировой истории. В то же время грандиозные преобразования стали тяжелым испытанием для народа. За создание новой России ему пришлось заплатить огромную цену.

Исключительно сложной и неоднозначной является также фигура Петра. Он обладал невероятной силой воли, неистощимой энергией, твердым и настойчивым характером, был одарен многими талантами. Его кипучая деятельность покоилаь не только на воле, но и на широких знаниях, богатом практическом опыте. Петр был человеком высокой культуры. Он знал два иностранных языка (голландский и немецкий), в совершенстве владел 14 ремеслами, имел острый ум и образное мышление, наделен был сильным эстетическим чутьем.

Петр сожалел, что не может работать одновремено двумя руками: держать в правой руке шпагу, а в левой - перо. Это позволило бы ему сделать гораздо больше. Он считал, что предназначение государства - внутренняя и внешняя безопасность, а свою славу оно должно находить в искусстве и науке. Разворачивая Россию на Запад, он не отрекался от отечественной культуры и древних традиций. Он проявлял глубокое уважение к прошлому, что получало выражение в строительства новых храмов, в особом почитании дела Алекандра Невского, останки которого были перенесены в Петербург, в специального построенную для этого Невскую лавру.

Хотя эпоха "просвещенного абсолютизма" в России связывается с Екатериной 2, на деле именно Петр был настоящим просвещенным монархом. То же самое можно сказать по отношению к Западу. Европа не знала такого правителя, как Петр, хотя понятие "просвещенного абсолютизма" обычно относят к ней. Петра по праву называли "северным исполином". Подчеркивая масштабы его выдающейся личности, Пушкин отмечал, что Петр "один есть целая всемирная история".

В то же время его личность не была лишена крайностей. В его деяниях воля и произвол иногда брали верх над мерой и разумом. Некоторые свои реформы он начинал без должной подготовки, а при их проведении допускал излишнюю поспешность и нетерпение. Его любимимыми выражениями были "не мешкать", "учинить по сему немедленно". Максимализм и бескомпромиссность Петра иногда переходили в дикую  ярость и беспощадную жестокость. Это случалось даже по отношению к его близким, в частности  к сыну Алексею.

Глубокому реформированию были подвергнуты практически все области общественной жизни - государственно-административное устройство, экономика, армия, Церковь, наука и просвещение, художественная культура. Основное содержание и характер проовдимых реформ выражали две тенденции: секуляризация, то есть обмирщение, ослабление религиозного и усиление светского начала в культуре, а также ее европеизация.

  1. Культурология: предмет и структура

    Документ
    а) интегративное научное направление, формирующееся с конца ХIХ – начала ХХ в. по мере накопления в различных науках о культуре и человеке теоретических представлений о динамике культурной реальности во времени/пространстве и обобщения
  2. «Культурология» (2)

    Учебное пособие
    Учебное пособие разработано на основе учебной программы «Культурология», соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.
  3. Концепция науки о культуре text htm glava07

    Документ
    Алфред Р. Радклиф-Браун. Историческая и функциональная интерпретации культуры и практическое применение антропологии в управлении туземными народами. Перевод В.
  4. Культурология как научная дисциплина план основные этапы становления культурологии Понимание объекта, предмета, структуры современного культурологического знания Методы культурологического исследования

    Документ
    1. Культурология – относительно молодая область науки, формирующаяся на стыке философского, социально-научного и гуманитарного знания о человеческой культуре как целостном феномене.
  5. Прикладная культурология

    Книга
    Автор удостоен звания лауреата первой премии третьего конкурса научных проектов Северо-Западного отделения Российской Академии образования в номинации «Фундаментальные исследования».
  6. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях.

    Учебно-методическое пособие
    доктор педагогических наук, профессор, академик Международной академии информатизации, проректор по научной работе Кемеровской государственной академии культуры и искусств Н.
  7. Культурология. Антропологические теории культур www lekcii at ua

    Документ
    СЛОВО cultura (лат.) означает "обработка", "земледелие", иначе говоря - это возделывание, очеловечивание, изменение природы как среды обитания.
  8. Теория культуры

    Учебно-методический комплекс
    Курс "Теория культуры" является одной из фундаментальных дисциплин в освоении гуманитарного знания. В соответствии с государственным учебным стандартом он направлен на овладение культурой как системой, выступающей мерой и
  9. Кафедра философии и социально-гуманитарных наук представляет вниманию студентов мгавмиБ материалы для самостоятельной подготовке по курсу культурологии Культурология как наука и учебная

    Документ
    Кафедра философии и социально-гуманитарных наук представляет вниманию студентов МГАВМиБ материалы для самостоятельной подготовке по курсу культурологии

Другие похожие документы..