Самостоятельная работа студентов методические рекомендации по дисциплине «Аналитическая химия и физико-химические методы анализа» для студентов специальностей 240701, 240702, 240901, 260204 всех форм обучения Бийск

Занятие 7. Вычисление результатов анализа в методе осадительного титрования

Цель занятия:

− повторить темы, изученные ранее в курсе общей химии: гомогенные равновесия, теория электролитической диссоциации, расчет рН в растворах сильных и слабых кислот и оснований, химическое равновесие.

− научиться определять рН в растворах сильных и слабых электролитов;

− научиться составлять схемы качественного анализа смесей катионов и анионов;

− освоить решение задач.

План занятия:

1. Контрольный опрос и обсуждение темы занятия.

2. Решение задач.

Подготовка к занятию:

1. Изучить учебный материал занятия в конспекте лекций и учебно-методической литературе [1−5].

2. Повторить из курса общей химии:

− основные способы выражения концентраций растворов;

− определение рН растворов кислот и оснований;

− расчеты рН буферных растворов.

3. Подготовиться к контрольному опросу, устно ответив на вопросы для самоконтроля.

4. Решите задачи для самоконтроля:

1)Вычислить pBr и pAg при титровании 100 см3 0,1 н раство-
ра KBr 0,1 н раствором AgNO3, если добавлено: а) 99 см3; б) 100 см3;
в) 110 см3 титранта. ПРAgBr = 7,7 . 10-13.

2) 0,5020 г анализируемого вещества, содержащего бром, рас-творили в воде и прибавили 50,00 см3 0,1101 М раствора AgNO3. Избыток AgNO3 оттитровали 10,40 см3 раствора NH4CNS концентрации 0,1158 моль/дм3. Рассчитать процентное содержание брома в анализируемом веществе.

3) В мерной колбе вместимостью 250,0 см3 растворили 2,002 г технического KBr. К 25,00 см3 раствора прибавили 50,00 см3 0,05560 н Hg2(NO3)2 (fэкв = 1/2). На титрование избытка Hg2(NO3)2 израсходовали 21,02 см3 раствора NaCl (T = 0,003522). Вычислить массовую долю (%) KBr в образце.

4) Какая масса BaCl2 содержится в 250,0 см3 раствора, если после прибавления к 25,00 см3 его 40,00 см3 0,1020 М AgNO3 израсходовано 15 см3 0,09800 М NH4SCN?

5) Сколько надо взять 1 %-ного раствора диметилглиоксима для осаждения никеля из навески 0,9531 г сплава, содержащего 0,5 % никеля?

6) Навеску 4,856 г KCNS растворили в мерной колбе ёмкостью 500 см3. На титрование 25,00 см3 раствора израсходовано 24,95 см3 раствора Hg(NO3)2. Определить молярную концентрацию эквивалента, поправочный коэффициент и титр раствора.

7) К 0,2266 г хлористой соли прилили 30,00 см3 0,1121 н раствора AgNO3, избыток которого оттитровали 15,00 см3 0,1158 н NH4CNS. Вычислить процентное содержание хлора в образце.

8) Вычислить молярную концентрацию эквивалента раствора нитрата серебра, если на титрование 36,48 см3 его затрачено 25,63 см3 раствора бромида натрия, содержащего 103,0 г в 500 см3 мл раствора.


3.3 Подготовка к лабораторным работам

3.3.1 Содержание лабораторных работ

Краткое содержание лабораторных работ для дисциплины «Аналитическая химия и ФХМА» представлено в таблице 4.

Таблица 4 − Планы лабораторных занятий по дисциплине

«Аналитическая химия»

Наименование и краткое содержание,

характер занятия и цель

Объем в

часах

1

2

1. Вводное занятие. Знакомство с лабораторией аналитической химии. Инструктаж по ТБ. Подготовка и выполнение лабораторной работы «Качественное обнаружение катионов и анионов»

Цель работы:

- ознакомиться с правилами ТБ и ПБ при проведении лабораторных работ;

- ознакомиться с нагревательными приборами и химической посудой;

- освоить основные операции качественного анализа

6

2. «Качественный анализ смеси катионов и анионов»

Цель работы:

- выполнить качественное определение катионов первой –шестой групп анионов первой–третьей аналитических групп в анализируемом образце.

