Программа дисциплины дпп. Ф. 08 Основы профориентологии (указывается наименование и шифр дисциплины в соответствии с гос и учебным планом) Цель и задачи дисциплины

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ТГПУ)

«УТВЕРЖДАЮ»

Проректор (декан факультета)

___________________________

«____» _______________2011г.

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ДПП.Ф.08 Основы профориентологии

(указывается наименование и шифр дисциплины в соответствии с ГОС и учебным планом)

  1. Цель и задачи дисциплины

Целью учебной дисциплины «Основы профориентологии» является прочное усвоение и ясное понимание студентами сущности профориентационной работы.

Для достижения цели предполагается решение следующих задач:

– ясное представление основ профориентологии;

– четкая ориентация в мире современных профессий;

– усвоение методик психодиагностики и технологий профориентационной работы и участие в ней социального педагога;

– выработка навыков самостоятельной работы с литературой по проблемам профориентологии.

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

      1. Понимание сущности профориентационной работы(ее целей и задач), знание возрастных особенностей профессионального самоопределения, принципов организации профконсультации и профотбора, критериев продуктивности профессиональной деятельности, классификация профессий. Умение планирования и организации профориентационной работы в школе, осуществления профконсультирования. Понимание роли социального педагога в профориентационной работе с детьми. Знание условий эффективного профессионального самоопределения, этапов профессионализации.

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной деятельности

Всего часов

Семестр 8

Общая трудоемкость дисциплины

80

80

Аудиторные занятия

36

36

Лекции

36

36

Практические занятия

-

-

Семинары

-

-

Лабораторные работы

-

-

И (или) другие виды аудиторных занятий

-

-

Самостоятельная работа

44

44

Курсовая работа

-

-

Расчетно-графические работы

-

-

Рефераты

+

+

И (или) другие виды самостоятельной работы

-

-

Вид итогового контроля

Зачет – 8 сем.

Зачет

4. Содержание дисциплины

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

Раздел дисциплины

Лекции

Практические занятия

СРС

1.

Введение

4

-

2

2.

Культурно-исторические особенности развития профориентации

6

-

8

3.

Мир профессий

6

-

8

4.

Психология профессионального самоопределения и профвыбора

6

-

8

5.

Становление профессионализма

8

-

8

6.

Технологии профориентационной и профконсультационной работы

6

-

10

ИТОГО

36

-

44

4.2. Содержание разделов дисциплины

Тема 1.Введение.

Предмет и задачи курса. Профориентология как научная дисциплина: целеполагание, методология, концептуальные положения. Место профориентологии в системе наук. Понятийно-терминологический аппарат профориентологии: профессия, компетентность, профессионализм, квалификация, мастерство, рабочая сила, человеческий капитал, профессиональная культура.
Тема 2.Культурно-исторические особенности развития профориентации

История становления профориентологии как теории и практики в России, СССР, РФ и за рубежом. Зарубежный опыт профильного обучения. Введение профильного обучения в России.

Тема 3. Мир профессий

Характеристика труда и профессий. Классификация и типология профессий. Профессиографирование как метод анализа профессиональной деятельности. Типология профессиографирования. Современный мир профессий, тенденции в его развитии.

Тема 4. Психология профессионального самоопределения и профвыбора

Понятие профессионально важных качеств (ПВК). Профипригодность: сущность, уровни, критерии. Понятие и сущность самоопределения личности. Содержание профессионального самоопределения. Типы и уровни профессионального самоопредлеления. Виды ориентаций профессионального и личностного самоопределения. Типология проблем в выборе профессий. Профессиональный выбор, отбор, подбор: особенности и соотношение.

Тема 5.Становление профессионализма

Акмеологический подход в исследовании развития профессионала. Этапы профессионализации. Критерии успешности профессиональной деятельности. Деловое общение и профессиональная деятельность. Основы профессиональной конфликтологии: причины, типология, модели, последствия деловых конфликтов. Психологические способы регуляции деловых конфликтов. Психодиагностика стратегии поведения в конфликтной ситуации. Технология успеха в профессиональной деятельности. Карьера: сущность, стратегии.

Тема 6. Технологии профориентационной и профконсультационной работы

Целеполагание в профориентации. Возрастные особенности профориентационной работы. Основные методы профориентации. Учреждения, осуществляющие профориентационную работу: типология, содержание деятельности. Сущность и особенности профессионального консультирования. Сущность и типология психодиагностических методик в профориентации.

ПРАКТИЧЕСКИЙ БЛОК

1. Практическое занятие по теме: «Разнообразие мира профессий»

План:

  1. Игра «Цепочка профессий».

  2. Упражнение «Формула профессий».

  3. Игра «Угадай профессию» (работа в парах).

  4. Упражнение для микрогрупп на построение профессиограмм.

  5. Презентации микрогрупп.

  6. Составить «Азбуку профессий».

  7. Подобрать пословицы, поговорки, крылатые выражения, высказывания известных людей о труде, раскрывающие его основные характеристики.

2. Практическое занятие по теме: «Профессиональное и личностное самоопределение»

План:

  1. Составить свой личный профессиональный план.

  2. Тест М. Рокича «Ценностные ориентации.

  3. Упражнение «Лестница успеха».

  4. Упражнение «Формула успеха».

  5. Упражнение «Мои жизненные ценности».

  6. Написать эссе «Это сладкое слово «успех»».

  1. Практическое занятие по теме: «Технология успеха в профессиональной деятельности»

План:

  1. Опросник профессиональных предпочтений Дж. Холланда.

  2. Упражнение «Главные события в моей жизни».

  3. Составление резюме.

  4. Проблемы формирования личности профессионала.

  5. Понятие, виды профессионального стресса и техники его предупреждения.

  6. Факторы возникновения и развития деловых конфликтов.

4. Практическое занятие по теме: «Практика профконсультирования»

План:

  1. Упражнение «Профессия-мечта».

  2. Упражнение на составление рекомендаций по профподбору.

  3. Ролевая игра «Поиск работы».

  4. Ролевая игра «Трудоустройство».

  5. Сочинение «Я в профессии».

  1. Отчет о результатах самообследования федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «волгоградский государственный социально-педагогический университет»

    Содержательный отчет
    Самообследование федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет» проведено в соответствии с подготовкой

Другие похожие документы..