Программы направления 520500 «лингвистика», бакалавриат общепрофессиональные дисциплины

РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ

ИНСТИТУТ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ



Баталов А.А., Митрофанова М.В., Новиков А.Л., Соколова Н.Л.

ПРОГРАММЫ НАПРАВЛЕНИЯ 520500 «ЛИНГВИСТИКА», БАКАЛАВРИАТ

ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Часть I

Москва

2004

Утверждено

ББК 81П78 Ученым советом

Института иностранных языков

РУДН

П о д р е д а к ц и е й

директора Института иностранных языков Российского университета дружбы народов, к. ф. н., доцента Соколовой Н.Л.

Предлагаемое издание представляет собой сборник программ цикла общепрофессиональных дисциплин специальности 520500 «Лингвистика», бакалавриат. Программы являются авторскими разработками преподавателей Института иностранных языков Российского университета дружбы народов. Программы составлялись в полном соответствии с требованиями ГОС. Учитывались все нюансы соответствующих показателей государственного образовательного стандарта при составлении структуры программ, определении объема в часах и последовательности изучения дисциплин по данному направлению.

ISBN 5-209-02404-0 ББК 81П78

© Соколова Н.Л., 2004

СОДЕРЖАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ 3

ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ 4

ОПД.Ф.01.1. ВВЕДЕНИЕ В ЯЗЫКОЗНАНИЕ 4

ВВЕДЕНИЕ В ЯЗЫКОЗНАНИЕ 5

ОПД.Ф.01.2. ОБЩЕЕ ЯЗЫКОЗНАНИЕ 11

ОБЩЕЕ ЯЗЫКОЗНАНИЕ 12

СРАВНИТЕЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКОЕ И ТИПОЛОГИЧЕСКОЕ ЯЗЫКОЗНАНИЕ 18

ОПД.Ф.02.1. ИСТОРИЯ ЯЗЫКА И ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНУЮ ФИЛОЛОГИЮ 29

ИСТОРИЯ ЯЗЫКА 30

ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНУЮ ФИЛОЛОГИЮ 33

ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ


ОПД.Ф.01.1. ВВЕДЕНИЕ В ЯЗЫКОЗНАНИЕ

Язык как предмет языкознания. Место и роль языкознания в системе наук. Комплексные научные дисциплины как отражение процесса дифференциации научных областей и синтеза научного знания (социолингвистика, этнолингвистика, психолингвистика, нейролингвистика, математическая лингвистика и др.).

Разделы языкознания. Общее и частное языкознание. Синхроническое и диахроническое языкознание. Теоретическое и прикладное языкознание.

Язык как особое общественное явление. Функции языка как его сущностные характеристики.

Языки живые и мертвые, искусственные языки. Перспективы языкового развития человечества. Языковые контакты. Билингвизм.

Язык и культура. Отражение в языке культуры общества. Язык и «картина мира».

Социальная дифференциация языков. Территориальная дифференциация языков. Виды диалектов.

Основные теории происхождения языка. Историческое развитие языков. Развитие языков и диалектов в разные исторические эпохи.

Развитие национальных языков, понятие литературного языка и нормы.

Исторические изменения в словарном составе, грамматическом строе, звуковой стороне языка.

Язык как системно-структурное образование. Понятие системы и структуры. Структурные отношения в языке. Понятие уровня языка, основные языковые уровни и единицы системы языка.

Синтагматические, парадигматические и иерархические отношения в языке.

Понятие лингвистического знака. Учение Ф. де Соссюра о лингвистическом знаке.

История и теория письма, значение письма и письменности в истории общества, соотношение письменного и звукового языка. Пиктография, идеография, алфавитное письмо. Письменность народов изучаемых языков. Графика, орфография и ее основные принципы.

Классификация языков. Принципы классификации языков: географический, культурно-исторический, этногенетический, типологический и др.

Генеалогическая классификация языков. Сравнительно-исторический метод и установление родства языков.

Типологическая классификация языков.

ВВЕДЕНИЕ В ЯЗЫКОЗНАНИЕ

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Настоящая программа курса «Введение в языкознание» предназначена для студентов 1 года дневной и/или вечерней (очно-заочной) формы обучения
(1 семестр) направления «Лингвистика». Она написана в полном соответствии с государственным образовательным стандартом РФ по дисциплине «Введение в языкознание» и с учетом нормативного количества часов, отводимых на данную дисциплину.

