Самостоятельная работа студентов методические рекомендации по дисциплине «Аналитическая химия и физико-химические методы анализа» для студентов специальностей 240701, 240702, 240901, 260204 всех форм обучения Бийск

Федеральное агентство по образованию

Бийский технологический институт (филиал)

государственного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Алтайский государственный технический университет

им. И.И. Ползунова»

Н.В. Степанова

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
СТУДЕНТОВ

Методические рекомендации по дисциплине
«Аналитическая химия и физико-химические методы анализа»
для студентов специальностей 240701, 240702, 240901, 260204
всех форм обучения

Бийск

Издательство Алтайского государственного технического
университета им. И.И. Ползунова

2 010

УДК 546 (075.5)

Разработано в соответствии с Государственным образовательным стандартом ВПО по направлению подготовки дипломированных специалистов по специальностям240701, 240702, 240901, 260204 на основе рабочей программы дисциплины «Аналитическая химия и физико-химические методы анализа».

Рецензент:

профессор, к. х. н. БТИ АлтГТУ Ю.В. Мороженко.

Работа подготовлена на кафедре общей химии и экспертизы
товаров.

Степанова, Н.В.

Самостоятельная работа студентов: методические рекомендации по дисциплине «Аналитическая химия и физико-химические методы анализа» для студентов специальностей 240701, 240702, 240901, 260204 всех форм обучения / Н.В. Степанова; Алт. гос. техн. ун-т, БТИ. – Бийск: Изд-во Алт. гос. техн. ун-та, 2010. –
53 с.

В методических рекомендациях представлена система методической и учебной документации для самостоятельного изучения студентами дисциплин «Аналитическая химия и физико-химические методы анализа».

УДК 546 (075.5)

Рассмотрены и одобрены

на заседании кафедры ОХЭТ.

Протокол № 4 от 02.03.2010 г.

© Степанова Н.В., 2010

© БТИ АлтГТУ, 2010

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….

4

1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ………………………………………..

4

1.1 Цели и задачи изучения дисциплины………………….…

4

1.2 Методические рекомендации по изучению учебного

материала………………………………………………………….

5

2 Планирование и организация времени по изучению Дисциплины………………………………...….…

7

2.1 Тематические планы дисциплины……………………..……

7

2.2 План-график изучения дисциплины……………………....

10

3Характеристика и описание заданий на СРС….....

12

3.1 Подготовка к лекциям………………………………………

12

3.2 Подготовка к практическим работам…………………….

17

3.3 Подготовка к лабораторным работам …………………..

27

3.4 Коллоквиумы……………………………………………….

44

4 ОЦЕНКА ВЫПОЛНЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ…

46

4.1 Формы и содержание текущей аттестации и итоговой оценки по дисциплине…………………………………………...

46

4.2 Шкала оценок и правила вычисления рейтинга………….

47

4.3 Графики контроля выполнения СРС………………………

48

ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………….….

52

ВВЕДЕНИЕ

Аналитическая химия, являясь одной из общеобразовательных дисциплин, закладывает теоретические основы изучения специальных дисциплин, важнейших в системе образования инженеров-химиков.
Рациональное управление производственными процессами в химической, металлургической и машиностроительной отраслях невозможно без знания качественного и количественного состава сырья, промежуточной и готовой продукции. Инженер химик-технолог должен обладать достаточными знаниями в этой области химии, так как они требуются при проектировании, изготовлении и эксплуатации машин и аппаратов. Знание курса аналитической химии и физико-химических методов анализа необходимо также для успешного изучения других специальных дисциплин.

Курс аналитической химии дает теоретическую и практическую подготовку студентов, предполагает получение ими знаний и навыков, необходимых для решения задач по установке качественного, количественного и структурного состава различных объектов исследования.

Программой предмета «Аналитическая химия и физико-химические методы анализа (ФХМА)» предусматривается изучение теоретических основ методов анализа сырья, продуктов, готовой продукции и объектов окружающей среды и получение учащимися прочных практических навыков в области физико-химических методов анализа, применяемых при аналитическом контроле производства заводскими лабораториями предприятий важнейших отраслей промышленности и в лабораториях НИИ.

1ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1 Цели и задачи изучения дисциплины

Цель преподавания дисциплины заключается в обучении студентов теоретическим основам аналитической химии и приобретению ими навыков практического применения методов качественного и количественного методов анализа для определения соединений неорганической и органической природы, активному использованию этих методов применительно к различным объектам, правильной оценке полученных результатов.

Изучение курса «Аналитическая химия и ФХМА» основывается на базе курса «Неорганическая химия». Предполагается, что студент умеет выполнять частные реакции открытия катионов и анионов,
может рассчитать концентрации Н+, ОН--ионов имеет представление
о гидролизе солей различного типа, о комплексных соединениях,
о малорастворимых соединениях и может на основании ПР вычис-
лить концентрации ионов в растворе (и наоборот); умеет уравнивать окислительно-восстановительные реакции и т.д.

В результате изучения этой дисциплины студент должен знать:
1) теоретические основы аналитической химии;
2) принципы и методы химического качественного анализа (дроб-ный и систематический);

3) принципы и методы химического количественного анализа (гравиметрия и титриметрия);

4) основы физико-химических методов анализа.

Студент должен уметь:

1) самостоятельно работать с учебной, справочной и методической литературой по аналитической химии;

2) правильно выбирать метод анализа в соответствии с поставленной аналитической задачей и заданной точностью определения;

3) владеть техникой и осуществлять различные гравиметрические и титриметрические определения;

4) правильно выполнять расчеты результатов анализа и оценивать их с помощью методов математической обработки;

5) применять полученные знания для анализа органических и неорганических веществ и их смесей.

