Комитет общего и профессионального образования ленинградской области

КОМИТЕТ ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования

«Ленинградский областной институт развития образования»

О преподавании предметов естественно-математического цикла в общеобразовательных учреждениях
Ленинградской области
в 2011-2012 учебном году

математика, физика, химия, география, биология, информатика и ИКТ

Санкт-Петербург

2011

Печатается по решению Редакционно-издательского совета Ленинградского областного института развития образования.

Авторский коллектив:

п. I-VII: А.Г. Введенская, С.В. Голубева, Е.Ю. Лукичёва,

З.А. Томанова, М.А. Шаталов, И.А. Яковлева.

п. VIII: С.В. Голубева, Е.Ю. Лукичёва.

п. IX: И.А. Яковлева.

п. X: А.Г. Введенская.

п. XI: А.Н. Любарский.

п. XII: З.А. Томанова.

п. XIII: М.А. Горюнова.

О преподавании предметов естественно-математического цикла в общеобразовательных учреждениях Ленинградской области в 2011-2012 учебном году: Математика. Физика. Химия. География. Биология. Информатика и ИКТ. Сборник инструктивно-методических материалов / Под общ. ред. М.А. Шаталова. – СПб.: ЛОИРО, 2011. – __ с.

ISBN

СОДЕРЖАНИЕ

I. Нормативное поле современного естественно-математического образования . . . . .

1.1. Нормативно-правовые акты Федерального уровня . . . . . .

1.2. Информационно-методические материалы Федерального уровня . . . . .

1.3. Нормативно-правовые акты регионального уровня . . . . .

1.4. Информационно-методические материалы регионального уровня . . . . .

II. Стратегические задачи деятельности общеобразовательных учреждений в 2011-2012 учебном году . . . . .

III. Календарный график работы общеобразовательного учреждения . . . . . . . .

IV. Разработка образовательных программ и учебных планов . . . .

4.1. Реализация Федерального компонента базисного учебного плана . . . .

4.2. Реализация регионального компонента базисного учебного плана . . . . .

4.3. Элективные курсы . . . . . .

4.4. Рабочая программа по предмету . . . . .

V. Оценивание достижений учащихся . . . . .

VI. Организация работы по подготовке к ГИА (9 класс) и ЕГЭ (11 класс) . . . .

VII. Паспорт учебного кабинета . . . . .

VIII. Предметная область «МАТЕМАТИКА» . . . . .

8.1. Введение . . . .

8.2. Основные нормативные документы . . . .

8.3. Методические особенности обучения математике в 2011-2012 учебном году . . . .

8.4. Методические рекомендации руководителям общеобразовательных учреждений . . .

8.5. Методические рекомендации учителям математики . . . .

8.6. Электронные и цифровые ресурсы в помощь учителю математики . . . .

8.7. Математика в профильных классах и классах с углубленным изучением предмета . . . .

8.8. Оценивание знаний и умений учащихся по математике . . . .

8.9. Характер и объем домашних заданий по математике . . . .

IX. Предметная область «ФИЗИКА» . . . .

9.1. Подходы к выбору учебника . . . .

9.2. Особенности обучения физике по программам разного уровня . . . .

9.3. Рекомендации по выполнению практической части программ . . . . .

9.4. Рекомендации по подготовке к ЕГЭ и ГИА . . . .

9.5. Цифровые образовательные ресурсы . . . . .

X. Предметная область «ХИМИЯ» . . . .

10.1. Курс химии в базисном учебном плане . . . . .

    1. Выбор УМК по химии . . . .

    2. Рекомендации по выполнению практической части учебной программы по химии . . .

10.4. Подготовка к ГИА и ЕГЭ по химии . . . .

10.5. Подготовка к муниципальному этапу Всероссийской олимпиады школьников по химии . . . . . .

10.6. Элективные курсы по химии . . . . .

10.7. Пропедевтические курсы . . . . .

10.8. Цифровые образовательные ресурсы . . . . . .

XI. Предметная область «ГЕОГРАФИЯ» . . . .

11.1. Концепция ФГОС и примерная программа по географии . . .

11.2. Рекомендации по оснащению кабинета географии в основной школе . . . .

XII. Предметная область «БИОЛОГИЯ» . . . .

12.1. Роль и место учебного предмета «Биология» в федеральном базисном учебном плане . . . . .

12.2. Рекомендации по использованию действующих учебников и УМК . . . .

12.3. Учебно-методический комплекс учебного предмета «Биология» . . . .

12.4. Цифровые образовательные ресурсы . . . .

12.5. Подготовка к экзаменам. ЕГЭ. ГИА . . . . .

12.6. Материально-техническое обеспечение преподавания биологии . . . . . .

12.7. Рекомендации по выполнению практической части программ по биологии . . . . .

