Учебно-методический комплекс дисциплины психология консультирования Для специальностей

по самостоятельной работе студентов, обучающихся по дисциплине «Психология консультирования»

Самостоятельная работа №1.Самоопределение к содержанию курса. Постановка цели.

  1. Познакомившись с тематикой лекционных и семинарских занятий, ответьте на вопрос: «Зачем я буду изучать эту дисциплину?», т.е. поставьте перед собой конкретную личную цель.

  2. Изучив теоретические источники (Р. Кочюнас, с. 12–14), отметьте отличия психологического консультирования и психотерапии.

Самостоятельная работа №2.Проектирование модели профессионального консультанта.

Разработайте модель профессионального консультанта (сдается преподавателю на проверку) по следующей схеме:

Профессиональный консультант

Личностные качества

Профессиональная компетентность

(знания, умения и навыки)

Деловые качества:

Индивидуально-психологические характеристики личности:

Самостоятельная работа №3.Самоопределение к теоретической модели консультирования.

После ознакомления с теоретическими моделями консультирования и психотерапии (психоаналитическое направление, адлерианское направление, терапия поведения, рационально-эмоциональная терапия, ориентированная на клиента терапия, экзистенциальная терапия), напишите мини-сочинение, в котором обоснуйте свою приверженность той или иной теоретической модели.

Самостоятельная работа №4.Проектирование упражнений по развитию навыков создания и поддержания консультативного контакта.

В развитии и поддержании консультативного контакта большую роль играют определенные навыки консультанта: невербальное общение, вербальное общение, слушание клиента, эмпатия, принятие клиента и т.д.

Спроектируйте, пользуясь литературными источниками 5–7 упражнений по развитию необходимых навыков создания и поддержания консультативного контакта с клиентом.

Самостоятельная работа №5.Анализ ситуации сбора психологического анамнеза.

Анализ ситуации сбора психологического анамнеза осуществляется теми участниками, которые в семинарском занятии выступали в роли наблюдателей. Студент анализирует деятельность консультанта по сбору психологического анамнеза посредством следующих вопросов: насколько корректно собиралась информация, достаточной ли была информация для анализа проблемы клиента, какая информация была упущена консультантом и т.д.

Анамнез (мед. термин) – сведения об условиях жизни, перенесенных заболеваниях, история развития болезни, полученные от больного или его близких.

Существуют различные схемы сбора психологического анамнеза. По одной из них выделяют три основных блока информации о клиенте:

  1. Демографическая информация

  • возраст клиента

  • семейное положение

  • профессия

  • образование

  1. Актуальные проблемы и нарушения

  • возникновение, развитие и продолжительность затруднения

  • события в жизни, обусловленные возникновением, обострением и разрешением проблем

  • возраст, в котором возникли проблемы

  • изменение отношений личности (особенно к значимым людям), перемена интересов, ухудшение физического состояния (сон, аппетит), обусловленные возникновением проблем

  • непосредственная причина обращения клиента

  • предшествующие попытки разрешения проблем (самостоятельные или с помощью других специалистов) и результаты

  • употребление лекарств

  • семейный анамнез (особенно психические болезни, алкоголизм, наркомания, самоубийства)

  1. Психосоциальный анамнез (значимые межличностные отношения)

  • раннее детство (обстоятельства и очередность рождения, основные воспитатели, отношения в семье)

  • дошкольный период (рождение братьев и сестер, другие значимые события в семье, первые воспоминания)

  • младший школьный возраст (успехи и неудачи в учебе, проблемы с учителями и ровесниками в школе, отношения в семье)

  • отрочество и юность (отношения с ровесниками, с лицами другого пола, родителями; успехи и неудачи в школе, идеалы и устремления)

  • взрослый возраст (социальные отношения, удовлетворенность работой, браком, отношения в семье, половая жизнь, экономические условия жизни, утрата близких людей, возрастные изменения, употребление алкоголя и наркотиков, психологические и экзистенциальные кризисы, планы на будущее).

В каждом случае не требуется информация в полном объеме, всегда нужно руководствоваться критериями разумной необходимости. Эта схема отражает скорее важные этапы в жизни клиента, время возникновения и усугубления проблем, что облегчает ориентацию в ходе консультирования.

Самостоятельная работа №6.Проектирование упражнений отработки процедур и техник психологического консультирования.

Существуют различные процедуры и техники психологического консультирования:

  • постановка вопросов;

  • ободрение и успокаивание;

  • отражение содержания: перефразирование и обобщение;

  • отражение чувств;

  • паузы молчания;

  • предоставление информации;

  • интерпретация;

  • конфронтация и т.д.

Спроектируйте 5–7 упражнений, которые помогут отработать процедуры и техники психологического консультирования.

Самостоятельная работа №7.Проектирование типичных «ошибок» начинающих консультантов.

Изучив литературные источники (Р. Кочюнас, с. 127-143), опишите типичные «ошибки» начинающих консультантов и пути их профилактики.

