Учебно-методический комплекс дисциплины психология консультирования Для специальностей

Раздел №1. Общие проблемы психологического консультирования

Тема 1. Цели и задачи психологического консультирования

Определение психологического консультирования. Отличие психологического консультирования от психотерапии по целям, задачам, непрерывности и длительности контактов психолога с клиентом, по активности ролей, по их ответственности и стилю общения. Определение цели и задач психологического консультирования,их многообразие, различные цели взаимодействия психолога в процессе оказания психологической помощи. Прояснение проблемы клиента. Применение психологического консультирования вместе с другими методами практического психологического воздействия на клиента. Информирование клиента. Изучение клиента как личности. Психопрофилактическая работа консультанта с клиентом. Сообщение клиенту элементарных практических психологических знаний.

Тема 2. Теории личности и практика консультирования

Базовые теоретические принципы основных школ консультирования и психотерапии: психоаналитическое направление, адлерианское направление, терапия поведения, рационально-эмотивная терапия, ориентированная на клиента терапия, экзистенциальная терапия. Условия результативности психологического консультирования. Виды психологиче­ского консультирования, их классификация. Зависимость видов психологического консультирования от личностных особенностей клиента и от его проблем. Личностно-ориентированное психологическое консультирование, его специфика и разновидности.

Тема 3. Задачи взаимодействия психолога и клиента. Психологический запрос.

Действительность психологической проблемы клиента. Длительность психологической консультации. Возможность разногласий между консультантом и клиентом. Действия психолога в случае разногласий. Необходимость соблюдения клиентом рекомендаций психолога. Благоприятная обстановка для проведения психологического консультирования. Психологический запрос, формы и методы работы с ним. Основные причины обращения к психологу: тревога; сомнения, неуверенность; уныние; потрясение; круг конфликта; поиск участия; управление – манипуляция.

Раздел №2. Роль и место консультанта в консультировании.

Тема 1. Требования к личности консультанта. Система ценностей консультанта.

Понятие об общем профессиональном образовании психолога-консультанта. Личностные качества психолога-консультанта: аутентичность, открытость собственному опыту, развитие познания себя, сила личности и идентичность, толерантность к неопределенности, принятие личной ответственности, глубокие отношения с другими людьми, постановка реалистических целей, эмпатия. Три постулата зрелости психологического консультирования: внутренняя зрелость консультанта; межличностная зрелость консультанта; зрелость консультанта – это процесс, а не состояние. Система ценностей консультанта.

Тема 2. Этические принципы в психологическом консультировании.

Этические принципы в психологическом кон­сультировании. Ответственность перед клиентом за результаты психологического консультирования. Сохранение в тайне личных сведений о клиенте (конфиденциальность). Взаимоотношения консультанта и клиента в ходе консультаций.

Тема 3. Влияние профессиональной деятельности на личность консультанта: явление«профессионального выгорания».

Явление «профессионального истощения». Основные причины: монотонность работы; вкладывание в работу больших личностных ресурсов; строгая регламентация времени работы; работа с немотивированными клиентами; напряженность и конфликты среди коллег; нехватка самовыражения личности на работе; работа без возможности профессионального совершенствования; нерешенные конфликты личности консультанта. Факторы развития «профессионального истощения»: личностный, ролевой, организационный. Предупреждение и профессиональная помощь при явлении «профессионального истощения».

Раздел №3. Консультативный контакт

Тема 1. Физические компоненты терапевтического климата.

Определение консультативного контакта.Характерные черты консультативного контакта: (эмоциональность, интенсивность, динамичность, конфиденциальность, оказание поддержки, добросовестность). Роль и значение консультативного контакта в различных психоло­гических направлениях. Физические компоненты терапевтического климата.Обстановка консультирования. Общие вопросы подготовки к психологическому консультированию. Выбор и оборудование помещения для проведения психологического консультирования. Техническое оборудование психологической консультации. Оформление помещения консультации, подготовка помещения консультации к проведению психологического консультирования. Структурирование консультативного пространства: встреча клиента, знакомство, позиция сидения консультанта и клиента, дистанция между консультантом и клиентом, физическое прикосновение к клиенту. Структурирование времени консультирования: оптимальный режим работы психологической консультации для клиентов, внутренний режим работы психологической консультации для сотрудников. Режим индивидуальной работы психолога-консультанта. Общая продолжительность консультирования. Частота встреч консультанта и клиента.

