Учебно-методический комплекс дисциплины психология консультирования Для специальностей

Планы семинарских и практических занятий.

Семинарское занятие №1. Психологический запрос.

Вопросы:

  1. Что такое психологический запрос?

  2. Каковы основные задачи взаимодействия консультанта и клиента.

Самостоятельная работа: отличие психологического консультирования и психотерапии.

Литература:

Кочюнас Р. Основы психологического консультирования / Пер. с лит. – М.: Академический проект, 2000. с. 7–14.

Семинарское занятие №2. Роль и место консультанта в консультировании.

Вопросы:

  1. В чем основные функции консультанта в процессе консультирования?

  2. Каковы основные требования к личности консультанта?

Самостоятельная работа: проектирование модели профессионального консультанта.

Литература:

Кочюнас Р. Основы психологического консультирования / Пер. с лит. – М.: Академический проект, 2000. с. 22–32.

Семинарское занятие №3. Этические принципы в консультировании

Вопросы:

  1. Теории личности и практика консультирования.

  2. Система ценностей консультанта.

  3. Этические принципы психолога-консультанта.

Самостоятельная работа: самоопределение к теоретической модели консультирования.

Литература:

Кочюнас Р. Основы психологического консультирования / Пер. с лит. – М.: Академический проект, 2000. с. 32–36; 227 – 233.

Семинарское занятие №4. Навыки создания и поддержания консультативного контакта.

Вопросы:

  1. Что такое консультативный контакт?

  2. Физические и эмоциональные компоненты терапевтического климата.

Самостоятельная работа: проектирование упражнений по развитию навыков создания и поддержания консультативного контакта.

Литература:

Кочюнас Р. Основы психологического консультирования / Пер. с лит. – М.: Академический проект, 2000. с. 64–72.

Семинарское занятие №5. Психологический анамнез.

Вопросы:

  1. Схема сбора психологического анамнеза.

  2. Практическая работа по сбору психологического анамнеза.

Самостоятельная работа: анализ ситуации сбора психологического анамнеза.

Литература:

Кочюнас Р. Основы психологического консультирования / Пер. с лит. – М.: Академический проект, 2000. с. 97–101.

Семинарское занятие №6-7. Основные процедуры и техники психологического консультирования.

Вопросы:

  1. Постановка вопросов.

  2. Ободрение и успокаивание.

  3. Отражение содержания: перефразирование и обобщение.

  4. Отражение чувств.

  5. Паузы молчания.

  6. Предоставление информации.

  7. Интерпретация.

  8. Конфронтация.

Самостоятельная работа: проектирование упражнений отработки процедур и техник психологического консультирования.

Литература:

Кочюнас Р. Основы психологического консультирования / Пер. с лит. – М.: Академический проект, 2000. с. 103–127.

Семинарское занятие №8-9. Интервью – основной метод психологического консультирования.

Вопросы:

  1. Содержание деятельности консультанта на каждом этапе интервью.

  2. Возможные «ошибки» в интервью и пути их профилактики.

  3. Практическая отработка модели интервью.

Самостоятельная работа: проектирование типичных «ошибок» начинающих консультантов.

Литература:

Кочюнас Р. Основы психологического консультирования / Пер. с лит. – М.: Академический проект, 2000. с. 127–141.

Семинарское занятие №10-11. Отработка ситуаций консультирования

Вопросы:

  1. Практическая работа в микрогруппах (3–4 человека) по отработке ситуаций психологического консультирования с анализом работы консультанта.

Самостоятельная работа: Анализ ситуации консультирования.

Литература:

Кочюнас Р. Основы психологического консультирования / Пер. с лит. – М.: Академический проект, 2000. с. 143–227.

Семинарское занятие №12. Личностное самоопределение к позиции консультанта.

