Учебно-методический комплекс дисциплины психология консультирования Для специальностей

Творческие разработки по теме №6.

Студентам предлагается описать специфику работы с различными типами психологических затруднений клиентов (по выбору):

  • коррекция способностей (интеллектуальных, мнемических);

  • проблемы развития коммуникативных способностей;

  • улучшение организаторских способностей;

  • развитие социальных способностей у клиента;

  • по коррекции черт характера;

  • по развитию воли;

  • по совершенствованию деловых качеств характера;

  • по потребностно-мотивационным проблемам;

  • регуляции эмоциональной сферы личности;

  • помощь в выборе профессии, условий и места работы;

и т.д.

Темы индивидуальных работ

  1. История психологического консультирования.

  2. Профессиональная подготовка психолога-консультанта.

  3. Виды психологического консультирования.

  4. Этапы и процедуры психологического консультирования.

  5. Организация работы психологической консультации.

  6. Основные проблемы в межличностных отношениях людей.

  7. Основные вопросы семейного консультирования.

  8. Консультирования по вопросам взаимоотношения супругов с их родителями.

  9. Консультирование по вопросам детско-родительских отношений.

  10. Психолого-педагогическое консультирование родителей детей – младших школьников.

  11. Решение психолого-педагогических проблем подросткового возраста.

  12. Консультирование родителей юношей и девушек.

  13. Консультирование по оптимизации работоспособности.

  14. Консультирование по вопросам профессионального самоопределения.

  15. Управленческое консультирование.

  16. Результативность психологического консультирования.

  17. Тестовые методики в ситуации психологического консультирования.

  18. Основные вопросы психологического консультирования по коммуникативным проблемам.

  19. Особенности консультирования клиентов в психодинамических теориях.

  20. Особенности консультирования клиентов в гештальт-психологии.

  21. Особенности консультирования клиентов в транзактном анализе.

  22. Особенности консультирования клиентов в направлении психогенетики.

  23. Особенности консультирования клиентов в бихевиоризме.

  24. Особенности консультирования клиентов в гуманистической психологии.

  25. Особенности консультирования клиентов в экзистенциальной психологии.

Тематический план (для заочной формы обучения)

Темы

Объем

часов

Лекц-

ии

Семинар

занятия

Самостоятельная работа

1

Первый раздел: Общие проблемы психологического консультирования

Тема 1. Цели и задачи психологического консультирования.

Тема 2. Теории личности и практика консультирования.

Тема 3. Задачи взаимодействия психолога и клиента. Психологический запрос.

8

2

6

2

Второй раздел: Роль и место консультанта в консультировании.

Тема 1. Требования к личности консультанта. Система ценностей консультанта.

Тема 2. Этические принципы в психологическом консультировании.

Тема 3. Влияние профессиональной деятельности на личность консультанта: явление «профессионального выгорания».

8

2

6

3

Третий раздел: Консультативный контакт

Тема 1. Физические компоненты терапевтического климата.

Тема 2. Эмоциональные компоненты терапевтического климата.

Тема 3. Перенос и контрперенос в психологическом консультировании.

8

2

6

4

Четвертый раздел: Процесс психологического консультирования.

Тема 1. Психологический анамнез. Тема 2. Основные процедуры и техники консультирования.

Тема 3. Интервью – основной метод консультирования.

8

8

5

Пятый раздел: Специфика проблемно- ориентированного подхода в психологическом консультировании.

Тема 1. Этапы проблемного анализа.

Тема 2. Супервизорство как институт профессионального взаимодействия.

8

8

6

Шестой раздел: Специфические (типовые) проблемы в консультировании.

8

8

Контрольная работа

20

Подготовка к экзамену

32

Технологическая карта по дисциплине «Психология консультирования»

(для заочной формы обучения)

Лекции

(4 часа)

Семинарское занятие

(2 часа)

Самостоятельная работа студентов

(94 часа)

1

Общие проблемы психологического консультирования: определение понятия и цели консультирования. Задачи взаимодействия психолога и клиента. Основные причины обращения к психологу. Профессиональная позиция консультанта. Теории личности и практика консультирования. Психологическое здоровье: структура, критерии нарушений, психолого-педагогические условия становления психологически здоровой личности.

1. Личностное самоопределение к позиции консультанта.

2. Супервизорство как институт профессионального взаимодействия консультантов.

Выполнение контрольной работы.

2

Консультативный контакт. Физический и эмоциональный компоненты терапевтического климата. Процесс психологического консультирования. Психологический анамнез. Интервью – основной метод психологического консультирования.

Подготовка к экзамену.

Экзамен.

Вопросы к зачёту (для заочной формы обучения):

  1. Определение психологического консультирования.

  2. Отличие психологического консультирования от психотерапии.

  3. Цели и задачи психологического консультирования.

  4. Виды психологического консультирования.

  5. Психологический запрос, формы и методы работы с ним.

  6. Основные причины обращения к психологу-консультанту.

  7. Личностные качества психолога-консультанта.

  8. Система ценностей консультанта.

  9. Этические принципы в психологическом консультировании.

  10. Определение консультативного контакта. Характерные черты консультативного контакта.

  11. Роль и значение консультативного контакта в различных психологических направлениях.

  12. Физические компоненты консультативного контакта.

  13. Структурирование пространства консультирования.

  14. Структурирование времени консультирования.

  15. Эмоциональные компоненты консультативного контакта.

  16. Навыки создания и поддержания консультативного контакта.

  17. Явление переноса в психологическом консультировании.

  18. Явление контрпереноса в психологическом консультировании.