Самостоятельная работа №8.Анализ ситуации консультирования.

Те студенты, которые на семинарском занятии выступали в роли наблюдателей ситуации консультирования, осуществляют анализ работы консультанта в соответствии со следующими вопросами:

  • был ли консультантом установлен контакт с клиентом;

  • как осуществлялось структурирование времени и пространства;

  • какие процедуры и техники использовал консультант в своей работе;

  • какие этапы интервью были пройдены консультантом;

  • была ли выполнена консультантом задача того или иного этапа интервью и т.д.

Модель интервью

(базовая техника)

Стадии интервью

Цели и функции

Вероятные проблемы

1 шаг. «Привет»

  • Построение раппорта (связи, взаимопонимания)

  • Индукция комфорта: положение в пространстве под углом 90; освещение (лицо клиента должно быть освещено); словесная индукция комфорта, можно вводить суггестивные моменты.

  • Объяснение цели интервью («Мы поговорим и выясним ситуацию, с чем вы пришли …»)

  • Фокусировка (определение предмета интервью, фиксация внимания на главном). В психоанализе – самофокусировка.

  • Самораскрытие возможностей консультанта («Я могу обсудить с вами … и мы поймем …»). Консультант раскрывает свои возможности (способность разбирать, анализировать и т.д.).

  • Удлинение временного периода для достижения взаимопонимания (Признание права клиента. Иногда приходится 1 шаг разделять на несколько встреч).

  • Личностные и субкультурные различия (например: субкультура наркоманов).

  • Индивидуальная чувствительность человека к способам установления связи (способ: использовать слова клиента и др. приемы присоединения)

2 шаг. «В чем проблема?» (сбор информации)

  • Уточнение проблемы клиента.

  • Как он видит свою проблему. (Проблема – это понимание неполноты знания, это некое неразрешенное противоречие).

Чтобы определить проблему, надо выйти на противоречие.

  • Различия в способах фрагментации знаний, вычленении проблемы (у каждого свой объем). Контакт зависит от того, совместимы ли эти способы.

  • Непонимание истинных целей клиента (клиент «водит за нос»).

  • Навязывание собственной концепции проблем (к клиенту надо идти «чистым»).

  • Отрицание всяких ресурсов самим клиентом. (Надо найти ресурс: что может делать человек).

  • Инвентаризация достоинств.

3 шаг. «Чего вы хотите добиться?» (формулировка вместе с клиентом желаемого результата)

  • Выявить идеалы (идеальные образы, шаблоны или эталоны)

  • Идентификация идеального «Я» (как человек представляет идеального себя)

  • Идентификация модели будущего (моделирование будущего). «Что будет, если вы избавитесь от этого?». Выяснение истинных ожиданий.

  • Ожидание немедленной помощи (ожидание «чудесного»)

  • Преждевременное решение проблемы

  • Постановка невыполнимых целей

4 шаг

Выработка альтернатив

(что еще можно предложить?)

  • Анализ и проигрывание различных вариантов. Эксперимент с клиентом с его реальностью.

  • Поиск максимально простого решения.

  • Избегание блокировки при наборе альтернатив

  • Разные шкалы оценки правильности альтернативных решений.

  • Неприемлемость вариантов по культурным мотивам.

  • Боязнь моделировать варианты (Помощь воображения, которое все позволяет)

  • Потребность в совете.

5 шаг

«Вы будете это делать?»

(Переход от размышления к поступку)

  • Создание условий для изменения мыслей, чувств, действий.

  • Бездеятельность клиента

  • Страх что-либо менять

  • Страх перемен распорядка жизни

  • Страх внутренне измениться

  • Неполный учет индивидуальностей.

Самостоятельная работа №8.Проектирование траектории личностно-профессионального развития себя как будущего консультанта.

После семинарского занятия, где осуществляется личностное самоопределение к позиции и деятельности консультанта, предлагается спроектировать траекторию личностно-профессионального развития себя как будущего консультанта. Для этого можно использовать составленную «модель профессионального консультанта», отметив в ней уже имеющиеся знания, умения, навыки и личностные качества, позволяющие эффективно совершать психологическое консультирование. По поводу недостающих знаний, умений, навыков и личностных качеств и совершается работа: необходимо найти средства, способы, методы, развивающие недостающие ЗУН и личностные качества, распланировать время.

.

Технологическая карта по изучению дисциплины «Психология консультирования»

Лекции

(24 часа)

Семинарские занятия

Деловые игры, тренинги

(24 часа)

Самостоятельная работа студентов

52 часов

Академическая

(24 часов)

Проектная

(28 часов)

1

Общие проблемы психологического консультирования: определение понятия и цели консультирования.

Психологический запрос.

Выбор темы и вида индивидуальной работы в курсе.

Изучение литературы по теме занятия.

Самоопределение к содержанию курса. Постановка цели.

Отличие психологического консультирования и психотерапии.