План работы:

- обсуждение лабораторной работы и получение допуска для выполнения;

- выполнение работы;

- обработка экспериментальных данных, оформление отчета;

- защита лабораторной работы

6

3. «Определение сульфат-ионов в растворе серной кислоты»

Цель работы:

- освоить основные операции гравиметрического анализа;

- провести определение сульфат-ионов в растворе и сравнить с теоретическим содержанием;

- рассчитать абсолютную и относительную ошибки анализа.

6

Продолжение таблицы 4

1

2

План работы:

- обсуждение лабораторной работы и получение допуска для выполнения;

- выполнение работы;

- обработка экспериментальных данных, оформление отчета;

- защита работы

4. «Определение ионов железа гравиметрическим методом»

Цель работы:

- освоить основные операции гравиметрического анализа;

провести определение ионов железа в растворе и сравнить с теоретическим содержанием;

- рассчитать абсолютную и относительную ошибки анализа.

План работы:

- обсуждение лабораторной работы и получение допуска для выполнения;

- выполнение работы;

- обработка экспериментальных данных, оформление отчета;

- защита лабораторной работы

6

5. «Ацидиметрия»

Цель работы:

- освоить основные операции титриметрического метода анализа;

- провести определение массы соды в растворе и сравнить с теоретическим содержанием;

- рассчитать абсолютную и относительную ошибки анализа.

План работы:

- обсуждение лабораторной работы и получение допуска для выполнения;

- выполнение работы;

- обработка экспериментальных данных, оформление отчета;

- защита лабораторной работы

6

Продолжение таблицы 4

1

2

6. «Определение ионов двухвалентного железа перманганатометрическим методом»

Цель работы:

- провести количественное определение содержания ионов железа в растворе соли Мора;

- освоить основные операции получения аморфных осадков;

- рассчитать абсолютную и относительную ошибки анализа.

План работы:

- обсуждение лабораторной работы и получение допуска для выполнения;

- выполнение работы;

- обработка экспериментальных данных, оформление отчета;

- защита лабораторной работы

6

7. Вводное занятие. Знакомство с лабораторией ФХМА. Подготовка и выполнение лабораторной работы «Потенциометрические методы анализа»

6

8. «Потенциометрические методы анализа»

Цель работы:

- ознакомиться с работой потенциометра;

- освоить основные операции потенциометрического анализа;

- освоить косвенный потенциометрический метод определения объема соляной кислоты в водном растворе;

- рассчитать абсолютную и относительную ошибки анализа.

План работы:

- обсуждение лабораторной работы и получение допуска для выполнения;

- выполнение работы;

- обработка экспериментальных данных, оформление отчета;

- защита лабораторной работы

6

9. «Фотоколориметрия»

Цель работы:

- освоить основные операции проведения фотоколориметрического определения сульфата никеля в растворе его соли;

6

Продолжение таблицы 4

1

2

- ознакомиться с работой прибора фотоколориметр;

- провести фотоколориметрическое определение ионов никеля в растворе его соли;

- рассчитать абсолютную и относительную ошибки анализа.

План работы:

- обсуждение лабораторной работы и получение допуска для выполнения;

- выполнение работы;

- обработка экспериментальных данных, оформление отчета и защита лабораторной работы

10. «Ионометрия»

Цель работы:

- освоить основные операции ионометрического анализа;

- ознакомиться с работой прибора иономера;

- провести определение нитрат-ионов в растворе и сравнить с теоретическим содержанием;

- рассчитать абсолютную и относительную ошибки анализа.