12.8. Мониторинг учебной дисциплины . . . . .

XIII. Предметная область «ИНФОРМАТИКА и ИКТ» . . . .

13.1. Особенности курса «Информатика и ИКТ» . . . .

13.2. Подготовка к ЕГЭ и ГИА по информатике и ИКТ

13.3. Анализ заданий ЕГЭ 2011 года и выводы методического характера . . . .

13.4. Региональные ресурсы сетевого сопровождения учителей информатики и ИКТ …

13.5. Интернет-ресурсы . . . . .

ПРИЛОЖЕНИЯ . . . . .

Приложение 1. Федеральный перечень учебников, РЕКОМЕНДОВАННЫХ Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в общеобразовательных учреждениях на 2011-2012 учебный год (утверждён приказом Минобрнауки Российской Федерации №2080 от 24 декабря 2010 г.) . . . . .

Приложение 2. Федеральный перечень учебников, ДОПУЩЕННЫХ Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в общеобразовательных учреждениях на 2011-2012 учебный год (утверждён приказом Минобрнауки Российской Федерации №2080 от 24 декабря 2010 г.) . . . . . .

Приложение 3. Федеральный перечень учебников, РЕКОМЕНДОВАННЫХ Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, на 2011-2012 учебный год (утверждён приказом Минобрнауки Российской Федерации №2080 от 24 декабря 2010 г.) . . . . . .

Приложение 4. Федеральный перечень учебников, ДОПУЩЕННЫХ Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, на 2011-2012 учебный год

(утверждён приказом Минобрнауки Российской Федерации №2080 от 24 декабря 2010 г.) . . . . .

Приложение 5.Экзаменационные билеты по химии. 9 класс. . . . . . . .

I. Нормативное поле современного

естественно-математического образования.

Составлено по материалам приложения к письму

Комитета общего и профессионального образования

Ленинградской области №19-3236/11 от 07.06.2011 г.

2011-2012 учебный год сопряжён с поэтапным переходом на Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования второго поколения (далее – ФГОС). В этих условиях общеобразовательные учреждения должны строить свою деятельность на следующей нормативной основе:

1.1. Нормативно-правовые акты Федерального уровня.

  • Закон Российской Федерации «Об образовании» (№3266-1 от 10 июня 1992 г.; ред. №2-ФЗ 02 февраля 2011 г.).

  • Закон Российской Федерации «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (№83-ФЗ от 08 мая 2010 г.).

  • Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утверждена Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым. Приказ №Пр-271 от 04 февраля 2010 г.).

  • Постановление Правительства Российской Федерации «О порядке предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на выплату денежного вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам государственных образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений» (№1238 от 31 декабря 2010 г.).

  • Приказ Минобразования Российской Федерации «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (№1312 от 09 марта 2004 г.; последующие изменения применяются только для 2-11 классов).

  • Приказ Минобразования Российской Федерации «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (№1089 от 05 марта 2004 г.; с изм. №164 от 03 августа 2008 г., №427 от 19 октября 2009 г. – применяются только для 2-11 классов).

  • Приказ Минобрнауки Российской Федерации «Об утверждении Порядка проведения единого государственного экзамена» (№57 от 24 февраля 2009 г.; с изм. №170 от 09 марта 2010 г. и №1370 от 17 марта 2011 г.).

  • Приказ Минобрнауки Российской Федерации «Об утверждении Порядка проведения государственного выпускного экзамена» (№70 от 03 марта 2009 г.; с изм. №265 от 05 апреля 2010 г.).

  • Приказ Минобрнауки Российской Федерации «Об утверждении Порядка выдачи документов государственного образца об основном общем и среднем (полном) общем образовании, заполнения, хранения и учета соответствующих бланков документов» (№224 от 28 февраля 2011 г.).

  • Приказ Минобрнауки Российской Федерации «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников» (№2106от 28 декабря 2010 г.).

  • Приказ Минобрнауки Российской Федерации «Об утверждении федерального государственного стандарта основного общего образования» (№1897 от 17 декабря 2010 г.).

  • Приказ Минобрнауки Российской Федерации «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений» (№986 от 04 октября 2010 г.).

  • Приказ Минобороны России и Минобрнауки России «Об утверждении Инструкции об организации обучения граждан Российский Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах» (№96/134 от 24 февраля 2010 г.).

  • Постановление «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (№189 от 29 декабря 2010 г.; зарегистрированно в Минюсте России 03 марта 2011 г.; регистрационный номер 19993).

1.2. Информационно-методические материалы Федерального уровня.

  • Контрольно-измерительные материалы единого государственного экзамена по общеобразовательным предметам (2011, 2012 гг.).

  • Письмо Минобрнауки Российской Федерации «О методических рекомендациях по вопросам организации профильного обучения» (№03-412 от 04 марта 2010 г.).