Полная учебная нагрузка составляет 76 академических часов, из которых 20 отводится на лекционные, 18 на семинарские и 38 на внеаудиторные занятия.

Актуальность такой программы определяется необходимостью дать студентам-лингвистам базовые знания о структуре языка и законах его развития.

Новизна программы обусловлена учетом в ней новейших методов исследования языка, таких как психолингвистические и социолингвистические методы.

Объектом данной программы служит структура языка и законы его развития.

Предметом программы являются закономерности развития языка и методы его исследования.

ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ

Общая цель курса «Введение в языкознание» является комплексной, включающей в себя практическую, образовательную и воспитательную составляющие.

Практическая цель обучения состоит в том, чтобы научить студентов грамотно оперировать научными понятиями языкознания.

Образовательная цельзаключается в формировании у студентов правильного представления о языке и законах его развития. Концентрированная подача материала составляет характерную особенность программы и обуславливает определенную целостность обучения.

Воспитательная цельреализуется при формировании у студентов общей культуры мышления. Воспитательная цель решается параллельно с практической и образовательной в течение всего периода обучения.

Конечная цель обучения достигается в результате выполнения конкретных задач, предусмотренных данной программой.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ ОБУЧЕНИЯ

К изучению данного курса студенты приступают, получив среднее образование и овладев навыками изучения гуманитарных дисциплин.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ

Тема 1.

Предмет и задачи языкознания.

Язык и языки: сущность и явление. Описание современных литературных языков. Объяснение закономерностей развития языков. Создание словарей и грамматик. Разработка теории перевода и методики преподавания родного и иностранного языков.

Тема 2.

Основные свойства языка.

Определения языка. Язык и действительность. Язык и человек. Отношения языка к нации и национальной культуре. Общественный характер языка. Взаимодействие языка и общества. Язык и мышление. Функции языка. Связь слова и понятия. Роль называния в процессе познания. Язык как одна из форм мысли.

Тема 3.

Разделы языкознания и его связь с другими науками.

Многоаспектность объекта языкознания и структура лингвистической науки. Общее и частное языкознание. Теоретическое и прикладное языкознание. Историческое и описательное языкознание. Изучение языка и речи. Место языкознания в системе наук.

Тема 4.

Система и структура языка.

Общенаучное понимание системы: принципы и функции, структура и субстанция. Уровневая структура языка, единицы уровней. Знаковый характер языка. Свойства языкового знака. Слово как знак понятия и предмета. Соотношение языка и речи.

Тема 5.

Синхронические и диахронические аспекты изучения языка.

Синхронический и диахронический подходы к изучению языка.

Тема 6.

Парадигматика и синтагматика.

Основные понятия парадигматики и синтагматики.

Тема 7.

Фонетика.

Акустические свойства звука: высота, сила, длительность, тембр. Речевой аппарат: устройство и работа органов речи. Интонация: мелодика, ритм, темп, интенсивность, паузы, тембр. Функции интонации. Классификация гласных и согласных. Место и способ образования звука. Фонетическое членение речи. Синхронические и диахронические фонетические процессы. Комбинаторные и позиционные процессы. Фонологизация и дефонологизация. Концепции фонемы. Функции фонемы. Различие звука и фонемы.

Тема 8.

Грамматика.

Разделы грамматики. Грамматическая форма и морфологическая структура слова. Словообразование и словоизменение. Грамматические модели: словообразовательные, морфологические, синтаксические. Парадигмы и синтагмы в морфологии. Исторические процессы в морфологии. Универсальность грамматических способов. Роль грамматических способов в организации строя языка. Понятие морфемы. Типы аффиксов. Грамматические категории и части речи. Принципы выделения частей речи. Синтаксические единицы языка. Определение предложения разными школами. Функции предложения. Структура и типы предложений. Предикативность и синтаксические категории. Типы синтаксических связей. Словосочетание. Типы словосочетаний.

Тема 9.

Типологическая классификация языков.

Морфологические типы языков. Флективные, агглютинативные, изолирующие и инкорпорирующие языки. Зарождение и развитие морфологической классификации. Типология форм и типология категорий. Универсальные, типологические и специфические черты языков.

Тема 10.

Сопоставительный метод.

Сопоставление фонологических, грамматических и лексических структур языков. Сопоставление форм и категорий. Агглютинация и фузия. Аналитические и синтетические языки.

Тема 11.

Лексикология.