План работы:

- обсуждение лабораторной работы и получение допуска;

- выполнение работы;

- обработка экспериментальных данных, оформление отчета и защита лабораторной работы

6

11. «Люминесцентный метод анализа»

Цель работы:

- освоить основные операции люминесцентного метода анализа;

- ознакомиться с работой прибора рефрактометра;

- провести определение витамина В2 в растворе и сравнить с теоретическим содержанием;

- рассчитать абсолютную и относительную ошибки анализа

6

12. Защита лабораторных работ. Контрольный опрос

2

Итого

68

3.2.2 Общие методические рекомендации

Лабораторные работы проводятся группой из 2–4 студентов.

Для успешного выполнения и защиты лабораторных работ рекомендуется систематически готовиться к каждому занятию по следующей схеме:

1) изучить теоретический материал в конспекте лекций и учебных пособиях;

2) познакомиться со свойствами реагентов, продуктов реакций; химической посудой и оборудованием; методиками проведения опытов и техникой безопасности;

3) дома предварительно подготовить форму лабораторного от-чета;

4) ответить на контрольные вопросы для допуска к работе;

5) устно подготовить ответы на примерный перечень вопросов для защиты лабораторной работы.

Итогом работы является защита лабораторной работы, состоящая из устного собеседования (письменных ответов на тесты). На защиту лабораторной работы допускаются студенты:

▪ успешно выполнившие работу;

▪ оформившие лабораторный отчет и защитившие предыдущую лабораторную работу.

Защита лабораторной работы обязательно проходит индивидуально. После защиты лабораторный отчет сдается преподавателю.

3.2.3 Методические рекомендации к лабораторной работе «Качественное обнаружение катионов и анионов»

3.2.3.1 Учебно-методическая литература:[1–5].

3.2.3.2 Электронные материалы: сайт института http://www.bti.secna.ru

3.2.3.3 Познакомьтесь с названием и целью работы:

▪ «Качественное определение катионов и анионов»;

▪ опытным путем определить состав анализируемого образца (наличие катионов и анионов).

3.2.3.4 Изучите теоретический материал в конспекте лекций и ме-тодических рекомендациях.Начинайте изучение с конспектов лекций, затем непонятные моменты уточните в другой учебной литературе.

  1. Учебное пособие для модульно-рейтинговой технологии обучения Бийск (2)

    Учебное пособие
    В данном учебном пособии представлена система методической документации для модульно-рейтинговой технологии изучения раздела «Строение атома и вещества» курса «Химии», а также для изучения дисциплин, рабочие программы которых предусматривают
  2. Учебное пособие для модульно-рейтинговой технологии обучения Бийск (1)

    Учебное пособие
    В данном учебном пособии представлена система методической документации для модульно-рейтинговой технологии изучения раздела «Растворы. Дисперсные системы» курса «Химия», а также для изучения дисциплин, рабочие программы которых предусматривают
  3. Методические рекомендации к изучению дисциплины и к организации самостоятельной работы студентов для модульно-рейтинговой технологии обучения Бийск

    Методические рекомендации
    Основные процессы и аппараты химической технологии. В 2-х ч.: Часть 1. Теоретические основы процессов химической технологии: методические рекомендации к изучению дисциплины и к организации самостоятельной работы студентов для модульно-рейтинговой
  4. Процессы и аппараты пищевых производств Бийск Издательство Алтайского государственного технического университета им. И. И. Ползунова 2010

    Документ
    Рекомендовано Сибирским региональным учебно-методическим центром высшего профессионального образования для межвузовского использования в качестве учебного пособия для студентов специальностей 240701 «Химическая технология органических соединений азота»,
  5. Монография бийск (1)

    Монография
    Анализ конкурентоспособности выпускников высших учебных заведений: монография / Л.Г. Миляева, О.В. Борисова; Алт. гос. техн. ун-т, БТИ. – Бийск: Изд-во Алт.

Другие похожие документы..