Тема 2. Эмоциональные компоненты терапевтического климата.

Создание обоюдного доверия. Ответственность консультанта. Вопросы, объясняющие условия возникновения взаимного доверия. Установки консультанта в отношении клиентов. Искренность консультативного контакта (конгруэнтность). Степень искренности консультанта в различных психологических направлениях.

Эмпатия в консультировании. Безоценочное «вхождение» в мир клиента. Идентификация консультанта с клиентом. Степень идентификации. Передача эмпатии клиенту. Способы демонстрации эмпатичного понимания (молчание, отражение чувств, своевременная интерпретация, метафора и т.д.). Позитивное уважение клиента. Уровень уважения. Безусловность уважения.

Навыки создания и поддержания консультативного контакта. Невербальное общение: структурирование невербального общения; невербальное поведение и структурирование времени; невербальное общение с использованием голоса; невербальное общение и структурирование окружения. Несоответствие вербального и невербального поведения клиентов. Интерпретация невербального поведения. Условия физического пребывания консультанта и клиента. Вербальное общение: активное слушание клиента; эмпатия.

Тема 3. Перенос и контрперенос в психологическом консультировании

Перенос в консультировании. Определение переноса. Перенос как универсальный ком­понент консультативного контакта. Черты переноса. Ценность переноса в консультировании. Проблема нерешенного переноса. Контрперенос.Определение контрпереноса, тотальное и классическое. Формы контрпереноса. Терапевтичность и антитерапевтичность контрпереноса.

Раздел № 4.Процесс психологического консультирования

Тема 1. Психологический анамнез. Семейное положение, профессия, образование. Актуальные проблемы и нарушения. Психосоциальный анамнез (значимые межличностные отношения).

Первая встреча в консультировании. Место и приемы встречи клиента в психологическом консультировании. Внешний вид психолога-консультанта. Личное знакомство психолога-консультанта с клиентом. Формы речевого этикета (приветствие, приглашение, обращение, знакомство, выражение радости, удовольствия от беседы). Приемы психологической вербальной поддержки клиента. Ознакомление клиента с процедурой психологического консультирования. Сопротивление клиента. Ответственность консультанта и клиента. Основные цели первой консультативной встречи.

Тестирование в практике психологического консультирования. Индивидуальность проблемы клиента. Проведение постконсультационной психодиагностики клиента. Важность органического включения процедуры тестирования в процесс психологического консультирования. Информирование клиента о результатах его психологического тестирования.

Тема 2. Основные процедуры и техники консультирования

Постановка вопросов. Закрытые и открытые вопросы. Обоснованность вопроса. Правила постановки вопросов. Ободрение и успокаивание. Отражение содержания: перефразирование и обобщение. Отражение и обобщение чувств. Паузы молчания в консультировании. Важнейшие смыслы молчания. Терапевтическая ценность молчания. Представление информации. Интерпретация. Типы интерпретации. Конфронтация. Основные случаи конфронтации в консультировании. Чувства консультанта и самораскрытие. Структурирование консультирования.

Тема 3. Интервью – основной метод консультирования

Отличие интервью от других методов работы психолога. Зависимость целей интервью от теоретической направленности консультанта. Стадии интервью: первая стадия – структурирование, достижение взаимопонимания – «Привет!». Вторая стадия – сбор информации, выделение проблемы – «В чем проблема?». Третья стадия – определение желаемого результата – «Чего вы хотите добиться?». Четвертая стадия – выработка альтернативных решений – «Что еще можно сделать?». Пятая стадия – обобщение, переход от обучения к действию – «Вы будете это делать?». Практическая отработка модели интервью (консультант, клиент и наблюдатели). Возможные ошибки в интервью и пути их профилактики: отсутствие личностного обращения к интервьюируемому; поучения, советы; избыточная личная заинтересованность в содержании интервью; использование специальной терминологии; навязывание мнения; эмоциональное воздействие через оценку личностных качеств; отсутствие четких целей в интервью.

Раздел № 5. Специфика проблемно- ориентированного подхода в психологическом консультировании.

Тема 1. Этапы проблемного анализа.

  • Анализ содержания жалобы клиента. Субъективный и объективный анализ, локус жалобы. Самодиагноз, психологический запрос, подтекст жалобы или скрытое её содержание;

  • Анализ психологической ситуации. Определение обстоятельств, условий и факторов развития проблемы. Участники проблемной ситуации. Прогнозирование возможного развития ситуации. Причинно-следственное моделирование развития ситуации.