  19. Психологический анамнез.

  20. Основные процедуры и техники психологического консультирования.

  21. Интервью – основной метод психологического консультирования.

  22. Супервизорство как институт профессионального взаимодействия психологов-консультантов.

  23. Особенности психологического консультирования личностных проблем.

  24. Особенности психологического консультирования тревожных клиентов.

  25. Особенности психологического консультирования агрессивных клиентов.

  26. Особенности психологического консультирования суицидальных клиентов.

  27. Особенности психологического консультирования «немотивированных» клиентов.

  28. Особенности психологического консультирования межличностных проблем.

  29. Особенности психологического консультирования семейных проблем.

  30. Особенности психологического консультирования возрастных проблем.

Контрольная работа студентов заочной формы обучения по дисциплине «Психология консультирования» заключается в написании реферата по следующим темам (по номеру зачетной книжки):

  1. Консультирование по проблемы в межличностных отношениях людей.

  2. Особенности семейного консультирования.

  3. Консультирования по вопросам взаимоотношения супругов с их родителями.

  4. Консультирование по вопросам детско-родительских отношений.

  5. Психолого-педагогическое консультирование родителей детей – младших школьников.

  6. Особенности психологического консультирования возрастных проблем: «трудные» подростки.

  7. Консультирование родителей юношей и девушек.

  8. Консультирование по оптимизации работоспособности.

  9. Консультирование по вопросам профессионального самоопределения.

  10. Особенности психологического консультирования по коммуникативным проблемам.

  11. Особенности психологического консультирования тревожных клиентов.

  12. Особенности психологического консультирования суицидальных клиентов.

  13. Особенности психологического консультирования возрастных проблем: кризис трех лет.

  14. Особенности психологического консультирования в ситуациях острого горя.

  15. Особенности психологического консультирования возрастных проблем: проблемы юношеского самоопределения.

  16. Особенности психологического консультирования возрастных проблем: потеря смысла жизни (кризис середины жизни).

  17. Особенности психологического консультирования: алкогольные проблемы.

  18. Особенности телефонного консультирования.

  19. Особенности психологического консультирования: проблемы личностного развития.

  20. Особенности психологического консультирования: переживание чувства вины – невротическая вина.

  21. Особенности психологического консультирования: переживание чувства вины – экзистенциальная вина.

  22. Особенности психологического консультирования: страхи и фобии.

  23. Особенности психологического консультирования: игровая зависимость.

  24. Особенности психологического консультирования: психосоматические расстройства.

  25. Особенности психологического консультирования: сексуальные проблемы.

Написание реферата состоит из трех этапов:

1 этап: Анализ литературных источников по теме реферативной работы.

2 этап: Проектирование ситуации консультирования в соответствии с темой реферативной работы (например, консультирование в ситуациях острого горя: продолжительность консультирования, особенности контакта с клиентами, переживающими острое горе, психологические методики, техники работы с острым горем и т.д.)

3 этап: Консультация у профессионального консультанта по специфике консультирования проблемы, заявленной темы реферата (например, особенности консультирования клиентов, переживающих острое горе).

Методические указания

  1. Учебно-методический комплекс дисциплины телефонное консультирование Для специальностей

    Учебно-методический комплекс
    Дисциплина «Телефонное консультирование» входит в состав дисциплин специализации по направлению «Социальная психология» основной образовательной программы, учебного плана по специальности «Психология» гуманитарного факультета НФИ КемГУ.
  2. Учебно-методический комплекс дисциплины психология семьи Для специальностей

    Учебно-методический комплекс
    Рабочая программа составлена на основании требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по дисциплине «Психология семи» (ОПД.
  3. Учебно-методический комплекс дисциплины управленческое консультирование Для специальностей

    Учебно-методический комплекс
    Рабочая программа составлена на основании требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по дисциплине «Управленческое консультирование» (ДС.
  4. Учебно-методический комплекс дисциплины психология политики Для специальностей

    Учебно-методический комплекс
    Политика – непрерывный, постоянный процесс, который оказывает прямое влияние как на жизнь общества, так и на общественно-профессиональную работу выпускника университета.
  5. Учебно-методический комплекс дисциплины психология общения Для специальностей

    Учебно-методический комплекс
    Дисциплина «Психология общения» входит в состав дисциплин специализации по направлению «Социальная психология» основной образовательной программы, учебного плана по специальности «Психология» гуманитарного факультета НФИ КемГУ.
  6. Учебно-методический комплекс дисциплины психология управления Для специальностей (1)

    Учебно-методический комплекс
    Дисциплина «Психология управления» входит в состав общепрофессиональных дисциплин регионального компонента (0ПД. Р.) основной образовательной программы, учебного плана по специальности 030301 «Психология» гуманитарного факультета НФИ КемГУ.
  7. Учебно-методический комплекс дисциплины психология управления Для специальностей (2)

    Учебно-методический комплекс
    Рабочая программа составлена на основании требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по дисциплине «Психология управления» (ФТД.
  8. Учебно-методический комплекс дисциплины «психологическое консультирование» для студентов психологического факультета Специальность 031900, квалификация специалиста

    Учебно-методический комплекс
    Настоящая программа, разработана для студентов факультета «Специальная психология и специальная педагогика», изучающих курс «Психологическое консультирование».
  9. Учебно-методический комплекс дисциплины «психология семьи»

    Учебно-методический комплекс
    Курс «Психология семьи» является вводным в курс «Основы психотерапии и семейного консультирования» . Курс знакомит студентов с основами психологии семьи.

Другие похожие документы..