  • Письмо Минобрнауки Российской Федерации «О методических рекомендациях по реализации элективных курсов» (№03-413 от 04 марта 2010 г.).

  • Письмо Минобрнауки России «О введении третьего часа физической культуры» (№ИК-1494/19 от 08 октября 2010 г.).

  • Письмо Минобрнауки Российской Федерации «Об использовании учебников и учебных пособий в образовательном процессе». Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2011-2012 учебный год (№03-105 от 10 февраля 2011 г.; перечни учебников утверждены приказом Минобрнауки России №2080 от 24 декабря 2010г., зарегистрированном Минюстом России 10 февраля 2011г., регистрационный номер 19776).

  • Письмо Минобрнауки Российской Федерации «О введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» (№03-225 от 19 апреля 2011 г.).

  • Письмо Минобрнауки Российской Федерации «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» (№03-296 от 12 мая 2011 г.).

  • Инструктивно-методических писем «О преподавании учебной дисциплины в общеобразовательных учреждениях области в 2011-2012 учебном году».

  • О проведении единого государственного экзамена в текущем учебном году (письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки).

1.3. Нормативно-правовые акты регионального уровня.

  • Областной закон Ленинградской области «Об утверждении нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности муниципальных общеобразовательных учреждений Ленинградской области на 2011 год и признании утратившими силу отдельных законодательных актов Ленинградской области» (№20-оз от 12 мая 2011 г.).

  • Постановление Правительства Ленинградской области «Об утверждении Порядка расходования и учета средств, предоставляемых в виду субсидий из областного бюджета Ленинградской области бюджетам муниципальных образований» (№89 от 15 апреля 2011 г.).

  • Приказ Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области «Об утверждении новой редакции концепции воспитания в Ленинградской области» (№35 от 25 января 2010 г.).

  • Распоряжение Комитета общего и профессионального образования «Об организации введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в системе образования Ленинградской области» (№297-р от 15 марта 2010 г.).

  • Распоряжение Комитета общего и профессионального образования «О перечне общеобразовательных учреждений Ленинградской области, реализующих федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования с 01 сентября 2010 года» (№1298-р от 15 июля 2010 г.).

  • План мероприятий по подготовке к введению федеральных государственных образовательных стандартов общего образования в системе образования Ленинградской области на 2011 год (утвержден председателем Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области 01 февраля 2011 г.).

  1. Комитет общего и профессионального образования ленинградской области (1)

    Документ
    Старайся делать для людей то, за что они прежде будут поносить тебя, а уже потом восхвалять; и никогда не делай ничего для того, за что тебя восхвалят, но в конце концов проклянут.
  2. Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области распоряжение

    Документ
    В соответствии с п.п. 16 п. 1 ст. 29 Закона Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 года № 3266-1, Положением о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений,
  3. Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области (2)

    Документ
    Приглашаем Вас принять участие в XIV междисциплинарной научно-практической конференции «Роль социальных институтов в профилактике наркозависимости среди подростков и молодёжи», которая состоится 14 марта 2012 года по адресу: 197136,
  4. Распоряжение комитета общего и профессионального образования Ленинградской области № от

    Документ
    В соответствии с планом работы Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области на 2011-2012 учебный год и в целях определения команд и классов общеобразовательных учреждений,
  5. Правила приема в автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина

    Правила приёма
    Автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ленинградский государственный университет имени А.С.Пушкина»имеет государственную лицензию на ведение образовательной деятельности № 103 от 17 сентября 2008
  6. Долгосрочная целевая программа «приоритетные направления развития образования ленинградской области на 2011-2015 годы» анализ ситуации и обоснование целей и задач программы

    Программа
    Государственная образовательная политика в ближайшие годы должна обеспечить качественное преобразование социально-экономической системы страны на основе повышения интереса человека в улучшении качества жизни, создать в системе образования
  7. Региональная целевая программа Информатизация системы образования Ленинградской области на 2002-2006 годы: первый год реализации

    Программа
    Все четыре направления работы одинаково важны и актуальны для современной системы образования, развивались одновременно и согласованно друг с другом. В 2002 году из годового бюджета программы израсходовано:
  8. «Об итогах развития системы образования Ленинградской области и перспективах на 2011 год»

    Тезисы
    2010 год стал первым годом реализации президентской образовательной инициативы «Наша новая школа», введения образовательных стандартов нового поколения в начальной школе, обсуждения нового "интегрированного" закона об образовании
  9. «Профессиональное образование: история и современность»

    Документ
    Готовность выпускников к успешной карьере – один из главных критериев качества профессионального образования. Сегодня основополагающим в профессиональном образовании признается компетентностный подход, предполагающий формирование компетентности

Другие похожие документы..