  • Анализ психологических проблем. Первичные психологические гипотезы. Идентификация проблем и трудностей клиента. Осуществление психодиагностики. Корректировка гипотез. Формулирование психологического диагноза. Формулирование психологического заключения. Сотрудничество со специалистами других сфер деятельности;

  • Формулирование терапевтической задачи. Констатация потребности в помощи. Пути дос­тижения конкретных изменений. Способы эффективного решения психологических проблем. Оценка психологического прогноза. Оценка реальных условий и возможностей решения консультативной задачи.

  • Решение терапевтической задачи. Выработка тактики коррекционных действий. Способы и средства психологической помощи. Самостоятельное решение клиентом своих психологических проблем. Принятие ответственности. Анализ результативности психологической помощи.

Тема 2. Супервизорство как институт профессионального взаимодействия

История супервизорства. Начальный этап супервизорского процесса. Супервизорский процесс: границы профессионального и личностного отношений. Вопросы самооценки супервизируемого. Самооценка и роль супервизора.

Раздел №6. Специфические (типовые) проблемы в консультировании

Ситуации и общие практические рекомендации по психологическому консультированию, связанному с развитием личности клиента, по проблемам, связанным с личными жизненными неудачами. Личностная психологическая проблематика. Практические рекомендации по психологическим защитам личности. Практические рекомендации по коммуникативному и социально-перцептивному психологическому консультированию. Практические рекомендации по проблемам межличностного консультирования. Практические рекомендации по проблемам семейного общения. Практические рекомендации по вопросам возрастного консультирования. Практические рекомендации по проблемам самочувствия, эмоций и состояния здоровья. Практические рекомендации по проблемам саморегуляции в деловых отношениях, по деловому психологическому консультированию. Практические рекомендации по проблемам мотивации. Оценивание результатов психологического консультирования. Роль супервизии в консультативной работе, в подготовке консультантов.

  1. Учебно-методический комплекс дисциплины телефонное консультирование Для специальностей

    Учебно-методический комплекс
    Дисциплина «Телефонное консультирование» входит в состав дисциплин специализации по направлению «Социальная психология» основной образовательной программы, учебного плана по специальности «Психология» гуманитарного факультета НФИ КемГУ.
  2. Учебно-методический комплекс дисциплины психология семьи Для специальностей

    Учебно-методический комплекс
    Рабочая программа составлена на основании требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по дисциплине «Психология семи» (ОПД.
  3. Учебно-методический комплекс дисциплины управленческое консультирование Для специальностей

    Учебно-методический комплекс
    Рабочая программа составлена на основании требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по дисциплине «Управленческое консультирование» (ДС.
  4. Учебно-методический комплекс дисциплины психология политики Для специальностей

    Учебно-методический комплекс
    Политика – непрерывный, постоянный процесс, который оказывает прямое влияние как на жизнь общества, так и на общественно-профессиональную работу выпускника университета.
  5. Учебно-методический комплекс дисциплины психология общения Для специальностей

    Учебно-методический комплекс
    Дисциплина «Психология общения» входит в состав дисциплин специализации по направлению «Социальная психология» основной образовательной программы, учебного плана по специальности «Психология» гуманитарного факультета НФИ КемГУ.
  6. Учебно-методический комплекс дисциплины психология управления Для специальностей (1)

    Учебно-методический комплекс
    Дисциплина «Психология управления» входит в состав общепрофессиональных дисциплин регионального компонента (0ПД. Р.) основной образовательной программы, учебного плана по специальности 030301 «Психология» гуманитарного факультета НФИ КемГУ.
  7. Учебно-методический комплекс дисциплины психология управления Для специальностей (2)

    Учебно-методический комплекс
    Рабочая программа составлена на основании требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по дисциплине «Психология управления» (ФТД.
  8. Учебно-методический комплекс дисциплины «психологическое консультирование» для студентов психологического факультета Специальность 031900, квалификация специалиста

    Учебно-методический комплекс
    Настоящая программа, разработана для студентов факультета «Специальная психология и специальная педагогика», изучающих курс «Психологическое консультирование».
  9. Учебно-методический комплекс дисциплины «психология семьи»

    Учебно-методический комплекс
    Курс «Психология семьи» является вводным в курс «Основы психотерапии и семейного консультирования» . Курс знакомит студентов с основами психологии семьи.

Другие похожие документы..