Учебно-методический комплекс по дисциплине Общая экология Специальность/направление

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ»

(МИИТ)

УТВЕРЖДЕНО:

Проректором по учебно-методической работе –директором РОАТ

«_25____»__01________2011г.

Кафедра « Техносферная безопасность»

Автор:канд. техн. наук, доц. Климова Татьяна Федоровна

Учебно-методический комплекс по дисциплине

Общая экология

Специальность/направление 280202 «Инженерная защита окружающей среды»

____________________________________________________________________________________

Утверждено на заседании

Учебно-методической комиссии академии

Протокол №____2___

«__20» ____января_______ 2011г

Утверждено на заседании кафедры

Протокол №___1__

«__11» _____января_____ 2011 г.

Москва 2011г.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ

(МИИТ)

СОГЛАСОВАНО

Выпускающая кафедра

«Техносферная безопасность»

УТВЕРЖДЕНО

Проректором по учебно-методической работе, директором РОАТ

«_25_____»___01_____________2011__ г.

Кафедра «Техносферная безопасность»

Автор: канд. техн. наук, доц. Климова Татьяна Федоровна _____

Рабочая учебная программа по дисциплине

Общая экология

Специальность/направление

280202 Инженерная защита окружающей среды.

Утверждено на заседании

Редакционно-издательского совета

Протокол №____2___

«_20_» ___января_______ 2011 г

Утверждено на заседании кафедры

Протокол №___1__

«_11_» ____января_____ 2011 г.

МОСКВА -2011

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

1

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ…………………………...

…..3

1.1 Пояснительная записка.……………………………………………..

…..3

1.2 Цели и задачи изучения дисциплины. Соответствие ГОС……..….

…..3

1.3 Требования к уровню освоения содержания дисциплины .……….

…..4

1.4 Объем дисциплины, формы текущего и промежуточного контроля

…..5

1.4.1 Объем дисциплины и виды учебной работы…………..….…

......5

1.4.2 Распределение часов по темам и видам учебной работы…..

…..5

1.5 Содержание курса……………………….…………………………..

....6

1.6 Темы практических занятий………….……………...………………

....8

1.7 Лабораторные работы (лабораторный практикум).……………….

....9

1.8 Тематика контрольных работ и методические указания к их выполнению………………………………………………………………….

13

....

1.9 Самостоятельная работа…………………………………...…………

....14

1.10 Учебно-методическое обеспечение……………………………...…

....15

1.10.1 Литература……………………………………….…………...

....15

1.10.2 Материально-техническое и информационное обеспечение дисциплины…………………………………………………….

....16

1.10.3 Методические указания студентам…………………………

....17

1.10.4 Методические рекомендации преподавателю…………….

....17

2

МАТЕРИАЛЫ ТЕКУЩЕГО И ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ………………..…………………...

...19

2.1 Материалы текущего контроля………………………………….

…19

2.2 Материалы итогового контроля…………………………………

…29

2.3 О методическом обеспечении процедуры контроля…………...

…41

1. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

    1. Пояснительная записка

Курс «Общая экология» введен для подготовки специалистов по направлению 280202 Инженерная защита окружающей среды. Учебно-методический комплекс по данной дисциплине составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта (ГОС) высшего профессионального образования по специальности «Инженерная защита окружающей среды».

Особенность построения курса связана с соблюдением требований о фундаментальном характере изложения, необходимости анализа современной экологической ситуации, в формировании у студентов экологического мировоззрения, становлении нравственной ответственности человека по отношению к окружающей среде. Программа составлена таким образом, чтобы будущие специалисты получили интегрированное представление об эволюции и взаимозависимости природной и техносферной компонент.

1. 2 Цель и задачи дисциплины. Соответствие ГОС

Цель дисциплины: ознакомление студентов с концептуальными основами экологии как фундаментальной науки об экосистемах и биосфере; формирование экологического мировоззрения на основе знания особенностей сложных живых систем; воспитание навыков экологической культуры.

Изучение реальных теоретических проблем экологии на основе естественных связей изучаемых материалов с жизнью должно побуждать студентов к поиску способов разрешения сложных практических проблем.

Курс «Экология» ставит перед собой следующие задачи:

  • ознакомить студентов с глобальными проблемами окружающей среды как с реальностью ХХI века и идеей оптимизации окружающей природной среды;

  • объяснить средообразующее и ресурсное значение разнообразия генофонда биосферы;

  • изучение основных законов и концепций экологии, свойств живых систем, средообразующей функции живого, структуры и эволюции биосферы и роли в ней человека;

  • показать деятельность человека как особый экологический фактор, ознакомить с фактами, подтверждающими глобальный, национальный и локальный характер экологических проблем;

  • формирование представлений об экологических кризисных ситуациях и о путях их преодоления, показать практические возможности решения экологических проблем;

  • воспитать моральную ответственность человека по отношению к живому.

Содержание программы основывается на физических, химических и биолого-экологических знаниях, заложенных в курсе общего и специального среднего образования, и раскрывает фундаментальные представления наук о природе на более глубоком уровне, обосновывая необходимость комплексного (политического, экономического, социального и философского) решения экологических проблем. Программа определяет общий объем знаний по общей экологии в соответствии с государственными требованиями к содержанию цикла общих математических и естественнонаучных дисциплин (ЕН).