Вопросы:

  1. Самоопределение к позиции консультанта:

Определенная позиция консультанта отчасти связана с типами консультирования. С одной стороны, позиция предполагает содержание действий консультанта, с другой – эмоциональный тон этих действий. Позиции, обусловленные содержанием, могут быть описаны следующим образом:

  • Консультант-советчик – дает клиенту информацию, прямые советы.

  • Консультант-помощник – оказывает помощь клиенту в нахождении «инсайта», внутреннего решения, в актуализации имеющихся внутренних ресурсов.

  • Консультант-эксперт – показывает клиенту возможные варианты решения проблемы, оценивает их совместно с клиентом и помогает ему выбрать наиболее адекватные.

Принимая во внимание эмоциональный тон действий консультанта, необходимо выделить следующие позиции:

  • взаимодействие на равных;

  • взаимодействие с позиции «сверху»;

  • взаимодействие с позиции «снизу».

Существуют директивные и недирективные модели психологической помощи, предусматривающие разный уровень активности или пассивности клиента и консультанта, приоритет в принятии решений. Согласно первой модели, основной акцент делается на активное вмешательство консультанта в ситуацию. Он советует, регламентирует, санкционирует и т.п. (однако общение не должно превращаться в манипулирование). Согласно второй - консультант при любых обстоятельствах предоставляет личности право оставаться такой, какая она есть, осуществить собственный выбор среди найденных совместно альтернатив.

  1. Ответьте на следующие вопросы:

Глубинное осознание специфики профессии консультанта должно быть связано с ответами на следующие вопросы:

  • Почему я выбрал профессию консультанта?

  • Какими потребностями определен мой выбор?

  • Какую пользу я стремлюсь извлечь из своей профессии?

  • Как я смогу сочетать свои потребности с потребностями клиентов?

Вопросы, касающиеся личности консультанта:

  • Какие у меня проблемы и как я их решаю?

  • Какое влияние эти проблемы могут оказать на мою работу?

  • Каковы мои ценности и как они сказываются на стиле консультирования?

  • Как я использую свою силу?

  • Каким людям я больше нравлюсь, и кто нравится мне?

  • Кому я не нравлюсь, и кто не нравится мне?

  • Какое впечатление я произвожу на других людей?

Самостоятельная работа: Проектирование траектории личностно-профессионального развития себя как будущего консультанта.

  1. Учебно-методические материалы по дисциплине:

Литература

Основная

  1. Кочюнас Р. Психологическое консультирование. М., 1998.

  2. Абрамова Г.С. Практикум по психологическому консультированию. М., Изд. Центр -2000

  3. Абрамова Г. С. Психологическое консультирование. Теория и опыт.- М. Изд. Цент «Академия»- 2000

  4. Елизаров А.П. Основы индивидуального и семейного консультирования- М – Ось-89- 2003- 336.

Дополнительная

  1. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. М., Межд. пед. академия, 1995.

  1. Айви А., Айви М., Саймэк-Даунинг Л. Консультирование и психотерапия. Сочетание методов, теории и практики. – Нью-Йорк.

  2. Алёшина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. – М.: Изд. центр консорциума «Социальное здоровье России», 1994.

  1. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. М., «Совершенство», 1997.

  2. Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидерс А.Г. Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психического развития детей, М., Изд-во МГУ, 1990.

  1. Васьковская С.В., Горностай П.П. Психологическое консультирование. Ситуационные задачи. Киев, Вища школа, 1996.

  1. Копьев А.Ф. Индивидуальное психологическое консультирование в контексте семейной психотерапии. – «Вопросы психологии», 1986, № 4, с.121–130.

  1. Мэй Р. Искусство психологического консультирования. – М.: Библиотека психологии и психотерапии, Независимая фирма «Класс», 1999.

  1. Немов Р.С. Основы психологического консультирования: Учебник для студентов высших учебных заведений. – М.: Владос, 1998.

  2. Общение и диалог в практике обучения, воспитания и психологической консультации. Под ред. А.А.Бодалёва и др. – М., 1984, с. 35–40

  3. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. – М.: «Просвещение», 1993.