2

Задачи взаимодействия психолога и клиента. Основные причины обращения к психологу.

3

Профессиональная позиция консультанта. Теории личности и практика консультирования. Психологическое здоровье: структура, критерии нарушений, психолого-педагогические условия становления психологически здоровой личности.

Роль и место консультанта в консультировании. Требования к личности консультанта.

Изучение литературы по теме занятия.

Проектирование модели профессионального консультанта.

4

Этические принципы в консультировании.

Изучение литературы по теме занятия.

Самоопределение к теоретической модели консультирования

5

Консультативный контакт. Физический и эмоциональный компоненты терапевтического климата.

Навыки создания и поддержания консультативного контакта.

Изучение литературы по теме занятия.

Проектирование упражнений по развитию навыков создания и поддержания консультативного контакта.

6

Навыки создания и поддержания обоюдного контакта: вербальное общение, невербальное общение, слушание клиента, эмпатия.

7

Процесс психологического консультирования. Психологический анамнез.

Психологический анамнез.

Изучение литературы по теме занятия.

Анализ ситуации сбора психологического анамнеза.

8

Основные процедуры и техники психологического консультирования.

Изучение литературы по теме занятия.

Проектирование упражнений отработки процедур и техник психологического консультирования.

9

Перенос и контрперенос в психологическом консультировании.

Практикум по отработке техник консультирования.

Изучение литературы по теме занятия.

10

Интервью – основной метод психологического консультирования.

11

Специфика проблемно-ориентированного подхода в психологическом консультировании. Этапы проблемного анализа.

Интервью – основной метод психологического консультирования.

Изучение литературы по теме занятия.

Проектирование типичных «ошибок» начинающих консультантов.

12

Возможные ошибки в интервью и пути их профилактики.

13

Специфические проблемы в консультировании: тревожные клиенты, страхи и фобии, враждебно и агрессивно настроенные клиенты.

Отработка ситуаций консультирования.

Изучение литературы по теме занятия.

Анализ ситуации консультирования

14

Специфические проблемы в консультировании: немотивированные клиенты, переживание чувства вины, переживание утраты, суицид.

15

Супервизорство как институт профессионального взаимодействия консультантов.

Отработка ситуаций консультирования.

Проектирование траектории личностно-профессионального развития себя как будущего консультанта.

16

Личностное самоопределение к позиции консультанта.

Экзамен.

Защита итоговой индивидуальной работы. Подготовка к экзамену.

  1. Учебно-методический комплекс дисциплины телефонное консультирование Для специальностей

    Учебно-методический комплекс
    Дисциплина «Телефонное консультирование» входит в состав дисциплин специализации по направлению «Социальная психология» основной образовательной программы, учебного плана по специальности «Психология» гуманитарного факультета НФИ КемГУ.
  2. Учебно-методический комплекс дисциплины психология семьи Для специальностей

    Учебно-методический комплекс
    Рабочая программа составлена на основании требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по дисциплине «Психология семи» (ОПД.
  3. Учебно-методический комплекс дисциплины управленческое консультирование Для специальностей

    Учебно-методический комплекс
    Рабочая программа составлена на основании требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по дисциплине «Управленческое консультирование» (ДС.
  4. Учебно-методический комплекс дисциплины психология политики Для специальностей

    Учебно-методический комплекс
    Политика – непрерывный, постоянный процесс, который оказывает прямое влияние как на жизнь общества, так и на общественно-профессиональную работу выпускника университета.
  5. Учебно-методический комплекс дисциплины психология общения Для специальностей

    Учебно-методический комплекс
    Дисциплина «Психология общения» входит в состав дисциплин специализации по направлению «Социальная психология» основной образовательной программы, учебного плана по специальности «Психология» гуманитарного факультета НФИ КемГУ.
  6. Учебно-методический комплекс дисциплины психология управления Для специальностей (1)

    Учебно-методический комплекс
    Дисциплина «Психология управления» входит в состав общепрофессиональных дисциплин регионального компонента (0ПД. Р.) основной образовательной программы, учебного плана по специальности 030301 «Психология» гуманитарного факультета НФИ КемГУ.
  7. Учебно-методический комплекс дисциплины психология управления Для специальностей (2)

    Учебно-методический комплекс
    Рабочая программа составлена на основании требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по дисциплине «Психология управления» (ФТД.
  8. Учебно-методический комплекс дисциплины «психологическое консультирование» для студентов психологического факультета Специальность 031900, квалификация специалиста

    Учебно-методический комплекс
    Настоящая программа, разработана для студентов факультета «Специальная психология и специальная педагогика», изучающих курс «Психологическое консультирование».
  9. Учебно-методический комплекс дисциплины «психология семьи»

    Учебно-методический комплекс
    Курс «Психология семьи» является вводным в курс «Основы психотерапии и семейного консультирования» . Курс знакомит студентов с основами психологии семьи.

Другие похожие документы..