Курс включает лекционные, практические и лабораторные занятия, выполнение контрольной работы; для углубления фундаментальных знаний предмета предполагается самостоятельная работа студентов по интересующим их темам в виде научных сообщений и рефератов на семинарах или студенческих конференциях.

1.3 Требования к уровню освоения дисциплины

В соответствии с требованиями, сформулированными в ГОС ВПО, в результате изучения дисциплины «Общая экология » специалист должен иметь представление о процессах, протекающих в окружающей природе, о самоценности всего живого и невозможности выживания человечества без сохранения биосферы. Студент должен иметь представление о взаимоотношениях организмов со средой обитания, структуре биосферы, ее эволюции, глобальных проблемах ОС, но и уметь прогнозировать результаты своей профессиональной деятельности с учетом прямых и многочисленных косвенных последствий для биосферы.

Экология непрерывно развивается, появляются новые факты. Пока необъяснимые с существующих позиций, либо опровергающие их. Многие фундаментальные концепции, считающиеся незыблемыми в течении десятилетий пересматриваются. Поэтому современный специалист должен выбирать между разными точками зрения, ориентироваться на новизну или достоверность источника. Он должен знать основные законы системы природа-человек. Иметь представления о математических моделях и качественных понятиях применительно к экологическим кризисам и катастрофам и экологическим рискам.

Знания, полученные на лекциях, закрепляются на лабораторных занятиях, каждый студент выполняет по 4 лабораторных работы. Студенты отрабатывают навыки решения экологических зада, выполняя самостоятельно контрольную работу . На лабораторных занятиях студенты учатся не только решать задачи, но и уметь объяснять их решение, анализировать полученные результаты. Студенты приобретают навыки использования учебной и технической литературы, информационных материалов из Интернета, работы с приборами, проведения расчётов, осмысления, анализа и защиты полученных результатов. После освоения дисциплины будущий специалист должен иметь опыт аргументированно отвечать на вопросы, касающиеся основных проблем экологии.

1.4 Объем дисциплины

1.4.1 Объем дисциплины и виды учебной работы

Форма обучения – ЗАОЧНАЯ

Вид учебной работы

Количество часов

Всего по учебному плану

В том числе по курсам и семестрам

  1. курс

3-4 семестр

Аудиторные занятия:

20

20

Обзорные лекции

8

8

Практические занятия

4

4

Лабораторные работы

8

8

Самостоятельная работа

116

116

ВСЕГО ЧАСОВ

НА ДИСЦИПЛИНУ

136

136

Текущий контроль (количеств и вид текущего контроля)

Контрольная работа №1 Тесты № 1, 2

зачет

Контрольная работа №1

Тест №№ 1,2,

зачет

Виды итогового контроля

Экзамен

Экзамен

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине «общая экология» 4 курс (дневное отделение) (1)

    Учебно-методический комплекс
    Основные этапы развития экологической науки. Структура и задачи современной экологии. Среда и экологические факторы. Законы их действия на организмы. Основные пути воздействия организмов на среду обитания.
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине «общая экология» 4 курс (дневное отделение) (2)

    Учебно-методический комплекс
    Мутуалистические связи в сообществах. Механизмы регуляции численности популяций в биоценозах. Законы экологической сукцессии. Специфика островных биоценозов.
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине Информационная экология (блок общепрофессиональных дисциплин опд)

    Учебно-методический комплекс
    Курс «Информационная экология» - дисциплина по выбору студента блока общепрофессиональных дисциплин Включение этого курса в учебный план объясняется возросшей ролью информации в обществе и ее влиянием на социальные, экономические и другие процессы.
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Введение в специальность» для специальности: 050902 «Туризм» Усть-Каменогорск, 2005

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы туризмологии» предназначен для студентов экономических специальностей. Он знакомит студентов с содержанием курса, его актуальностью и необходимостью, с теми навыками и умениями, которые
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине Прикладная экология (название)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс «Прикладная экология» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 020801.
  6. Учебно-методический комплекс по дисциплине естествознание для специальности: 050708. 65 Педагогика и методика начального образования с дополнительной специальностью 050303. 65 Иностранный язык «Разработано» «Утверждено» (1)

    Учебно-методический комплекс
    Ботаника как раздел биологии. Клетка и ткани. Органы растений. Размножение и воспроизведение. Основные процессы жизнедеятельности растений. Систематика.
  7. Учебно-методический комплекс по дисциплине естествознание для специальности: 050708. 65 Педагогика и методика начального образования с дополнительной специальностью 050303. 65 Иностранный язык «Разработано» «Утверждено» (2)

    Учебно-методический комплекс
    Зоология как раздел биологии. Основные принципы зоологической систематики. Характеристика основных типов животных. Сакромастигофоры. Инфузории. Круглые черви.
  8. Учебно-методический комплекс по дисциплине Концепции современного естествознания Направления подготовки

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине «Концепции современного естествознания» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования / Основной образовательной
  9. Учебно-методический комплекс по дисциплине «социальная экология и природопользование» Составитель: к б. н., доцент

    Учебно-методический комплекс
    Экологические и социальные особенности человека. Экологическая история человечества. Биологическая и социальная специфика демографии человека. Демографические проблемы и пути их решения, демографические перспективы.

Другие похожие документы..