  4. Рабочая книга школьного психолога. Под ред. И.В.Дубровиной. М. «Просвещение», 1991.

  5. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. – М.: Владос, 1995.

  6. Самоукина Н.В. Практический психолог в школе. М. ИНТОР. 1997.

  7. Степанов В.Г. Психология трудных школьников. – М.: Издательский центр «Академия», 1996.

  8. Столин В.В. Некоторые принципы психологического консультирования. «Семья и личность». – М., 1981.

  9. Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности. – М.: Изд-во «Институт практической психологии», 1996.

  10. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. – М.: Независимая фирма «Класс», 1999.

. Контрольные вопросы и контрольные срезы

Вопросы к зачёту

  1. Определение психологического консультирования.

  2. Отличие психологического консультирования от психотерапии.

  3. Цели и задачи психологического консультирования.

  4. Базовые теоретические принципы школы консультирования и психотерапии: психоаналитическое направление.

  5. Базовые теоретические принципы школы консультирования и психотерапии: терапия поведения.

  6. Базовые теоретические принципы школы консультирования и психотерапии: адлерианское направление.

  7. Базовые теоретические принципы школы консультирования и психотерапии: рационально-эмотивная терапия.

  8. Базовые теоретические принципы школы консультирования и психотерапии: клиент-центрированная терапия К. Роджерса.

  9. Базовые теоретические принципы школы консультирования и психотерапии: экзистенциальная терапия.

  10. Условия результативности психологического консультирования.

  11. Виды психологического консультирования.

  12. Личностно-ориетированное психологическое консультирование.

  13. Психологический запрос, формы и методы работы с ним.

  14. Основные причины обращения к психологу-консультанту.

  15. Общее профессиональное образование психолога-консультанта.

  16. Личностные качества психолога-консультанта.

  17. Система ценностей консультанта.

  18. Этические принципы в психологическом консультировании.

  19. Явления «профессионального выгорания» психолога-консультанта.

  20. Меры профилактики явления «профессионального выгорания».

  21. Определение консультативного контакта.

  22. Характерные черты консультативного контакта.

  23. Роль и значение консультативного контакта в различных психологических направлениях.

  24. Физические компоненты консультативного контакта.

  25. Структурирование пространства консультирования.

  26. Структурирование времени консультирования.

  27. Эмоциональные компоненты консультативного контакта.

  28. Навыки создания и поддержания консультативного контакта.

  29. Явление переноса в психологическом консультировании.

  30. Явление контрпереноса в психологическом консультировании.

  31. Психологический анамнез.

  32. Первая встреча в консультировании.

  33. Тестирование в практике психологического консультирования.

  34. Основные процедуры и техники психологического консультирования.

  35. Интервью – основной метод психологического консультирования.

  36. Специфика проблемно-ориентированного подхода в психологическом консультировании.

  37. Этапы проблемного анализа в психологическом консультировании.

  38. Супервизорство как институт профессионального взаимодействия психологов-консультантов.

  39. История супервизорства.

  40. Супервизорский процесс.

  41. Формы и виды супервизии.

  42. Явление обратной связи в психологическом консультировании и супервизии.

  43. Особенности психологического консультирования личностных проблем.

  44. Особенности психологического консультирования тревожных клиентов.

  45. Особенности психологического консультирования агрессивных клиентов.

  46. Особенности психологического консультирования суицидальных клиентов.

  47. Особенности психологического консультирования «немотивированных» клиентов.

  48. Особенности психологического консультирования межличностных проблем.

  49. Особенности психологического консультирования семейных проблем.

  50. Особенности психологического консультирования возрастных проблем.

Контрольная работа по теме №1.

    1. Дайте определение психологического консультирования.

    2. В чем отличие психологического консультирования от психотерапии?

    3. С какими методами практического воздействия на клиента применяется психологическое консультирование?