Разделы лексикологии. Семантика. Ономастика. Терминоведение. Фразеология. Лексикография. Слово как основная единица языка и аспекты его изучения. Номинативная функция слова. Семантический треугольник. Понятие внутренней формы. Лексическое значение и его анализ. Многозначность и лексико-семантические варианты слова. Метафора, метонимия, синекдоха. Лексические категории: синонимия, антонимия, конверсия: омонимия. Виды системных отношений в лексике: семантические поля, тематические группы, гиперо-гипонимические классы. Активный и пассивный словарь. Исторические изменения в лексике. Историзмы, архаизмы, неологизмы. Типы словарей. Использование словарей в лингвистическом исследовании. Сопоставительное изучение лексики разных языков.

Тема 12.

Сравнительно-историческое языкознание.

Генеалогическая классификация языков. Индоевропейские, тюркские, финно-угорские, семитские языки. Германские и романские языки. Лингвистическая карта мира. Историческое языкознание. Исторические процессы в фонетике, грамматике и лексике.

Тема 13.

Письмо.

История развития письма. Типы письма.

Тема 14.

История науки о языке.

Основоположники языкознания. Научные направления и школы в истории языкознания. Логическое, психологическое и социологическое направления. Структурализм. Развитие концепций и методов в истории лингвистики.

ЛИТЕРАТУРА

Рекомендуемая учебная литература.

  1. Маслов Ю.С. Введение в языкознание. - М., 1999.

  2. Реформатский А.А. Введение в языковедение. - М., 2000.

Дополнительная литература.

  1. Головин Б.Н. Введение в языкознание. - М., 1977.

  2. Зиндер Л.Р. Введение в языкознание. Сборник задач. - М., 1987.

  3. Кодухов В.И. Общее языкознание. - М., 1974.

  4. Новиков Л.А. Семантика русского языка. - М., 1982.

  5. Широков О.С. Введение в языкознание. - М., 1985.

  6. Шор Р.О., Чемоданов Н.С. Введение в языковедение. - М., 1945.

  7. Языкознание. Большой энциклопедический словарь. - М., 1998.

  1. Программы направления 520500 «лингвистика», бакалавриат общепрофессиональные дисциплины (1)

    Документ
    Предлагаемое издание представляет собой сборник программ цикла общепрофессиональных дисциплин специальности 520500 «Лингвистика», бакалавриат. Программы являются авторскими разработками преподавателей Института иностранных языков Российского
  2. Программа по иностранным языкам направление 520500- «лингвистика» (2)

    Программа
    Теоретические и практические курсы по иностранным языкам имеют целью обеспечить студентам: 1) владение орфографической, лексической и грамматической нормами изучаемых языков; 2) знания правильного использования языковых норм во всех
  3. Программа по иностранным языкам направление 520500- «лингвистика» (3)

    Программа
    Теоретические и практические курсы по иностранным языкам имеют целью обеспечить студентам: 1) владение орфографической, лексической и грамматической нормами изучаемых языков; 2) знания правильного использования языковых норм во всех
  4. Программа по иностранным языкам направление 520500- «лингвистика» (4)

    Программа
    Теоретические и практические курсы по иностранным языкам имеют целью обеспечить студентам: 1) владение орфографической, лексической и грамматической нормами изучаемых языков; 2) знания правильного использования языковых норм во всех
  5. Программа по иностранным языкам направление 520500- «лингвистика» (1)

    Программа
    Настоящая программа рассчитана на лиц, поступивших в Российский Университет дружбы народов со знанием английского языка в объеме программы средней школы.
  6. Программа по иностранным языкам направление 520500- «лингвистика» (5)

    Программа
  7. Программы вступительных испытаний в российский государственный социальный университет (2)

    Решение
    совершенствование умений опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации,
  8. Программы вступительных испытаний в российский государственный социальный университет (3)

    Решение
    Культура учебно-научного и делового общения (устная и письменная формы). Написание доклада, реферата, тезисов, рецензии. Составление деловых документов различных жанров (расписка, доверенность, резюме).
  9. Отчет по проекту: Гуманитарная компонента в учебных планах высшего профессионального образования: мировой опыт и российские реалии

    Содержательный отчет
    В недавно опубликованном “Российской газетой” интервью Я.И.Кузьминов, ректор Государственного университета – Высшей школы экономики и права, говорит: “Наше высшее образование где-то наполовину потеряло звание профессионального.

Другие похожие документы..