Изучение дисциплин «Аналитической химии и ФХМА» должно способствовать достижению студентами следующих целей и задач:

освоению теоретических основ аналитической химии;

усвоению основных принципов и методов химического качественного и количественного методов анализа;

формированию представлений о современных химических методах анализа;

овладению умениями применять полученные знания в процессе анализа продовольственных и непродовольственных товаров.

1.2 Методические рекомендации по изучению учебного

материала по дисциплине

1.2.1 Методические рекомендации по изучению учебного
материала

Основные теоретические положения дисциплины изучаются на лекциях.

В лекционный курс включены три основные раздела: введение и теоретические основы аналитической химии, количественный химический анализ и методы разделения веществ.

Для закрепления теоретических знаний и приобретения необходимых практических навыков и умений программой предмета предусматривается выполнение лабораторных работ, которые должны проводиться после изучения теоретических основ соответствующей темы.

Лабораторный практикум включает работы по качественному анализу смесей ионов, количественному определению веществ химическими и физико-химическими методами анализа. Лабораторные работы выполняются студентами индивидуально и самостоятельно под контролем преподавателя.

При изучении учебного материала необходимо особое внимание уделить пониманию сущности проведения химических методов ана-лиза.

При изучении первого блока дисциплины «Введение и основы аналитической химии» необходимо обратить внимание на равновесие в гомогенных и гетерогенных системах, на способы расчета рН растворов сильных и слабых электролитов, на растворимость малорастворимых осадков.

При изучении второго блока учебного материала «Гравиметрический и титриметрический методы анализа» необходимо выяснить, что лежит в их основе. Рассматривая различные химические методы анализа, следует обратить внимание на то, каким образом рассчитывается концентрация анализируемого вещества, какие приборы необходимо при этом использовать. Необходимо проанализировать основные отличия этих методов. Для углубленного понимания указанной темы следует изучит материалы, приведённые в списке литературы.

Изучая материал третьего блока «Методы разделения веществ», необходимо рассмотреть основные методы разделения веществ и способы обработки результатов анализа.

Для более детального изучения представленных в учебном материале тем, необходимо ознакомиться с первоисточниками, указанными в списке литературы.

С целью проверки уровня полученных знаний студенты выполняют контрольное тестирование, сдают коллоквиум, выполняют и защищают лабораторные работы.

При изучении четвёртого блока учебного материала «Электрохимические методы анализа» необходимо определить характерные особенности таких методов, как потенциометрия, вольтамперометрия, кулонометрия и кондуктометрия. Определите характерные особенности таких методов, как потенциометрия, вольтамперометрия, кулонометрия и кондуктометрия. Рассматривая различные спектральные методы анализа в пятом блоке «Оптические методы анализа» обратите внимание на то, каким образом рассчитывается концентрация анализируемого вещества, какие приборы необходимо при этом использовать. Проанализируйте основные отличия этих методов. Для углубленного понимания указанной темы изучите материалы, приведённые в списке литературы.

Необходимо составить четкое представление об отличиях электрохимических методов от оптических. В шестом блоке «Хромато-
графические методы анализа» внимательно прочитайте учебный материал, посвященный особенностям проведения различных видов хроматографического анализа. Обратите внимание на возрастающую попу-лярность применения методов хроматографического анализа в аналитической химии.

В седьмом блоке учебного материала «Термические методы анализа» внимательно изучите общие принципы и особенности этих методов анализа. Внимательно изучите классификацию термических методов анализа и области их использования. Для более детального изучения представленных в учебном пособии тем, познакомьтесь с первоисточниками, указанными в списке литературы.

С целью проверки уровня Ваших знаний выполните тестовые задания, приведённые в пособии. Познакомьтесь с рабочей программой, в которой указаны те теоретические вопросы, на которые необходимо обратить особое внимание.

Полезно также изучить список вопросов, которые будут предложены на зачёте по данному курсу.

2 ПЛАНИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ВРЕМЕНИ
ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

  1. Учебное пособие для модульно-рейтинговой технологии обучения Бийск (2)

    Учебное пособие
    В данном учебном пособии представлена система методической документации для модульно-рейтинговой технологии изучения раздела «Строение атома и вещества» курса «Химии», а также для изучения дисциплин, рабочие программы которых предусматривают
  2. Учебное пособие для модульно-рейтинговой технологии обучения Бийск (1)

    Учебное пособие
    В данном учебном пособии представлена система методической документации для модульно-рейтинговой технологии изучения раздела «Растворы. Дисперсные системы» курса «Химия», а также для изучения дисциплин, рабочие программы которых предусматривают
  3. Методические рекомендации к изучению дисциплины и к организации самостоятельной работы студентов для модульно-рейтинговой технологии обучения Бийск

    Методические рекомендации
    Основные процессы и аппараты химической технологии. В 2-х ч.: Часть 1. Теоретические основы процессов химической технологии: методические рекомендации к изучению дисциплины и к организации самостоятельной работы студентов для модульно-рейтинговой
  4. Процессы и аппараты пищевых производств Бийск Издательство Алтайского государственного технического университета им. И. И. Ползунова 2010

    Документ
    Рекомендовано Сибирским региональным учебно-методическим центром высшего профессионального образования для межвузовского использования в качестве учебного пособия для студентов специальностей 240701 «Химическая технология органических соединений азота»,
  5. Монография бийск (1)

    Монография
    Анализ конкурентоспособности выпускников высших учебных заведений: монография / Л.Г. Миляева, О.В. Борисова; Алт. гос. техн. ун-т, БТИ. – Бийск: Изд-во Алт.

Другие похожие документы..