    4. Сравните базовые теоретические принципы основных школ консультирования и психотерапии.

    5. В чем задачи взаимодействия психолога-консультанта и клиента.

Контрольная работа по теме №2.

  1. Перечислите основные этические принципы консультирования. Дайте сравнительный анализ этических принципов в различных психологических школах.

  2. Создайте модель психолога-консультанта (профессиональные умения и навыки и личностные качества).

  3. Факторы, ведущие к «профессиональному выгоранию» и меры профилактики этого явления.

Контрольная работа по теме №3.

  1. Перечислите физические компоненты консультативного контакта, их значение в ситуации консультирования.

  2. Перечислите эмоциональные компоненты консультативного контакта, их значение в ситуации консультирования.

  3. Ценности и опасности явления «переноса» в консультировании.

  4. Докажите терапевтичность и антитерапевтичность контрпереноса.

Творческие разработки по теме №4.

Студенты готовят самостоятельные задания по основным процедурам и техникам психологического консультирования (теоретическое представление и упражнения по развитию данных техник):

  • вопросы;

  • открытые и закрытые вопросы;

  • ободрение и успокаивание;

  • паузы молчания в консультировании;

  • предоставление информации;

  • интерпретация;

  • конфронтация;

  • обратная связь;

  • самораскрытие.

Контрольная работа по теме №5.

Контрольная работа выполняется в форме письменного отчета, в котором анализируется консультативная сессия по этапам проблемного анализа.

  1. Учебно-методический комплекс дисциплины телефонное консультирование Для специальностей

    Учебно-методический комплекс
    Дисциплина «Телефонное консультирование» входит в состав дисциплин специализации по направлению «Социальная психология» основной образовательной программы, учебного плана по специальности «Психология» гуманитарного факультета НФИ КемГУ.
  2. Учебно-методический комплекс дисциплины психология семьи Для специальностей

    Учебно-методический комплекс
    Рабочая программа составлена на основании требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по дисциплине «Психология семи» (ОПД.
  3. Учебно-методический комплекс дисциплины управленческое консультирование Для специальностей

    Учебно-методический комплекс
    Рабочая программа составлена на основании требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по дисциплине «Управленческое консультирование» (ДС.
  4. Учебно-методический комплекс дисциплины психология политики Для специальностей

    Учебно-методический комплекс
    Политика – непрерывный, постоянный процесс, который оказывает прямое влияние как на жизнь общества, так и на общественно-профессиональную работу выпускника университета.
  5. Учебно-методический комплекс дисциплины психология общения Для специальностей

    Учебно-методический комплекс
    Дисциплина «Психология общения» входит в состав дисциплин специализации по направлению «Социальная психология» основной образовательной программы, учебного плана по специальности «Психология» гуманитарного факультета НФИ КемГУ.
  6. Учебно-методический комплекс дисциплины психология управления Для специальностей (1)

    Учебно-методический комплекс
    Дисциплина «Психология управления» входит в состав общепрофессиональных дисциплин регионального компонента (0ПД. Р.) основной образовательной программы, учебного плана по специальности 030301 «Психология» гуманитарного факультета НФИ КемГУ.
  7. Учебно-методический комплекс дисциплины психология управления Для специальностей (2)

    Учебно-методический комплекс
    Рабочая программа составлена на основании требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по дисциплине «Психология управления» (ФТД.
  8. Учебно-методический комплекс дисциплины «психологическое консультирование» для студентов психологического факультета Специальность 031900, квалификация специалиста

    Учебно-методический комплекс
    Настоящая программа, разработана для студентов факультета «Специальная психология и специальная педагогика», изучающих курс «Психологическое консультирование».
  9. Учебно-методический комплекс дисциплины «психология семьи»

    Учебно-методический комплекс
    Курс «Психология семьи» является вводным в курс «Основы психотерапии и семейного консультирования» . Курс знакомит студентов с основами психологии семьи.

Другие похожие документы..